Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Теневая экономика как угроза финансовому суверенитету Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теневая экономика как объект научного изучения 6
1.1 Теоретические основы изучения теневого сектора в экономике 6
1.2. Характеристика сфер и сегментов теневой экономики 21
1.3. Методы, используемые для определения масштабов скрытой экономики 30
2. Анализ развития теневой экономики в РФ 38
2.1. Результаты деятельности ФНС РФ 38
2.2. Выявление теневого сектора экономики в результате деятельности ФНС РФ 40
3. Разработка направлений борьбы с теневой экономикой 51
3.1. Проблемы формирования теневой экономики рф 51
3.2. Разработка направлений борьбы с теневой экономикой 61
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Введение:
Актуальность исследования. Проблема подпольной экономики появилась давно. Вот несколько примеров параллельной деятельности: незаконное производство товаров и услуг, сокрытие государственных доходов, ротация неучтенных денег, отмывание «грязных» денег, взяточничество и злоупотребление властью. Проблема подпольной экономики актуальна в России. В нашей стране очень высокий процент фиктивных доходов составляет более 2,5% ВВП, эти деньги могут быть использованы для снижения социальной напряженности, повышения эффективности государственных финансов за счет увеличения реальной налоговой базы предпринимательского сектора. развитие малого бизнеса и т. д. Изучение проблем, связанных с параллельной экономической деятельностью, занимает одно из важных мест экономической науки. Это явление можно объяснить масштабами развития и сложностью объективной оценки этого сектора.
Совершенствование сотрудничества России с зарубежными странами, овладение новыми формами и методами регулирования общественной и политической жизни – все это обуславливается необходимостью исследования ключевых моментов внешней политики Российской Федерации в современных условиях.
Президентские выборы в России 2018 года открыли новый внешнеполитический цикл. В контексте выборов не оправдались ожидания
пересмотра подходов к основным направлениям внешней политики (при сохранении преемственности) с последующими изменениями в концептуальных внешнеполитических документах. Выборы в России, так или
иначе, совпадают с политическими циклами в КНР, США, ряде стран ЕС и ближнего зарубежья. В международных отношениях будет нарастать эффект «оголенных проводов» или «сухого леса». Возможны кризисные сценарии в результате намеренных или ненамеренных действий отдельных стран, слабой межгосударственной координации в решении международных проблем.
Ключевой задачей для России остается создание благоприятных возможностей для внутреннего развития. Продолжающаяся экономическая отсталость – растущая угроза суверенитету России, сужающая окно возможностей во внешней политике.
Каждая деятельность имеет свою темную сторону, внешняя политика так же не является исключением. В современных условиях нельзя выделить страну, которая бы не столкнулась с таким сложным явлением, как теневая экономика.
В связи с присутствием практически во всех сферах экономической жизни общества теневой экономики, возникает необходимость изучения теоретических и практических аспектов данного явления.
Новизна темы исследования. Выявлены положительные свойства теневой сферы, а именно: способность выступать в качестве «системы раннего предупреждения» о неблагоприятном развитии отношений между
Россией и зарубежными странами; свойство буфера (агрегирование и консервация), в котором не находящие на данный момент решений проблемы во взаимоотношениях стран будут «дозревать» до подходящего момента; креативность, т.е. возможность выступать в качестве источника и результата социального творчества субъектов политико-экономических и политико- правовых отношений в поиске ответов на вызовы современных международных российских связей
Для защиты своих национальных интересов любое государство проводит определенную (успешную или безуспешную) внешнюю политику.
Теневая экономика — процессы, которые не объявлены их участниками, не контролируются обществом и государством, не фиксируются официальной статистикой. Это процессы производства, обмена, использования товаров и услуг, которые интересуют отдельных лиц и группы людей, которые невидимы невооруженным глазом. Растраты, злоупотребление полномочиями, мошенничество, вымогательство – всё это становится едва ли не обязательными атрибутами чиновничьей деятельности.
Согласно последней статистике от МВД, за весь минувший год в России было выявлено 30,5 тыс. преступлений в области коррупции. Из них 12,5 тыс. напрямую связаны с взятками. Сообщалось, что по сравнению с 2017 годом количество случаев по даче взятки увеличилось на 10%, число случаев, связанных с получением взятки, выросло на 15%. Количество случаев посредничества подскочило на 21%.
Федеральная служба статистики по России включает скрытые, нелегальные и неформальные типы в понятие теневой экономики.
Целью работы является рассмотрение теневой экономики как угрозы экономической безопасности государства.
В соответствии с целью при написании работы определены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы теневого сектора экономики;
Предмет исследования – теоретические и методологические аспекты исследования теневой экономики. Объект исследования – теневая экономика. Методы исследования: метод сравнительного анализа, анализ информации, статистический анализ, методы индукции и дедукции, а также обработка и сравнение собранных данных.
Теоретической основой для написания работы послужили учебники, учебные пособия и монографии ряда ученых по теме исследований, научные статьи и периодические статьи. В изученной литературе тема работы достаточно изучена. Информационная база курса включает в себя: нормативные правовые акты, статистические документы, работы известных отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам подпольной экономики. Структура работы включает введение, две главы по теме исследования и отражает задачи, определенные при написании работы, заключение и список использованной литературы. Заголовок глав отображает их содержание.
Заключение:
Недостаточный уровень развития экономических отношений в обществе, механизмов государственного управления приводит к негативному
явлению — теневой экономике .
Годы рыночных реформ в национальном хозяйстве привели к формированию сильных теневых экономических отношений, при этом их рост носил гиперускоренный характер, охватив, по мнению экспертов, более 40 % национального хозяйства. Теневая экономика в большинстве своем есть следствие болезни экономики страны, трансформации системы взаимоотношения общества. В главе обосновывается точка зрения, согласно которой распространение теневых отношений наносит огромный вред национальному хозяйству, пагубно влияет на духовно-нравственную и, как следствие, на правовую сферы, видоизменяет личностные компоненты многих людей, подрывает суверенитет государства, уменьшает конкурентоспособность национальной экономики, однако именно теневые формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, в частности, неформальные платежи, в сложившихся условиях не могут расцениваться однозначно с негативной стороны.
В последнее время много говорится о теневой экономике и теневой политике в России. Но как-то порознь, как будто эти явления существуют независимо друг от друга. Наша задача доказать обратное, — показать, что «теневизация» российского бизнеса в значительной мере обусловлена процессами, локализованными на стыке экономики и политики .
Сегодняшние международные отношения строятся на принципе силы, а
не права и закона. После окончания холодной войны США стали единственным гегемоном в мире. Хоть и биполярный мир пришел к закату, но в будущем другие страны легко смогут заменить США и стать новыми
сверхдержавами. Так как в настоящее время мы можем наблюдать, как вектор силы переместился на Восток. Мир становится многополярным. В скором времени наступит момент, когда гегемония Соединенных Штатов придет к своему окончательному концу, а на международную арену выйдут новые, не менее сильные, игроки. Рассматривая современную ситуацию со стороны реализма, можно смело утверждать, что внешний курс государства напрямую зависит от внутреннего положения в стране, лидера и элиты, возглавляющих государство, их приоритетов, как во внутренней, так и во внешней политике.
регулирование деятельности государственных органов осуществляется путем введения административных положений, которые четко описывают функциональность в России, направленную на ограничение коррупционной составляющей, но на практике несколько ведомств действовали формально: выполняемые функции были переформулированы, что позволило сохранить возможность реализации предыдущих коррупционных программ. В этом смысле регулирование можно рассматривать как инструмент коррупции, способствующий риску.
В свою очередь, оценка риска коррупции направлена на выявление ситуационных факторов, которые способствуют или сдерживают коррупцию. Это позволяет специалистам выявлять проблемные области государственного сектора в целом и контролировать возможность конфликта интересов и злоупотребления властью.
1. Рекомендуется принять закон об антикоррупционной политике в Российской Федерации, адаптировать национальную антикоррупционную стратегию в соответствии с требованиями нормативных актов стратегического планирования и обеспечить включение ее целей и задач в общую систему стратегического планирования. Как на национальном уровне, так и на уровне субъектов Федерации они обеспечивают реальные механизмы ее реализации через систему действующих государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Следует проводить различие между кадровой политикой и системой государственной службы и мерами по борьбе с коррупцией. С этой целью предлагается создать независимый орган по борьбе с коррупцией, подотчетный непосредственно Президенту Российской Федерации и обладающий широкими полномочиями для проведения собственных расследований коррупции, который объединит политическую волю и широкие антикоррупционные механизмы, в том числе комплекс не только уголовных, но и административно-правовых средств.
3. Целесообразно изменить подходы к антикоррупционной экспертизе нормативных актов и их проектов, интегрируя существующую методологию с рядом исследовательских методов, методов и инструментов, условий и процедур для их применения, а также анализируя все факторы коррупции. Исключение из их числа правовых недостатков, которые следует выявить при (правовой) экспертизе и определении тех дискреционных полномочий, которые имеют право на существование в нормативных правовых актах.
4. Целесообразно объединить действующее законодательство о государственном управлении с системой реальных льгот и гарантий, которая позволяет компенсировать ограничения общего гражданского статуса, которые лицо добровольно принимает при поступлении в государственную администрацию, а также восстановить баланс между запреты. ограничения и дополнительные обязанности, а также правовой статус и объем полномочий государственных служащих в зависимости от категорий и групп мест проживания граждан на государственной службе.
5. Рекомендуется повысить престиж государственной гражданской службы путем радикального совершенствования кадровой политики, что позволяет привлекать высокопрофессиональных работников с высокими моральными и умственными качествами, устраняя риски коррупции, которые могут гарантировать осуществление качества полномочий органов государственной власти.
В заключение мы еще раз подчеркиваем, что Российская Федерация активно борется с коррупцией, но есть много областей, где можно улучшить и улучшить антикоррупционную политику. Коррупция в системе
Фрагмент текста работы:
1. Теневая экономика как объект научного изучения
1.1 Теоретические основы изучения теневого сектора в экономике
Теневая экономика как отдельное самостоятельное научное направление стала формироваться во второй половине XX в. Эта область научного знания связана с изучением проблем, на которые классическая экономическая наука долгое время не обращала должного внимания. Считалось, что различные теневые виды деятельности являются пережитком недоразвитости стран. Однако, как оказалось, скрытая, неучтённая, незаконная и противоправная деятельность является неотъемлемой частью любой экономики вне зависимости от её уровня развития. И неслучаен тот факт, что пери- од повышенного внимания к теневой экономике пришёлся во многих развитых странах на 1970– 1980 гг. Именно в этот временной отрезок развитые капиталистические страны испытывали существенные проблемы в социально-экономическом плане, а теневая экономика в некоторой степени позволяла найти отсутствующие ответы, давала возможность найти компромисс между разными противоборствующими политическими силами. В настоящей статье предпринимается попытка рассмотреть в хронологическом порядке становление концепции теневой экономики в современной науке. Это является актуальной задачей, так как исследования теневой экономики сегодня в полной мере стали отдельным научным направлением со своими теоретическими и методологическими особенностями, поэтому представляет научный интерес рассмотреть, как это направление складывалось в течение времени.
Прежде всего следует отметить, что исследуемый объект в рамках теневой экономики не наблюдаем прямыми статистическими способами в силу разных причин. Именно это накладывает определённый отпечаток как на методологию исследований, так и на теоретическую часть. Так, например, такой терминологической путаницы, как вокруг определения теневой экономики, сложно отыскать в другой области экономической науки. Это связано во многом с отсутствием каких-либо статистических данных, указывающих прямым образом на масштабы скрытой деятельности.
С чего же именно началось развитие этого направления? Если попробовать разделить время на определённые этапы, на которых происходило изучение теневой экономики, то можно выделить период до начала 1970-х гг. и после. Первый этап характеризуется тем, что изучение теневой экономики не имело самостоятельной основы, а было по большей части отрывистым, неотделимым от других объектов исследования. Следующий этап уже обрёл самостоятельность и признание не только в научном сообществе, но и в целом в мире.
До 1970-х гг. работы по изучению тех или иных аспектов теневой экономики были немногочисленны. В основном они затрагивали рассматриваемую проблематику косвенно, не придавая ей особого значения.
Первую попытку научного осмысления дан- ной предметной области можно найти в работах К. Э. Боулдинга, опубликованных им в 1944– 1947 гг. [10]. Им была разработана известная классическая модель теневого рынка, или так называемая модель Боулдинга, которая описывала отклонение кривых спроса и предложения. Но эти исследования были выполнены в чисто теоретическом плане без подкрепления эмпирическим материалом, и можно предположить, что по этой причине они не получили должного внимания.
Кроме того, в своих работах К. Э. Боулдинг исследовал объект, который непосредственно был связан с военным регулированием экономики во время Второй мировой войны. Поэтому многие экономисты того времени полагали, что с прекращением войны исчезнет сам объект исследования. Можно добавить, что данное отношение к теме теневой экономики можно списать на отсутствие эмпирического материала, явно свидетельствующего о наличии теневого сектора.
Примерно в это же время выходят работы известного американского криминолога Э. Х. Сатерленда, посвящённые анализу преступников в белых воротничках.
Э. Сатерленд на основе анализа решений судов и комиссий, вынесенных против 70 крупнейших индустриальных и торговых корпораций США, пришёл к выводу, что, несмотря на явно преступную деятельность сотрудников этих крупных компаний, они не получили соответствующие наказания в рамках уголовного процесса. Только 9 % от неблагоприятных решений судов для корпораций были квалифицированы как преступления [6]. По остальным делам был выбран другой вид наказания.
По мнению Э. Сатерленда, бизнесмены занимают особое положение в обществе, и судьи в большей степени предпочитают не рассматривать предпринимателей в качестве преступников. Он считает, что корпорации имеют больше возможностей защищать себя в судебном процессе, чем другие преступники, в силу финансовых возможностей, политического влияния [6].
В своей концепции Э. Сатерленд рассматривал представителей класса «белых воротничков», например, предпринимателей, политиков, юристов и др., как особую опасность для общества. По его мнению, «белые воротнички» осуществляют противоправные деяния со значительным ущербом обществу, чем обычные преступники. Это связано с тем фактом, что такое систематическое нарушение закона может происходить в течение десяти или более лет. Поэтому последствия таких преступлений оказывают на общество как постоянный, так и отложенный негативный эффект во времени.
Другой известный экономист, который предпринял попытку исследовать преступность с позиций экономической теории, был Г. Беккер [8]. По при- чине того, что теневая экономика является сложным, многогранным явлением со своими особенностями, направление, развиваемое Г. Беккером, сформировалось в отдельное. Впоследствии оно