Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Территория опережающего развития, как фактор развития международного производственного бизнеса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы стратегического управления территорией опережающего социально-экономического развития 7
1.1. Теоретические основы категории «территория опережающего социально-экономического развития» 7
1.2. Методологические аспекты стратегического управления территорией опережающего социально-экономического развития 13
1.3. Тенденции развития территорий опережающего социально-экономического развития как части международного производственного бизнеса 24
2. Анализ функционирования территорий опережающего социально-экономического развития как части международного производственного бизнеса 30
2.1. Анализ состояния ТОСЭР 30
2.2. Особенности управления ТОСЭР в условиях структурной перестройки экономики 39
2.3. Методические положения по оценке эффективности ТОСЭР в экономике международного производственного бизнеса 43
3. Совершенствование системы стратегического управления ТОСЭР в международном производственном бизнесе 47
3.1. Концептуальные аспекты методического обеспечения стратегического управления ТОСЭР в экономике международного производственного бизнеса 47
3.2. Организационно-экономическая модель стратегического управления территорией опережающего социально-экономического развития 52
3.3. Информатизация стратегического управления ТОСЭР 60
Заключение 69
Список использованных источников 72
Введение:
Атрибутом любого государства является территория. Управление и развитие территорий – это, по существу, управление и развитие государ-ства. Такой сложный процесс требует определенного деления территории на участки, отличающиеся своими природными, демографическими, соци-альными, экономическими и другими характеристиками, так как террито-рия является основой для размещения населения, инфраструктуры и про-изводства. Любая территория, вовлеченная в экономический процесс, должна быть особым образом организована. Создание подобных терри-торий под разными названиями получило широкое развитие в мировой экономике: это зоны «порто-франко», «свободные гавани», экспортно-производственные, технико-внедренческие зоны и т. д. 
В настоящее время широко распространены зоны интеграционного типа, которые делятся на: промышленно-производственные, экспортно-обрабатывающие, ускоренного экономического развития, технико-экономического развития, свободной торговли и т. д. Специфическим ви-дом являются территории с особым правовым режимом, созданные для ускоренного социально-экономического развития. К таким территориям относят наукограды, особые экономические зоны, территории опережаю-щего социально-экономического развития. 
Нормативно-правовой базой создания территорий опережающего развития являются федеральные законы: № 116-ФЗ «Об особых экономи-ческих зонах в РФ» от 22.07.2005 и № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные за-конодательные акты Российской Федерации» от 03.12.2011, № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Рос-сийской Федерации» от 29.12.2014. 
Под территорией опережающего социально-экономического разви-тия (далее – ТОСЭР) понимается часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществле-ния предпринимательской и иной деятельности в целях обеспечения уско-ренного социально-экономического развития территории. 
Для каждой территории правительством устанавливается перечень видов экономической деятельности, при котором действует особый право-вой режим ведения предпринимательской деятельности, минимальный объем капитальных вложений резидентов, положение о применении про-цедуры свободной таможенной зоны. Введение особых правовых режимов использования территории приводит к исключению данных территорий из общего правового и социально-экономического поля государства. Это компенсируется выгодами для территории и национальной экономики в целом. 
Развитие ТОСЭР (ТОР) опирается на установление благоприятного режима осуществления предпринимательской и инвестиционной деятель-ности посредством налоговых льгот, мер поддержки и преференций. 
Таким образом, государство стимулирует предпринимательскую ак-тивность и инвестиционный климат путем прямой и косвенной поддержки как резидентов, так и ТОСЭР. Выгоды от ее создания имеют как резиден-ты, так и государство, так как ТОСЭР, как зона ускоренного экономиче-ского развития, создается для образования и развития территорий.
Именно создание и развитие инфраструктуры на ТОСЭР является основным моментом государственно-частного партнерства в рамках ТОСЭР, так как финансовое обеспечение размещения объектов инфра-структуры такой территории осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов.
Таким образом, частный партнер инвестирует в создание рабочих мест и ускоренное развитие территории, а государственный партнер предоставляет ему льготный режим осуществления предпринимательской деятельности на данной территории, в целом же более эффективно исполь-зуются ресурсные возможности государства и бизнеса для ее развития.
Объект исследования – территории опережающего социально-экономического развития, расположенные в субъектах Российской Феде-рации.
Предмет исследования – организационно-экономические отношения, которые возникают при формировании и функционировании территорий опережающего социально-экономического развития.
Цель исследования – рассмотреть территорию опережающего разви-тия, как фактор развития международного производственного бизнеса.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
- раскрыть теоретические основы категории «территория опережаю-щего социально-экономического развития»;
- исследовать методологические аспекты стратегического управления территорией опережающего социально-экономического развития;
- изучить тенденции развития территорий опережающего социально-экономического развития как части международного производственного бизнеса;
- провести анализ состояния ТОСЭР;
- выявить особенности управления ТОСЭР в условиях структурной перестройки экономики;
- сформулировать методические положения по оценке эффективности ТОСЭР в экономике международного производственного бизнеса;
- раскрыть концептуальные аспекты методического обеспечения стратегического управления ТОСЭР в экономике международного произ-водственного бизнеса;
- представить организационно-экономическую модель стратегическо-го управления территорией опережающего социально-экономического развития;
- рассмотреть особенности информатизации стратегического управ-ления ТОСЭР.
Теоретико-методологическую основу исследования представляют фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных авто-ров в области стратегического управления территориями опережающего социально-экономического развития.
Обоснованные научные результаты исследования получены с приме-нением общенаучных методов управления и организации, методов экс-пертных оценок, методов организационно-структурного моделирования и сравнительного анализа.
Информационную базу работы составили нормативно-правовые ак-ты, данные, представленные органами государственной власти, корпора-тивные данные, опубликованные результаты научных исследований.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, тремя главами, заключением и списком использо-ванных источников.
Заключение:
Учитывая непродолжительный период функционирования дальнево-сточных ТОСЭР, оценивать эффективность их влияния на решение накоп-ленных проблем пока преждевременно. Складывающаяся ситуация в реги-ональном развитии свидетельствует о том, что проводимая политика в формате территорий опережающего развития благоприятно сказывается на деловом климате Дальнего Востока, о чем свидетельствует возрастаю-щий год от года темп ввода в эксплуатацию новых предприятий. 
Формирующиеся тенденции и ориентиры потенциального развития свидетельствуют об определенных успехах в преобразовании территори-ально-отраслевой структуры хозяйства преимущественно южных регионов ДФО за счет увеличения доли обрабатывающих, в том числе инновацион-ных, производств, расширения их спектра, появления предприятий не только в традиционных, но и в новых секторах экономики. Поставленные задачи в подъеме экономики региона решаются в основном благодаря фи-нансовым вложениям со стороны российских инвесторов, преимуществен-но региональных. Призыв к иностранным инвесторам создавать бизнес в ДФО в более выгодных экономических условиях услышан лишь в реали-зации проектов сырьевой направленности. Иностранные инвесторы актив-ны, как правило, в освоении месторождений полезных ископаемых на Са-халине, Чукотке, в Республике Саха (Якутия). Их интерес определяется экспортом сырья. 
Для преодоления сложившейся ситуации, на основе известных тео-рий экономического роста, был сделан вывод о нужде Дальнего Востока в прямых инвестициях, а, следовательно, и в оптимизации политики их при-влечения. Дальнейший разбор мер государственной поддержки региона и определения его сравнительной привлекательности позволили определить уже существующие в нём элементы механизма привлечения инвестиций. Также характерное соотношение меры доходности и риска на рынке Рос-сийской Федерации и стран АТР, на его основе сделан вывод о превосход-стве России других исследованных стран по данному показателю и о том, что инвестиции в Приморский край могут быть привлечены, когда в нём тоже будет достигнут положительный баланс соотношения риска и доход-ности. 
Для достижения подобного результата, как адаптация зарубежного опыта по привлечению инвестиций к условиям Дальнего Востока, были предложены меры по совершенствованию текущей политики привлечения инвестиций региона. Они включают в себя оптимизацию уже действующих и введение новых мер стимулирования, осуществление последовательных действий по улучшению инвестиционного климата региона, введение но-вых механизмов финансирования и реорганизацию существующих содей-ствующих организаций, вместе с рекомендациями по улучшениям их по-лезности. 
Некоторыми конкретными из вышеперечисленных предложений яв-ляются: выделение «приоритетной группы ТОСЭРов» для фокусировки ресурсов и усилий, создания реальных кластеров, упразднение или объ-единение излишних содействующих организаций и интернет-порталов для облегчения процесса взаимодействия инвесторов с ними, предоставление кредитования, направленного на стимуляцию экспорта, создание большего числа совместных фондов, введение стимулов для реинвестирования, диф-ференцирование уже предоставляемых налоговых льгот, а также создание атмосферы тотальной нетерпимости к коррупции, упразднение админи-стративных барьеров и открытие товарной биржи во Владивостоке. 
Было проведено исследование на выявление основных направлений совершенствования механизма стимулирования опережающего развития и предоставлены результаты. Понимание проблемных моментов в процесс прохождения из стадии подача заявки и получения статуса резидента эко-номической зоны позволило представить практические рекомендации по совершенствованию организации взаимодействия сторон. 
Также проведенный анализ деятельности режимов экономического стимулирования позволил сделать выводы о направления наиболее прио-ритетных для развития. Также можно подчеркнуть, что наличие префе-ренций на данном этапе не дало толчок развитию новых приоритетных отраслей.
Перспективы развития международного бизнеса в ТОСЭР Дальнего Востока обусловлены рядом факторов. Прежде всего, в соответствии с 473-ФЗ особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности ТОСЭР создаётся в целях формирования благоприят-ных условий для привлечения инвестиций, как отечественных, так и ино-странных. Кроме того, ожидается, что создание ТОСЭР и региональных инновационных кластеров позволит реализовать перспективную стратегию по постепенному наращиванию добавленной стоимости в экспортируемой продукции сырьевых отраслей. Это обеспечивается составом критериев, используемых при отборе приоритетных ТОСЭР, в числе которых такие, как наличие инвестиционного спроса со стороны частных инвесторов и экспортная ориентация выпускаемой продукции. 
Таким образом, может быть преодолен один из наиболее серьезных ограничителей развития - узость регионального потребительского рынка. Расчет и на иностранных инвесторов, которые самостоятельно или в парт-нерстве с российским капиталом могли бы создавать на Дальнем Востоке новые производства, заранее обеспеченные зарубежными рынками сбыта. 
Однако не только экспорт, но и внутренний спрос плюс преференции режимов территорий опережающего развития и свободного порта Влади-восток могли бы стать стимулом для иностранного бизнеса. Россия наме-рена выигрывать в конкурентной борьбе за иностранного инвестора и де-лает в этом первые шаги. 
Иностранные инвесторы, которые самостоятельно или в партнерстве с российским капиталом могли бы создавать на Дальнем Востоке новые производства и выйти на зарубежные рынки сбыта. Однако не только экс-порт, но и внутренний спрос плюс преференции режимов территорий опе-режающего развития и свободного порта Владивосток могли бы стать стимулом для иностранного бизнеса, Россия намерена выигрывать в кон-курентной борьбе за иностранного инвестора создает в этом плане поли-тико-правовые основы.
Фрагмент текста работы: