Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Русская литература

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Тема метаморфоз в творчестве В. О. Пелевина

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Метаморфоза как теоретическая проблема 7
1.1. Мифологическая концепция метаморфозы 8
1.2. Понятие метаморфозы в литературоведении 12
1.3. Метаморфоза в литературе 17
Глава 2. Особенности метаморфоз в прозе В. Пелевина 29
2.1. Функция метаморфозы в рассказе «Проблема верволка в средней полосе» 32
2.2. Функция метаморфозы в романе «Жизнь насекомых» 46
2.3 Функция метаморфозы в новелле «Миттельшпиль» 53
Заключение 67
Список литературы 71

 

  

Введение:

 

Жизнь – это череда метаморфоз. Она всегда меняется, всегда трансформируется. Иногда за изменениями следуют положительные результаты, но, с другой стороны, метаморфоза может привести к повреждению или страданию. Но, разумеется, концепция метаморфозы также может быть связана с чудесным, но нереалистичным миром магии и колдовства. Метаморфоза может означать быстрое превращение одного объекта в другой или явное или даже дегенеративное изменение внешнего вида, личности, состояния или функции. Понятие метаморфозы обычно используется в литературных произведениях для описания экстремальных изменений характера или формы.
Метаморфозу также можно назвать трансформацией и связан с идеей физического и умственного роста, и этот рост может означать положительные результаты. Например, метаморфоза желтка в зародыш, головастика в лягушку, почку в цветок или превращение личинки во взрослую муху и гусеницы в эффектную бабочку. Все эти изменения отражают прогресс и развитие и, следовательно, заставляют организм улучшаться и лучше адаптироваться к окружающей среде. Обычно метаморфозы в организмах осуществляются последовательно, поэтому они — единственная цель эволюции. Но бывают случаи, когда метаморфозы приобретают уродливый характер.
Магия каким-то образом всегда включается в идею внезапного превращения или метаморфозы. Колдовство якобы используют магические заклинания, чтобы превращать обычные предметы в чудесные создания или злые мутации. Было сказано, что ведьмы способны превращаться в определенных животных, таких как лягушка или кошка, но всегда с уродством.
Они также могут превратить людей в любой злой объект, который они хотят. С другой стороны, колдуны могут также использовать свою силу метаморфозы, чтобы помочь человечеству, создать красоту и выполнить свои желания. Снова, силы добра и зла, положительные и отрицательные появляются при описании метаморфозы, потому что изменение может быть большим или недоброжелательным.
Метаморфозы – распространенная тема в литературных произведениях, потому что автору необходимо, чтобы читатели понимали, был ли персонаж динамичным, статичным или другими словами, изменился ли персонаж, считая произведение или оставаясь прежним. Если персонаж претерпел большие и значительные изменения на протяжении всей истории, тогда концепция метаморфозы должна подразумевать отражение изменений во внешности, личности или даже взглядах на жизнь.
Характеризуя российскую культурную ситуацию рубежа 20 – 21 вв., исследователи регулярно отмечают её переходный характер, что связано с системным кризисом всего общества. Этот кризис в литературе конца 20 в. проявляется в стремлении к перерождению, преображению, что и наблюдается в ряде произведений разных авторов. Преображение и перерождение видятся нам вариантами метаморфозы как движущей силы развития.
Данная работа посвящена теме реализации метаморфоз в художественном произведении. Актуальность темы обоснована значимостью феномена метаморфозы для современной культуры и литературы: составляя мифологическую основу понимания мировых процессов, являясь источником многочисленных сюжетов, этот феномен является знаковым для понимания мировой культуры.
На современном этапе развития литературного творчества обращение к мифологической картине мира и соответствующему типу мышления не вызывает сомнений у литературоведов. Исследования, посвящённые мифологическим истокам сюжета, построенного на метаморфозах, на данный момент достаточно многочисленны и берут своё начало в работах А.Н. Веселовского, О.М. Фрейденберг, В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, В.В. Иванова, В.Н. Топорова, М.М. Бахтина. В 21 веке проблема метаморфозы в постмодернистском тексте разрабатывается А.В. Касьяновой, А. Генисом, М.К. Мамардашвили и др.
Научная проблема исследования состоит в необходимости изучения феномена метаморфозы, который в 21 веке стремительно трансформируется, сочетая в себе мифологические черты и более поздние переработки сюжетов, отражая тем самым процессы осмысления человеком окружающей действительности.
Объект исследования – литературное воплощение метаморфозы в художественном тексте (на примере нескольких произведений В.О. Пелевина).
Предмет исследования – образы метаморфоз в произведениях Виктора Пелевина «Проблема верволка в средней полосе», «Жизнь насекомых», «Миттельшпиль».
Цель работы – выявить специфические особенности реализации метаморфозы в литературном произведении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить существующие в сфере гуманитарного знания подходы к проблеме метаморфозы;
2) выявить уровень изученности феномена метаморфозы;
3) описать особенности использования метаморфозы в литературной традиции;
4) выделить функции, реализуемые за счёт использования метаморфозы в художественном тексте;
5) проанализировать функции метаморфозы в произведениях В. Пелевина.
Научная новизна заключается в том, что роман В. Пелевина «Жизнь насекомых», рассказ «Проблема верволка в средней полосе» и новелла «Миттельшпиль» ещё не становился пристальным объектом внимания исследователей в контексте реализации в них функций метаморфозы. Произведения В. Пелевина часто попадают в поле зрения исследователей, и мотив оборотничества имеет уже сложившуюся традицию описания. Тем не менее, метаморфоза не сводима к оборотничеству и имеет более сложную природу. В работе рассматриваются функции метаморфозы и особенности использования данного приёма в постмодернистском тексте. Метаморфоза становится не только сюжетообразующим элементом или частным приёмом, но и пространством рефлексии личности. Немаловажным фактом мы считаем также то, что в рамках исследования метаморфоз имеет смысл говорить не только о превращениях и переменах, переживаемых героями, но и той субстанции, основе, которая оказывается не затронутой метаморфозой, о постоянстве и тождестве самому себе.
Теоретическое значение работы определяется тем, результаты исследования могут быть использованы в рамках дальнейшего изучения проблемы метаморфозы, её функций в художественном произведении, а также для дешифровки авторского замысла В. Пелевина, поэтика которого во многом строится на использовании приёмов метаморфозы.
Практическое значение работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы в курсах теории литературы, истории русской литературы на филологическом факультете, а также в рамках спецкурсов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По мере решения поставленных в данной работе задач выяснилось следующее.
Метаморфоза как феномен восходит к мифологическому синкретическому мышлению, в рамках котрого взаимопревращения связывали воедино людей, и богов, и растительный и животный мир, и неодушевлённые предметы. На более позднем этапе развития мышления собственно мифологические сюжеты запечатлели представления о метаморфозе как ключевом событии: космогонические мифы, например, предполагают превращение хаоса в космос; многочисленные сюжеты вегетативных циклов повествуют о переходе в царство мёртвых и возвращении из него. На следующем этапе осмысления метаморфозы из неё выделяется понятие метемпсихоза – переселения душ, которое мы встречаем у пифагорейцев, неоплатоников и вместе с тем в древнеиндийской философии. Наконец, метаморфоза становится квинтэссенцией представлений о единстве и взаимосвязи явлений, выражением неизменного через меняющееся, о субстанции и основе многообразных форм.
Как отмечал В. Иванов, метаморфоза отражает наиболее существенные черты мифологического мышления. С конца 20 века авторы художественных произведений активно обращаются к архетипам мифа и мифологическому слою культуры, причём делают это сознательно и сочетают в своих текстах различные подходы к одному и тому же феномену или сюжету – в нашем случае к метаморфозе.
Акт художественного творчества у современных литераторов часто отражает попытку преодоления границ между сферой сакрального и профанного. Переход между мирами или состояниями невозможен без посредства перемены облика или состояния, без превращения – метаморфозы. Одними из наиболее частотных видов мифологических метаморфоз являются оборотничество или смерть. Следует также учитывать, что для синкретического мифологического мышления смерть мыслится как вариант оборотничества.
В данной работе мы рассмотрели «феномен превращения в зоне пограничья» [38, с. 161], художественно осмысленный в прозе автора-постмодерниста В. Пелевина. Для писателей конца 20 – начала 21 вв. в целом именно обращение к мифу становится одной из наиболее адекватных форм воплощения некой субстанции, обеспечивающей постоянство в релятивистской картине мира переходной эпохи рубежа веков и постмодернистского мира вообще. Рассмотренная нами метаморфоза, уходящая корнями в мифопоэтическое мышление, в структурно-семантическом ключе представляет собой элемент системы лейтмотивов текста, что даёт возможность отразить многомерность, противоречивость как внешнего, так и внутреннего мира героя.
В прозе В. Пелевина игра реальностями, их удвоение, утроение и т.д. демонстрируют тот духовно-нравственный поиск подлинной реальности, который происходит в сознании героя и должен, по всей видимости, затронуть сознание читателя. Если до 20 века в литературе в центре внимания было романтически субъективное «бытие», то в эпоху постмодерниста точка зрения смещается и выносится за пределы отдельной человеческой личности.
Посредством метаморфозы В. Пелевин создаёт определённый художественный тип личности, для которой традиционная ситуация нравственного выбора связана с испытанием на самотождественность. Мифологическая метаморфоза как деформация (лишение формы) становится метафорой авторского видения современного человека, его личности. Возвращение к «норме», обретение своего «я» оказывается невозможным, череда метаморфоз заводит героя максимально далеко от того, что он считал своей личностью, делает его безвозвратно другим и в идеале демонстрирует ему относительность всего сущего. Постоянством в таком случае обладает, как ни парадоксально, «текучесть» мира, его сущность – метаморфоза, возведённая в абсолют.
Природа современной литературы реализуется на основе полифоничности и поликодовости, смешивая другие идеи в своем строении. В то время как авторы прошлых веков имели дело с более широкими проблемами определения вида против окружающей среды, задача современности состоит в том, чтобы определить самость на фоне вида.

Метаморфоза, помимо прочего, является продуктом конфликта, что делает его бесспорным продолжением человеческого опыта. Метаморфоза существует как своего рода золотая середина между существованием, каким мы его знаем, и существованием чего-то еще.
Мифологическая метаморфоза, наконец, выступает как символ кризиса человеческой идентичности. Для художественного воплощения субъекта переходной эпохи оборотень – наиболее адекватный образ, поскольку он по природе характеризуется неустойчивой идентичностью, а в постмодернистском мире это полностью соответствует мироощущению автора.
Метаморфоза главного героя в рассказе «Проблема верволка в средней полосе» имеет сложную структуру и включает в себя несколько фаз. Мир вокруг него с самого начала действия также постепенно изменяется. Но основная метаморфоза случается с героем после принятия облика волка, когда осуществляется смещение точки зрения. Помимо превращения в волка, герой также превращается в звук, вливаясь в поток, исходящий от Луны, наряду с голосами других верволков. Превращение героя в чистый свет или в звук мы обнаруживаем и в романе «Жизнь насекомых», где наиболее важная метаморфоза происходит с мотыльком Митей, летевшим на свет и превратившимся в «круг ослепительно яркого света, кроме которого во Вселенной ничего никогда не было и нет». В романе «Жизнь насекомых» метаморфоза, безусловно, служит не только для формирования сюжетных линий, отнюдь не для создания аллегорических образов и даже не для осуществления перехода между миром выдуманным и миром истинным. Пелевин использует множественные переходящие друг в друга метаморфозы и тем самым показывает, что существование в любом облике и в любом мире весьма относительно и зависит не от формы (морфы), а от смотрящего.
В новелле «Миттельшпиль» метаморфозы происходят на всех уровнях художественного текста и образуют постмодернистскую игру смыслами. В этой новелле также образуется особое пространство интертекста, которое позволяет более полно раскрыть авторский замысел.
Анализ прозы В. Пелевина показал, что роль метаморфозы в постмодернистском тексте далеко выходит за рамки сюжетообразующего компонента. Метаморфоза служит для установления связи в мире изменяющихся и разрозненных вещей. Применение к художественным текстам В. Пелевина концепции М. Бахтина о превращении и тождестве приводит к установлению субстанциальной роли света и музыки. Поэтика В. Пелевина отличается особым вниманием к восточной философии, и метаморфоза в таком случае становится в один семантический ряд с сансарой. Герои Пелевина переживают превращение не в результате кризисных моментов в традиционном понимании (как ситуаций выбора), а после того, как задают себе сакраментальный вопрос о точке зрения. Многочисленные трансформации, происходящие с героем, наводят его на мысль о непостоянстве и относительности физического мира, вскрывая перед ним сущность реальной действительности как непостоянного, изменчивого потока. Финальной трансформацией для героя в таком случае должно стать слияние с этим потоком – будь то поток в собственном смысле слова (река), поток звуков (музыка) или света.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Метаморфоза как теоретическая проблема

Метаморфозы – многозначный термин. В наиболее общем смысле под ним понимают превращение, преобразование чего-либо. В русский язык данная лексема попала посредством французского в 19 веке и восходит к греч. metamorphōsis (meta – ‘пере-’, morphē – ‘форма’). На современном этапе развития научного знания принято различать термин «метаморфоз» и общекнижную лексему «метаморфоза». Под метаморфозом в биологии понимают видоизменение растений, организмов, их органов в процессе естественного развития [8]. Метаморфоза в широком смысле в словарях разъясняется как изменение природных веществ, явлений, происходящее с течением времени; полная, совершенная перемена, превращение [21]. Если в первом случае речь идёт о буквальном изменении формы, внешнего вида (что соответствует внутренней форме слова), то собственно метаморфоза (ж. р.) может означать изменения как внешние, так и внутренние, выступает синонимом к словам превращение, изменение.
В философии и культуре метаморфозой называют превращение одних вещей, явлений или процессов в другие. В таком случае метаморфоза предполагает изменения в виде (форме) или субстанции (содержании) того или иного объекта. Ключевым взаимосвязанным понятием является постоянство, так как, переживая метаморфозу, субъект (будь то явление или предмет) не прекращает своё существование, а лишь переходит в новое состояние, в новую форму, обретает новый характер. При перемене формы важно сохранение субстанциальных свойств, при перемене в сфере содержания важным будет сохранение формальных признаков.
Источники представлений о метаморфозе лежат в области мифологического мышления. Синкретичное мышление за счёт метаморфозы объясняло изменчивость и многообразие объектов окружающего мира: единство обеспечивалось взаимопревращениями.
Метаморфозы, взаимопревращения связывали воедино людей, и богов, и растительный и животный мир, и неодушевлённые предметы. Так, О.М. Фрейденберг в своей монографии «Поэтика сюжета» весьма убедительно демонстрирует и доказывает связь между хлебом (или другим мучным изделием, или растением, или вином), молодым животным, человеком и вочеловеченным божеством [35].
На более позднем этапе развития мышления собственно мифологические сюжеты отразили представления о метаморфозе как ключевом событии: космогонические мифы, например, предполагают превращение хаоса в космос; многочисленные сюжеты вегетативных циклов повествуют о переходе в царство мёртвых и возвращении из него.
На следующем этапе осмысления метаморфозы из неё выделяется понятие метемпсихоза – переселения душ, которое мы встречаем у пифагорейцев, неоплатоников и вместе с тем в древнеиндийской философии.
Наконец, метаморфоза становится квинтэссенцией представлений о единстве и взаимосвязи явлений, выражением неизменного через меняющееся, о субстанции и основе многообразных форм.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы