Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Темы 29, 33 (профиль «Управление бизнес-проектами»). Вы можете сами выбрать удобную для вас тему из этих двух.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
1 Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью предприятия 6
1.1 Методы изучения конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Оценка конкурентоспособности предприятия 12
1.3 Управление конкурентоспобностью: особенности и пути совершенствования 19
2 Анализ конкурентоспособности предприятия 23
2.1 Общая характеристика ООО «Тасма» 23
2.2 Анализ конкурентной среды предприятия 25
2.3 Оценка финансово-экономических показателей деятельности 43
2.4 Оценка конкурентоспособности ООО «Тасма» 47
3 Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Тасма» 51
3.1 Разработка проекта мероприятий повышения конкурентоспособности 51
3.2 Организационно-экономическое обоснование проекта мероприятий 56
3.3 Оценка экономической эффективности проекта мероприятий 57
Заключение 61
Список использованных источников 65
Введение:
Актуальность темы исследования связана с тем, что динамика мирового, в т. ч. российского экономического развития на основе совершенствования, как самой продукции, так и технологии ее продажи, нестабильная текущая экономическая ситуация, обострившая необходимость выживания предприятий на рынке, свиде-тельствуют о существенной роли инструментов анализа и оценки конкурентоспо-собности, конкурентной стратегии в деятельности предприятия.
Для того чтобы предприятию реализовать свои конкурентные преимущества, преодолеть свои слабые стороны и добиться максимально высоких результатов в условиях соперничества, хозяйствующему субъекту необходимо уметь анализиро-вать и оценивать свою конкурентоспособность, четко ставить перед собой стратеги-ческие цели и реализовывать их на практике в рамках своей конкурентной страте-гии.
Предприятием должна быть сформирована конкурентная стратегия с учетом возможностей и особенностей конкурентной среды для того, чтобы выдерживать курс на достижение поставленных целей. В условиях рыночных отношений цели предприятия объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение выживаемости, максимизация доли рынка и текущей прибыли, завоевание лидерства по показате-лям качества товара и сопутствующих услуг, завоевание расположения клиента.
Принимая все это во внимание, следует признать самой надежной технологией обеспечения конкурентоспособности предприятия: эффективность управления предприятием, включая методы анализа и оценки конкурентоспособности, умение определять и реализовывать свою конкурентную стратегию.
Присутствие на рынке нескольких хозяйствующих субъектов, реализующих товары схожего ассортиментного перечня вплоть до конкретных наименований, способствует ужесточению конкурентной борьбы между существующими предпри-ятиями. Это подчеркивает актуальность темы для объекта исследования.
Вышесказанное характеризует актуальность темы выпускной квалификацион-ной работы, целью которой является – разработка проекта мероприятий по повы-шению конкурентоспособности ООО «Тасма».
Объектом исследования ВКР выбрано общество с ограниченной ответственно-стью «Тасма», реализующее рентгеновскую пленку и реактивы, а также рентгенов-ское оборудование в Республике Башкортостан.
Предмет исследования — методы анализа и оценки конкурентоспособности, разработки конкурентной стратегией.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи ВКР:
— раскрыть теоретические аспекты управления конкурентоспособностью пред-приятия;
— провести анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Тасма»;
— разработать и обосновать проект мероприятий по повышению конкуренто-способности ООО «Тасма».
Теоретической основой исследования являются работы и публикации специа-листов по вопросам конкурентоспособности: Г.Л. Азоева, С.Н. Белоусовой, А.И. Булеева, П.С. Завьялова, И.У. Зулькарнаева, О.В. Каплиной, Е.П. Михалевой, Л.Н. Родионовой, основоположников классических методик и стратегий: М.Портера, Ф.Котлера, Р.А. Фатхутдинова, и др.; законодательство Российской Федерации и ее структур.
Методологической основой написания ВКР является использование методов: наблюдения, группировки, абсолютного и относительного сравнения, экономико-статистических, экспертного.
Структурно ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка исполь-зованных источников и приложений.
Заключение:
Подводя итоги проведенного исследования можно сделать следующие ос-новные выводы.
Важность такой проблемы как повышение конкурентоспособности пред-приятий, а также заинтересованность государства в решении данной задачи под-тверждается Постановлением Правительства РФ от 01.08.2014 г. № 1447-р (ред. от 10.02.2018) «Об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкуренто-способности»«. Данный план направлен на интеграцию усилий государства в сфере развития промышленности, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности российских промышленных компаний на внутреннем и мировом рынке.
Конкуренция представляет собой борьбу между экономическими субъекта-ми. При этом именно она позволяет оценить степень развитости рынка.
Для того, чтобы предприятию удавалось достигать поставленные цели, ему необходимо удержаться на рынке и занимать достойную позицию. А также необ-ходимо применять стратегии конкурентоспособности, задействовать в работе ин-новационные процессы и современные промышленные технологии.
Рассмотрев пять стратегий повышения конкурентоспособности организа-ции, можно сделать вывод о том, что они не несут под собой глобальный риск, а базируются на существующих товарах и услугах, подразумевают различные подходы к управлению организацией.
На основании проведенного во второй главе анализа конкурентоспособно-сти предприятия на рынке были разработаны мероприятия, которые направлены на повышение конкурентоспообности ООО «Тасма»:
Открытие отделов продаж в других городах России позволит создать не-благоприятное положение для конкурентов; увеличить прибыль.
Усовершенствование способов и сроков доставки. Несмотря на то, что условия и способы доставки, предложенные компанией, полностью удовлетворя-ют потребности клиентов, необходимо постоянно отслеживать возможности улучшения данной точки контакта с клиентом.
Постоянное отслеживание тенденций рынка для корректировки стратегии развития. Рынок стремительно развивается. Что было важно для клиента сегодня, может быть совершенно неважно завтра. Поэтому необходимо обязательно сле-дить за развитием рынка, изучать конкурентов, потребителей, изучать ассорти-мент.
Открытие отдела маркетинга в каждом городе. Одному маркетологу на все филиалы сложно качественно выполнять свои обязанности. Каждый филиал тре-бует своего подхода в ведении деятельности.
Во избежание ошибок со стороны новых сотрудников прикреплять к ним наставников. Новые сотрудники, имеющие опыт или не имеющие, нуждаются во внимании. Наставник поможет быстрее влиться в коллектив, а значит, новый со-трудник совершит меньше ошибок, которые могут повлиять на удовлетворен-ность клиентов, репутацию компании и в целом на прибыль.
Изменение дизайна сайта в соответствии с сегодняшними требованиями. Ес-ли о наполненности не приходится говорить, то дизайн стоит проработать в соот-ветствии с сегодняшними трендами.
Внедрение CRM-системы, которая позволит новым сотрудникам работать с уже готовой базой клиентов, снизит риски потери клиентов, а также автоматизи-рует действия менеджеров. CRM – это инструмент контроля и оценки эффектив-ности деятельности менеджеров.
Проведение опроса для выявления потребностей клиентов, касающихся ас-сортимента. Как было выявлено, компания по широте ассортимента отстает от своих конкурентов. Опрос, направленный на выявление потребностей клиентом, позволит повысить конкурентоспособность предприятия.
Работа только с проверенными поставщиками и заказчиками, во избежание рисков закупки бракованной продукции и неоплаты заказа. Самое важное для компании – предоставление клиенту качественной продукции. Следует отдавать предпочтение только проверенным поставщикам.
Мониторинг цен конкурентов. Клиент чувствителен к цене. Поэтому важно следить за ценами конкурентов и корректировать свои цены.
Оптимизация площади склада для сохранения качества оборудования и ма-териалов. Во избежание порчи продукции посредством погодных условий, необ-ходимо распределить площадь склада таким образом, чтобы вся продукция, ко-торая чувствительна к погодным условиям, хранилась в надежных условиях.
Создание особых (смягчающих) условий для сотрудников в период спада спроса (например, снижение штрафных санкций). Персонал – важнейший ресурс компании, без которого она перестанет существовать. Компании в период спада спроса приходится сложно, соответственно и сотрудникам тяжело. В такие пери-оды вина спада спроса ложится не на сотрудников, а на время года. Поэтому в такие моменты важно поддерживать персонал.
Поиск специалиста, который будет заниматься поиском новых направлений. У ООО «Тасма» было несколько неудачных попыток расширения рынка за счет других товарных групп. Проблема в отсутствии опыта в анализе рынка для вы-бора ниши. Поэтому необходим человек, который бы смог грамотно выстроить стратегию в данном направлении.
Выделить из персонала одного менеджера для рассмотрения заявок с сайта, чтобы повысить качество работы в целом и снизить нагрузку маркетолога.
Внедрение тайного покупателя для измерения результативности менедже-ров по продажам в оффлайне. Если в работу сотрудника в онлайне можно будет контролировать с помощью CRM, то в оффлайне это можно сделать с помощью тайного покупателя.
По предложенным мероприятиям была проедена оценка затрат и расчет эффективности, которые показали, что экономический эффект от предлагаемых мероприятий положительный, так как затраты на мероприятия на 23452000 руб-лей увеличат оборот компании на 121548600 рублей.
В результате осуществления проекта увеличится выручка от реализации, чистая прибыль, в перспективе повысится и рентабельность предприятия и в це-лом
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью пред-приятия
1.1 Методы изучения конкурентоспособности предприятия
Наиболее целостное теоретическое обоснование конкурентной борьбы и ее движущих силах появились в середине 19 века, но теоретические основы конку-ренции были заложены в период докапиталистических формаций. Основная за-слуга в этом принадлежит представителям классической политэкономии Д. Ри-кардо, А. Смиту. В поздние периоды значительное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам Дж. Кейнса, В. Леонтьева, А. Маршалла, Й. Шумпе-тера, М. Портера, П. Сраффы, и др.
Существует огромное количество трактовок понятия «конкуренция». К примеру, английский экономист Адам Смит предложил под конкуренцией пони-мать поведенческую категорию, при которой продавцы и покупатели конкури-руют на рынке за наиболее выгодные для себя продажи или покупки. Так же Адам Смит считал, что конкуренция — это «невидимая рука» рынка, с помощью которой координируется деятельность участников рынка и основной её целью является извлечение наибольшей прибыли.
В своем учебном пособии «Стратегический менеджмент», известный отече-ственный экономист Р.А. Фатхутдинов, предложил такую формулировку опреде-ления конкуренции: «Конкуренция – процесс управления субъектом своими кон-курентными преимуществами для достижения победы или достижения других це-лей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях». Конку-ренция — это напряженная борьба юридических или физических лиц за покупате-ля, за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции при со-блюдении антимонопольного законодательства, Закона «О защите прав потреби-телей».
Также, содержательную характеристику конкуренции дали известные французские авторы Жан Клод Колли и Ив Бернар. Конкуренцию они рассмат-ривают через идею полного, свободного и достоверного сопоставления всех хо-зяйствующих субъектов в плане, как предложения, так и спроса на товары и услуги.
Австрийский экономист Йозеф Алоиз Шумпетер определил конкуренцию как соперничество между старым и новым. Его интересовал вопрос, каким обра-зом происходит замена старых экономических институтов новыми. По его утвер-ждению, процесс эволюции создает механизмы, которые являются оптимальны-ми. Одним из таких механизмов является «конкуренция нововведений», рассмот-ренная Шумпетером в одной из главных своих работ – в «Теории экономическо-го развития».
Видный австрийский ученый экономист и социолог, представитель неоли-берализма, Фридрих Август фон Хайек считал конкуренцию процессом, посред-ством которого можно получать и передавать знания. Хайек первым стал рас-сматривать конкуренцию, как способ открытия новых технологий и продуктов, которые могли бы остаться неизвестными без конкуренции. Конкуренция застав-ляет предпринимателей для получения высокой доли прибыли искать новые про-изводственные мощности, новые рынки сырья, продукты, новые рынки сбыта, которые впоследствии обеспечивают динамическое развитие экономической си-стемы.
В Российской Федерации определение «конкуренции» дается в пункте 7 ста-тьи 4 Федерального Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016). Согласно этого закона, «конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в односто-роннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соот-ветствующем товарном рынке».
Конкуренция — это процесс взаимосвязи, взаимодействия, но и борьбы меж-ду присутствующими на рынке предпринимателями с целью обеспечить для себя лучшие возможности для сбыта своей продукции и удовлетворения широких по-требностей покупателей.
Существует множество классификаций конкуренции. Можно разделить их по ряду признаков.
По масштабам развития:
индивидуальная (когда один участник рынка стремится подобрать для себя наилучшие условия для купли-продажи товаров и/или услуг);
местная (соперничество среди предпринимателей на определенной территории);
отраслевая (борьба идет за получение наибольшей прибыли в одной из отраслей рынка);
межотраслевая (представители разных отраслей рынка соперничают за привлечение покупателей на свою сторону в целях получения наибольшей прибыли);
национальная (соперничество отечественных предпринимателей внут-ри своей страны);
глобальная (соперничество на мировом рынке представителей раз-личных предприятий, объединений и государств).
По характеру развития:
свободная (состояние рынка, при котором отдельные покупатели и продавцы не имеют влияния на цены, но участвуют в ее формировании через спрос и предложение);
регулируемая (конкуренция регулируется государством, предупре-ждение монополии);
ценовая (появляется при искусственном сбивании цен на определен-ную продукцию);
неценовая (возникает посредством улучшения качества продукции, усовершенствования технологий производства, внедрения инноваций и нанотех-нологий, создания брендов, получения патентов, послепродажный сервис).
В зависимости от конкурентного равновесия рынка:
совершенная конкуренция — предоставлена возможность свободно торговать факторами производства; присутствует множество независимых произ-водителей и потребителей; субъекты хозяйствования имеют самостоятельность; продукция сопоставима, однородна; доступна информация о рынке;
несовершенная конкуренция — рынком владеет одна или несколько