Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Террористический акт как преступление против общественной безопасности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Терроризм как общественно-опасное деяние 7
1.1. Понятие, сущность и признаки терроризма 7
1.2 Общественная опасность террористических актов 14
Глава 2. Анализ современного уголовного законодательства о террористическом акте 19
2.1 Анализ объекта и предмета посягательства 19
2.2 Признаки объективной стороны 25
2.3 Характеристика субъекта и субъективной стороны 30
2.4 Характеристика квалифицированных составов 35
Глава 3. Вопросы привлечения к уголовной ответственности за террористический акт 44
3.1 Основные проблемы судебной практики по делам о терроризме 44
3.2 Квалификация террористического акта при конкуренции уголовно-правовых норм 50
Заключение 56
Библиографический список 62
Введение:
Введение
Актуальность темы состоит в том, что в условиях, когда в государстве периодически происходят социально-экономические и политические изменения возрождается и активизируется террористическая деятельность отдельных лиц и организаций. Сегодня терроризм несет реальную угрозу любому государству мира и в целом международному сообществу, и относится не только к внутреннему преступлению или к внутренней проблеме отдельного государства, но и выходит на международный уровень и становится международной проблемой.
Опасность современного терроризма обусловлена реальной угрозой для внутренней и внешней безопасности государства. Как пишет Н.П. Патрушев, бывший директор ФСБ России, сегодня все угрозы безопасности нашего государства проявляют себя не только на наших внутренних границах, но имеют и международные корни и в целом связаны с трансграничной престпностью1. Именно ввиду этого необходим поиск новых путей противодействия данной деятельности, что на современном этапе является первоочередной задачей, которая является особо актуальной.
Таким образом, развитие различных террористических преступлений это не только проблема Российской Федерации. Терроризм распространялся на протяжение последних 200 лет и становился все больше универсальным способом решения тех или иных политических и иных задач. Сегодня в науке выделяют факторы, которые способствуют развитию терроризма, и к которым относят:
— востребованность данной криминальной деятельности со стороны политических, экономических, религиозных и иных субъектов;
— при помощи террора можно быстрее достичь поставленной цели;
— появление лиц, которые были обучены и получили определенные знания в части совершения террористических актов;
— недостаточная деятельность или бездеятельность государства в лице его органов, что приводит к созданию определенных предпосылок развития террористической деятельности;
— прозрачность границ, что позволяет на территорию России перемещать криминальных элементов;
— появление все новых и новых видов вооружения, которое может применяться при совершении конкретных террористических актов;
— отсутствие или видоизменение моральных, политических, этнических, правовых и иных норм сознания граждан, что приводит к формированию криминальных установок;
— тенденция сепаратизма, что может проявлять себя в деятельности отдельных субъектов РФ.
Перечисленные выше факторы, приводят к необходимости исследования вопросов ответственности, в частности, уголовной ответственности за террористических акт. Сегодня в условиях, когда терроризм продолжает развиваться довольно актуальным является вопрос квалификации террористического акта, что приводит к необходимости анализа субъективных и объективных признаков данного состава. Большое значение сегодня имеет выявление проблем уголовной ответственности за террористический акт и обоснование путей их решения.
Требует исследования ответственности за терроризм и современная практика, так как чем совершеннее будет уголовное законодательство в данной области, тем эффективнее будут усилия правоохранительных органов в части борьбы с данным негативным явлением.
Все вышеперечисленное требует активной разработки проблем ответственности за терроризм для эффективной борьбы с ним.
Степень научной разработанности темы исследования. Ответственность за терроризм в своих трудах рассматривали: Ю.М. Антонян, В.Ф. Антипенко, В.П. Емельянова, М.П. Киреева, Д.Е. Ляхова, В.С. Комиссарова, Н.Ф. Покофьева и др.
Целью выпускной работы является исследование уголовно-правовых признаков террористического акта, на этой основе разработка предложений по дальнейшему совершенствованию норм уголовного закона, предусматривающих ответственность за террористический акт.
Учитывая указанную цель, решению подлежат следующие задачи:
— дать понятие, рассмотреть признаки и определить сущность терроризма;
— определить общественную опасность террористического акта;
— проанализировать субъективные признаки состава террористического акта;
— провести анализ объективной стороны;
— дать характеристику субъекта и субъективной стороны;
— провести исследование квалифицированных составов;
— определить основные проблемы судебной практики по делам о терроризме;
— исследовать квалификацию террористического акта при конкуренции уголовно-правовых норм.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при совершении террористического акта и практика применения ответственности за указанное преступление.
Предметом представленной работы является уголовное законодательство, международные договоры РФ, практика применения законодательства и теоретические разработки по теме представленного исследования.
Методологическую основу исследования составили методы анализа и синтеза, логико-юридический и формально-логический методы исследования, а также метод сравнительного правоведения.
Структура выпускной работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав объединенных восьмью параграфами, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Терроризм тесным образом связан с социальными, политическими, экономическими, духовными противоречиями, которые существуют в обществе.
Единого мнения о понятии «терроризм» у ученых не сложено. Однако можно согласиться с мнением Малкова В.Д., который определяет терроризм как социальное явление – публично совершаемые общественные действия или угрозы таковыми, направленные на устрашение населения или социальных групп, в целях прямого или косвенного воздействия на принятие какого-либо решения или отказ от него в интересах террористов.
Главной общественной опасностью терроризма, по нашему мнению, есть посягательство на самое главное и ценное – на жизнь и здоровье человека. Особая общественная опасность терроризма выражена в его целях, характере средствах их достижения, а также в последствиях террористической деятельности.
Анализ объективных признаков террористического акта говорит об их важности при квалификации. В особенности на первоначальном этапе, в виду того, что именно эти признаки характеризуют внешнее проявление террористического акта.
По нашему мнению в террористическом акте непосредственным объектом выступают общественные отношения, которые складываются в сфере обеспечения основ общественной безопасности, при этом дополнительным объектом будут отношения, которые складываются при обеспечении безопасности жизни, здоровья, собственности, а также нормального функционирования органов власти.
Объективная сторона террористического акта заключается в совершении взрыва, поджога или других действий, которыми устрашается население и создается опасность гибели человека, а так же причинение ущерба или наступление иных тяжких последствий.
Отдельно нами было дано предложение исключить из ст. 205 УК РФ угрозу террористического акта и вынести ее в отдельную норму, к примеру, в ст. 205.6 УК РФ изложив ее в такой редакции: «угроза совершения взрыва, поджога или иных действий, которые устрашают население и создают опасность гибели человека или причинение значительного имущественного ущерба или наступления иных тяжких последствий, в целях принятия решения органами власти или международными организациями – наказывается лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного лица за период пять лет».
Определение субъективной стороны, субъекта террористического акта и личности террориста вызывает некоторое затруднение при их толковании и как следствие при практике применения ст. 205 УК РФ, что говорит о необходимости совершенствования законодательной структуры основного состава террористического акта. Конструирование основного состава преступления с точным описанием субъективных и объективных признаков с последующим созданием квалифицированных составов способствует дифференциации уголовной ответственности за это преступление.
Отдельно мы отметили, что субъектом ответственности за террористический акт является физическое лицо. Однако такой подход законодателя не отвечает сегодняшним потребностям общества, также такой подход не соответствует и практике международного права в борьбе с терроризмом. Кроме того, Стратегия национальной безопасности РФ четко говорит о том, что основными источниками угроз национальной безопасности является, в том числе и деятельность террористических организаций. Таким образом, по нашему мнению, видится целесообразным установить уголовную ответственность за террористический акт юридического лица.
Квалифицирующие признаки представляют собой обстоятельства, которые существенно повышают общественную опасность преступления и прямо предусмотрены Особенной частью УК РФ. В ч. 2 ст. 205 УК РФ такую роль выполняет три квалифицирующих признака, которыми характеризуется террористический акт:
— группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
— повлекшие по неосторожности смерть человека;
— повлекшие причинение значительного имущественного ущерба или наступление иных тяжких последствий.
Анализ квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков террористического акта, говорит о том, что их формулировка имеет не совсем однозначное толкование, что порождает проблемы при их применении на практике. Необходим четкий подход к определению рассматриваемых признаков террористического акта, что позволит избежать ошибок при его квалификации.
Анализируя такой квалифицированный признак как причинение смерти по неосторожности, мы пришли к выводу, что содержание объективной стороны террористического акта, когда речь идет о таких деяниях как взрыв или поджог не дает никаких оснований говорить о неосторожности. Если есть умысел по отношению к совершению деяния в виде террористического акта, также речи идти о неосторожности не может. Террористический акт, может быть совершен только с прямым умыслом, что по логике полностью исключает возможность неосторожного отношения к наступающим от названных исключительно опасных действий последствиям.
Таким образом, при террористическом акте наступление смерти по неосторожности полностью выходит за рамки ст. 205 УК РФ, в виду чего, по нашему мнению, вполне обосновано можно дать предложение об исключении такого признака как неосторожность из диспозиции ст. 205 УК РФ.
Квалификация преступлений по ст. 205 УК РФ имеет свои особенности и некоторые трудности. Квалифицируя преступление по ст. 205 УК РФ следует обращать особе внимание на цель преступления. В том случае если целью преступника не было воздействие на принятие решения государственным органом власти или международной организацией, то действия лица или группы лиц не могут быть квалифицированы по ст. 205 УК РФ.
Отдельно мы обратили внимание на примечание к ст. 205 УК РФ. Мы отметили, что если и оставлять данное примечание в ст. 205 УК РФ, то освобождение от ответственности должно наступать только тогда, когда террористический акт был полностью предотвращен, не пострадали люди и не был причинен значительный ущерб имуществу. Также необходимо лицо, которое принимало участие в таких действиях и впоследствии предотвратило террористический акт привлекать к ответственности путем его принудительного помещения в психиатрическую больницу для проведения психологической и психиатрической экспертизы.
Следует отметить, что по своему характеру общественной опасности схожие с террористическим актом преступления поставлены в один ряд. Такой вывод следует из того, что в стратегии национальной безопасности сказано, что основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности, наряду с разведывательной деятельностью специальных служб и организаций иностранных государств, является деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ.
С таким подходом нельзя не согласиться, но это, в свою очередь, обусловливает необходимость более четкой формулировки исследуемого состава преступления и подтверждает наш вывод о том, что редакция ст. 205 УК РФ, формулировки основного и квалифицированных составов террористического акта требуют внесения корректив, которые будут способствовать, по нашему мнению, правильной квалификации террористического акта и отграничению от сходных составов.
Разработка и реализация программ противодействия терроризму обязательно будут наталкиваться на трудности, связанные с несовершенством нормативно-правового регулирования понятий «безопасности» и «терроризм», а в ряде случаев с его отсутствием. Это касается, как в целом отсутствия института региональной безопасности и противодействия терроризму в российском законодательстве, так и частных вопросов, например, организационных, нормативно-правовых и финансовых вопросов закрытия, перебазирования и перепрофилирования опасных производств, взаимодействия органов, осуществляющих контроль над безопасностью, декларирования безопасности: промышленных объектов, внедрения экономических механизмов до снижения риска возникновения тяжелых аварийных последствий, установления административной ответственности за нарушение требований безопасности и другие.
По результатам рассмотрения совершенствования законодательства об ответственности за террористический акт необходимо дать следующие предложения:
1. Сегодня в условиях, когда террористические акты совершаются не только с целью побудить органы государственной власти или международные организации принять то или иное решение, но и все чаще с целью мести и, как правило, с целью кровной мести считаем необходимым в науке уголовного права поднять и решить вопрос о пересмотре ч. 1 ст. 205 УК РФ и ввести изменения в цели террористического акта, которые в большей степени будут соответствовать реалиями сегодняшних угроз.
2. Статью 205.1 УК РФ «Содействие террористической деятельности» признать утратившей силу.
3. Дополнить главу 24 УК РФ новым составом преступления «Угроза террористического акта».
По нашему мнению при внесении необходимых поправок в законодательство удастся более эффективно бороться с терроризмом.
Актуальность темы состоит в том, что в условиях, когда в государстве периодически происходят социально-экономические и политические изменения возрождается и активизируется террористическая деятельность отдельных лиц и организаций. Сегодня терроризм несет реальную угрозу любому государству мира и в целом международному сообществу, и относится не только к внутреннему преступлению или к внутренней проблеме отдельного государства, но и выходит на международный уровень и становится международной проблемой.
Опасность современного терроризма обусловлена реальной угрозой для внутренней и внешней безопасности государства. Как пишет Н.П. Патрушев, бывший директор ФСБ России, сегодня все угрозы безопасности нашего государства проявляют себя не только на наших внутренних границах, но имеют и международные корни и в целом связаны с трансграничной престпностью1. Именно ввиду этого необходим поиск новых путей противодействия данной деятельности, что на современном этапе является первоочередной задачей, которая является особо актуальной.
Таким образом, развитие различных террористических преступлений это не только проблема Российской Федерации. Терроризм распространялся на протяжение последних 200 лет и становился все больше универсальным способом решения тех или иных политических и иных задач. Сегодня в науке выделяют факторы, которые способствуют развитию терроризма, и к которым относят:
— востребованность данной криминальной деятельности со стороны политических, экономических, религиозных и иных субъектов;
— при помощи террора можно быстрее достичь поставленной цели;
— появление лиц, которые были обучены и получили определенные знания в части совершения террористических актов;
— недостаточная деятельность или бездеятельность государства в лице его органов, что приводит к созданию определенных предпосылок развития террористической деятельности;
— прозрачность границ, что позволяет на территорию России перемещать криминальных элементов;
— появление все новых и новых видов вооружения, которое может применяться при совершении конкретных террористических актов;
— отсутствие или видоизменение моральных, политических, этнических, правовых и иных норм сознания граждан, что приводит к формированию криминальных установок;
— тенденция сепаратизма, что может проявлять себя в деятельности отдельных субъектов РФ.
Перечисленные выше факторы, приводят к необходимости исследования вопросов ответственности, в частности, уголовной ответственности за террористических акт. Сегодня в условиях, когда терроризм продолжает развиваться довольно актуальным является вопрос квалификации террористического акта, что приводит к необходимости анализа субъективных и объективных признаков данного состава. Большое значение сегодня имеет выявление проблем уголовной ответственности за террористический акт и обоснование путей их решения.
Требует исследования ответственности за терроризм и современная практика, так как чем совершеннее будет уголовное законодательство в данной области, тем эффективнее будут усилия правоохранительных органов в части борьбы с данным негативным явлением.
Все вышеперечисленное требует активной разработки проблем ответственности за терроризм для эффективной борьбы с ним.
Степень научной разработанности темы исследования. Ответственность за терроризм в своих трудах рассматривали: Ю.М. Антонян, В.Ф. Антипенко, В.П. Емельянова, М.П. Киреева, Д.Е. Ляхова, В.С. Комиссарова, Н.Ф. Покофьева и др.
Целью выпускной работы является исследование уголовно-правовых признаков террористического акта, на этой основе разработка предложений по дальнейшему совершенствованию норм уголовного закона, предусматривающих ответственность за террористический акт.
Учитывая указанную цель, решению подлежат следующие задачи:
— дать понятие, рассмотреть признаки и определить сущность терроризма;
— определить общественную опасность террористического акта;
— проанализировать субъективные признаки состава террористического акта;
— провести анализ объективной стороны;
— дать характеристику субъекта и субъективной стороны;
— провести исследование квалифицированных составов;
— определить основные проблемы судебной практики по делам о терроризме;
— исследовать квалификацию террористического акта при конкуренции уголовно-правовых норм.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при совершении террористического акта и практика применения ответственности за указанное преступление.
Предметом представленной работы является уголовное законодательство, международные договоры РФ, практика применения законодательства и теоретические разработки по теме представленного исследования.
Методологическую основу исследования составили методы анализа и синтеза, логико-юридический и формально-логический методы исследования, а также метод сравнительного правоведения.
Структура выпускной работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав объединенных восьмью параграфами, заключения и библиографического списка.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Терроризм как общественно-опасное деяние
1.1. Понятие, сущность и признаки терроризма
Терроризм имеет давнюю историю и является не просто социальным или правовым явлением, но относится и к уголовно-правовому явлению. На рубеже последних веков терроризм стал проявлять себя особенно остро, о чем свидетельствуют события в таких городах, как Волгодонск, Моздок, Москва, в Чечне, Северной Осетии и в других регионах страны.
Следует отметить, что терроризм довольно тесно связан с политическими, экономическими, социальными, духовными и прочими противоречиями. Масштабность терроризма и тяжесть последствий, к которым он приводит, позволяет говорить об его сверхвысокой опасности для всего общества. Увеличение масштабов террористической деятельности на фоне перманентного роста организованной преступности в целом является той составляющей, которая является внутренней и внешней угрозой нашему государству1.
Данное обстоятельство указывает на необходимость анализа терроризма и на необходимость разработки предложений по совершенствованию средств и методов борьбы с данным негативным явлением.
В целом терроризм является совокупностью таких преступлений, уголовно-правовые нормы которых содержат в себе признаки данного явления.
Давая определение терроризму, некоторые авторы указывают на определение террора, в его понимании как страха или ужаса, ввиду чего очень часто употребляются различные значения рассматриваемого понятия.
В частности, под террором понимают устранение противника посредством определенного физического воздействия, вплоть до его полного уничтожения, а терроризм относят к практике террора1. Польский, ученный Бернгард считает, что террор является насилием и устрашением, которое объективно используется слабыми, в отношении сильных2. Другая часть авторов, делая попытку дать определение терроризму за основу берут формулировку уголовного кодекса, в котором закреплены конкретные преступления относящиеся законодателем к террористическим актам.
На наш взгляд, отдельного внимания заслуживает позиция в силу которой, сегодня самым распространенным является понятие терроризм, однако, его понятия нет ни в законодательстве Российской Империи, ни в нормативно-правовых актах, которые издавались правительством советской России. Однако можно найти отдельные элементы понятия террор, а термин терроризм можно подразумевать в определенных преступлениях государственной или политической направленности3.
Другие авторы отмечают, что терроризм характеризуется жесткими формами своего проявления, в частности, насилием, убийствами, взрывами в местах большого скопления людей, на транспорте, в жилых домах, осуществляется террористическая деятельность и посредством захвата воздушного судна. В связи с чем делается вывод, что сущность терроризма состоит в устрашении политического противника4.
Есть мнение, что терроризм — это символ, метод и способ применение силы, что проявляется в беспорядочности и отсутствии систематичности. Посредством данного деяния происходит запугивание людей и подавляется их воля5.
Говорят о терроризме и как о систематическом устрашении, провоцировании и о дестабилизации общества посредством насилия1.
Некоторые авторы отталкиваются от зарубежного опыта и указывают на труды, которые были изданы в США, Великобритании и иных странах запада и говорят о том, что в определениях терроризма в этих странах присутствуют схожие понятия терроризма, а именно:
— терроризм проявляет себя в крайних формах насилия;
— целью террористического акта является выход за пределы причиняемых разрушений, причинения смерти или телесных повреждений;
— цель террористического акта достигается через психологическое воздействие на лиц, которые непосредственными жертвами насилия не становятся;
— жертва насилия избирается скорее символически, нежели в соответствии с ее действительным значением2.
Если провести анализ данных точек зрения можно сделать вывод, что главной особенностью терроризма, прежде всего, является то, что он представляет собой совершение определенных общественно опасных действий, которые наказываются уголовным законом. Такие действия всегда направлены на людей, жизнь, здоровье, на права и законные интересы для того, чтобы понудить третью сторону принять необходимое террористам решение. Тем самым, можно сделать вывод, что главной целью терроризма является физическое или психическое насилие или угроза применить такое насилие ради принуждения иных субъектов совершить те или иные действия. Следует отметить, что к такой позиции присоединяются и сотрудники правоохранительных органов3.
Такая же точка зрения получила свое закрепление в законодательстве США, в частности, ст. 1801 Закона о наблюдении за деятельностью иностранных разведок, в которой, в частности, говорится, что международный терроризм – это определенная деятельность, включающая в себя преступные деяния, которые являются опасными как для жизни, так и для здоровья человека, что является нарушением уголовного закона США или штата США. Терроризм осуществляется с целью:
— для устрашения или принуждения граждан;
— для оказания влияния на политику, проводимую правительством через устрашение и принуждение;
— оказать воздействие на правительство посредством совершения убийств или похищений людей;
— осуществляется вне рамок США или пересекает границы государства в виде въезда на территорию США лиц, намеревающихся устрашить или принудить совершить те или иные дейсвия1.
Следует отметить, что при совершении террористических актов непосредственный объект насилия не принимает какого-либо участия в конфликте между террористами и третьей стороной, на которую они хотят оказать воздействие. Это понимании терроризма свое отражение находит в Шанхайской Конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15.06.2001 г., где, в частности, под терроризмом предлагается понимать деяние, направленное на причинение смерти гражданского или иного лица, которые не принимают активного участия в боевых или иных действиях в состоянии вооруженных конфликтов, причинение вреда здоровью или нанесение значительного ущерба материальным объектам, равно как и планирование таких деяний, их организация, пособничество и подстрекательство к их совершению, когда цель деяния в силу своего характера состоит в необходимости запугать население, чем нарушить общественную безопасность в государстве, что конечной целью имеет заставить орган власти или международные организации совершить те или иные действия или воздержаться от их совершения1.
Терроризм является многоаспектным и сложным явлением, борьбу с которым следует вести, не только применяя определенные уголовно-правовые средства. Для борьбы с терроризмом применяются и административные и иные меры воздействия. Например, можно выделить деяние, которое подпадает под административную ответственности, и которое может быть связано с терроризмом, в частности, это ст. 15.27 КоАП РФ, в которой предусматривается ответственность за отмывание денег, которые были получены незаконным путем и ст. 20.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях2, где предусмотрена ответственность за нарушение режима контрразведывательной операции
В современном законодательстве России рассматриваемое понятие определяют с узкой и широкой точек зрения.
Узкое понимание терроризма свое отражение находит в ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), где установлено, что ответственность наступает за взрывы, поджоги или за иные действия, которые могут приводить к возникновению у населения страха, создают опасность гибели людей, причиняют тот или иной ущерб имущественного характера или могут иметь место любые иные последствия, если целью таких действий будет оказание воздействия как на государственные органы внутри страны, так и на международные организации, следовательно, и такие действия необходимо относить к тероризму3.
Широкое значение терроризма дается в Федеральном законе РФ «О противодействии терроризму»1, так в частности в соответствии со ст. 3 данного закона терроризм по своей сути является идеологией несущей насилие и практикой воздействия на органы государства и местного самоуправления или на международные организации с целью принятия с их стороны определенных решений, через устрашение людей или путем применения других форм насилия.
Проводя анализ различных определений терроризма, которые дают некоторые авторы, а также с позиции его понимания в зарубежных странах, в международных договорах, можно выделить такие более часто встречающиеся характеристики или признаки терроризма:
— практически все исследователи терроризм сравнивают с насильственными действиями, хотя дают довольно ограниченные трактовки, понимая под терроризмом применение силы для причинения вреда отдельному лицу или группе лиц. Терроризм посягает на права и законные интересы человека, например, в соответствии с законодательством Франции террористический акт представляет собой умышленное посягательство на жизнь и неприкосновенность, выражается в похищениях или в незаконном удержании людей или в угоне самолетов;
— терроризм, представляет собой применение силы для политических целей, то есть, по сути, он является специфической формой насилия. Данную трактовку поддерживает большая часть исследователей, так как это дает возможность отделять терроризм от иных деяний, наказуемых уголовным законом. Однако необходимо отметить, что не так давно в обороте появился термин уголовного терроризма, под которым понимают совершение террористических актов уголовными элементами, к примеру, мафией, для того чтобы добиться от власти принятия определенных решений и устрашить население;
— все исследователи, которые приводят понятие терроризма, отмечают, что данное деяние помимо того, что причиняет ущерб конкретной жертве, рассчитан и на психологический эффект, который состоит в устрашении, в создании угрозы большому числу людей, то есть происходит терроризирование.
Есть мнение, что терроризм это курс действий, которые тщательно планируются. Данная деятельность избирается индивидами, которые преследуют те или иные политические цели. Такие действия криминальные элементы рассматривают, как самый надежный способ достичь своей цели. Терроризм, по сути, является комбинацией различных факторов, как исторических и политических, так и религиозных, социальных, экономических и психологических .
Учитывая сказанное, выводится понятие терроризм, под которым предложено понимать незаконное и умышленное использование физического и психологического насилия или угроза причинения такого насилия или угроза насилия с преследованием политических целей, мишенью чего могут стать граждане и объекты, для создание в обществе психологически атмосферы страха, безвыходности и уязвимости, что конечной задачей имеет воздействие на государственные органы для изменения политики государства, структуры государственных органов и для иных целей2.
К криминогенной характеристике терроризма следует отнести его глобализацию, то есть выход данного явления на международный уровень в лице транснациональных террористических организаций. Об этом свидетельствует множество фактов, особенно в последнее время отмечался рост терроризма, который совершали иностранные и российские граждане. Как отмечают отдельные западные ученые, человечество стоит на пороге новой войны, войны с терроризмом. Мир впервые столкнулся с таким врагом, который не ставит каких-либо конкретных политических целей и задач. Цель современного террориста – это всеобще разрушение, средством достижения такой цели является физическое уничтожение всей цивилизации1.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Анализ понятия терроризма его сущности и признаков дает основания говорить, что сегодня в науке не сложено единого мнения в отношении данной категории. По нашему мнению, терроризм необходимо рассматривать с позиции его понимания как явления социального, посредством которого совершаются противоправные действия, поименованные в ст. 205 УК РФ. Как правило, такие действия направлены на то, чтобы устрашить население государства или отдельно взятые его социальные группы или направлены на оказание определенного воздействия на приятия определенных решений в интересах преступников.