Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Танец на коляске со светодиодным и огненным реквизитом как пример креативно — телесной практики и способ развития координационных способностей.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения координационных способностей путем использования креативно-телесных практик 7
1.1. Содержание понятия «координация» и «координационные способности» 7
1.2. Нарушения координационных способностей и способы их развития 15
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование опыта развития координационных способностей при помощи танца на коляске со светодиодным и огненным реквизитом 23
2.1. Диагностика координационных способностей на констатирующем этапе исследования 23
2.2. Опыт использования танца на коляске со светодиодным и огненным реквизитом 33
2.3. Динамика координационных способностей на констатирующем и контрольном этапе исследования 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Введение:
Актуальность исследования. Актуальность проблемы социо-культурной адаптации людей с ограниченными возможностями, взаимодействия и отношения к ним общества как к полноценным партнерам выходит сегодня на первый план. Социальная независимость инвалида подразумевает не только приспособление к окружающей действительности, но и достижение максимально возможного уровня личностной самоактуализации и самореализации. В связи с этим, задача создания условий для гармоничного развития и реализации личностного потенциала инвалидов рассматривается не только как средство и необходимая предпосылка общественного прогресса, но и как важнейшая цель социальной политики.
Спортивные бальные танцы на колясках выступают одним из видов паралимпийского спорта. Имеют деление на категории в зависимости от тяжести травмы спортсмена-участника, а также в зависимости от исполняемой программы (латина или европейские танцы).
Световые шоу (или светодиодные шоу) – это постановочные выступления, в ходе которых артисты выполняют различные трюки и танцевальные номера, используя светящийся реквизит (светодиоды, лампочки, свет химических реакций и пр.)
Огненные представления или фаершоу являются разновидностью уличного перфоманса, отличительная черта которых заключается в исполнении трюков с огненным реквизитом (пои, стафф, веера и пр.).
В рамках данной выпускной квалификационной работы мы хотели бы рассказать об опыте совмещения всех этих трех направлений – танцев на коляске, светового шоу и фаершоу – с целью развития координационных способностей людей с ограниченными возможностями здоровья.
Эта идея возникла из следующих положений.
Танцы на колясках – это хорошо развитое спортивное направление, благоприятно сказывающееся на физическом и эмоциональном состоянии спортсмена с ограниченными возможностями здоровья. Однако в виду целого ряда ограничений, занятия танцами на колясках как видом спорта доступно не всякому желающему.
Кручение предметов (поинг) при помощи светодиодного или огненного реквизита также очень востребован, особенно среди молодежи. Он также развивает координацию, ловкость и внимательность. Работая с огненным реквизитом, развивается бережное и осторожное отношение к огню, преодолеваются страхи перед ним. Светодиодный реквизит развивает чувство прекрасного, пространственное воображение. По кручению огненных (фаершоу) и светодиодных (световое шоу) предметов проводятся многочисленные фестивали.
Объединение элементов танца на коляске с использованием кручения светодиодного или огненного реквизита, на наш взгляд, является интересным и доступным для значительного круга индивидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата способом преодолеть нарушения координации, в частности, и способствовать улучшению физического и психоэмоционального состояния, в общем.
Объект исследования: развитие координационных способностей.
Предмет исследования: танец на коляске как способ развития координационных способностей для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу обучения людей с ограниченными возможностями здоровья танцу на коляске со светодиодным и огненным реквизитом с целью развития их координационных способностей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что занятия танцами на коляске со светодиодным и огненным реквизитом выступает эффективным способом развития координационных способностей для людей 20-40 лет с ограниченными возможностями здоровья.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Рассмотреть содержание понятия «координация» и «координационные способности».
2. Изучить нарушения координационных способностей и способы их развития.
3. Провести диагностику координационных способностей на констатирующем этапе исследования.
4. Описать опыт использования танца на коляске со светодиодным и огненным реквизитом.
5. Проследить динамику координационных способностей на констатирующем и контрольном этапе исследования.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
— математико-статистические методы обработки полученных данных.
Методики исследования:
— тест на сложную зрительно-моторную реакцию выбора;
— тест «Ловля линейки»;
— тест на простую зрительно-моторную реакцию;
— тест «Перекладывание фишек мелкого размера».
База исследования: школа сценического мастерства и фаершоу «Армэ» (г. Москва).
Выборка испытуемых: 10 человек в возрасте от 20 до 40 лет с ограниченными возможностями здоровья, передвигающиеся на колясках вследствие разнообразных позвоночно-спинномозговых травм, врожденных церебральных параличей, составили экспериментальную группу (с ними была реализована разработанная методика развития координационных способностей в ходе обучения танцам на коляске с использованием светодиодного и огненного реквизита). Также в эксперименте приняли участие испытуемые контрольной группы (также 10 человек, той же возрастной группы, но не принимающие участие в апробации экспериментальной методики танцев на коляске).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Выполненная выпускная квалификационная работа была посвящена рассмотрению танца на коляске со светодиодным и огненным реквизитом как примера креативно-телесной практики и способа развития координационных способностей.
Спортивные танцы на колясках – это особый вид адаптивного спорта, активно развивающийся в настоящее время во всём мире, включает в себя интегративные и социальные особенности, которые используются в формировании духовного и физического равновесия людей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в виду имеющихся строгих ограничений по здоровью, применяющихся при отборе для привлечения к данному виду спорту, не всем людям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата и передвигающимся на колясках, он подходит. В связи с этим, было решено разработать методику занятий танцами на колясках не в рамках спортивного направления, а как креативно-телесную практику. Для этого к элементам танца на коляске мы добавили элементы фаершоу и светодиодного шоу в виде кручения светодиодного и огненного реквизита.
В рамках проведенного исследования было установлено, что подобное сочетание неформального направления кручения предметов и танцев на коляске благотворно влияет на социальную реабилитацию людей с инвалидностью. Данное направление не только улучшает координацию, ловкость, но также улучшает технику владения самой коляски, укрепляет мышцы спины, рук и шеи. В плане психоэмоционального состояния это уменьшение или полный уход страха публичных выступлений, уход или частичное устранения страха перед огнем. Также следует заметить благотворный опыт инклюзивной работы, что является положительным и для людей с инвалидностью и без. Через совместную творческую работу происходило общение, обмен опытом, уходили предрассудки, что по итогу приводило к принятию людей на коляске как равных артистов.
Как вид креативной телесно-ориентированной практики в адаптивной физической культуре танец на коляске с предметом, на наш взгляд, является довольно удачным примером, поскольку помимо улучшения физического и психоэмоционального состояния происходит создание инклюзивной среды, открытой для экспериментов.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу обучения людей с ограниченными возможностями здоровья танцу на коляске со светодиодным и огненным реквизитом с целью развития их координационных способностей.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— было рассмотрено содержание понятия «координация» и «координационные способности»;
— были изучены нарушения координационных способностей и способы их развития;
— была проведена диагностика координационных способностей на констатирующем этапе исследования;
— был описан опыт использования танца на коляске со светодиодным и огненным реквизитом;
— была прослежена динамика координационных способностей на констатирующем и контрольном этапе исследования.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что занятия танцами на коляске со светодиодным и огненным реквизитом выступает эффективным способом развития координационных способностей для людей 20-40 лет с ограниченными возможностями здоровья.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения координационных способностей путем использования креативно-телесных практик
1.1. Содержание понятия «координация» и «координационные способности»
Проблематике двигательно-координационного развития посвящено множество научных трудов российских и зарубежных исследователей. Длительный период времени с целью характеристики координации в ходе выполнения тех или иных двигательных действий в российской теории и методике физического воспитания использовалось понятие «ловкость». В дальнейшем, наряду с понятием «ловкость» стало использоваться и понятие «координационные способности».
Многими авторами для трактовки нового термина «координационные способности» использовалось определение понятия «ловкость». Вместе с тем Н.А. Бернштейн в своей работе «О ловкости и ее развитии» [5] писал, что есть существенные различия указываемых понятий. Им было отмечено, что ловкость появляется в двигательных действиях, выполняемых при неожиданном изменении окружающей обстановки и требующей от индивида своевременного выхода из нее, точной, быстрой маневренности в непредсказуемых и внезапных воздействиях на него окружающей среды, а координационные способности проявляются при любом двигательном действии.
Воспитание ловкости в современной науке и практике рассматривается как составная часть более общей проблемы – управления движениями, базирующейся на теории уровневого построения движений и принципе сенсорных коррекций Н.А. Бернштейна [5].
Специалисты в области физического воспитания (Н.Е. Введенский, И.П. Павлов, И.М. Сеченов и др.), называют ловкие движения – «умными». В этой связи рассматриваются концепции физиологов и психологов о взаимосвязи и взаимозависимости физического и психического в организме человека [44].
Н.А. Бернштейн [5] определяет ловкость как качество, позволяющее решить любую двигательную задачу:
— правильно (т.е. адекватно и точно);
— быстро (т.е. скоро и споро);
— рационально (т.е. целесообразно и экономично);
— находчиво (т.е. изворотливо и инициативно) [5].
Базой для развития ловкости является подвижность двигательного навыка, автоматизация которого способствует освоению новых более сложных движений. Процессы антиципации и экстраполяции, специфичные для данного качества, обеспечивают, так называемый, «перенос навыков» по механизму условно рефлекторной деятельности.
Другой исследователь, Л.П. Матвеев [26], вводит в понятие ловкость значительно большее количество компонентов:
1. ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы, «телесная ловкость»;
2. ловкость, проявляемая в действиях, связанных с предвидением в условиях усложненной и меняющейся обстановки;
3. ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами, т.е. «ручная», или «предметная» ловкость;
4. ловкость, проявляемая в упражнениях, требующих согласованных усилий нескольких участников;
5. ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующих тактически согласованных действий, и в играх с тактическим Противодействием и взаимодействием участников [26].
Опираясь на положения В.С. Фарфеля [45], выделяются и исследуются следующие компоненты ловкости:
— осознанность выполнения физических упражнений детьми старшего дошкольного возраста;
— быстрота усвоения новых движений;
— координация двигательных действий;
— быстрота реакции на сигнал [45].