Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Тенденции развития местного самоуправления в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика института местного самоуправления 6
1.1. Понятие и признаки местного самоуправления в России на современном этапе 6
1.2. Принципы местного самоуправления 12
1.3. Генезис института местного самоуправления: отечественный и зарубежный опыт 25
Глава 2. Проблемы развития местного самоуправления в России 35
2.1. Проблемные аспекты функционирования местного самоуправления 35
2.2. Анализ эффективности местного самоуправления на примере Республики Дагестан 40
Глава 3. Предложения по совершенствованию местного самоуправления 53
3.1. Направления совершенствования института местного самоуправления в России 53
3.2. Основные тенденции развития местного самоуправления в Республике Дагестан 58
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 67
Введение:
Актуальность темы данного исследования обуславливается следующим. Проблемы теории местного самоуправления, его правового регулирования и организации уже не один десяток лет выступают в качестве предмета научной интерпретации и массовых дискуссий. XX век усилил понимание того, что демократическое, правовое государство способно решать свои главные задачи исключительно при наличии эффективно функционирующей системы власти, в т.ч. органов местного самоуправления. Началом формирования института местного самоуправления в современном виде традиционно считается приятие Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. , признавшей местное самоуправление одной из основ конституционного строя и установившей принципиальные положения о местном самоуправлении (глава 8), соответствующие сложившимся международным стандартам. Будучи одной из основ конституционного строя, местное самоуправление не только обладает собственной спецификой, но и наряду с другими основополагающими конституционными принципами определяет систему демократического управления в стране, степень ее децентрализации.
Вместе с тем все еще несовершенна законодательная основа, регламентирующая место, роль и особенности осуществления муниципальной власти в РФ. О недостаточной проработанности концепции местного самоуправления свидетельствует, например, значительное число изменений (около 140), которые вносились в нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с момента его принятия.
На неоднозначность законодательных решений указывает и обширная судебная практика по вопросам, касающимся реализации местного самоуправления.
Особенно остро стоит вопрос о реализации принципа отграничения местного самоуправления от государственной власти, поиска баланса между самостоятельностью муниципальной власти и степенью государственного контроля за ее осуществлением.
Анализ правового регулирования последних лет свидетельствует о том, что законодатель все еще находится в поиске оптимального подхода к моделированию системы местного самоуправления как в части его взаимоотношения с государством, так и в части его отдельных сущностных характеристик. В первую очередь, это касается вопросов территориальной организации местной власти, компетенции муниципальных образований, формирования системы органов местного самоуправления, муниципального бюджета.
Указанное обстоятельство в т.ч. негативно сказывается на использовании отдельных форм непосредственной демократии на местном уровне. На это, например, неоднократно указывал в своих рекомендациях Конгресс местных и региональных властей Европы по результатам мониторинга состояния муниципальной демократии в России. На проблему сокращения участия населения в принятии обязательно-властных муниципальных решений обращает внимание и российское научное сообщество.
В связи с изложенным по-прежнему остается актуальным осмысление различных аспектов местного самоуправления как основополагающего начала устройства государства и общества в РФ, их соотношения с другими основами конституционного строя, а также исследование достоинств и недостатков действующих механизмов функционирования муниципальной власти.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Анализ позволил выявить тенденции, наиболее сильно влияющие сегодня на развитие территорий в стране.
В первую очередь отмечена мобильность системы муниципальных полномочий. Законодательством предусмотрена гибкая система регулирования и делегирования, и это правильное решение для большой страны. Когда регионы и муниципалитеты сильно отличаются друг от друга, вопрос разграничения полномочий между уровнями власти является ключевым. У местных администраций может быть больше или меньше полномочий, в зависимости от местных условий. ОКМО отмечает, что требуют совершенствования механизмы определения и учета самих местных условий, иначе возможны перекосы, нарушающие работу муниципалитета.
Следующий важнейший тренд связан с потребностями финансирования местных бюджетов. Финансы должны соответствовать объему полномочий. Сейчас доходы муниципалитетов ежегодно растут, но уровень межбюджетных трансфертов остается очень высоким — 65% от всех доходов. Причем большую часть составляют субвенции на исполнение делегированных государственных полномочий. ОКМО считает, что требуется методика оценки стоимости муниципальных полномочий, иначе нельзя определить, сколько на самом деле нужно денег местным бюджетам.
Среди прочих трендов отмечен дефицит квалифицированных кадров в органах местного самоуправления, повышенное внимание надзорных и контролирующих органов, активизация гражданского участия в решении вопросов местного значения, необходимость применения цифровых технологий на местном уровне.
Прежде всего, предлагается разработать и принять долгосрочную «Стратегию развития местного самоуправления в Российской Федерации», одним из ключевых направлений которой должна стать муниципальная экономика.
Стратегия должна учитывать возможности, обязанности и потребности муниципалитетов, обращать внимание на расслоение по численности населения, размеру территории, преобладающим формам экономики и т. д. Для каждой категории предлагается разработать свои инструменты управления.
Предлагается определить статус агломерации как особой формы муниципального образования или как формы межмуниципального сотрудничества. Возможно, этот вопрос следует урегулировать в федеральном законодательстве.
Кроме того, муниципалы предлагают уточнить в нормативной базе методы использования муниципалитетами внебюджетных источников, самообложения, общественного бюджетирования и кооперации, муниципально-частного партнерства и концессий.
Предлагается ввести в федеральное и региональное законотворчество новый принцип – принцип сообщества, когда любое важное изменение в профильном федеральном законе будет предваряться широким обсуждением в среде экспертов, с привлечением объединений муниципалитетов и жителей.
Предлагается расширить образовательные программы, включая школьные, тематикой местного самоуправления и общественного участия в управлении территорией проживания. Это скажется не только на воспитании в людях чувства хозяина своей земли, любви к малой родине и ответственности за нее, но и перспективно – на формировании местного актива населения, на качестве подготовки кадров для муниципальной службы.
Также необходимо изменить систему оценки контрольно-надзорной деятельности: ее эффективность не должна рассчитываться по количеству наложенных на муниципалитеты санкций. В основу предлагаемого подхода должны быть заложены интересы граждан.
Также необходима реализация следующие мер:
— совершенствование и цифровизация управ¬ления на муниципальном уровне;
— уточнение и корректировка системы пол¬номочий органов публичной власти исходя из принципов субсидиарности и наделения источниками финансирования;
— совершенствование механизмов контроль¬но-надзорной деятельности;
— совершенствование территориальных ос¬нов местного самоуправления, включая правовые возможности для развития агло-мераций и межселенных территорий;
— дальнейшее развитие механизмов поддерж¬ки общественных инициатив, расширение участия граждан в выработке предложе¬ний, обсуждении и принятии управлен¬ческих решений.
Фрагмент текста работы:
Общая характеристика института местного самоуправления
1.1. Понятие и признаки местного самоуправления в России на современном этапе
В соответствии со статьей 3 Европейской хартии МСУ от 18 октября 1985 года под «местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».
Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что «местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно».
6 октября 2019 года исполнилось 16 лет со дня принятия Закона № 131-ФЗ. Прошедший период позволяет провести оценку значения этого важнейшего документа с учетом реалий развития местного самоуправления (МСУ) в нашей стране.
Действующая Конституция РФ, являясь основным законом страны, закрепляет способ и формы организации государства, взаимоотношения общества и высших органов государственной власти. Все вышеперечисленное получило название основ конституционного строя.
«Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Таким образом, мы видим, что в 1 статье Конституции РФ нашли свое отражение важнейшие основы конституционного строя: демократизм, федерализм, принцип верховенства права.
Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст. 3 Конституции РФ «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии, которая представляет собой осуществление населением управления через представительные органы государственной и местной власти.
Таким образом, местное самоуправление в России составляет основу народовластия, то есть демократии .
Правовое положение органов местной власти, помимо Конституции РФ, определяет Закон № 131-ФЗ.
В данном законе определяются виды муниципальных образований.
Исходя из этого, выделяется перечень вопросов, которые отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Местные власти за принятые решения, в первую очередь, несут ответственность перед населением.
Ю.А. Дмитриев определяет местное самоуправление как «инициативную, независимую, осуществляемую под свою ответственность деятельность местных жителей, направленную на решение задач, отнесённых к их ведению законом или нормативно-правовым актом органов местного самоуправления» .
Инициативность реализуется через формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Например, Закон № 131-ФЗ предусматривает проведение местного референдума по вопросам местного значения. В целях избрания выборных должностных лиц органов местного самоуправления, депутата представительного органа назначаются местные выборы. Названный в Законе № 131-ФЗ перечень не является исчерпывающим. Это означает, что допустимы и другие формы осуществления народом власти на местном уровне.