Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Тарифные льготы в ЕАЭС и в Российской Федерации: сравнительный анализ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. МЕСТО
ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ В СИСТЕМЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие
и сущность возникновения тарифных льгот
1.2. Условия
предоставления тарифных льгот
1.3. Нормативно-правовая
база системы тарифных льгот
2. АНАЛИЗ
СФОРМИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ
ПОЛИТИКИ РФ
2.1. Динамика
внешнеторговой деятельности РФ за 2018-2019 г.
2.2. Система
тарифных льгот и преференций
3. РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ И ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ЕАЭС
3.1.
Проблемные аспекты функционирования системы тарифных льгот и преференций
3.2.Рекомендации
по совершенствованию тарифных льгот и преференций
Введение:
На современном этапе
развития, в условиях либерализации процессов международной торговли, создания
интеграционных международных объединений, регулирование внешнеэкономической
деятельности (ВЭД), а в частности таможенно-тарифное регулирование, приобретает
все большее значение. Одним из действенных инструментов регулирования
внешнеторговых связей и реализации приоритетных направлений ВЭД является
система тарифных преференций, включающая в себя не только тарифные преференции
в отношении стран, образующих Единое экономическое пространство, и наименее
развитых и развивающихся стран-пользователей, но также и в отношении стран, с
которыми заключены соглашения о свободной торговле. В связи с образованием в
2015 г. Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в состав которого входят
Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская
Республика и Российская Федерация, ранее существовавшая система тарифных
преференций Российской Федерации и Таможенного союза ЕврАзЭС претерпевает
изменения, корректировке подвергается как нормативно-правовая база, так и
практика применения тарифных преференций в условиях функционирования ЕАЭС. По
своей сути система тарифных преференций — это система, предполагающая
определенные преимущества в области уплаты таможенных пошлин в зависимости от
страны происхождения товара, поэтому предоставление таких преимуществ должно
сопровождаться строгим контролем со стороны государства в целях исключения возможности
нанесения серьезного ущерба странам — членам ЕАЭС со стороны государств —
бенефициаров системы тарифных преференций. Кроме того, в условиях увеличения
значения администрирования таможенных платежей повышается роль правомерности
предоставления тарифных преференций.
Также важным и актуальным
вопросом является предоставление тарифных преференций странами ЕАЭС в целом и
Российской Федерацией в частности в рамках функционирования зон свободной
торговли (СНГ, Соглашение Россия — Сербия, Соглашение ЕАЭС с Вьетнамом).
Исследованию особенностей
предоставления тарифных преференций (в том числе и в условиях функционирования
ЕАЭС) посвящены работы Прудниковой Д.С., Черновой Л.Г., Наумовой Т.С.,
Холостяковой К.В., Титковой А.А., Губина А.В., Алексеевой Т.О., Дробот Е.В.,
Федотовой К.А., Ершова А.Д. др.
Целью выпускной
квалификационной работы является сравнительный анализ тарифных льгот в ЕАЭС и в
Российской Федерации.
Для достижения
поставленной цели планируется решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие и
сущность возникновения тарифных льгот,
— изучить условия предоставления тарифных льгот,
— проанализировать
нормативно-правовую базу системы тарифных льгот,
— рассмотреть динамику
внешнеторговой деятельности РФ за
2018-2019 г.,
— проанализировать
систему тарифных льгот и преференций,
— выявить проблемные
аспекты функционирования системы тарифных
льгот и преференций,
— предложить рекомендации
по совершенствованию тарифных льгот и преференций.
Объектом исследования
настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере предоставления
тарифных льгот в ЕАЭС и в Российской Федерации. Предметом –
международно-правовые акты, научная и учебная литература, акты судебных
органов, статистика, отражающие различные аспекты предоставления тарифных льгот
в ЕАЭС и в Российской Федерации.
Методологической основой
исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из
него частно-научные методы: исторический, системно-структурный,
социологический, технико — юридический, лингвистический, сравнительного
правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Эмпирической основой
послужили: статистические данные, материалы судебной и правоприменительной
практики.
Теоретическая значимость
исследования состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и
теоретические выводы, о концептуальных и правовых основах предоставления
тарифных льгот в ЕАЭС и в Российской Федерации позволят расширить теоретические
взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые подходы к его
концептуальному и нормативному развитию.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что выработанные в ходе исследования предложения
позволят устранить некоторые проблемы, которые встречаются в сфере
предоставления тарифных льгот в ЕАЭС и в Российской Федерации.
Научная новизна состоит в
разработке рекомендаций по совершенствованию тарифных льгот и преференций в
ЕАЭС.
Гипотеза: использование
тарифных льгот и преференций в ЕАЭС имеет определенные сложности, которые в
полной мере касаются и России, устранить
их можно, в том числе с использованием зарубежного опыта.
Работа включает введение,
две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованных
источников.
Заключение:
В эпоху стремительно
развивающихся интеграционных тенденций в мировой экономике особую роль
приобретает импортный таможенный тариф. Процесс экономической интеграции все
больше охватывает многие регионы, позволяя таким объединениям обеспечить,
прежде всего, защитную функцию своих государств и, как следствие, льготные
условия для своих производителей. Не будет преувеличением сказать, что этот
межстрановой механизм сегодня является основным инструментом, позволяющим
решать как экономические, так и политические вопросы взаимодействия.
По данным Всемирной
торговой организации сегодня зарегистрировано 302 интеграционных объединения, в
том числе 149 — только по товарам, 151 объединения по товарам и услугам и 2 —
только по услугам. В соответствии с кумулятивным принципом нотификации о
соглашениях всего в региональных интеграционных объединениях участвует 578
стран мира. Конечно, это показывает, что почти каждая страна мирового сообщества
участвует в 2-3 интеграционных объединениях.
Причиной такого
значительного интереса является, прежде всего, в том, что этот экономический
инструментарий обеспечивает определенные преимущества в торговых отношениях для
стран-участниц таких соглашений. Учитывая приоритетную, торговую направленность
интеграционных соглашений, очевидно, что преимущества касаются в первую очередь
тарифного регулирования взаимоотношений этих стран.
Традиционным
инструментом, обеспечивающим установление ставок таможенных пошлин в
международной торговле, является импортный таможенный тариф. Тарификация
импортных поставок сегодня осуществляется с использованием практически всеми
странами мирового сообщества двух обязательных основных элементов: товарной
номенклатуры и ставок импортных таможенных пошлин. Применение товарной
номенклатуры в импортных таможенных тарифах основывается на использовании
Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной
организации, введенной на международном уровне в 1988 году .
Универсальность данной
системы доказана более чем 30-летним опытом применения. Эта система также
позволяет обеспечить возможность при заключении международных договоров
однозначно установить адресность тарифных льгот в рамках региональных
интеграционных взаимоотношений. Действительно универсальный код товара сегодня
является обязательным в соответствии с условиями Международной конвенции
обязательным для применения в тарифных и статистических целях для 208 стран
мира и Европейского союза .
Однако, рассматривая
вторую составляющую таможенного тарифа, необходимо отметить, что здесь
существует сегодня два подхода, отражающихся на структурной характеристике
таможенного тарифа: одно- и многоколонные таможенные тарифы.
Опыт многих стран,
участвующих в различных международных соглашениях, в том числе и
интеграционных, показывает, что применение многоколонного тарифа, обеспечивает
прозрачность и доступность использования и максимально обеспечивает достижение
целей тарификации при перемещении товаров через таможенные границы . По
сравнению с одноколонным тарифом, предоставляющим возможность развития тарифа
только за счет номенклатурной составляющей, многоколонный тариф позволяет
максимально обеспечить использование регулирующей функции таможенного тарифа.
Исторический опыт
применения импортного таможенного тарифа в Российской Федерации показывает
максимальную приверженность одноколонному тарифу. Изменение статуса страны в
части таможенного регулирования с переводом правового института, в том числе и
импортного таможенного тарифа, на наднациональный уровень в рамках образования
Таможенного союза с последующим развитием интеграционных процессов в виде
Евразийского экономического союза, однако, не повлияло на структуру импортного
таможенного тарифа .
Сегодня импортный таможенный
тариф — единый таможенный тариф ЕАЭС — применяется пятью странами — участницами
Договора о ЕАЭС. Четыре страны ЕАЭС являются участницами Всемирной торговой
организации. В соответствии со статьей 34 Договора о ЕАЭС в ЕАЭС
устанавливается режим свободной торговли товарами в понимании ЕАТТ .
Преференциальный режим
предусматривает тарифные льготы в отношении товаров из стран-пользователей
единой системой тарифных преференций Союза. Однако анализ участия стран ЕАЭС в
различных интеграционных объединениях показывает, что все они участвуют не
только в рамках ЕАЭС, но и как самостоятельные государства в различных
интеграционных объединениях.
Такие договоры
предусматривают установление определенных тарифных льгот для стран — участниц
таких соглашений. Например, Россия и Армения участвуют в 10 соглашениях,
Республика Казахстан — в 9, Республика Кыргызстан — в 8, а Республика Беларусь
— в 6 . Эта ситуация показывает, что ЕТТ ЕАЭС имеет большое количество изъятий
и, соответственно, его применение ограничено этими соглашениями. Следовательно,
прямое применение одноколонного тарифа не позволяет участнику ВЭД при
перемещении товара непосредственно получить информацию о пошлинном статусе
товара. Необходимо провести дальнейшее исследование большого количества документов,
с тем чтобы выполнить необходимые требования таможенно-тарифного регулирования
каждой из стран — участниц ЕАЭС. Да, конечно, основная цель ЕТТ ЕАЭС — это
обеспечение взаимной торговли и режима единой таможенной территории. Однако
анализ сложившихся интеграционных процессов сегодня позволяет вести речь о том,
что все страны ЕАЭС является одновременно и участницами соглашения о зоне
свободной торговли стран СНЕ . Также сегодня проводится большая работа по
развитию интеграционных процессов в рамках всего ЕАЭС. Свидетельством тому
может служить соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, вступившее в
силу 29 мая 2015 г .
В условиях перемен,
произошедших за последние годы в системе международных отношений, процессы
евразийской интеграции приобретают особое значение. Интеграционные процессы
сегодня находят активное продолжение по созданию зон свободной торговли с
Сингапуром, Израилем, Сербией и другими странами. Многие развитые страны,
являющиеся также участницами как международных соглашений, так и общей системы
преференций, предусматривают применение многоколонных тарифов. Примером может
служить ТАМС — интегриованный тариф ЕС .
Однако сложившаяся
практика, предусматривающая применение многоэтапного процесса определения
уровня таможенного пошлинного обложения, не позволяет говорить об эффективном и
прозрачном применении единого таможенного тарифа ЕАЭС.
Таким образом,
международные интеграционные процессы находят отражение в применении таможенных
тарифов. Однако традиционный таможенный тариф ЕТТ ЕАЭС — одноколонный и не
отвечает реалиям интеграционных процессов взаимодействия в ЕАЭС. Имеющиеся
интеграционные изменения в рамках ЕАЭС ставят необходимым развитие и единого
таможенного тарифа в структурном отношении, позволяющем наиболее эффективно
применять импортный таможенный тариф для таможенно-тарифных целей.
Фрагмент текста работы:
1.
МЕСТО ТАРИФНЫХ ЛЬГОТ В СИСТЕМЕ
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Понятие и сущность возникновения тарифных
льгот
льгот
Неотъемлемым атрибутом
современной практики внешнеторгового регулирования является предоставление тарифных
льгот и преференций. Данный метод регулирования предназначен для содействия
экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран, а также для
увеличения объёма ввоза товаров, претендующих на предоставление преференций[1].
Согласно статье 25
Договора о ЕАЭС, тарифная преференция – это освобождение от уплаты ввозных
таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении
товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Союзом зону свободной
торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров,
происходящих из развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных
преференций Союза и (или) наименее развитых стран-пользователей единой системы
тарифных преференций Союза[2].
В отношении ввозимых на
таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из
развивающихся стран- пользователей единой системы тарифных преференций Союза,
применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок
ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского
экономического союза.
В отношении ввозимых на
таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из наименее
развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза,
применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа
Евразийского экономического союза[3].
Тарифные преференции
предоставляются в отношении товара, происходящего из страны-пользователя, при
соблюдении условий непосредственной закупки таких товаров в развивающихся и
наименее развитых странах и прямой
поставки их на единую таможенную территорию государств-членов ЕАЭС.
Прямой поставкой
считается поставка товаров, происходящих и ввозимых из страны-пользователя на
таможенную территорию Союза без провоза через территории стран, не являющихся
государствами-членами, за исключением следующих законодательно установленных случаев.
Перечень развивающихся
стран-пользователей единой системы тарифных преференций включает в себя 31
государство. Перечень наименее развитых стран-пользователей единой системы
тарифных преференций включает в себя 49 стран Азии и Африки. Данные перечни
утверждены распоряжением Евразийской экономической комиссии от 8 ноября 2016 г.
№ 190[4].
В постперестроечный
период с начала 90-х гг. прошлого столетия в лексике таможенного
законодательства стали появляться понятия, характеризующие правовое содержание
торгово-таможенных отношений применительно к ввозимым товарам в зависимости от
страны их происхождения, содержащие термин «режим»:
а) «режим свободной торговли»,
например,
— в Соглашении о Правилах
определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств
от 20.11.2009 (в названии разделов 5, 9, 9-2 и в тексте пунктов 5.1-5.4, 6.2,
6.4-6.6, 8.2, 9.1, 9.2, 9-2.1-9-2.5 Правил);
— в
Протоколе об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения
страны происхождения товаров к Соглашению между Правительством Российской
Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о свободной
торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией (в
названии и ст. 2 Протокола, в названии статей 8, 13 и в тексте п. 4 ст. 8;
подпунктов 1, 6 ст. 9; подпунктов 2, 6 ст. 11; абз. 1 ст. 13 Правил)[5];
б) «тарифный преференциальный
режим», например, в Соглашении о правилах определения происхождения товаров из
развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008 (в названии разделов I, II, III и в тексте разделов I—III, V—VIII Правил);
в) «преференциальный тарифный
режим», например, в Соглашении о свободной торговле от 29.05.2015 (в названии
раздела III и статей 4.16, 4.23-4.25 и в тексте подпунктов 1, 5 ст. 4.16; ст.
4.17; п. 2 ст. 4.19; п. 2 ст. 4.22; подпунктов 1-3 ст. 4.23; подпунктов 1-4 ст.
4.24; подпунктов 1-4, 7-9 ст. 4.25; подпунктов 5, 9, 13 ст. 4.31; ст. 4.35
Соглашения)[6].
В новом варианте Правил определения происхождения товаров из развивающихся
и наименее развитых стран, принятых решением Совета ЕЭК от 14.06.2018 № 60,
законодатель отказался от формулировки «тарифный преференциальный режим» и ввел
новую — «тарифные преференции», которые предоставляются / не предоставляются
(применяются / не применяются) в отношении товаров, происходящих из
развивающихся или наименее развитых стран при их ввозе на таможенную территорию
ЕАЭС.
Причины таких изменений неизвестны[7] и,
наверное, не совсем обоснованы, с учетом того, что наиболее совершенным с
правовой точки зрения из всех вышеперечисленных документов является Соглашение
о свободной торговле от 29.05.2015, в котором использовано понятие
«преференциальный тарифный режим»; кроме того, лексические значения понятий
«тарифные преференции» и «преференциальный тарифный режим» («тарифный
преференциальный режим») все же не тождественны друг другу, и с учетом
смысловых различий их применения в рассматриваемых соглашениях приоритет
следует отдать последнему как более точно, правильно и объективно учитывающему
действительный смысл содержания нормы, в которой он использован.
Перейдем к анализу таможенного законодательства. В силу п. 2 ст. 25; статей
35, 37, 102 Договора о ЕАЭС, применение в Евразийском экономическом союзе и
государствах — членах ЕАЭС тарифных преференций в отношении ввозимых на
таможенную территорию ЕАЭС (территорию государств — членов ЕАЭС) товаров
ограничено случаями их происхождения:
а) из развивающихся стран —
пользователей (бенефициаров) единой системы тарифных преференций ЕАЭС;
б) из наименее развитых стран —
пользователей (бенефициаров) единой системы тарифных преференций ЕАЭС;
в) из стран, образующих вместе с
ЕАЭС и/или государствами — членами ЕАЭС зоны свободной торговли[8].
То есть тарифные преференции применяются в отношении товаров из стран —
пользователей либо того или иного тарифно-преференциального режима в рамках
свободной торговли в торгово-экономических отношениях с ЕАЭС и/или государствами
— членами ЕАЭС, либо единой системы тарифных преференций ЕАЭС.
При этом правовой смысл и экономический эффект указанных случаев применения
преференциальных тарифных (тарифно-преференциальных) режимов (ТПР) сводится к
получению (предоставлению) страной(е)-бенефициаром(у) в отношении
экспортируемых с ее территории товаров таможенно-тарифных преференций в виде:
— снижения ставок ввозных таможенных пошлин;
— освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин.
Несоблюдение страной-бенефициаром условий пользования ТПР исключает
возможность предоставления со стороны страны-донора указанных преференций, а
значит, к товарам такой страны будут применяться ставки ввозных таможенных
пошлин, установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС.
Таким образом, фактически речь идет о применении к товарам, в отношении
которых не соблюдаются условия того или иного ТПР, ставок ввозных таможенных
пошлин, применяемых в отношении товаров, происходящих из стран,
торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой
нации (РНБ).
Последнее вошло в практику таможенного регулирования с августа 2012 г. и
было обусловлено вступлением Российской Федерации в ВТО и неприменением по
указанной причине положений Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.1993 № 5003-1
(п. 2 ст. 3), согласно которому, если торгово-политические отношения Российской
Федерации с какими-либо странами (страной) не предусматривают РНБ, то
применяются ставки ввозных таможенных пошлин действующего таможенного тарифа,
увеличенные вдвое.
Отказ от неприменения РНБ нашел отражение и в Договоре о ЕАЭС, который
закрепил право только на установление РНБ (ст. 34) и не предусматривает
установления правого таможенного режима, подобного режиму, не
предусматривающему РНБ.
Для таможенных органов Российской Федерации это было оформлено
соответствующим приказом[9].
При этом в настоящее время четкого и единого понимания сути (содержания)
понятия преференциального тарифного (тарифно-преференциального) режима не
существует. Это обусловлено рядом причин:
— во-первых, недостаточно
четким определением ряда понятий, относимых к указанному вопросу, и их
классифицированием (соотнесением друг с другом) в таможенном законодательстве
(как ранее Российской Федерации, так и впоследствии Таможенного союза ЕврАзЭС),
к примеру, таких, как тарифные преференции, тарифные льготы, тарифные квоты,
таможенно-тарифное регулирование, тарифно-преференциальное регулирование, меры
таможенно-тарифного регулирования, меры защиты внутреннего рынка, запреты и
ограничения, нетарифное регулирование и некоторых других;
— во-вторых, принципиально
отличающимися подходами к трактовке в зависимости от того, правовой или
экономический смысл вкладывается в характеристику понятия.
В условиях заключенного Договора о ЕАЭС и введенного в действие с 01.01.2018
Таможенного кодекса ЕАЭС[10]
появился ряд либо ранее отсутствовавших определений, либо их модифицированные
варианты (см. таблицу), ключевым среди которых выступает понятие «тарифная
преференция». Это значительно улучшило понятийный аппарат таможенного
законодательства ЕАЭС, позволяя разграничить как в теоретическом плане, так и
на практике различные правовые категории, определяющие вопросы таможенного дела
в рассматриваемой сфере.
В то же время актуальным остается определение ряда других ключевых понятий,
таких как «преференциальный тарифный режим» и «тарифно-преференциальное
регулирование», отсутствующих в таможенном законодательстве. В связи с этим для
проектирования определения понятия «преференциальный тарифный режим» необходимо
отметить ряд исходных начал, программирующих его характеристику:
а) любой режим, основанный на
нормах права, — это правовой режим;
б) любой режим (в зависимости от
области регулирования) — это совокупность
(или система) каких-либо правил, положений (в том числе традиций и обычаев),
необходимых для реализации
(достижения) заданной цели;
в) чаще всего в правовой среде
предметом правового регулирования режима является статус (правовое положение/состояние) объекта правового
регулирования.
Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующее определение
исследуемому понятию: преференциальный тарифный режим (тарифно-преференциальный режим/ТПР)
ЕАЭС или государств(а) — членов(а) ЕАЭС — это система нормативно-правовых положений (норм), определяющих
правовой