Филология Дипломная работа (бакалавр/специалист) Иностранные языки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Тема работы «Лексические средства выразительности в поэтическом языке Ф. И. Тютчева»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения лексических средств в поэзии Ф.И. Тютчева 5
1.1. Лексические средства выразительности русского языка 5
1.2. Лирика Ф.И. Тютчева и его поэтический язык как объект научного исследования 14
Глава 2. Лексические средства выразительности в поэтическом языке Ф.И. Тютчева 28
2.1. Эпитеты 28
2.2. Метафора, метонимия, синекдоха и олицетворение 34
2.3 Фразеологизмы 40
2.4 Лексический повтор 43
2.5 Сравнения 46
2.6 Перифраз 50
Заключение 56
Список литературы 60

  

Введение:

 

Актуальность темы. О поэзии Ф.И. Тютчева написано множество статей, книг, диссертаций, но интерес к этому поэту не иссякает ни у исследователей, ни у тех, кто просто неравнодушен к выразительному поэтическому слову.
Тютчев родился 5 декабря 1803 года. Он получил домашнее образование и воспитывался в атмосфере патриотизма и уважения к традициям, что часто характеризовало дворянство того периода. Под руководством своего педагога, поэта, Федор Иванович Тютчев приобрел прочное знание классики поэзии, как европейской, так и русской, и рано начал писать стихи. Литературная карьера Ф.И. Тютчева началась, когда ему было всего 15 лет, в Обществе любителей русской литературы, организованном профессором литературы Московского университета. В 1819 году Ф.И. Тютчев поступил в университет, где проучился два года и получил ученую степень магистра. Назначенный в 1822 году в российскую миссию в Мюнхене, он провел большую часть следующих 22 лет на Западе.
Хотя Ф.И. Тютчев всегда проявлял большой интерес к международной политике и пользовался уважением в высших политических кругах, он не держался за свой пост дипломата. В 1839 году он без разрешения покинул свой правительственный пост, чтобы жениться, и впоследствии был уволен с государственной службы. Вернувшись в Россию, он начал более серьезную литературную карьеру.
Стихотворения Ф.И. Тютчева являют собой уникальный лингвистический феномен. Как поэта, его можно причислить к художникам слова уровня А.С. Пушкина. Поэзия Ф.И. Тютчева отличается яркой выразительностью, образностью и эмоциональностью, и заслуживает всестороннего изучения
Актуальность работы заключается в необходимости всестороннего и глубокого изучения особенностей языка поэзии Ф.И. Тютчева, которые, с одной стороны, характеризуют его как языковую личность, с другой, – отражают языковую картину мира.
Объектом исследования является поэзия Ф.И. Тютчева.
Предмет исследования составляют лексические средства выразительности в стихотворных текстах Ф.И. Тютчева.
Материалом работы послужили поэтические тексты Ф.И. Тютчева в его «Полном собрании сочинений и писем» [Тютчев 2002].
Цель работы – исследовать лексические средства выразительности в поэзии Ф.И. Тютчева.
Достижение названной цели достигается выполнением следующих задач:
1) изучить лексические средства выразительности русского языка;
2) рассмотреть лирику Ф.И. Тютчева и его поэтический язык как объект научного исследования;
3) выявить и проанализировать лексические средства выразительности в поэтическом языке Ф.М. Тютчева: эпитеты, метафору, метонимию, синекдоху, олицетворение, фразеологизмы, лексический повтор, сравнение, антитезу, перифраз.
Для решения конкретных задач в процессе работы использованы различные методы, включающие общенаучный метод сравнительно-сопоставительного анализа и собственно лингвистические методы аналитического и синтетического характера, предполагающие сплошную выборку иллюстративного материала, лингвистическое описание языковых фактов; текстологический, семантический, лексикографический, стилистический анализ.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ф.И. Тютчева (1803-1873), поэт золотого века русской литературы, впервые всерьез начать публиковать свои стихи в 1836 году. В том же году, только под инициалами «Ф. Т.», его стихи стали появляться в недавно созданном А.С. Пушкиным журнале «Современник». С этого момента стихотворения стали известны среди поклонников поэзии.
Стихотворениям Ф.И. Тютчева долгое время уделялось мало внимания со стороны исследователей, и хотя он продолжал публиковать поэзию на протяжении всей своей жизни, он стал полностью признан и восстановлен символистами только на рубеже XX века.
В настоящее время его стихотворения ценятся наравне с поэзией А.С. Пушкина. Поэзия Тютчева обладает высочайшими художественными достоинствами, это признается всеми исследователями. Это одни из лучших русских поэтов, который наиболее талантливо подходил к использованию всего богатства русского языка.
Поэзия Федора Ивановича Тютчева необычайна разнообразная, в ней есть любовная лирика, пейзажная лирика и политические стихотворения. Все эти темы разработаны у поэта одинаково глубоко. Человек и природа – две центральные темы в поэзии Ф.И. Тютчева. Они неотделимы одна от другой.
Ф.И. Тютчев – настоящий певец природы, его лирика проникнута не только искренней любовью к природе, но и глубоким пониманием всех природных явлений. Пейзажная лирика этого поэта относится к примерам лучших поэтических произведений о природе в русской поэзии. Природные явления поэт часто рассматривал в контексте человеческой психологии, он проводил параллели между человеком и природой. В его поэзии можно увидеть отношение к природе как к живому объекту, стремление одушевить и очеловечить природные явления.
Но одновременно в его поэзии есть и философская составляющая, в ней множество глубоких мыслей о России, ее взаимоотношениях с Европой. Тютчев был не только поэтом, он был также философом и политиком. Он долгое время прожил в европейских странах, и мог судить о том, насколько отличаются эти страны от России.
Некоторые черты лирики Ф.И. Тютчева сближают его с немецкими романтиками. Это любовь к природе, важность самовыражения и индивидуального чувства.
Романтическая поэзия – это поэзия эмоций, исследующая воображение, а не научную истину. Восприятие и чувства поэта в романтизме имеют больше значения, чем объективная реальность. Эти черты романтической поэзии сохранены в стихотворениях Ф.И. Тютчева.
Проведенный анализ поэзии Ф.И. Тютчева позволяет нам сделать ряд выводов.
Ф.И. Тютчев в своих стихотворениях использует огромное количество эпитетов. Зачастую это небанальные определения предметов и природных явлений. Для поэта характерны цветовые эпитеты. У поэта есть и целый ряд любимых цветовых эпитетов, среди которых можно назвать «лазурный», «золотой», «светлый». Эпитеты добавляют в стихотворения Тютчева выразительность.
Ф.И. Тютчев создал в своих произведениях целый ряд ярких и глубоких метафор. Чаще всего поэт обращается к антропоморфной метафоре, перенося человеческие качества на природные объекты.
Наиболее часто у поэта встречаются такие метафоры, как сон, движение, способность говорить и слышать. Перенос на природные объекты способности спать, двигаться, слышать и говорить очеловечивает природу, делает ее в полном смысле слова живой.
Часто поэт использует такую разновидность метафоры, как олицетворение, когда природные явления и объекты описываются в таких выражениях, которые обычно используется только для описания людей. Это придает стихотворениям Тютчева своеобразие, так как природа наделяется человеческими чертами. Одновременно поэт показывает и контраст между человеком и природой.
В поэтических текстах Федора Ивановича Тютчева используется большое количество фразеологизмов, которые способствуют точной реализации художественного замысла автора, повышению информативно-образного потенциала художественного текста. Поэт обычно использует «книжные» фразеологизмы, разговорная фразеология практически отсутствует.
Поэт подходит к использованию фразеологизмов русского языка творчески, не ограничиваясь только вариантами узуальных фразеологизмов, но и создавая свои авторские варианты устойчивых словосочетаний русского языка. Это добавляет к его стихам выразительности.
В стихотворениях поэта часто можно встретить лексический повтор, выделяющий ключевое слово в стихотворном произведении. Поэзия Федора Ивановича Тютчева осмысленна, поэт всегда знает, что именно он хочет сказать, отсюда и значимость лексического повтора в творчестве этого поэта. Повтор ключевого слова делает его мысль яснее для читателя. Кроме этого, лексический повтор добавляет в стихотворение выразительности.
Для поэзии Ф.И. Тютчева характерны также и хорошо продуманные сравнения. Сравнения необходимы в поэтической речи для того, чтобы ярче показать черты сходства между различными явлениями, объектами окружающей действительности. Можно сделать вывод о том, что Ф.И. Тютчев создает неожиданные сравнения, показывая описываемые им объекты с непривычной стороны, и в своих стихотворных произведениях он рисует при помощи сравнений выразительные образы природы и человеческой психологии.
Ф.И. Тютчев оригинально подходит к использованию перифраза. Перифраз характерен для русской поэзии, но у Ф.И. Тютчева перифраз часто оригинален и показывает сложность и своеобразие мышления поэта.
Чаще всего поэт применяет такое средство выразительности, как эпитет, выразительные эпитеты можно встретить почти в каждом стихотворении поэта. Также он часто применяет метафоры, олицетворение. Несколько реже он использует сравнения. Лексический повтор, фразеологизмы и перифраз занимают меньше места в его поэтических произведениях.
Таким образом, Ф.И. Тютчев широко применяет многие лексические средства выразительности русского языка. Все они используются им в сочетании друг с другом, что позволяет поэту создавать сложные и глубокие образы.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения лексических средств
в поэзии Ф.И. Тютчева
1.1. Лексические средства выразительности русского языка
Письменная речь часто предназначена для выполнения определенной коммуникативной функции и нацелена на определенный эффект. В общем виде, различают поэзию и прозу. Стиховая речь мыслится как нечто вторичное, более сложное по структуре, по сравнению с прозой [Лотман 1964: 26].
Поэзия – это вид литературы, который отличается своей выразительностью. Поэзия создается для того, чтобы передать мысль поэта, а также удивить читателя эффектным построением фразы и эстетической стороной языка. Ее отличительным свойством является упорядоченная форма, которая основывается главным образом на ритмическом и фонетическом расположении слов и предложений. Ритмический аспект, в свою очередь, определяет синтаксические и семантические особенности стихов. Чтобы уложиться в рифму, стиху часто необходима краткость, синтаксически эта краткость проявляется в эллиптических предложениях, в обособленных конструкциях, в инверсии, асиндетоне и других синтаксических особенностях поэтической речи.
Ритм и рифма являются непосредственными свойствами поэтического стиля. Есть различные композиционные формы рифмы и ритма (ямб и другие). В прозе можно найти ритм, однако единицей измерения в прозе является не слог, а структура, сочетание букв, последовательность слов, то есть словосочетания, предложения, предложения и даже сверхфразовые единства. Своеобразное свойство ритма прозы, особенно в прозе XX века, состоит в том, что он возникает лишь в относительно коротких промежутках текста. Ритм прозы, в отличие от ритма стихов, лишен последовательности. В поэзии ритмичность становится основой всей речи, поэтому при чтении стихотворения необходимо поймать ритм.
Но самая главная отличительная черта поэзии – это подбор лексики. Одной из наиболее заметных характеристик поэтической формы является экономия языка. Поэты критичны в том, как они выбирают слова.
Тщательный отбор слов для краткости и ясности является стандартным даже для прозаических авторов. Тем не менее, поэты выходят далеко за рамки прозы, учитывая эмоциональные аспекты слова, его предысторию, его звучание, его второй смысл и даже его внешний вид на странице.
Поэтому поэтам подходят не все слова. Для стихотворения необходимы эмоциональные, экспрессивные слова и сочетания слов.
В русском языке выделяют так называемые лексические средства выразительности. Их также называют риторическими фигурами. Это такие стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. Риторические фигуры призваны сделать речь богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задуматься.
Человеческий язык устроен так, что, когда мы говорим на нем правильно, наша речь менее выразительна, нежели когда мы каким-то образом отступаем от норм и правил. В задачи поэта входит подобрать такие слова и так выстроить высказывание, чтобы его речь оживляла его мысль, обращала внимание именно на то, что ему кажется важным, вызывала те эмоции, которые хотелось бы вызывать. Под риторическими фигурами, или стилистическими приемами, подразумеваются способы, пути и модели «оживления» языка.
Со времен зарождения литературы существовали самые разные классификации и дефиниции различных стилистических фигур, а их количество в трудах некоторых исследователей превосходило сотню.
Чаще всего говорят о нескольких группах [Николаев 2011: 66].
– о риторических фигурах и тропах;
– о лексических, синтаксических и смешанных риторических фигурах,
– о фигурах добавления, фигурах убавления и фигурах расположения или перемещения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы