Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки История

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Трансформация массовой культуры российской молодежи в 90-е г. XX в.- начале XXI в. и ее изучение во внеурочной работе по истории в школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА.1. СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РФ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МОЛОДЕЖНУЮ КУЛЬТУРУ 10
1.1. Молодежная политика в конце XX– начале XXI вв. 10
1.2. Изменения в подходе к культуре в РФ 22
ГЛАВА.2. ТЕЧЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЕ В 90-Е Г. XX ВЕКА И НАЧАЛЕ XXI ВЕКА 27
2.1. Основные подходы к исследованию молодежных субкультур 27
2.2. Типологизация и классификация молодежной субкультуры 36
ГЛАВА 3. ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА В КОНЦЕ ХХ ВЕКА И НАЧАЛЕ XXI ВЕКА» 46
3.1. Направление, виды и формы внеурочной деятельности 46
3.2. Внеурочное мероприятие на тему «Молодежная культура в конце ХХ – начале XXI века» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Молодежь в любом обществе является носителем социально-экономического, культурного, демографического потенциала. Качество человеческого капитала в большой мере будет зависеть от того, насколько полно государство создаст условия для активного вовлечения молодежи в основные сферы общественной жизни.
Сегодняшняя молодежь, родившаяся, по сравнению со средним и старшим поколением, в другом государстве, с другим строем и ценностями, выросла в эпоху перемен, в период влияния западных идеалов. Новые идеи без труда приживались, благодаря многим факторам, начиная с того, что они коренным образом отличались от тех, что царили в обществе, и привлекали своей новизной и, заканчивая тем, что внедрение их было целенаправленным и системным.
Наиболее быстро происходит накопление и реализация негативного протестного потенциала, как правило, в молодежной среде в силу ее социальных характеристик и остроты восприятия окружающей обстановки. Это именно та часть общества, которая является благоприятным социумом для влияния социальных, политических, экономических и иных факторов, в наибольшей степени подвергающих разрушительному влиянию радикальных взглядов и убеждений.
Доказано, что влияние симбиоза социальных, политических, экономических и иных факторов на молодежную аудиторию, которая, как известно, наиболее подвержена разрушительному влиянию, приводит к легкому и быстрому формированию радикальных идеалов, убеждений и взглядов, а также возникновению многочисленных социально-опасных субкультур.
Большинство социально-опасных молодежных субкультур носят, как правило, неформальный характер, при этом на них свое влияние оказывают громкие лозунги, внешняя атрибутика и другие аксессуары, а члены таких субкультур, очень часто, не имеют представления об идеологической основе этих субкультур. И все выглядит, на первый взгляд, весьма безобидно, участвуя в субкультуре, подростки как бы приятно проводят время в кругу единомышленников и сверстников.
В современных, столь неспокойных условиях очень часто происходит широкое вовлечение молодых людей в криминальные группы, при котором изменяются ценностные ориентации, а это, в свою очередь, иллюстрирует криминализацию ряда сфер общественной жизни в молодежной среде, при этом значительная опасность исходит от зарубежных и религиозных организаций, различных сект, насаждающих религиозный фанатизм и экстремизм, пропагандирующих отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждой российскому обществу системы ценностей.
Все чаще мы слышим о маркерах «исламского фактора», представляющего собой пропаганду среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма, организацию выезда молодых мусульман на обучение в страны исламского мира, где осуществляется вербовочная работа со стороны представителей международных экстремистских и террористических организаций. Чем занимаются подобного рода организации – это всем известный факт.
Проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов – это тот «снежный ком» социальных проблем, которые приводят к обострению социальной напряженности в молодежной среде.
Степень изученности темы. Рассматриваемой проблематике посвящено много исследований в разных научных сферах.
Молодежь как определенная социально-демографическая группа уже достаточно давно является предметом изучения как российских, так и зарубежных философов, социологов, политологов, психологов, и педагогов. Данная тематика сегодня наиболее представлена в социологических работах (М. К. Горшков, Ю. Р. Вишневский, В. И. Добреньков, Ю. А. Зубок, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский, В. И. Чупров, Ф. Э. Шереги, В. З. Шурбе и др.), а также в трудах по социальной и возрастной психологии (Г. М. Андреева, И. С. Кон, А. В. Петровский, Б. Штецель, Э. Эриксон и др.). В то же время можно отметить, что научные подходы к обоснованию и анализу современной молодежной политики представлены значительно скромнее. Тем не менее, с 1990-х годов до наших дней различные аспекты и проблемы молодежной политики стали предметом исследований С. В. Алещенка, Н. Д. Бобковой, Б. А. Дейча, И. М. Ильинского, З. Н. Калининой, В. С. Пель, Н. Л. Смакотиной, Т. К. Ростовской, А. В. Шаронова и др.
К.В. Матис в своем исследовании выявил показатели социальной незрелости молодежи, ее неготовность к активному включению в социально-культурную деятельность. Вывод подтверждают гипотетические представления о том, что существующие адаптивные модели социализации личности не отвечают реальным требованиям современного российского общества .
Эксперты объясняют высокий уровень популярности социально опасных субкультур среди несовершеннолетних, целым рядом причин. Повышенный энергетический биопотенциал, неопределенность переходного этапа социализации, формирующийся социальный уровень, ощущение социального неравенства, трудности самоутверждения в мире взрослых и другие факторы выступают причинами высокой возрастной девиантности молодежи .
Объектом исследования выступает молодежная субкультура в России XX-XXI века.
Предмет исследования – особенности функционирования молодежных субкультур в России XX- XXI века.
Целью исследования является изучение особенностей трансформации массовой культуры российской молодежи и молодежной субкультуры в России.
Задачи исследования:
— выявить социально-духовные изменения в России в конце XX – начале XXI вв. и их влияние на молодежную культуру;
— рассмотреть критерии возрастной нижней и верхней границы на общепринятом мировом уровне;
— проанализировать акт «Основы государственной молодежной политики до 2025 года»;
— изучить основные подходы к исследованию молодежных субкультур;
— рассмотреть типологизацию и классификацию молодежной субкультуры;
— проанализировать направления, виды и формы внеурочной деятельности;
— разработать внеурочное мероприятие на тему «Молодежная культура в конце ХХ – начале XXI века».
Хронологические рамки исследования: конец ХХ – начало XXI века. Именно в этот период происходит переломный момент в России, в связи с распадом СССР.
Обзор источниковой базы исследования. Источниковая база исследования сформирована на основании опубликованных нормативно-правовых актов в сфере молодежной политики Российской Федерации, а также Резолюции 2250 (2015 г.), принятой Советом Безопасности ООН. Также в работе использованы источники о состоянии проблемы молодежной политики в зарубежных странах, опубликованные в глобальной базе фактических данных о молодежной политике «youthpolicy» («Молодежная политика»), штаб-квартира которой находится в Берлине (Германия). Был использован в дипломной работе сборник, который включает в себя материалы заочной научно-практической конференции «Современные проблемы психологии, социологии и управления: теория, методология, практика».
В выпускной квалификационной работе были выборочно использованы документы ООН, где в разделах рассматривается возраст молодежи в пределах 29 лет и большинство стран мира придерживается верхней возрастной границы 30 лет, в ряде стран реализуется собственный национальный подход. Были приведены примеры стран Сингапура , Непала , Мадагаскара , Испании и России.
Также были рассмотрены исследования ООО «инФОМ» в рамках заказа Фонда «Общественное мнение» (проект ФОМ-ОМ) – опрос граждан РФ от 18 до 30 лет, 29-30 июля 2017 г. 53 субъекта РФ, 104 населенных пункта, 1500 респондентов. Статпогрешность не превышает 3,6 %.
По состоянию на 2017 г. национальная молодежная политика в том или ином виде принята в 198 странах мира . Для более подробного изучения молодежной политики в России и на примере других стран, были представлены сведения из Законов следующих стран: Швеция, Ботсвана, Дания, Ирландия, Эстония, Уругвай, Эквадор, Наура, Мексика и Россия.
Была представлена часть научной монографии под редакцией В.А. Лукова . В ней представлены итоги исследования проблем реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений как приоритетной задачи государственной молодежной политики. Проект осуществлен группой молодых ученых на базе Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Для специалистов по проблемам молодежи, аспирантов и студентов-гуманитариев.
Для более подробного изучения духовно-нравственного воспитания молодежи представлена статья «Проблемы духовно-нравственного воспитания школьного возраста» под редакцией Е.А. Гуськовой.
Рассмотрено методическое пособие И.С. Бессарабова, посвященное молодежным субкультурам за рубежом .
Теоретико-методологическая основа исследования. Необходимость комплексного исследования проблемы молодежных субкультур с позиций ряда общественных наук обусловила использование интегративного подхода. Применение данного подхода позволило выстроить ряд остальных используемых подходов и методов в определенную конструкцию, которая схватывает сущность молодежной субкультуры во всем многообразии ее проявлений и отражает ее смысл на уроках истории в школе.
Применение феноменологического метода позволило рассмотреть молодежную субкультуру как специфическое социокультурное явление в рамках современного российского общества, а также понять особенности, роль и место молодежных субкультур в контексте общественного развития.
С помощью диалектического метода исследовалась зависимость формирования и функционирования молодежных субкультур от конкретно-исторических изменений, происходящих в культуре общества в целом, и актуальной социокультурной ситуации.
Историко-генетический и нормативный методы применялись при анализе тенденций в понимании сущности молодежных субкультур в условиях советской культуры и в настоящее время.
Метод типологизации использован при описании основных молодежных субкультур.
В рамках системного подхода молодежные субкультуры рассматривались как элементы культуры современного российского общества.
Практическая значимость работы выражается в том, что ее содержание и полученные результаты могут быть использованы при подготовке обобщающих работ по истории, разработке специальных учебных курсах в вузах и уроков в школе, в публичных лекциях, на факультативных занятиях, в кружковой работе и т.д.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Молодежь в период социальных потрясений, социального кризиса становится наиболее уязвимой социальной группой, которая, не находя себе места в сложившейся социальной структуре, реагируя на происходящие в обществе изменения, зачастую объединяется в различные и разнообразные субкультуры, каждая из которых чем-то отличается от всего стандартного, привычного и обычного по меркам «уходящего» социума. Субкультурное разнообразие тем самым свидетельствует не только об имеющем место кризисе, но и о возможности выбора и моделирования различных траекторий развития социальной системы и способов адаптации к ним. Не только молодежь адаптируется посредством субкультур, но и общество через субкультурную молодежь ищет разные варианты существования в новой социальной реальности. Появление новых и трансформация существующих молодежных субкультур обогащает опыт развития человеческой цивилизации, делая его более разнообразным, а социум – более устойчивым к возможным потрясениям.
Мы представили характеристику основных социально-опасных молодежных субкультур, которые распространены в настоящее время: скинхеды; панки; эмо; готы. К самым опасным мы отнесли готов и эмо. Негативное воздействие субкультуры готов отмечаются современными российскими исследователями, поскольку идеология готов опирается на культ смерти, пропагандируемом как фактически, так и с использованием особых обрядов в закрытых сообществах. Опасность кроется на энергетическом уровне, поскольку формируется отрицательная подпитка, негативная энергозависимость, влияющая на психику и подсознание молодого человека. Опасение вызывают и герои подростков – воскресшие мертвецы и вампиры, столь популярные у кинематографических и телевизионных режиссеров.
В субкультуре эмо отмечается отрицательное влияние на сознание и поведение подростков и молодых людей. Это позволяет ученым характеризовать ее как молодежную субкультуру отрицательной направленности, в случае с которой существует необходимость социально-культурного воздействия на ее участников с целью недопущения распространения деструктивных проявлений в их поведении. В духовном смысле субкультура эмо – это суррогат сатанизма для подростков. Участники этой субкультуры становятся дезориентированными, а на выходе из нее представляют собой разрушенные личности.
Реализация потенциала молодежи, как исключительно важного ресурса производительных сил общества, базируется на гармонизации целей, принципов, систем ресурсообеспечения, подходов к оценке эффективности и результативности молодежной политики в контексте национальных приоритетов и представляет собой приоритетную деятельность, субъектами которой выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления, молодежь и другие заинтересованные стороны, направленной на сохранение жизни и здоровья молодежи, воспроизводство населения, повышение качества жизни молодежи и развитие ее потенциала в интересах общества и будущих поколений.
Результаты анализа практики управления молодежной политикой в различных странах позволили выделить основные условия эффективной национальной молодежной политики:
1) молодежная политика должна разрабатываться и утверждаться с учетом мнения молодежи, молодежных организаций и движений;
2) взаимосвязь молодежной политики со стратегиями, проектами, программами, политиками во всех областях и сферах национальной экономики и политики;
3) молодежная политика должна быть многоуровневой и учитывать интересы широкого круга заинтересованных сторон;
4) наличие в рамках разработанных целей и планов эффективных механизмов их реализации;
5) своевременная актуализация государственной молодежной политики на основе результатов независимых исследований интересов и потребностей целевых аудиторий и новых потенциальных заинтересованных сторон.
Сегодня абсолютно очевидно, что эффективность молодежной политики является гарантом национальной безопасности страны. В этой системе государство является важным объединяющим субъектом в вопросах разработки заказа молодежной политики.
Думается, что первоочередными мерами в вопросе предупреждения распространения социально-опасных субкультур среди несовершеннолетних должны стать:
1) Совершенствование нормативно-правовой базы, в которой целесообразно более четко разграничить функции и определить полномочия органов образования, культуры, внутренних дел, региональных и муниципальных органов власти и других органов и учреждений, которым предстоит решать задачи по нейтрализации влияния социально-опасных субкультур на несовершеннолетних и воспитанию у подрастающего поколения общепризнанных в обществе ценностей.
2) Законодательное определение форматов и рамок в работе средств массовой информации (и в первую очередь – интернет-пространства), а также конкретизация ответственности в деле вольного или невольного распространения элементов социально-опасных субкультур. Переориентация ресурсов СМИ на противодействие этому влиянию.
3) Проведение систематических мониторингов и исследований с целью выявления возможных центров социально-опасных субкультур.
4) Создание социально активной среды на базе центров дополнительного образования с целью вовлечения в них как детей из группы риска, так и остальной молодежи.
5) Особое внимание следует уделить вопросу форм и методов работы сотрудников образовательных учреждений, центров социальной и психологической поддержки и реабилитации, комиссий по делам несовершеннолетних и т. п. Современные вызовы требуют адекватных решений, и поэтому систематическое и системное обучение, повышение квалификации данных категорий работников является неотъемлемым условием в деле противодействия распространению молодежных социально-опасных субкультур.
Следует отметить, что помимо предложенных мер, Россия нуждается в обновлении молодежной политики, а именно – в ее социальной ориентированности, направленности на решение проблем молодежи.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА.1. СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РФ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МОЛОДЕЖНУЮ КУЛЬТУРУ

1.1. Молодежная политика в конце XX– начале XXI вв.

В современной экономической ситуации, когда перед Россией стоят новые задачи, развития цифровой экономики, внедрения прорывных технологий, укрепления обороноспособности государства, импортозамещения и многих других, на первый план выходят проблемы вовлечения и активного участия молодежи в реализации стратегий, проектов, программ. Понимание в высших эшелонах власти и на местах необходимости решения разнообразных специфических проблем молодежи наталкивается на многочисленные трудности при практической реализации предпринимаемых усилий. Будучи оправданными по отдельности, в целом «молодежные» мероприятия не носят системного характера, не достигается синергетический эффект для их участников. Большое количество сугубо молодежных проектов не усиливается проектами и программами, направленными на широкую, в том числе молодежную, аудиторию (госпрограмма «Здоровье» и др.). В качестве одной из причин можно выделить отсутствие проработанного научно-обоснованного подхода к механизму разработки и реализации молодежной политики, в котором определены объекты и субъекты, учтены взаимосвязи данной целевой группы с заинтересованными сторонами, осуществляется мониторинг результативности и эффективности как мероприятий, так и молодежной политики в целом.
Изначально необходимо обосновать возрастные границы социально-демографической группы «молодежь» с учетом современных тенденций, а также мнения заинтересованных сторон: работодателей, научных школ, ветеранских организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления и др.
В научных работах, нормативных правовых актах, СМИ, социальных сетях, в блогосфере возрастные границы определяются в зависимости от специфики решаемой проблемы. Так, при обсуждении проблем семьи и статуса «молодой семьи» к молодежи относят людей в возрасте от 18 до 30 лет, но при этом в жилищных программах возраст увеличивается до 35 лет. При разработке мероприятий в области научно-технологического развития России и поддержки талантливой молодежи школьники становятся полноправными участниками инновационных проектов и, соответственно, целевой аудиторией (объектом) молодежной политики. Учитывая сфокусированность детей и молодых людей на инновациях, это стремление поддерживается при разработке и реализации проекта «Россия будущего: 2017-2035». Собственно система публичного управления претерпевает серьезные изменения, поскольку не только молодежь, но и школьники посредством информационных технологий предъявляют новые требования к деятельности органов власти, участвуют в мониторинге эффективности их работы, указывая на случаи нарушения экологической безопасности, несовершенства норм законодательства, например, в части жестокого обращения с животными, что в свою очередь вынуждает государство реагировать на данные инициативы. Таким образом, принятые в Основах государственной молодежной политики РФ возрастные ограничения от 14 до 30 лет требуют обоснования.
Следует отметить, что общепринятых на мировом уровне возрастных границ для молодежи не существует. Критерием нижней возрастной границы в большинстве стран мира является усредненный возраст физического развития индивида в данном государстве (14-15 лет), верхней границы – усредненный возраст перехода к самостоятельной жизни (29-30 лет) . Наиболее актуальным представляется подход, реализованный в Великобритании и Нидерландах, при котором нижняя возрастная граница, по сути, не регламентирована.
Неоднозначно решается и вопрос с верхним возрастным цензом молодежи. Несмотря на тот факт, что ООН в своих документах установила возраст молодежи в пределах 29 лет и большинство стран мира придерживается верхней возрастной границы 30 лет, в ряде стран реализуется собственный национальный подход. Например, Национальный молодежный совет Сингапура определяет молодежь как лиц в возрасте от 15 до 35 лет ; молодежная политика Непала – от 16 до 40 лет ; молодежная политика Мадагаскара – от 14 до 35 лет . При этом на практике в некоторых странах, где верхняя граница установлена в пределах 30 лет, в ряде случаев для определенных категорий населения она может быть увеличена. Например, в Испании для категории «молодые фермеры» такая граница составляет 40 лет . Повышение возрастного ценза до 35 лет отмечается и в ряде нормативно-правовых актов РФ, определяющих категории «молодая семья», «молодой фермер» и «молодой предприниматель».
С одной стороны, учитывая возрастание скорости изменений (прежде всего, технологических и социальных) и способность детей к восприятию этих изменений и даже влиянию на их скорость и направленность (например, появление зацеперства), необходимость раннего выбора будущей специальности и ранней подготовки к будущей профессиональной деятельности (специализация классов в общеобразовательных учреждениях на «математические», «медицинские», «информационные» и др.), бизнес-активность не только студентов, но и школьников (реализация разного рода IT-проектов), возможность быстрого карьерного роста в организациях hi-tech или организациях, реализующих новые бизнес-модели, подход, определяющий возрастные границы молодежи в пределах от рождения до 30 лет, вполне оправдан. В этом случае государственная молодежная политика отличается динамичностью, проактивностью, т.е. ориентация на более быструю реализацию таланта, деловых качеств и трудоспособности индивидов и предотвращение негативных тенденций на основе реагирования на слабые сигналы (наркомания, аддиктивное поведение, зависимость от социальных сетей, в том числе в части рисков вовлечения молодежи в экстремистские группы и группы смерти в социальных сетях и т.д.). При этом возрастает риск как раннего физиологического взросления, так и инфантилизма, нежелания создавать полноценную семью.
Согласно данным опроса «ФОМнибус» 1500 респондентов из 53 субъектов РФ, проведенного 29-30 июля 2017 г., по мнению большинства россиян, молодые супруги стараются отложить рождение детей на более позднее время . В качестве причин инфантильности молодежи можно выделить, например, чрезмерную опеку родителей, чье детство пришлось на сложный переходный период, активное влияние реалити-шоу на телевидении («поколение Дом-2»), развитие сетевого бизнеса в социальных сетях, пропагандирующего «жизнь для себя здесь и сейчас», необходимость соответствия принятым стандартам, растущую необходимость в одобрении Интернет-сообществом, акцентирование на потребительских ценностях. Привлекательность семейной жизни в иерархии потребностей современной молодежи все чаще начинает уступать место карьере, путешествиям, досугу. Как следствие, потребность молодежи в создании семьи уступает место страху ответственности, попыткам избежать изменений в собственной жизни и выйти за предел «зоны комфорта», что в свою очередь, в совокупности с превалирующей тенденцией постоянного поиска «идеальной любви» и страхом вынести зону поиска таковой за пределы социальных сетей, служит причиной для более позднего осознания необходимости создания семьи и вступления в брак, вследствие чего возраст вступления в брак и рождения первого ребенка сдвигается. Данный факт в совокупности с увеличением продолжительности жизни и развития возможностей медицины в России и в мире в целом позволяет утверждать о том, что верхний возрастной предел молодежи целесообразно повысить до 35 лет.
Таким образом, предлагается определить категорию «молодежь» как социально-демографическую группу в возрасте от 0 до 35 лет, выделяемую на основе возрастных особенностей и социального положения, характеризующуюся специфическими интересами и ценностями и представляющую собой способный к самостоятельному воздействию на общество субъект, чей потенциал определяет вектор и стратегию развития национальной экономики и общества в целом. Исходя из такой трактовки, необходимо уточнить и понятие «государственная молодежная политика», поскольку соответственно изменятся цели, принципы, направленность, масштабы, формы и механизмы ее реализации.
По состоянию на 2017 г. национальная молодежная политика в том или ином виде принята в 198 странах мира . В зарубежных странах существуют различные подходы к практике управления молодежной политикой. Например, в Швеции действует Закон о молодежи , предполагающий усиление системы координационных связей между направлениями политики и проведение корректировки молодежной политики по результатам мониторинга. По 80 показателям развития молодежи производится ежегодный анализ приоритетных направлений развития.
В Ботсване национальная молодежная политика пронизывает все уровни управления – от федерального до местного, а высокий уровень межведомственного взаимодействия позволяет Министерству по делам молодежи, спорта и культуры учесть интересы молодежи во всех областях национальной экономики . В Дании молодежная политика предусматривает ответственность государства (в лице Министерства социальных дел, детей и интеграции) за детей из неблагополучных семей и молодежь; при этом специальная политика в отношении молодежи не разрабатывается, но ее элементы присутствуют во всех политиках национальных, региональных и местных органов власти, что создает следующее преимущество: для каждого сектора национальной экономики определена своя зона ответственности в отношении молодежи. В Ирландии деятельность департамента по делам детей и молодежи сосредоточена на проектах и программах, касающихся раннего воспитания и образования, благополучия и защиты детей. Ежегодно выделяются бюджетные средства (в 2014 г. – €449,0 млн) для нужд Министерства по делам молодежи и молодежной политики . В Эстонии цель работы с молодежью определяется как создание условий для содействия всестороннего развития молодых людей; действуют стандарты качества, показатели и механизмы оценки качества предоставления услуг, оценки их структуры, уровня профессионализма работников молодежного сектора, а также разработан комплекс частных показателей работы со специальными группами молодежи.
В Уругвае активно работает Национальный институт молодежи, который координирует свою деятельность с другими министерствами, обеспечивая участие молодежи в процессе разработки политики. Главным преимуществом данного подхода к управлению молодежной политикой является открытость процесса проектирования, планирования, мониторинга и оценки молодежной политики. Закон Эквадора о молодежи гарантирует права молодежи, прежде всего, в части ее участия в политических процессах и реализации молодежной политики, т.е. молодые люди имеют право участвовать в решении всех вопросов, которые их интересуют или могут на них негативно повлиять.
Молодежная политика Науру структурирована таким образом, что по каждой из 5-ти поставленных целей оценивается результат . Для достижения результатов разработаны стратегии, для каждой стратегии – показатели эффективности ее реализации, а также определены ответственные за реализацию стратегии органы государственной власти; механизм реализации молодежной политики предполагает регулярную отчетность (каждые 2 года). Национальная программа молодежи 2014-2018 гг. в Мексике включает 4 стратегические цели, принятые с участием широкой общественности , для каждой из которых разработаны стратегия и программа мероприятия.
Вопросы молодежной политики не остались без внимания и в России.
В ноябре 2014 года были приняты «Основы государственной молодежной политики до 2025 года» – главный акт, в котором были закреплены главные понятия, миссии и задачи страны в области работы с молодыми людьми .
Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) – единственный профильный общенациональный орган государственной власти, деятельность которого целиком сосредоточена на развитии молодых граждан России. Таким образом, Росмолодежь осуществляет свою деятельность в рамках 16 ключевых направлений развития, которые отыскали свое отображение в данном документе.
Одним из основных направлений считается «Патриотическое развитие молодежи», которое реализует подведомственный Росмолодежи «Роспатриотцентр». Развитие концепции помощи молодежной волонтерской деятельности считается одним из приоритетных вопросов страны . Росмолодежь уделяет особое внимание такому направлению работы, как «Развитие международного и межрегионального молодежного партнерства».
Среди приоритетных вопросов, сформулированных в «Основах государственной молодежной политики до 2025 года», обозначаются:
1) активное привлечение молодого поколения в процессе формирования Евразийского экономического союза, укрепление общего гуманитарного пространства СНГ и отраслевые форумы;
2) поддержка целевых и молодежных организаций в международных структурах, а также на международных форумах, конференциях и фестивалях;
3) содействие в реализации проектов двусторонних обменов, а также формирование сообщества с молодежными организациями соотечественников, живущих за границей.
Одной из более результативных форм взаимодействия в рамках молодежной политики представлены разнообразные общественные организации. Направление «Поддержка и взаимодействие с общественными организациями и движениями» призвано увеличить результативность диалога между страной и обществом. Так, на территории Российской Федерации насчитывается пятнадцать объединений, входящих в Федеральный госреестр молодежных и детских общественных организаций, пользующихся государственной помощью .
Немалое внимание уделяется и воспитанию ценностей здорового образа жизни среди молодежи. Своевременное информирование, обеспечение актуальных сведений об опасностях здоровью, а также вопросов, которые обеспечивают развитие наибольшего количества здоровых молодых людей. Ключевыми вопросами, зафиксированными в «Основах государственной молодежной политики до 2025 года» согласно этому направлению, считаются:
1) вовлечение молодого поколения в постоянные занятия физической культурой и спортом, в том числе техническими видами спорта; привлечение молодого поколения в пропаганду здорового образа жизни;
2) совершенствование концепции студенческих соревнований и формирования студенческого спорта;
3) реализация планов в сфере физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, объединенных с популяризацией здорового образа жизни, спорта, а кроме того с формированием позитивного образа молодежи, ведущей здоровый образ жизни;
4) содействие формированию инфраструктуры для развлечений и оздоровления молодого поколения, вовлечение молодого поколения в добровольные студенческие спасательные формирования и отделения добровольной защиты;
5) совершенствование ежегодной диспансеризации учащихся вузов, а кроме того организации оздоровления и санаторно-курортного отдыха .
Еще одно подвластное Росмолодежи управление – «Российский центр содействия молодежному предпринимательству» – отвечает сразу за два направления развития: «Привлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» и «Привлечение молодого поколения в предпринимательскую деятельность». Росмолодежь поддерживает одаренных молодых людей, изобретателей и юных ученых, бизнесменов, формирующих новые рабочие места.
В условиях нынешнего информационного сообщества – немалая часть средств массовой информации – классические СМИ и Сеть интернет. Направление «Привлечение молодежи в работу средств массовой информации» (молодежные медиа) вызвано создать в России профессиональное молодежное общество экспертов медиа-сферы. Направление «Работа с молодежью, находящейся в социально-опасном состоянии», реализует многостороннюю социализацию, профориентацию, эмоциональную помощь с целью полной интеграции в социум молодежи, имеющей необходимость в особенной заботе страны. Молодые люди, имеющие необходимость в особенной опеке страны, зачастую сталкиваются с настороженным отношением, социальной незащищенностью, проблемами получения образования, устройства на работу, невысокой степенью доступа к услугам . Социализация, профориентация, психологическая помощь, предоставление социальных лифтов, а также толерантное назначение считаются важными элементами полной интеграции подобных молодых людей.
«Российский центр содействия молодежному предпринимательству» активно включен в формирование такого направления как «Поддержка профориентации и карьерного устремления молодежи». Формирование условий для развития профориентационной деятельности среди молодого поколения, в том числе и в области защиты окружающей среды, необходимо для того, чтобы привести в действие процесс компенсирования кадрового недостатка в данной области. Агентство также реализует проекты для инновационного предпринимательства и формирует инфраструктуру для интеграции молодого поколения, что специализируется в различных направленных, для того чтобы молодое поколение предпринимателей имели возможность делиться навыками и опытом, находить единомышленников и увеличивать эффективность своих планов .
Направление «Формирование российской идентичности, единство российской нации, содействие межкультурному и межконфессиональному диалогу» призвано сформировать нужные условия для вовлечения молодежи в процесс реализации проектов по сохранению традиционных культур и ремесел народов Российской Федерации, а также оказывать помощь в сохранении, укреплении и формировании среди молодежи национальных культур, стилей, классического жизненного уклада, промыслов и ремесел народов России.
Направление «Помощь в подготовке и переподготовке специалистов в области государственной молодежной политики» призвано привести в систему подобную работу. В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Первоочередной задачей государства в сфере поддержки предпринимательских инициатив молодежи является создание благоприятного бизнес-климата, содействие началу собственного дела.
Также для развития молодежной политики является необходимым уход от патерналистской модели государственной политики в отношении молодежи и расширение сотрудничества с общественными и благотворительными организациями, внедрение эффективных механизмов партнерства и взаимодействия. Такой подход вполне оправдал себя в западных странах.
На сегодняшний день современная молодежная политика как в Российской Федерации, так и на территории ее регионов не в состоянии решить значительный блок молодежных проблем, осуществить эффективную социализацию молодых людей. Такая ситуация во многом связана с отсутствием четкой взаимосвязи между федеральным уровнем формирования молодежной политики и региональным либо муниципальным уровнем ее реализации.
Молодежная политика несовершенна, пока не выстроены действенные механизмы вовлечения молодежи в приоритетные инновационные проекты в регионе. Изучение этой проблемы позволяет понять, что экономические условия оказывают влияние на жизненные планы молодых людей, часть которых в силу низкой материальной обеспеченности родительской семьи не могут реализовать свои жизненные интересы.
Если учесть такие факторы, как безработица, стихийное формирование рынка труда, несовершенство механизмов защиты молодежи на данном рынке, то складывается общая картина негативного воздействия их на социализацию, формирование жизненных планов молодежи.
Методическое содействие со стороны государства молодежным организациям, привлечение средств местных бюджетов для финансирования молодежных программ, создание новых механизмов стимулирования строительства доступного жилья для молодежи, внедрение действенной системы обеспечения первого рабочего места и поддержка предпринимательских инициатив молодежи способны не только снять социальную напряженность в молодежной среде, но и предоставить новую энергию развития общества . Предложенная система приоритетных путей развития государственной молодежной политики обеспечит улучшение положения молодежи, увеличение ее вклада в конкурентоспособность страны и одновременно компенсирует и минимизирует последствия ошибок, свойственных молодежи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы