Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Сурдопедагогика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Технологии реабилитации детей после кохлеарной имплантацией дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДОШКОЛЬНИКАМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ 5
1.1 История развития кохлеарной имплантации: цели, задачи, понятия 5
1.2 Устройство, принцип работы и основные характеристики кохлеарного импланта 13
1.3 Диагностическое обследование пациентов на имплантацию и ход проведения операции 20
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Система и особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации 29
2.2 Описание методики диагностики и слухоречевого развития у детей с кохлеарным имплантом 41
2.3 Содержание и организация опытно-экспериментальной работы с детьми с кохлеарным имплантом 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68

 

  

Введение:

 

Нарушения слуховой функции являются источником деструктивного воздействия, как на развивающуюся, так и на сформированную личность, оказывающие негативное влияние на психологическое развитие субъекта, его познавательную и эмоциональную сферу. Раннее обнаружение патологии слуховой функции и начало коррекционно-развивающей деятельности (медицинская – слухопротезирование цифровыми индивидуальными слуховыми аппаратами и (или) кохлеарными имплантами; психолого-педагогическая – сопровождение ребенка и его семьи в период слуху-речевой реабилитации) будет содействовать не только продуктивному развитию речи в качестве главного средства общения, но и гармоничному развитию личности ребенка в целом (Л. А. Головчиц, М. Е. Загорянская, О. И. Кукушкина, И. В. Королева, Э.И. Леонгард, Э.В. Миронова, Т.В. Николаева, Е. В. Кулакова, А. И. Сатаева, Н.Д. Шматко и др.).
Современное состояние отечественной и зарубежной медицины позволяет использовать наиболее эффективный метод восстановления слуха у человека с глубокой потерей слуха – кохлеарная имплантация. Однако следует понимать, что кохлеарная имплантация не ограничивается исключительно оперативным вмешательством. Это целый комплекс медико-психолого-педагогических мероприятий, начиная с обследования и отбора кандидатов на имплантацию до максимально полной и трудоемкой послеоперационной слухоречевой реабилитации. Суть непосредственно кохлеарной имплантации состоит в замене поврежденных волосковых клеток улитки с помощью системы электродов, которые позволяют достичь восприятия звуков за счет электрической стимуляции слухового нерва. Если традиционные индивидуальные слуховые аппараты ориентированы на увеличение интенсивности звучания, то кохлеарный имплант кодирует воспринятую звуковую информацию и преобразует электрические импульсы в нервные по всей длине улитки.
Современные научные подходы к проблеме кохлеарной имплантации и последующей слухоречевой реабилитации отражены в многочисленных работах А. Н. Белоконя, М .Р. Богомильского, Е. Л. Гончаровой, Н. А. Дайхеса, Х. Ш. Давудова, О. И. Кукушкиной, Н. Н. Малофеева, В. И. Пудова, А. Н. Ремизова, О. В. Зонтовой, И. В. Королевой, А. И. Сатаевой, Г. А. Таварткиладзе и т.д.
Число детей и взрослых, которым проводится операция кохлеарной имплантации, постоянно увеличивается, что связано с высокой продуктивностью данного метода при тяжелых потерях слуха. Возможности кохлеарной имплантации достаточно широки, тем не менее пользователям кохлеарного импланта необходима специализированная психолого-педагогическая помощь. По этой причине представители отечественной и зарубежной науки ведут активные исследования в направлении разработки методик обучения и развития личности данной категории детей. Все большее число дефектологов, логопедов, учителей, воспитателей сталкиваются с проблемой отбора содержания образовательного процесса и коррекционно-развивающей работы при работе с имплантированными детьми.
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена современными требованиями теории и практики коррекционной педагогики, ориентированной на дифференциацию и индивидуализацию максимально эффективных стратегий реабилитации детей после кохлеарной имплантации.
Цель исследования: изучение подходов к коррекционно-развивающей работе и ее особенностей с кохлеарно имплантированными детьми раннего возраста.
Объект исследования: коррекционно-развивающая деятельность с детьми раннего возраста, перенесшими операцию кохлеарной имплантации.
Предмет исследования: педагогические условия и содержание коррекционно-развивающей деятельности с детьми раннего возраста с кохлеарными имплантами.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме с целью изучения технологий слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной имплантации;
2. Охарактеризовать содержание и особенности коррекционно-педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста, перенесшими операцию кохлеарной имплантации;
3. Проанализировать особенности развития слухоречевых навыков у детей раннего возраста после кохлеарной имплантации.
Гипотеза: Работа с детьми раннего возраста, перенесшими операцию кохлеарной имплантации, будет эффективной, если:
 она основана на научных исследованиях,
 учитывает возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка с кохлеарным имплантом,
 воспроизводит естественный путь развития слухового восприятия ребенка на основе формирования и «проживания» ребенком с родителями эмоционального взаимодействия, характерного для ранних этапов онтогенеза ребенка.
Методы исследования: теоретические — анализ данных научно-методической литературы по проблеме исследования; констатирующий эксперимент, включающий: анализ медицинской документации, диагностическое обследование детей после операции кохлеарной имплантации; наблюдение за детьми во время индивидуальных занятий, обобщение педагогического опыта.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Патология слуховой функции у ребенка значительно снижает потенциал его общения с окружающим миром, а также во многих случаях провоцирует и значительно более серьезные последствия – нарушения психофизического развития, нарушение крупной и мелкой моторики, координации движений, разнообразные эмоционально-волевые и иные психологические нарушения.
Особенности развития и потенциал коррекционно-развивающих мероприятий определяется рядом факторов: возраст, в котором был утрачен или нарушен слух, время выявления патологии, тяжесть выявленной патологии и корректность потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, а также своевременность начала коррекционных мероприятий, ориентированные на активизацию возможностей пострадавшего слухового анализатора ребенка.
Максимально эффективной методикой помощи детям с сенсоневральной глухотой и выраженной степенью тугоухости выступает кохлеарная имплантация (КИ).
При кохлеарной имплантации осуществляется хирургическое вмешательство, в ходе которого во внутреннем ухе пациента размещаются электроды, обеспечивающие восприятие звуков посредством электрической стимуляции слухового нерва. Внешний компонент кохлеарного импланта представляет собой сложное электронное устройство – речевой процессо.
После проведения операции пользователю импланта необходимо проведение комплексной, систематической и четко структурированной помощи по развитию слухового восприятия, речи и невербальных навыков.
В настоящее время в отечественной специальной литературе подробно анализируются проблемы организации и проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с кохлеарными имплантами, выбора наиболее подходящих стратегий и вариативных форм реабилитации, а также описываются итоги и педагогическая оценка продуктивности реализованной коррекционной работы.
Пациенты с кохлеарным имплантатом представляют собой особую группу, которая одномоментно начинает слышать, но по уровню слухового и речевого развития она соответствует глухим.
Поэтому применение традиционных научно-обоснованных методик развития слухового восприятия глухих и слабослышащих (Е. П. Кузьмичева, Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко, Э. И. Леонгард, Э. В. Миронова), доказавших свою высокую эффективность на практике, не может быть зеркально перенесено на процесс ре/абилитации пациентов после кохлеарной имплантации.
Процесс реабилитации, как медико-социальный, так и психолого- педагогический, должен быть систематическим, регулярным, последовательным.
Детям данной категории в первую очередь необходимо формировать слуховое восприятие и речевую деятельность, а также проводить мероприятия по развитию все компонентов психической деятельности, что предполагает совместную деятельность педагогов, дефектологов, психологов, сурдопедагогов, медицинских работников.
Другая принципиальная особенность реабилитационного процесса у детей — обязательное вовлечение родителей в этот процесс.
Данный подход характеризуется дифференцированным ознакомлением родителей с теоретическими и практическими основами образовательной деятельности детей, осознанием эффективности сотрудничества с педагогами, формированием умений и опыта работы при образовании ребенка в семье путем знакомства с коррекционными методами и приемами слухоречевого развития, техническими средствами реабилитации и т.д.
Таким образом, реабилитация детей с глухотой является комплексной проблемой, результативность решения которой во многом определяется гармоничным сочетанием медицинской, социальной и психолого- педагогической коррекции нарушенной слуховой функции.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДОШКОЛЬНИКАМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ
1.1 История развития кохлеарной имплантации: цели, задачи, понятия

Создание телефонного аппарата в 1876 году и угольного микрофона стало значимой вехой в истории лечения глухих детей и взрослых, спровоцировав кардинальные перемены в развитии техники связи и оказав значительное воздействие на разработку специализированной техники для глухих людей. Вскоре после обозначенного события немецкий изобретатель Wernervon Siemens в 1878 году разработал первый слуховой аппарат «Phonophor», который был ориентирован на улучшение состояния слабослышащих людей.
Начавшееся в 20-х годах прошлого века интенсивное развитие электроакустики стало причиной практически полного замещения использовавшихся до этого слуховых трубок электронными звукоусиливающими аппаратами индивидуального и коллективного пользования. Слуховые аппараты в этот период имели достаточно существенную величину и значительный вес, что делало их недоступными для повседневного применения. Со временем слуховые аппараты были уменьшены, были разработаны слуховые аппараты карманного и заушного типа, которые можно было применять на протяжении.
До середины 90-х годов ХХ века абсолютно все слуховые аппараты были аналоговыми, функция которых вначале заключалась в элементарном усилении звука, проводимого микрофоном. Слуховые аппараты нового поколения с цифровой обработкой сигнала предоставили новый потенциал для слухопротезирования, осуществить который посредством традиционных, аналоговых технологий было невозможно. Развитие индивидуальных слуховых аппаратов (как и другой звукоусиливающей аппаратуры) происходит и в современной науке. Современные слуховые аппараты дают возможность достичь достаточно высокого уровня понятности речи слабослышащим детям и взрослым. Тем не менее даже наиболее современные слуховые аппараты не позволяют глухому человеку полноценно воспринимать речь. Основной их эффект заключается в содействии и усилении слухозрительного восприятия речи (когда ребенок слушает и видит губы говорящего) и обогащению его представлений о звуках окружающего мира. По этой причине сохраняется актуальность научного поиска и исследований в сфере сурдотехники, которые ориентированы на создание максимально совершенных технических средств помощи глухим с участием представителей разнообразных профессиональных направлений. Одним из продуктивных направлений поиска выступает кохлеарная имплантация.
Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха.
История кохлеарной имплантации включает несколько этапов.
Первый этап начался в 1957 г. и продолжался до 60-х годов. Второй — 70-е годы — был направлен на изучение аспектов безопасности стимуляции слухового проводящего пути и достижению достаточно высокого уровня восприятия с помощью импланта. Результатом третьего этапа стала разработка коммерческих многоканальных имплантов.
В 1800 г. A. Volta первым указал на возможность провоцировать с помощью электрического тока слуховых ощущений. В 30-х годах XX века Г.В. Гершуни и А.А. Волоховым в Ленинградской военно-медицинской академии были реализованы экспериментальные исследования, которые дали возможность конкретизировать механизмы «электрического» слуха. Было установлено, что появляющиеся слуховые ощущения во время электрической стимуляции через электроды, размещенные в среднем ухе, не отличались у пациентов с интактным средним ухом и отсутствием структур среднего уха. Таким образом, данные ученые исключили возможность участия среднего уха в электрической стимуляции. Более сложным вопросом стало установление факта: представляет ли слуховое ощущение итог механической реакции органа Корти или итог прямого раздражения волокон слухового нерва. Несколько открытий, совершенных в первой половине XX века, не относились непосредственно к электрической стимуляции слухового нерва, однако стали источником значительного воздействия на процесс создания кохлеарных имплантов.
В первую очередь необходимо выделить открытие E. Wever и C. Bray микрофонного потенциала, S. Stevens [6] «электрофонического» слуха, а также исследования H. Dudley [8], изучавшего синтез речи и «вокодеры». В 1930 г. E. Wever и C. Bray [5] зарегистрировали и описали электрические потенциалы улитки, воспроизводящие стимул. Данные исследователи видели причину возникновения этих потенциалов в разрядах волокон слухового нерва. Однако зафиксированные потенциалы в действительности являлись микрофонным потенциалом, производимым наружными волосковыми клетками. В 1930 г. S. Stevens [6] проанализировал механизм образования слухового ощущения при электрическом раздражении элементов улитки, который был обозначен им, как «электрофонический слух». В настоящее время установлено, что «электрофонический» слух представляет собой итог механических осцилляций основной мембраны в ответ на преобразование напряжения. Главным фактором для осуществления описываемой концепции являлась интактность улитки. В 1935 г. А.М. Андреев, Г.В. Гершуни и А.А. Волохов [7] выяснили, что слуховые ощущения возникают не в итоге «электрофонического» слуха, а как ответ на раздражение волокон слухового нерва.
В 1939 г. H. Dudley [8] описал и продемонстрировал синтезатор голоса, функционирующий в реальном времени и продуцирующий понятную речь. Фундаментом действия приспособления, которое было обозначено как вокодер, стал алгоритм, результатом действия которого являлась дифференциация основной частоты речи и интенсивности ее спектральных компонентов. Принцип действия вокодера, который состоит в разложении речи на ее основные составляющие, стал базой для первых схем обработки речи в многоканальных кохлеарных имплантах.
Одним из направлений деятельности A. Djourno [9] стало создание имплантируемой индукционной катушки, нацеленной на телестимуляцию или стимуляцию посредством индуктивной связи. Параллельно исследовалась биосовместимость устройства. В результате экспериментального исследования воздействия частоты стимуляции A. Djourno [10] установил, что наиболее подходящей частотой для сокращения мышц выступает частота 400—500 Гц, после чего для стимуляции он стал применять свой голос в виде аналогового стимулирующего сигнала. Это стало базой для формирования тезиса о стимулировании слухового нерва с целью восстановления слуха.
В феврале 1957 г. C. Eyriès имплантировал устройство A. Djourno [11], разместив активный электрод в культе слухового нерва больного, а индукционную катушку — в височной мышце. При внутриоперационном тестировании применялись посылки импульсов частотой 100 Гц, предъявляемые 15—20 раз в минуту, низкочастотный переменный ток, а также слова, трансформированные в аналоговые сигналы на выходе микрофона. Было зафиксировано формирование слухового ощущения. В итоге активной послеоперационной реабилитации стало повышение качества частотного различения (высоких и низких частот), дифференциация внешнего шума и некоторых слов, однако четкость и понимание речи отсутствовали.
Следующий этап открывается исследованиями C.-H. Chouard [12]. Он, одним из первых создал функциональную модель многоканального кохлеарного импланта.
В США приоритет в разработке кохлеарного импланта принадлежит W. House [14]. В 1959 г. он ознакомился с работой A. Djourno и C. Eyriès. В это время W. House [15] осуществлял активную разработку концепции подхода к внутреннему слуховому проходу через среднюю черепную ямку. Совместно с нейрохирургом J. Doyle [16] он осуществил попытку зафиксировать реакции от слухового нерва, выделенного через среднюю черепную ямку для вестибулярной нейроэктомии с целью лечения болезни Меньера. Хотя в качестве основной задачи данного исследования стала фиксация потенциалов, обусловленных ушным шумом, возможность фиксации слуховых вызванных потенциалов стала причиной возникновения идеи о возможности стимуляции аналогичными по форме сигналами с целью восстановления слуха. Первые попытки электрической стимуляции, направленные на возникновение слуховых ощущений, были выполнены ими при хирургическом вмешательстве на стремени при установке игольчатого электрода на промонториальной стенке или в открытом окне преддверия. Положительные результаты позволили в 1961 г. провести имплантацию больному (добровольцу) с выраженным отосклеротическим поражением и глухотой. Однако данная имплантация не увенчалась успехом.
В 1961 г. была проведена кохлеарная имплантация второй пациентке. При вестибулярной нейроэктомии подходом через среднюю черепную ямку электрод был внедрен в барабанную лестницу базальной части улитки. Больная фиксировала слуховые ощущения, однако через несколько дней интенсивность тока, которая требовалась для возникновения реакции, увеличилась, и имплант был удален [17].
В дальнейшем W. House и J. Doyle решили осуществить реимплантацию пятиэлектродной решеткой, которая была внедрена через промонторий и круглое окно. По причине возрастания необходимой интенсивности тока и воспаления кожи в заушной области имплант вновь пришлось удалить.
Теоретической базой для создания многоканального электрода стала необходимость в распространении высокочастотных раздражителей между пространственно отдаленными электродами.
Переломным моментом в становлении кохлеарной имплантации стал 1975 г., когда Национальные институты здоровья США (NIH) инициировали изучение состояния пациентов, ранее оперированных R. Michelson и W. House с применением одноканальных кохлеарных имплантов. Было установлено, что одноканальные кохлеарные импланты не позволяют получить четкое восприятие речи, тем не менее воспроизведение речи, считывание с губ, равно как и качество жизни оперированных пациентов значительно улучшились.
В конце 70-х годов исследования в области кохлеарной имплантации стали легитимными, что позволило увеличить финансирование дальнейших исследований. M. Merzenich и соавторы [29] изучили потенциал и безопасность продолжительного электрической раздражения слухового нерва у кошек и установили, что при атравматичном внедрении электрода в барабанную лестницу вероятно осуществление хронической электрической стимуляции волокон слухового нерва, не провоцирующей значимых дегенеративных эффектов для нервных волокон.
Одновременно с фундаментальными исследованиями в США и Канаде осуществлялось создание многоканальных систем кохлеарной имплантации. Первый пациент в рамках данных исследований был прооперирован в 1978 г., а уже в 1981 г. было выявлено, что такие пациенты способны воспринимать речь без считывания с губ [36]. Многоканальные кохлеарные импланты были внедрены в 1984 г., что привело к полному отказу от одноканальных систем. В 1985 г. имплантация была разрешена FDA взрослым, а в 1990 г. — детям старше 2 лет [38].
Следующим направлением исследований, стал поиск возможности увеличения разборчивости речи, что было осуществлено с помощью высокоскоростной перемежающейся стимуляции. Многоканальная стимуляция базировалась на принципах кодирования по месту вдоль улитки.
В СССР в 80-х годах под руководством М.Р. Богомильского [39—41] были инициированы исследования по разработке отечественного кохлеарного импланта. Однако данные исследования увенчались успехом только в 1991 г., после регистрации кохлеарного импланта Nucleus CI22 австралийской фирмы «Cochlear» сотрудниками Всесоюзного научного центра аудиологии и слухопротезирования, что позволило провести две первые кохлеарные имплантации. В 1997 г. в программу кохлеарной имплантации вошел Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи, в 2005 г. — Научно-клинический центр оториноларингологии (Москва), а в 2009 г. — Клиническая больница №122 им. Л. Г. Соколова ФМБА России (С.-Петербург).
К 2016 году кохлеарный имплант был установлен более 8000 пациентов. Современная ситуация в сфере кохлеарной имплантации характеризуется созданием программ универсального аудиологического скрининга, содействующих существенному уменьшению возрастного барьера для имплантации, созданием принципиально новых электродных систем и новых стратегий кодирования речевой информации, применением беспроводных технологий как для интраоперационных регистраций, так и для послеоперационного ведения пациентов.
В качестве основных успехов в реабилитации больных с выраженной степенью тугоухости и глухотой можно выделить электроакустическую стимуляцию, применяемую в «гибридных» системах кохлеарной имплантации, и бинауральную имплантацию. Новые технологии реабилитации разрабатывались одновременно с научными исследованиями, ориентированными на изучение пластичности центральной слуховой системы, кроссмодальной пластичности, разработку методов регистрации вызванных потенциалов слуховой коры у пациентов с кохлеарными имплантами на речевые стимулы. Все это направлено на достижение главной цели — повышение эффективности реабилитации больных с тугоухостью и глухотой.
Также необходимо отметить тот факт, что в мире функционирует только несколько основных производителей, которые специализируются на изготовлении кохлеарных имплантов – австралийская компания Cochlear, французская Neurelec, австрийская Med El, американская Advanced Bionics, южнокорейская iEnjoy Sound и китайская компания Nurotron. Каждый производитель приспособил ряд эффективных инноваций других компаний к собственным устройствам. При этом нельзя выделить один наиболее качественный или высокоэффективный аппарат. Пользователи всех устройств демонстрируют широкий диапазон производительности после имплантации. Российский рынок кохлеарных имплантов представляет компания «Азимут», которая в 2009 году создала на базе импланта австрийской компании Med Еl комплект для кохлеарной имплантации с одноименным названием, а в 2011 году собственные речевые процессоры «Лира». Однако данные устройства нуждаются в последующей доработке, поэтому непопулярны. Вероятно, научные исследования, ориентированные на последующее развитие кохлеарных имплантов, дадут возможность отечественным разработкам занять достойную позицию в ряду с уже признанными мировыми производителями данных устройств.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы