Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Тема : Межличностные отношения в курсантских и студенческих учебных группах.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КУРСАНТСКИХ И СТУДЕНЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ГРУППАХ 7
1.1. Анализ понятия «межличностные отношения» в научной литературе 7
1.2. Особенности межличностных отношений в студенческих учебных группах 17
1.3. Межличностные отношения в учебной группе курсантов 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КУРСАНТСКИХ И СТУДЕНЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ГРУППАХ 36
2.1. Организация и методы эмпирического исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Введение:
Актуальность исследования. В связи с возрастающими требованиями современного общества к профессионализму, активности и творчеству людей в процессе их совместной деятельности проблема межличностных отношений в различных социальных системах остается одной из самых изучаемых. Наибольшую актуальность данная проблема приобрела в современных высших учебных заведениях, так как кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах российского общества влекут за собой радикальные изменения в самосознании, ценностных ориентациях, поступках и межличностных отношениях современной молодежи. Обучение в образовательных организациях МВД России отличается от обучения в иных высших учебных заведениях наличием жестко регламентированного распорядка дня, особенностями взаимоотношений с руководством и профессорского-преподавательским составом, содержанием изучаемых научных дисциплин.
Согласно данным Министерства Здравоохранения России, у современных студентов отсутствуют знания, навыки и социальные адаптивные стратегии построения межличностных отношений, ведущие к здоровью и успешной профессиональной самореализации. Недостаточность социального опыта курсантов и слушателей в межличностных отношениях может проявляться в проблеме их адаптации в процессе обучения в вузе, что выражается в преодолении затруднительных ситуаций в общении с окружающими. Любая из формирующихся при этом психологических защит: «уход в себя», избегание неприятностей или открытая агрессия оказывают существенное влияние на профессиональное становление будущих специалистов. При этом культура межличностного общения способствует включению курсантов и слушателей в коллективную деятельность, в ходе которой ими усваиваются общечеловеческие ценности, нравственные нормы, правила поведения в обществе, вырабатываются умения межличностного взаимодействия.
Проблематика межличностных отношений привлекает внимание многих отечественных психологов: в исследованиях Г.М. Андреевой, Я.Л. Коломинского, P.C. Кричевского, Л.И. Уманского, рассмотрены особенности психологии малых групп и коллективов; в работах Г.М. Андреевой, К.А. Абульхановой-Славской, A.A. Бодалева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, В.М. Соковина определены подходы к решению проблемы межличностных отношений в социальной группе; в исследованиях A.A. Букиной, Н.В. Гришиной, A.И. Шипилова достаточно глубоко изучена проблема межличностных конфликтных отношений; вопросы специфики межличностных отношений студентов в отечественной психологии представлены в работах Н.П. Аникеевой, Я.Л. Коломинского, Н.Д. Твороговой , B.И. Кунченко; рассмотрение проблемы межличностных отношений студентов в современных вузах отражено в исследованиях А.Э. Варчева, Г.В. Массон, И.К. Шакирова, О.С.Батурина, Е.В. Шуваловой и других. Культура межличностного общения личности исследовалась Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, Л. П. Буевой, В. А. Кан-Калика, А. В. Мудрика, Г. А. Цукерман и др.
Несмотря на многочисленность социально-психологических работ, посвященных проблеме развития культуры межличностных отношений, многие вопросы практического их применения остаются до сих пор нерешенными. В связи с этим нам представляется необходимым провести исследование особенностей развития межличностных отношений в курсантских и студенческих учебных группах.
Целью работы является анализ особенностей межличностных отношений в курсантских и студенческих учебных группах.
Объектом исследования выступают межличностные отношения.
Предметом исследования стали межличностные отношения в курсантских и студенческих учебных группах.
Гипотеза исследования: студенты нуждаются в коррекции межличностных отношений не только с учетом типов темперамента, преобладающих показателей и форм агрессии, уровня коммуникативных и организаторских склонностей, но и места своего обучения.
1. Проанализировать понятия «межличностные отношения» в научной литературе.
2. Рассмотреть особенности межличностных отношений в студенческих учебных группах.
3. Изучить особенности межличностных отношений в учебной группе курсантов.
4. Провести эмпирическое исследования особенностей межличностных отношений в курсантских и студенческих учебных группах.
В качестве испытуемых выступили 20 респондентов, из которых 10 студентов обучаются _________, 10 курсантов, которые обучаются _________.
Теоретико-методологическую базу исследования составили: теория о гендерных ролях и маскулинности; теория Г. Лебона о поведении масс людей; теория С.А. Зелинского о воздействии на массы и манипуляции массовым сознанием; теория В.Р. Дольника об истоках человеческого поведения; концептуальные работы К. Лоренца об агрессии; представленные Д. Моррисом и А.П. Никоновым исследования в этологи; теория А. Маслоу о «базовых потребностях»; исследования Д.Д. Майерса о социальном поведении групп людей; работы А.В. Бахвалова, В.И. Бачевского и С.В. Волкова об истории курсантовского образования в России; труды А.Б. Барабанщикова по военной психологии и педагогике; работы К.В. Евдокимова, Д.В. Беркина, А.П. Абрамова и С.В. Владимирова об обучении и воспитании суворовцев, нахимовцев и курсантов в наши дни; статьи О.В. Гревцевой и А.В. Разиньковой о средовых особенностях жизнедеятельности в учебных заведениях в системе Министерства обороны Российской Федерации.
Основными методами исследования стали наблюдение, описание, сравнение, анализ и синтез. В качестве методического материала были выбраны опросник Г. Айзенка, опросник для диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и Д. Арки и опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского, В.А. Федорошина.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов для формирования и развития межличностных отношений в курсантских и студенческих учебных группах.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Межличностные отношения представляют собой объективно переживаемые и в различной степени осознаваемые связи между людьми. Они базируются на многообразии психоэмоциональных состояний вступивших в контакт индивидов и включают в себя три компонента: когнитивный, аффективный, поведенческий. Межличностные отношения описываются с помощью понятий социальная и психологическая дистанция, межличностная привлекательность, межличностное притяжение и другие.
Межличностные отношения формируются, развиваются, усиливаются, достигают определенного уровня зрелости, после чего могут ослабляться и в дальнейшем прекратиться. Они развиваются в пространственно-временном континууме и содержат определенные динамические стадии: знакомство, приятельские отношения, товарищеские отношения, дружбу.
Культура межличностных отношений личности входит в состав культуры общения и характеризуется как качественная характеристика отношений, в основе которой лежит осознание взаимоотношений как ценности, регулирование своих эмоционально-волевых чувств и поведения в рамках общественно значимых и профессионально заданных норм и традиций, одобряемых обществом и данным конкретным видом культуры.
Социально-психологическими условиями развития культуры межличностных отношений курсантов и слушателей образовательных организаций, являются их половозрастные характеристики, индивидуально-демографические особенности, психологические качества, а также особенности образовательной среды учебного заведения.
Трудности в работе по развитию и поддержанию благоприятных межличностных отношений среди студентов и курсантов обусловлены психологическими особенностями возраста: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме, завышенными притязаниями, переходящими в наглость, переоценкой возможностей, самоуверенностью и др.
Для успешного преодоления перечисленных трудностей необходимо проведение самых разных психологических исследований, опирающихся на ряд специализированных методов.
В рамках данной работы было проведено исследование на предмет выявления особенностей межличностных отношений среди курсантов и студентов. Испытуемыми выступили 20 курсантов и студентов. В качестве методического материала были выбраны опросник Г. Айзенка, опросник для диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и Д. Арки, опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского, В.А. Федорошина.
По результатам трех этапов исследования можно сделать ряд выводов:
среди курсантов обладатели холерического типа темперамента встречаются чаще, чем среди студентов;
в межличностных отношениях курсантов чаще демонстрируют агрессивное поведение, чем среди студентов;
курсанты более склонны к негативизму, вербальной агрессии и раздражению;
курсанты имеют более высокий уровень развития коммуникативных способностей.
Полученные данные указывают на необходимость педагогической помощи курсантам и студентам по следующим направлениям:
ознакомление со способами профилактики и коррекции агрессии с учетом склонности студентов к переживаниям обиды, чувству вины и физической агрессии, курсантов – к вербальной агрессии, раздражению и негативизму;
поддержание и развитие высокого уровня коммуникативных и организаторских склонностей, особенно в коллективе студентов.
Фрагмент текста работы:
Проблема межличностных отношений школьников, их общения между собой вызывает интерес у многих ученых. Актуальность этой темы не снижается уже многие годы несмотря на то, что одно поколение сменяет другое, одни интересы, ценности приходят на смену другим, а также меняются взаимоотношения между детьми.
Анализируя психолого-педагогическую литературу по вопросам межличностных отношений, мы столкнулись с множеством подходов к характеристике понятия «межличностные отношения». Очень часто в научных публикациях понятие «межличностные отношения» отождествляется с такими понятиями как «межличностное взаимодействие», «межличностное общение», «взаимоотношение», «взаимодействие» и т.д. По мнению Т.А. Репиной, межличностные отношения сводятся к общению и предметным взаимодействиям, «особенно часто отождествляются понятия отношение и взаимодействие, отношение и любая связь между людьми, в том числе общение, общение и совместная деятельность» [35].
Впервые категория «отношения» было выдвинуто А.Ф. Лазурским, в концепции личности которого основным понятием при изучении человека было «отношение личности к разного рода внешним возбудителям» [21].
Позже В.Н. Мясищев разработал свою «психологию отношений личности», утверждая, что специфической характеристикой личности выступает система отношений человека к окружающему миру, к самому себе [30]. Автор считает, что отношения личности всегда включены во взаимоотношения в коллективе, которые формируют человека как личность, поэтому особого внимания заслуживают проблемы взаимодействий и взаимоотношений [30].
Опираясь на данное положение, можно утверждать, что система межличностных отношений, в которые включен младший школьник, влияет на личностное развитие, деятельность ребенка, а также межличностные отношения с одноклассниками являются показателем его школьного благополучия.
Межличностные отношения существенно отличаются от общественных отношений тем, что в их основе лежит эмоциональное начало, они строятся на основе чувств, эмоций, возникающих у людей по отношению друг к другу [16].
С одной стороны, межличностные отношения представляют собой субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. С другой стороны – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций, которые люди используют для осуществления взаимного восприятия и взаимной оценки [6].
В трудах Е.В. Андриенко межличностные отношения выступают уникальной социальной системой, в центре которой находится сам человек со своими потребностями и мотивами, доминирующими индивидуальными особенностями, социальными качествами [4]. Еще одно определение межличностным отношениям дает Е.О. Смирнова. По мнению ученого, межличностные отношения обуславливают положение человека в коллективе, его эмоциональное благополучие или неблагополучие в данной группе [38].
В нашем исследовании мы опираемся на определение межличностных отношений в детском возрасте, предложенное В.В. Абраменковой, в котором межличностные отношения выступают как «субъективно переживаемые связи между детьми, определяемые их межличностным взаимодействием и содержанием совместной деятельности» [1]. Межличностные отношения представляют собой совокупность определенных установок и ожиданий у студентов, в основе которых лежат цели, содержание и организация его совместной деятельности, как со сверстниками, так и с педагогами. Таким образом, формирование и развитие межличностных отношений выступает одним из компонентов организации образовательного процесса [23].