Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Технологическая карта как эффективное средство конструирования урока по технологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1 Конструирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС 5
1.1 Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками 5
1.2 Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода 13
1.3 Современные тенденции проектирования технологических карт урока 19
Выводы к первой главе 24
Глава 2 Технологическая карта как эффективное средство конструирования урока технологии 26
2.1 Реализация технологических карт на уроках в общеобразовательной школе 26
2.2 Методические рекомендации по разработке технологической карты на уроке технологии в 5-9 классах 33
2.3 Апробация технологической карты по теме …на уроке технологии в 6 классе 37
Выводы ко второй главе 49
Заключение 51
Библиографический список 54
Введение:
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Однако, какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения, где встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком смысле этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека.
В свете внедрения ФГОС второго поколения перед учителем встает вопрос: что должно измениться в современном уроке, как изменится деятельность самого педагога по сравнению с традиционной системой преподавания?
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача научить учиться.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Актуальность исследования. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Умение разработать технологическую карту урока технологии намного облегчит подготовку учителя к современному уроку. Ведь обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Объктом исследования выступает технологическая карта урока технологии в школе.
Предметом исследования является реализация технологической карты на уроке технологии в общеобразовательной школе.
Цель бакалаврской работы – заключается в теоретическом обосновании эффективности применения (внедрения) технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС, для проведения уроков технологии
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую, техническую литературу по теме бакалаврской работы.
2. Выявить требования, предъявляемые к современному уроку
3. Определить современные тенденции проектирования технологических карт урока
4. Создать алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода
5. Описать реализацию внедрения технологических карт в учебный процесс общеобразовательной школы…
6. Апробировать разработанные технологические карты на уроках технологии в общеобразовательной школе…
Новизна заключается в том, что в ходе выполнения бакалаврской работы были выявлены требования, предъявляемые к современному уроку, создан алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода, разработанных для проведения уроков технологии.
Методологические аспекты работы реализуются посредством использования системного, комплексного подхода, логического метода исследования, сравнительного и ситуационного анализа.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав и выводами к каждой из них, заключения и библиографического списка.
Текст работы:
Урок (занятие), как планомерная, четко определенная по времени и месту последовательность прохождения этапов учебного процесса, обеспечивает его качество и эффективность, оптимальное развитие каждого ученика. Успехи в обучении и воспитании учащихся в значимой мере зависят от учителя, его способности творчески решать психолого-педагогические и дидактические задачи с помощью современных инновационных методов обучения.
Урок (занятие) ориентированы на высокие конечные результаты, на повышение качества и эффективности обучения, на всестороннее развитие личности ученика средней школы. Инновационная педагогическая технология развивающего обучения предполагает комфортность учителя и учащихся в системе их взаимодействия, которая строится на основе сотрудничества.
Технологическая карта является одной из форм технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п.
Технологическая карта в дидактическом контексте – современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата.
Технологическая карта урока позволяет учителю:
-реализовать планируемые результаты;
-увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса;
-спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
-проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
-системно формировать у учащихся универсальные учебные действия в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;
-выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
-полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;
-корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
-определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
-определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
-соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
Успешная проектно-технологическая деятельность учащихся основной школы, трансформация проектно-технологического содержания трудового обучения в их личностный образовательный опыт обеспечивается методикой трудового обучения, целесообразно упорядочивает его содержание, методы обучения и учения, организационные формы и методы обучения.
Каждый метод обучения — это целесообразное сочетание нескольких известных в дидактике способов совместной деятельности учителя и учащихся, направленных на решение конкретных задач.
Методы обучения по внутренней сущности отражают постепенное движение ученика к самостоятельности от рецептивно отображающей к креативной, конструктивно-деятельностной позиции. К основным факторам методической системы трудового обучения относятся:
— методы обучения по внешней форме проявления (словесные, наглядные, практические);
— методы обучения по внутренней формой проявления (репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские);
— организационные формы обучения (групповые, парные, индивидуальные);
— средства обучения (материальные, информационные и идеальные)
Важным компонентом методической организации трудового обучения являются средства обучения — материальные, информационные и идеальные инструменты проектно-технологической деятельности его субъектов — учеников и учителя.
Важными для формирования проектно-технологической компетентности являются методы учебной проектно-технологической деятельности учащихся как субъектов этой деятельности — методы учения. Эти методы делятся на теоретические и эмпирические:
Теоретические включают в себя: мыслительные операции, анализ и синтез систем знаний, выявление противоречий, определение проблем, сравнение изделий-аналогов, построение гипотез, анализ альтернатив и т.д.
Эмпирические включают в себя: изучение информационных источников, наблюдение, опросы, маркетинговые исследования, художественное моделирование, конструирование и т.п.
Заключение:
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Однако, какие бы не происходили реформы, урок остается главной формой обучения, где встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он современен в самом широком смысле этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека.
В свете внедрения ФГОС второго поколения перед учителем встает вопрос: что должно измениться в современном уроке, как изменится деятельность самого педагога по сравнению с традиционной системой преподавания?
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача научить учиться.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Актуальность исследования. За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Умение разработать технологическую карту урока технологии намного облегчит подготовку учителя к современному уроку. Ведь обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Объктом исследования выступает технологическая карта урока технологии в школе.
Предметом исследования является реализация технологической карты на уроке технологии в общеобразовательной школе.
Цель бакалаврской работы – заключается в теоретическом обосновании эффективности применения (внедрения) технологических карт уроков в соответствии с требованиями ФГОС, для проведения уроков технологии
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую, техническую литературу по теме бакалаврской работы.
2. Выявить требования, предъявляемые к современному уроку
3. Определить современные тенденции проектирования технологических карт урока
4. Создать алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода
5. Описать реализацию внедрения технологических карт в учебный процесс общеобразовательной школы…
6. Апробировать разработанные технологические карты на уроках технологии в общеобразовательной школе…
Новизна заключается в том, что в ходе выполнения бакалаврской работы были выявлены требования, предъявляемые к современному уроку, создан алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода, разработанных для проведения уроков технологии.
Методологические аспекты работы реализуются посредством использования системного, комплексного подхода, логического метода исследования, сравнительного и ситуационного анализа.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав и выводами к каждой из них, заключения и библиографического списка.
Список литературы:
Глава 1 Конструирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС
1.1 Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками
Урок – важнейший элемент образовательного процесса, так как именно на уроке сосредотачивается учебная деятельность учащегося. Следовательно, умение качественно подготовиться к уроку, обеспечить его содержательную и методическую наполненность, создать комфортную рабочую атмосферу – основной показатель профессионализма педагога. [2, c.44]
С нашей точки зрения в проектировании педагогической деятельности, соответствующей новым требованиям и позволяющей решить обозначенные выше задачи, учителю поможет технологическая карта. Это новый вид методической продукции, обеспечивающей возможность эффективного и качественного достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования.
Разработка технологической карты урока не является обязанностью педагога. Требование фиксировать поурочное планирование в форме технологической карты, как и в форме конспекта или сценария, в нормативных документах, регламентирующих деятельность педагога, не отражено.
На наш взгляд, фиксировать план урока необходимо. Конспект, сценарий или технологическая карта являются той основой, канвой, которая позволит педагогу импровизировать на уроке, своевременно и адекватно реагировать на происходящие на уроке события, творчески решать поставленные задачи.
«Необходимость реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов требует от учителя не только детальной операционально-деятельностной структуризации урока, но и четкой фиксации субъект-субъектных форм взаимодействия его участников», — отмечают Логвинова И.М. и Копотева Г.Л. в своей статье, посвященной вопросам конструирования технологической карты урока [9]. Поэтому, на наш взгляд, технологическая карта ‒ наиболее адекватный стоящим перед современным педагогом задачам инструмент проектирования образовательного процесса. И этим инструментом нужно научиться пользоваться, тогда он значительно облегчит работу учителя по подготовке к уроку.
Внедрение достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности, проникновение технологического подхода в непроизводственную сферу являются важнейшими тенденциями социального развития современного общества. Разворачивающийся процесс технологизации образования подтверждает и разработка образовательных стандартов, и привычное использование педагогами таких понятий, как «проектирование», «технология». [9, c.87]
Технологизацию образовательного процесса невозможно осуществить без сформированности технологической культуры педагога, включающей умения определять приоритеты деятельности, прогнозировать желаемые результаты, выбирать адекватные средства и способы их достижения и т.д. Поэтому в современных условиях профессиональная успешность учителя во многом зависит от сформированности у него умения проектировать педагогическую деятельность.
Технологическая карта является одной из форм технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. [14, c.197]
В последние годы применение технологических карт заняло важное место не только в производстве, но и во многих других отраслях, в том числе – в образовании. И это объяснимо, потому что образовательный процесс настолько сложен, что даже опытному педагогу порой трудно определить, как же правильно и эффективно его организовать.
Технологическая карта в дидактическом контексте – современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата. Следовательно, при конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции: [22, c.214]
‒ в технологической карте должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;
‒ в технологической карте должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;
‒ в технологической карте должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;
‒ в технологической карте должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;
‒ в технологической карте должно быть рассчитано время выполнения всех операций.
Технологическую карту можно рассматривать как средство создания визуального образа урока, как его «визитную карточку». Запись проекта урока в виде технологической карты дает возможность педагогу максимально детализировать его, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств обучения еще на стадии его подготовки. [7, c.118]
Технологическая карта может служить средством контроля реализации программы и достижения планируемых результатов, которое поможет администрации школы вовремя выявить затруднения педагога в организации образовательной деятельности и вовремя оказать ему необходимую методическую помощь.
С помощью технологической карты можно провести анализ и самоанализ урока (как системный, так и аспектный) (прослеживая карту по вертикали). Такая форма проектирования урока дает учителю возможность оценить каждый этап