Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Тактика осмотра места происшествия в следственной практике (на примере отдельного следственного органа)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика осмотра места происшествия как следственного действия 7
1.1. Понятие следственных действий 7
1.2.Понятие и виды осмотра места происшествия 20
1.3. Цели и задачи осмотра места происшествия 27
Глава 2. Тактические приемы и методы осмотра места происшествия 34
2.1. Криминалистическая характеристика этапов осмотра места происшествия 34
2.2. Технико-криминалистические средства, приемы и методы, используемые при проведении осмотра места происшествия 41
2.3. Основные проблемы тактики осмотра места происшествия 52
Заключение 60
Список литературы 65
Введение:
Осмотр места происшествия является важным следственным действием, в ходе которого осуществляется сбор первоначальной информации о совершенном преступлении. Особенность осмотра места происшествия проявляется в том, что данное следственное действие является неотложным и может проводиться до возбуждения уголовного дела.
От того, насколько тщательно проведен осмотр места происшествия часто зависит вопрос о возбуждении уголовного дела, а также результаты осмотра имеют огромное значение при установлении лица, совершившего преступления и всех обстоятельств дела. Ошибки, которые допущены в ходе проведения осмотра места происшествия могут привести к тому, что доказательств, которые получены признаются недопустимыми.
Осмотр места происшествия является тем следственным действием, которое проводится практически по каждому делу либо поступившему сообщению о преступлении. Однако несмотря на распространенность данного следственного действия в практической деятельности следователей следует отметить, что при производстве данного следственного действия возникает большое количество ошибок. Такие ошибки связаны с неправильной тактикой проведения следственного действия, в частности с тем, что при проведении не всегда используются специальные знания, а также то, что в практической деятельности возникает много проблем при производстве такого вида осмотра места происшествия как осмотр жилища. Несмотря на внесенные законодателем изменения, касающиеся производства данного следственного действия в практической деятельности остается много вопросов, которые требуют исследования.
Отдельные проблемы производства осмотра места происшествия изучены в работах таких ученых как Абазов А.Б., Акулов С.С., Бабкин Л.М., Булатецкий С.В., Алексеев И.М., Аминев Ф.Г., Баев О.Я., Солодов Д.А., Вилкова Т.Ю., Дачаев З.Б., Гаджиев А.Т., Скориков Д.Г., Дерягрш Г. Б., Егоров Н.Н., Ищенко Е.П., Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е., Ефимичев С.П., Кулагин Н.И., Ямпольский А.Е., Журтов А.Б., Зиновкина И.Н., Ишмухаметов Я.М., Япрынцев П.О., Кафанов А.В., Керимов А.А., Кокорева Л.В., Лизунов А.С., Юнусов А.А., Лупинская П.А., Манова Н.С., Окень И.П., Попов И.А., Романов В.И., Сазанова Ю.В., Финогенов Н.А., Селиванов Н.А., Статкус В.Ф., Тимощук О.В. Безлепкин В., Божьев В.П., Угольников А.В., Хмелева А.В., Чашин А.Н., Шаталов А.С. и других ученых.
Однако в них не проводится комплексного исследования тактики данного следственного действия с учетом отдельных изменений внесенных нормативно правовые акты проблем, рассмотренных в научных публикациях последних лет. Именно в этом будет заключаться новизна исследования.
Цель исследования – проведение анализа вопросов, возникающих при проведении осмотра места происшествия, а также выявление проблем, возникающих при его производстве и внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Целью исследования была обусловлена постановка следующих задач:
1. Проанализировать понятие следственных действий;
2. Дать понятие осмотра места происшествия и его видов;
3. Выделить цели и задачи осмотра места происшествия;
4. Охарактеризовать этапы осмотра места происшествия;
5. Рассмотреть технико-криминалистические средства, приемы и методы, используемые при проведении осмотра места происшествия;
6. Обобщить основные проблемы тактики осмотра места происшествия.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в связи с производством осмотра места происшествия.
Предмет исследования составляют нормы уголовно-процессуального права, научные исследования и судебная практика, связанная с тактикой производства осмотра места происшествия.
Методологическая основа данной работы обусловлена спецификой изучения материала и задачами исследования.
Методологическая база исследования основана на следующих методах и принципах: методы анализа и сравнения, которые применялись при рассмотрении нормативно-правовых актов, а также научных и учебных источников; специальный метод логического толкования норм российского законодательства, который применялся посредством изучения текста действующего законодательства и интерпретаций его содержания в научной, учебной и иной литературе; принцип достаточного основания, применение которого связано с формулированием обоснованных, вытекающих из содержания проведённого исследования выводов; принцип всесторонности и объективности рассмотрения, который применялся при изучении и освещении в дипломной работе нормативно-правового и теоретического материалов посредством их отбора и представления в объёме и контексте, которые отвечают цели и задачам проделанного исследования; принцип непротиворечивости, на котором основано последовательное изложение исследовательских материалов.
Использование фундаментальных методологических принципов научной объективности позволило проследить специфику тактики производства осмотра места происшествия.
Исследование осуществлено на основе изучения научных работ, действующего законодательства и практики его применения.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении теоретических представлений о регламентации осмотра места происшествия, как вида следственного действия, а также тактических особенностей его производства.
Практическая значимость – результаты исследования могут быть использованы в практике расследования уголовных дел, при преподавании курса уголовно-процессуального права и криминалистики в учебных заведениях и совершенствовании действующего законодательства.
Структура исследования определенна целями и задачами. Работа имеет введение, две главы, включающие в себя шесть параграфов, заключение, список литературы.
Заключение:
Проведенное исследование показывает, что проблема правового регулирования института следственных действий имеет большое научное и практические значение. Анализ законодательства и практики его применение позволяет сделать вывод о несовершенстве регулирования института следственных действий в настоящее время. Это обусловлено отсутствием четкого понятия и системы следственных действий в уголовном судопроизводстве. Возникает множество вопросов при производстве следственных действий на стадии предварительного следствия и решение данных вопросов не всегда одинаково. Как следствие, допускаются судебные ошибки, нарушаются права и охраняемые законом интересы граждан.
На основе анализа сущности следственных действий был сделан вывод, что в силу отсутствия четкого понятия «следственных действий» представляется целесообразным законодателю закрепить данный термин в ст. 5 УПК, формулировка которого, должна включать обязательные признаки, присущих каждому следственному действию.
Предлагается следующая дефиниция: Следственные действия – это предусмотренные и строго регламентированные уголовно-процессуальным законом, обеспеченные силой государственного принуждения действия уполномоченных лиц, направленные на собирание и проверку доказательств по уголовному делу.
К субъектам, которые уполномочены на производство следственных действия следует относить дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, орган дознания, следователя и руководителя следственного органа. При производстве следственных действий руководитель следственного органа пользуется правами, которые предусмотрены законодателем для следователя, начальник подразделения дознания и начальник органа дознания пользуются правами, которые предусмотрены законодателем для дознавателя.
В действующем УПК РФ нормы, которые устанавливают процессуальный порядок производства осмотра места происшествия находятся в главе 24. Положения данной главы регламентируют порядок проведения осмотров, а также освидетельствования, эксгумации и следственного эксперимента.
В качестве недостатка положений, закрепленных законодателем следует указать отсутствие отдельной статьи или статей, которые были ли бы посвящены осмотру места происшествия, его понятию и порядку проведения. Отсутствие четких законодательных положений, регламентирующих порядок производства отдельных следственных действий, а также регламентация такого следственного действия как осмотр места происшествия в разных статьях УПК РФ приводит к ошибкам при его производстве, которые иногда становятся основанием для признания добытых доказательств недопустимыми.
Осмотр является следственным действием, которое относится к группе первоначальных следственных действий. В ходе производства осмотра осуществляется обнаружение, фиксация и изъятие следов, которые впоследствии помогают правильно определить конкретный состав преступления, а также сведения об обстоятельствах, способствующих совершению преступления. При проведении осмотра места происшествия каждый предмет подлежит осмотру, фиксации (путем фотосъемки), упаковке. Кроме того, каждый предмет должен быть надлежащим образом (опечатан и скреплен подписями понятых и участвующих лиц) упакован.
В нормах уголовно-процессуального законодательства закреплено несколько видов осмотра. Классификация таких осмотров выделяется на основании объекта осмотра, т.е. того, что подлежит осмотру.
Были выделены виды осмотра места происшествия: осмотр местности, осмотр помещения, осмотр жилища и осмотр трупа.
В теории, а также в практической деятельности выделяет иная классификация осмотров места происшествия. Принято выделять первоначальный, повторный и дополнительный осмотры места происшествия.
На основании анализа положений главы 24 УПК РФ, а также мнения ученых можно сделать вывод, что осмотр места происшествия является следственным действием, которое направлено на установление, исследование и фиксацию обстановки места происшествия, следов преступления, преступника и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме преступления, т.е. содержании преступной деятельности, и других обстоятельствах расследуемого события.
Законодатель регламентирует цели, которые достигаются при производстве осмотра места происшествия. К таким целям следует относить необходимость обнаружения следов преступления, а также необходимость выяснения обстоятельств, которые могут иметь значения для дела.
Задачи осмотра места происшествия вытекают из цели данного следственного действия и позволяют ее конкретизировать и достичь в ходе производства осмотра места происшествия.
Первой задачей является задача, связанная с необходимостью разобраться в обстановке места происшествия.
Второй задачей является задача по выявлению и изъятия следов совершенного преступления.
Третьей задачей является задача по установлению источника получения других доказательств.
Четвертая задача состоит в выдвижении следственных версий о совершенном преступлении и лице, его совершившем.
Если в ходе осмотра места происшествия были изъяты какие-то доказательства, то должен быть решен вопрос о приобщении таких доказательств к материалам уголовного дела. В этом состоит пятая задача осмотра места происшествия.
И последней задачей является проверка иных источников доказательств по делу.
Законодателем порядок производства осмотра регламентирован в статьях 176-178 УПК РФ. Осмотр места происшествия является сложным следственным действием. Для общего осмысления — это мероприятие делят на две очень важных стадии, до прибытия и по прибытию. В свою очередь они делятся на этапы.
Первый этап — подготовительный. Он осуществляется до прибытия на место происшествия. Второй этап — это рабочий. Он начинается с момента приезда на место происшествия. Данный этап можно подразделить на две стадии. Первой стадией является стадия общего осмотра. Второй стадией является стадия детального осмотра.
Наиболее распространенным является привлечение специалиста к производству следственных и судебных действий. В таких случаях специалист может оказывать содействие в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств (ст.ст. 58, 74, 80 УПК РФ).
Основанием привлечения специалиста для производства следственных действий выступает суждение о том, что лицо, ведущее расследование, либо суд не имеет возможности самостоятельно провести следственное действие без привлечение такого специалиста.
На первоначальном этапе расследования специалист привлекается с целью закрепления доказательств, изъятия следов, их упаковки и хранения.
Когда определены участники осмотра и его границы, лицо, уполномоченные на проведение осмотра приступает к его производству, в ходе которого может проводится фиксация с применением технических средств.
Внимательно должны быть осмотрены предметы с видимыми следами преступления. Чтобы разыскать и обнаружить лицо, совершившее преступление нужно уделить внимание поиску следов, которые могли быть оставлены. По результатам осмотра решается вопрос о возбуждении уголовного дела, прогнозируются следственные версии и составляются планы их проверки.
При осмотре жилища возникает проблема, когда лица, проживающие в жилом помещении, своего согласия на осмотр не дают или, что встречается гораздо чаще, на момент осмотра эти лица попросту в жилом помещении отсутствуют и установить их местонахождение оперативно не представляется возможным. Возникает вопрос о том в рамках какого следственного действия должен проводиться такой осмотр, в рамках протокола осмотра места происшествия, когда не требуется получение согласия и следственное действие может быть проведено до возбуждения уголовного дела либо осмотра жилища для проведения которого требуется получение разрешение суда на его проведение. Дополнительные сложности в этом плане создает отсутствие в УПК РФ четкого указания на возможность проведения осмотра жилища до возбуждения уголовного дела.
Сказанное свидетельствует о наличии пробела в положениях УПК РФ в этой части, требующего внесения в законодательство соответствующих изменений. Для решения такой проблемы предлагается закрепить в УПК РФ возможность проведения осмотра в жилище до возбуждения уголовного дела и внести соответствующие изменения в Постановлении Пленума ВС РФ № 19.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика осмотра места происшествия как следственного действия
1.1. Понятие следственных действий
Производство следственных действий является важной деятельностью, которая производится на стадии предварительного расследования. Несмотря на то, что законодателем предусмотрена возможность проведения следственных действий и в ходе судебного разбирательства, следует отметить, что судами редко используется такое право, поэтому вопросы о сущности следственных действий и тактические особенности проведения осмотра места происшествия будут рассмотрены на основе анализа деятельности органов предварительного расследования, а точнее деятельности следователей.
Обращаясь к содержательной стороне стадии предварительного расследования следует отметить, что указанная стадия включает себя деятельность, которую осуществляют органы предварительного расследования, в ходе которой принимаются меры к установлению всех обстоятельств, указанных в ст.73 УПК РФ путем проведения следственных действий, направленных на собирание доказательств. Кроме того, результатом такой стадии должно стать законное и обоснованное решение, основанное на исследовании и оценке совокупности добытых доказательств.
Рассматриваемая стадия получила название предварительной исходя из того, что в ходе предварительного расследования не принимается окончательное решение о виновности и не решается вопрос о назначении наказания. В ходе предварительного расследования лицо, ведущее расследование может прийти к выводу о достаточности доказательств для принятия решения о направлении уголовного дела прокурору с обвинительным заключением, но окончательное решение должно быть принято судом, так как такие вопросы отнесены к компетенции суда. Для того, чтобы суд мог принять законное решение необходимо, чтобы в ходе предварительного расследования были добыты доказательства, которые могут быть впоследствии положены в основу приговора.