Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Театр и государственная власть. Публичный характер взаимоотношений: сравнительный анализ взаимодействия на примере театров Франции, Южной Кореи, России.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 3
1. Основные направления взаимодействия театра с государственной властью
1.1. Исторический аспект взаимодействия русского театра и государственных структур 7
1.2. Система управления государственными театрами в России 20
Выводы по главе 1 30
2. GR и PR деятельность в театральной сфере
2.1. Особенности Российского и зарубежного GR и PR 33
2.2. Международные проекты в области театрального искусства 48
2.3. Практика международного сотрудничества в области театрального GR и PR 59
Выводы по главе 2 67
3. Особенности театрального искусства Франции, Южной Кореи, России
3.1 Сравнительный анализ международного взаимодействия на примере театров Франции, Южной Кореи, России 69
3.2. Театральные фестивали, как формы международного сотрудничества 83
Выводы по главе 3 95
Заключение 98
Список использованной литературы 101
Введение:
Актуальность. Деятельность театральных организаций в России долгое время находилась под опекой государственной власти и развивалась в соответствии с выдвигаемыми требованиями и установками государственной политики страны. Коренные изменения в театральном искусстве в конце ХХ века, становление и бурное развитие художественного рынка в новых экономических условиях способствовали формированию существенно иных взаимоотношений между театром и властью. Сложившаяся ситуация потребовала от театральных деятелей адаптации к новым условиям рыночных отношений, что для творческого сообщества являлось достаточно затруднительным процессом.
Развитие информационно-технологического пространства не смогло не повлиять и на театральную сферу. Со временем во многих театрах появились отделы PR-службы, как отделы по связи с общественностью и рекламе. В повседневный трудовой график PR-службы включается планомерная работа со СМИ всех типов, начиная с газетных публикаций и заканчивая созданием официальных сайтов театров, блогами и обсуждениями в Интернете.
Технологические и практические аспекты GR и PR в конце ХХ века достаточно полно раскрываются в работах зарубежных исследователей У. К. Аги, Г. Т. Кэмерона, Ч. С. Мака, Ф. Г. Олта, Д. Л. Уилкокса и др. В последние десятилетия особенности GR и PR в политической и экономической сферах стали исследовать отечественные ученые. Так, GR-менеджмент как технологию взаимодействия организаций с органами власти исследуют В. А. Ачкасова, Д. Е. Баранов, Н. В. Баранова, И. Е. Минтусов, О. Г. Филатова и др.; особенности развития GR в России отражены в работах Н. Н. Меньшининой, М. В. Пантелеевой, М. В. Черноскутовой и др.
Тем не менее, как показывает практика театральной деятельности за последние десятилетия, основной финансово-экономической и культурно-политической опорой развития театра остается государственная поддержка. Несмотря на то, что на сегодняшний день государство практически не вмешивается в повседневный процесс деятельности театров, оно оставляет за собой право влиять на содержание театрального процесса теми способами и средствами, которые находятся в его распоряжении. К таким средствам относятся: финансирование конкретных театральных проектов, распределение грантов, присуждение премий; назначение, ротация и смена руководящего состава государственных театров; распределение зданий и другого имущества между различными театральными коллективами; нормативно-законодательные акты государственного значения, непосредственно касающиеся культуры и искусства .
Организационные проблемы развития театрального процесса раскрывают в своих работах А. А. Мошенский, С. И. Никонова, А. В. Репников, А. З. Юфит и др.; исторические аспекты взаимоотношений государства и культуры описываются в работах С. А. Вишнякова, М. А. Зайцева, Л. Т. Ткачука и др.; государственное управление российским театром в различные исторические эпохи освещены И. Л. Андреевым, К. С. Беляевой, О. Б. Бокаревой, В. Н. Всеволодским-Гернгроссом, И. Е. Забелиным и др.
Однако, несмотря на обширные исследования в области взаимоотношений театра и государственной власти, в настоящее время практически отсутствуют разработанные исследования в этой области театрального управления, а также технологии театрального GR и PR-деятельности. Тем не менее, в ведущих театральных странах Европы и США, данное направление функционирования учреждений исполнительских искусств разрабатывается основательно и всесторонне.
Между тем проблематика взаимоотношений государственной власти и театров для России особенно актуальна в России, так как практически все российские театры в настоящее время в основном находятся в условиях государственного финансирования.
Таким образом, актуальность и проблематичность, а также недостаточная разработанность проблемы взаимоотношений театра и государства определили тему исследования: «Театр и государственная власть. Публичный характер взаимоотношений: сравнительный анализ взаимодействия на примере театров Франции, Южной Кореи, России».
Объект исследования: система взаимодействия театра и государственной власти.
Предмет исследования: публичный характер взаимоотношений театра и государственной власти.
Цель исследования: анализ взаимодействия театра и органов государственной власти в контексте научных воззрений на GR и PR деятельность в театральной сфере.
Задачи исследования:
1. Изучить исторический аспект взаимодействия русского театра и государственных структур.
2. Проанализировать систему управления государственными театрами в России.
3. Раскрыть особенности Российского и зарубежного GR и PR.
4. Исследовать международные проекты в области театрального искусства.
5. Провести анализ практики международного сотрудничества в области театрального GR и PR.
6. Выполнить сравнительный анализ международного взаимодействия театров Франции, Южной Кореи, России.
7. Рассмотреть театральные фестивали и проанализировать формы их проведения в области международного сотрудничества.
Заключение:
Таким образом, анализ литературных источников показал, что развитие русского прослеживается еще с первобытных времен. Первыми представлениями, которые носили театрализованный характер, являются ритуалы, переходящие в массовое сюжетно-ролевое действо. С развитием древнерусского возникает прародитель русского театра – скоморошество, которое непосредственно повлияло на формирование специфики разыгрывания театральных представлений и праздников в России. Исследование исторических источников позволило выявить, что в конце XVII века при Петре I большинство праздников и знаменательных событий при русском Дворе сопровождалось театрализованными балами и маскарадами, а инициатива создания театра принадлежала царице Наталье Алексеевне.
Теоретические аспекты исследования показали, что во времена правления Анны Иоановны наступает в театральном искусстве оживление – приезды в Россию на гастроли актерских трупп из Европы. Эпоха правления императрицы Елизаветы Петровны отмечена развитием театрального искусства на высоком государственном уровне. При Екатерине II принимаются меры к устройству и оживлению театральных зрелищ, ближайшее управление театральными делами входило в обязанности придворной конторы. Заложенные Екатериной II традиции правления театральной жизнью России продолжались и в последующие столетия. В XIX веке Москва и Санкт-Петербург становятся центрами театральной жизни.
Однако, после революционных событий 1917 года бывшие императорские театры столкнулись с многочисленными проблемами: отсутствие государственной поддержки; массовый отток театральных деятелей за границу; появление на сцене непристойных фарсов, что требовало вмешательства руководящих органов для поиска новых путей развития театрального искусства в России.
Исследование литературы по проблемам становления театрального искусства в СССР показал, что необратимость исторических процессов в театральном искусстве способствовала уже к началу 30-х годов сформировать систему государственного управления театрами в СССР. Также было выяснено, что переход к рыночной экономике на рубеже 1991-1992 гг. определил характер деятельности театральных учреждений в современной России.
Анализируя современное функционирование театрального искусства в России, было выявлено, что в настоящее время отмечается глубокий кризис во взаимоотношениях театра и власти, сама система управления театрами практически не изменилась со времен СССР.
В результате исследования особенностей GR и PR в сфере театрального искусства, было выяснено, что GR и PR – это формирование рентабельных отношений между органами государственной власти и театра, модернизация механизмов взаимодействия. Исследование показало, что основными формами развития современных международных связей в области театра можно обозначить такие, как: международные театральные фестивали; международные театральные конкурсы; гастрольный обмен; репертуарный обмен; совместные творческие акции.
Особенностями зарубежного опыта GR и PR театральных организаций является: лоббирование собственных интересов; проведение кампаний для поддержки своей позиции и влияние на государственную политику. В России GR и PR включает такие варианты деятельности, как: письменные обращения в органы власти; организация информационных кампаний в СМИ; поддержка общественных организаций; участие в общественных организациях; проведение аналитических исследований; написание компанией законопроектов и их продвижение в органах законодательной власти; организация массовых акций; приглашение на руководящие должности опытных, имеющих широкие связи в органах власти, людей.
Сравнительный анализ международного взаимодействия театров Франции, Южной Кореи и России показал, что современные театральные организации для налаживания межкультурных связей театров разных стран используют такие формы, как фестивали, конкурсы, форумы, творческие встречи, обмен опытом и приглашение специалистов из других театров, гастроли, мастер-классы, театральные школы и многое другое.
На сегодняшний день театральное сотрудничество России осуществляется преимущественно через реализацию программ двустороннего сотрудничества с зарубежными странами, прежде всего, европейскими и постсоветскими. Несмотря на то, что еще существуют значительные проблемы в театральной сфере, международное сотрудничество в нашей стране активно развивается, и этому способствует такие художественно-культурные акции, как фестивали.
Исследование форм проведения международных театральных фестивалей дал возможность выявить, что основные задачи, которые решаются на фестивальных мероприятиях – это преодоление культурных границ и создание эффективного коммуникационного взаимодействия с другими странами.
Решая задачи международного масштаба в области межкультурных связей, фестивали предоставляют свой богатый опыт использования разнообразных форм организации и проведения мероприятий, которые делают такие празднества поистине красочными, насыщенными, культурно значимыми для всего мирового сообщества.
Фрагмент текста работы:
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕАТРА С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТЬЮ
1.1. Исторический аспект взаимодействия русского театра и государственных структур
Исторические корни театральных представлений и праздников существуют еще с первобытных времен, как разнообразные ритуальные зрелища и действа: обряды, которые сопровождались пением, игровыми танцами, заклинаниями, игрой на примитивных музыкальных инструментах – бубнах, барабанах, трещотках различных форм и видов и пр. В такие ритуалы включались театральные инсценировки, отображающие быт и реальность жизнеуклада общин, племен .
В процессе развития феодального строя на Руси культивировалось и театральное искусство, которое развивалось как народные массовые игрища. Наряду с народным театром формировался и профессиональный театр, носителями которого стали скоморохи. Не стесняясь в выражениях, скоморохи критиковали «государево княжество», святую Церковь, вместе с Богом, попами и библией, а порой могли и раскритиковать «государя-батюшку», чем вызывали радость у простых людей .
Выступая во многих городах Руси, представления скоморохов обращали на себя внимание церковной власти. Церковные власти жаловались государю на то, что народ, не поддерживал церковь и вместо посещения в праздники храмов, посещал скоморошьи представления .
Несмотря на опалу церкви к скоморохам, скоморошьи выступления были оценены Иваном Васильевичем Грозным, который открыто стал проявлять интерес к их творчеству. Известно, что в 1571 году по всей Руси набирали веселых людей для государственной потехи . Как указывает З. И. Власова, «Иван Грозный был единственным из правителей, кто открыто проявлял активный интерес к их искусству и творчеству» . И уже в 1571 году при Московском дворе по царскому Указу был организован «потешный чулан», где, как предполагает З. И. Власова, хранился реквизит скоморохов, и «потешный двор» для театрализованных представлений . По данным исследователей развития русского театра, исторические документы свидетельствуют о личном участии Ивана Грозного в скоморошьих забавах во время пиров .
К началу XVII века во времена правления царя Михаила Федоровича «потешный двор» был заменен на Потешную палату, которая, по сути, стала первым театральным помещением в царской России . Как пишет И. Е. Забелин, представления в Потешной палате были постоянным действом, на которое приглашались странствующие польские и немецкие артисты. Артистам в постоянном штате, выплачивалось годовое жалованье . В 1672 году над приказом Аптекарской палаты был сооружен Потешный дворец, как особое отделение царского дворца – театр .
Тем не менее, дальнейшего развития скоморошьи представления не имели. Православная Церковь стала преследовать скоморохов-передвижников. И только во второй половине XVII века в России, во времена царствования Алексея Михайловича, архиепископ Никон добился царских указов о полном запрещении скоморошества . Так, в 1648 году «по всѢм городамъ разосланы были царскія грамоты […] скоморохамъ не быть» . В этих грамотах также было указано на то, что весь реквизит отбирать, ломать и сжигать. В декабре 1648 года такие грамоты были разосланы в Белгород и в Шую, а в начале 1649 года и в города Сибири . Гонения на скоморохов были настолько масштабными, что уже к концу XVII века скоморохи практически исчезли.
Идея создания первого придворного театра связана с именем царя Михаила Федоровича, который во время подготовки к свадьбе царевны Ирины и датского принца Вальдемара в 1643 году запланировал театральное представление и приказал разыскать в Европе артистов для царской службы в театре .
Первый придворный театр в России был создан по Указу царя Алексея Михайловича в 1672 году. Для работы в театре были выписаны немецкие артисты . Для проведения представления также были набраны мужики и мальчики из разных заведений. Для реализации цели было принято решение постройки в селе Преображенском театральное помещение. Однако, театр просуществовал до 29 января 1676 года и был в связи со смертью царя.
В конце XVII века во времена правления Петра I большинство праздников и знаменательных событий при русском Дворе сопровождалось театрализованными балами и маскарадами с обязательным включением театральных сценок. Несмотря на то, что маскарад характерен больше для католических стран, Петр I активно способствовал распространению этой