Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Музыкальная педагогика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Технология развития музыкально-художественного воображения младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Сущность понятия «воображение», его виды 6
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста 14
1.3. Содержание понятия «технология», «педагогические технологии» 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Аналитический обзор некоторых авторских технологий развития (включая развитие музыкального и художественного воображения )младших школьников( Ольга Сергеевна, не поняла, как изменить формулировку?) 34
2.2. О педагогическом воздействии в процессе развития музыкально-художественного воображения на уроках музыки 42
2.3. Методы и приемы работы, методические рекомендации как компоненты технологии развития музыкально-художественного воображения младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе ……………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ …..73
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ……..…………………………………………………81

  

Введение:

 

Актуальность и целесообразность исследования. Развитие научно-технического прогресса, автоматизации многих жизнедеятельных процессов, порой блокирует проявление воображения у личности. Современные технологии, которые позволяют упрощать действия человека путем нажатия одной кнопки, чтобы выполнить определенную операцию, во многих случаях не позволяют проявляться всплеску человеческой фантазии. Именно проблема упрощения деятельности человека за счет научно-технических достижений, которые снижают возможности развития воображения, фантазии, побуждает современные науки о человеке с особым вниманием изучать психологическую категорию «воображение», пути и средства его развития, особенно в детском и подростковом возрасте, который является самым интенсивным периодом развития личности.
Роль и значимость воображения в жизнедеятельности человека раскрываются в работах O.A. Апраксиной, А. Д. Артоболевской, H. A. Ветлугиной, Е. Н. Гарькиной, Д. Б. Кабалевского, К.В. Тарасовой, О.П. Радыновой, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, Дж. Пристли, С.Е. Seashore, С.Х. Rodriguez и др.
Психологические подходы к развитию воображения отображены Е. Я. Басиным, М. Э. Ваниик, Л. С. Выготским, С. Л. Долгушиным, И. Р. Ингенбаевой, А. М. Матюшкиным, С. С. Петренко, Б. П. Юсовым и др.
Педагогические подходы к активизации и интенсификации деятельности учащихся исследовались Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильиной, С. Н. Лысенковой, Л. и Б. Никитиными, Т. П. Сальниковой, В. Ф. Шаталовым и др. Вопросы дифференцированного обучения раскрываются В. В. Фирсовым, И. Н. Закатовой; индивидуальзация педагогического процесса освещается А. С. Границкой, И. Э. Унт, В. Д. Шадриковым и др.
Тем не менее, несмотря на обширные исследования в области психологических и педагогических подходов к развитию воображения, анализ литературных источников показывает, что в педагогической системе музыкального образования в школе данный вопрос мало изучен, практически не представлены педагогические возможности развития музыкально-художественного воображения младших школьников на уроках музыки.
Учитывая недостаточную теоретическую разработку и практическую значимость решения этой проблемы, нами выбрана тема исследования «Технология развития музыкально-художественного воображения младших школьников на уроках музыки».
Цель исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по обозначенной проблеме и на основе полученных результатов раскрыть компоненты технологии развития музыкально-художественного воображения младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
— уточнить сущность понятия «воображение»;
— раскрыть психологические особенности младшего школьного возраста;
— обобщить содержание понятия «технология», «педагогические технологии»;
— проанализировать авторские технологии развития младших школьников, включая развитие музыкального и художественного воображения;
— выявить педагогическое воздействие в процессе развития музыкально-художественного воображения на уроках музыки;
— уточнить методы и приемы работы, методические рекомендации, как компоненты технологии развития музыкально-художественного воображения младших школьников на уроках музыки.
Объект исследования – развитие музыкально-художественного воображения младших школьников.
Предмет исследования – технологии развития музыкально-художественного воображения младших школьников на уроках музыки.
Гипотеза исследования – эффективность процесса развития музыкально-художественного воображения младших школьников повысится при условии использования инновационной педагогической технологии на уроках музыки
Методы исследования: теоретические: изучение психолого-педагогической, музыкальной, методической литературы; эмпирические: изучение и сопоставление педагогического опыта.
Экспериментальная база исследования:
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что уточнена сущность понятий «музыкально-художественное воображение», «развитие музыкально-художественного воображения школьников»; комплексно изучена проблема развития музыкально-художественного воображения младших школьников на уроках музыки; раскрыты методы и приемы работы, методические рекомендации, как компоненты технологии развития музыкально-художественного воображения младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Практическая значимость исследования заключается в систематизации форм, методов и приемов педагогического воздействия на процесс развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки; разработанные рекомендации для учителей музыки могут использоваться в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Объем и структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Объем дипломной работы составляет 83 страницы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, анализ научной литературы показал, что воображение играет важнейшую роль в жизни человека, как способность творить, разумно планировать свою деятельность, управлять ею и развиваться, обеспечивая в целом прогресс человечества. В процессе исследования было определено, что воображение – психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Было выяснено, что наиболее интенсивным периодом развития воображения является период развития от 5до15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вследствие уменьшения способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Анализ исследований дал возможность выявить такие формы воображения, как мечта, сновидения, галлюцинации, грезы. Основные виды воображения – это произвольное или активное, непроизвольное, или пассивное, которые в свою очередь имеют подвиды. Произвольное, или активное, воображение делится на два вида: творческое и воссоздающее. Непроизвольное, или пассивное, воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Творческое воображение характеризуется новизной и имеет различия: объективная новизна и субъективная новизна. Творческое воображение осуществляется путем последовательного процесса четырех фаз: сознательная работа – бессознательная работа – переход бессознательного в сознание – сознательная работа.
На основе анализа научных исследований было определено, что музыкально-художественное воображение – это мысленное создание личностью образов под воздействием музыки и воплощение их в художественные образы посредством взаимодействия человека с искусством.
В процессе анализа психологической литературы особенностей младшего школьного возраста выяснилось, что в этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность; это время физического роста ребенка, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы; в младшем школьном возрасте происходит функциональное совершенствование мозга, развивается аналитико-систематическая функция коры. Именно в первые годы обучения закладываются основы учебной деятельности. В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов (произвольное внимание), рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать), самосознание.
Теоретическое исследование педагогической литературы позволило обобщить содержание понятия «технология», «педагогические технологии», которое мы определяем, как систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, которая построена на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводит к должным результатам. Ведущей линией в педагогической технологии считается детальное определение конечного результата и точное достижение его. Педагогическая технология включает: процесс образования, обучения и воспитания, что характеризует ее как широкоформатное определение. В структуру педагогической технологии входят: концептуальная основа, содержательная часть обучения, процессуальная часть, деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала, а так же диагностика учебного процесса.
Исходя из задач исследования, были проанализированы авторские технологии развития младших школьников, включая развитие музыкального и художественного воображения, что дает возможность утверждать о высокой эффективности музыкально-воспитательных систем отечественной и зарубежной педагогики в развитии музыкально-художественного воображения младших школьников на уроках музыки. Именно обучение музыке на уроках в школе должно предусматривать разработку и реализацию технологий активизации интеллектуального, эмоционально-чувственного и волевого развития личности. Анализ авторских технологий прошлых столетий (О. А. Апраксин, Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, М. В. Лысенко, К. Орф) и современных педагогов-практиков (Е. Н. Гарькина, М. В. Гильзунова, И. Р. Ингенбаева, С. С. Петренко) в развитии музыкально-художественного воображения младших школьников показал идентичность взглядов педагогов прошлых столетий и современных исследователей данного аспекта музыкального образования в начальной школе относительно применения игровых методов. Тем не менее, у каждого исследователя проблемы развития музыкально-художествепнного воображения есть своя точка зрения на данный аспект
Кроме того, выявление педагогического воздействия в процессе развития музыкально-художественного воображения на уроках музыки показало, что задача учителя состоит в создании таких условий, где бы эффективно развивалось личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и наставника. Также одной из основных задач учителя музыки определяется поднятие эмоционального влияния музыки на школьника, которая заключается в создании условий, способствующих всестороннему развитию каждого учащегося, развитию его художественно-образного мышления, эмоциональной сферы, вкуса, эстетических потребностей, интересов и др. Такой уровень восприятия реализовывается путем овладения аналитико-синтетическими операциями, что является музыкально-речевой компетентностью.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Сущность понятия «воображение», его виды
Воображение играет важнейшую роль в жизни человека. Благодаря этому свойству человек способен творить, разумно планировать свою деятельность, управлять ею и развиваться, обеспечивая в целом прогресс человечества.
В Толковом словаре русского языка под редакцией С. Кузнецова «воображение» трактуется, как способность мыслить образами, фантазировать; большое творческое воображение [27, с.22].
Сам процесс воображения С. Кузнецов объясняет, как способность человека «мысленно представить себе, вызвать в сознании какой-либо образ» [27, с. 149].
Данный термин объясняется в Толковом словаре и С. Ожеговым с дополнением о том, что воображение – способность «творчески мыслить, фантазировать, мысленное представление» [33, с. 210]. Следовательно, понятие «воображение» следует рассматривать с точки зрения мыслительных способностей человека к творчеству, фантазированию, представлению тех или иных образов.
Воображение и фантазия как категории психологии являются высшей и необходимейшей способностью человека.
Л.С. Выготский выявил, что любую деятельность человека, которая является результатом не воспроизведения бывших впечатлений или действий, а созданием новых образов или действий, можно определить как творческое воображение или фантазию, основанную на комбинирующей способности мозга человека. Он утверждал, что воображение – это основа всякой творческой деятельности и одинаково проявляется во всех сферах жизни, а так же в художественном, научном и техническом творчестве. Таким образом, все, что является продуктом человечества – это результат воображения и творчества, которое основано на этом воображении.[11]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы