Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция Криминалистика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Тактические и психологические особенности производства допроса несовершеннолетних

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Теоретические и правовые основы допроса несовершеннолетних. 6

1.1.
Понятие и значение допроса как следственного действия. 6

1.2.
Основные особенности допроса несовершеннолетних. 12

Глава
2. Тактические особенности допроса несовершеннолетних. 19

2.1.
Подготовительные действия к допросу несовершеннолетних. 19

2.2.
Тактические приемы допроса несовершеннолетнего. 27

Глава
3. Психологические особенности допроса несовершеннолетних. 36

3.1.
Психовозрастные особенности несовершеннолетних и их учет при допросе  36

3.2.
Психологические приемы допроса несовершеннолетнего. 42

Заключение. 50

Библиографический список  54  

Введение:

 

Актуальность темы. Допрос в уголовно-процессуальном
законодательстве относится к разрешенному следственному действию, которое
заключается в получении от допрашиваемого лица показаний фактов и
обстоятельств, имеющих отношение к уголовному делу.

Под допросом понимается комплексное и многоаспектное
следственное действие, которое проводится с целью получения информации, имеющей
отношение к делу, на основе того, как она воспринимается и записывается в
память допрашиваемого. При этом процедура допроса сложна, так как для ее
эффективности требуется знание не только норм уголовно-процессуального права,
но и положений других наук — криминологии, психологии, педагогики.

Очень часто бывает, что несовершеннолетние участвуют в
уголовных отношениях. Их участие в этом процессе допустимо, но всегда имеет
свои особенности. Несовершеннолетний может иметь различный процессуальные
статус, например, он может быть свидетелем, жертвой, а с 14 лет обвиняемым
(подозреваемым). Но во всех случаях уголовно-процессуальные процедуры будут
затрагивать права несовершеннолетнего.

При допросе несовершеннолетнего следователи и следователи
часто сталкиваются с различными процедурными и психологическими трудностями. Процедура
допроса сама по себе является обычным актом расследования, которому уделяется
пристальное внимание. Суть этой процедуры заключается в получении от
допрашиваемого лица информации, то есть необходимой для расследования
информации об обстоятельствах и фактах, имеющих отношение к разрешению дела. В
случае лиц моложе 18 лет допрос подозреваемого имеет ряд
морально-психологических особенностей. Допрос несовершеннолетних — одно из
самых сложных расследований. Особенности психики людей, не достигших
совершеннолетия, связаны с ограниченностью их жизненного опыта, образование
неполное свои навыки жизни. Несовершеннолетние уступают взрослым в умении
осознать событие в целом, не всегда могут выделить главное и, в частности,
обращают внимание только на факты, которые их интересуют или произвели сильное
впечатление. Они обладают повышенной нервной возбудимостью, часто очень
раздражительны, резки и не настойчивы. Кроме того, подростки обладают повышенной
эмоциональной возбудимостью и дисбалансом, им присущи быстрые перепады
настроения. Следователь обязан понимать и соблюдать эти характеристики
несовершеннолетнего в процессе допроса, а также способен усмирить их, не
причиняя вреда несовершеннолетнему, опираясь на принцип гуманизма в своей
работе. Сама Конституция РФ[1] прямо гласит, что человек,
его права и свободы — высшая ценность. Признание, уважение и защита прав и
свобод человека является обязанностью государства.

Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в
связи с организацией и производством допроса несовершеннолетних по уголовным
делам.

Предмет работы – нормы уголовно-процессуального
законодательства, регулирующие порядок и особенности производства допроса
несовершеннолетних, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в
настоящем исследовании.

Цель работы – изучить тактические и психологические
особенности производства допроса несовершеннолетних.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:

1. Определить понятие и значение допроса как следственного
действия.

2. Выявить основные особенности допроса несовершеннолетних.

3. Охарактеризовать подготовительные действия к допросу
несовершеннолетних.

4. Изучить тактические приемы допроса несовершеннолетнего.

5. Проанализировать психовозрастные особенности
несовершеннолетних и вопросы их учета при допросе.

6. Исследовать психологические приемы допроса
несовершеннолетнего.

Методологическая
основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие
как: метод комплексного юридического анализа, системный метод,
формально-юридический, сравнительно-правовой и др.

Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав,
объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

 

 



[1]
Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря
1993 года (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Допрос является наиболее распространенным и в то же время
чрезвычайно сложным актом словесного расследования, который может генерировать
информацию, которая может повлиять на ход расследования. Особенности тактики
допроса несовершеннолетнего, по большей части, обусловлены особенностями
психики подростков, которая характеризуется высокой аффективностью,
внушаемостью, повышенной тревожностью, склонностью к фантазированию, что часто
приводит к искажению фактов. Кроме того, несовершеннолетние имеют недостаточный
опыт личной жизни, поэтому молодой человек может неправильно оценить ту или
иную ситуацию. Несовершеннолетние, в отличие от взрослых, не всегда способны
оценить событие в целом и выделить в нем главное. Более взрослые субъекты с
большей вероятностью совершают ошибки при определении временных интервалов,
расстояний и последовательности действий. Из-за вышеуказанных факторов допрос
несовершеннолетнего является особенно трудным как при подготовке, так и при его
проведении.

Важным аспектом является решение о продолжительности
рассматриваемых следственных действий. Особенностью допроса несовершеннолетнего
является выбор тактических и психологических приемов для получения полных
показаний о событии. Одно из тактических требованийнедолгая продолжительность допроса
подростка. Продолжительность допроса определяется с учетом психологических и
возрастных особенностей несовершеннолетних. Сам допрос должен иметь вводную
часть, характеризуемую как свободный рассказ, который позволит следователю
расслабиться, собраться со своими мыслями и впоследствии четко ответить на
вопросы следователя. Перед вводной частью желательно спросить
несовершеннолетнего: с кем он общался о событии преступления, давали ли ему
какие-либо советы о том, каким должно быть его поведение на допросе, угрожали
ли ему. При общении следователь должен сидеть так, чтобы его лицо находилось на
уровне лица следователя, это смягчит разницу в возрасте. В случае, если
несовершеннолетний идет на контакт, изъявил желание рассказать, то прерывать
его не стоит. Лучше задавать уточняющие вопросы, когда собеседник перестает
рассказывать свою свободную историю.

В большинстве случаев ребенок боится делиться подробностями
о том, что произошло, даже с теми, кто искренне готов помочь, потому что он
чувствует эмоциональное напряжение и стыд за то, что произошло. Существуют
также трудности с допросом лиц в возрасте от трех до семи лет. Это связано с
тем, что яркие и необычные эпизоды, которые логически не связаны, сохраняются в
памяти дошкольников. Им не хватает организационных процессов. Дети в возрасте
от семи до одиннадцати лет склонны к шумихе, результаты воображения и фантазии
часто отдаются реальности. Психологическими особенностями этой категории детей
являются способность хорошо распознавать увиденные объекты, поэтому, когда эти
объекты представлены во время допроса, ранее увиденные события
восстанавливаются в памяти ребенка.

Особенностью детей в возрасте от 14 до 18 лет является
интенсивное физическое и сексуальное развитие. Подростки часто сталкиваются с
трудностями при обращении к следователю, следователю, поэтому в таких случаях
может использоваться так называемая контрольная техника, которая задает вопросы,
не имеющие прямого отношения к теме допроса, но позволяющие получить
необходимую информацию для проверки правильности показаний по отдельным
эпизодам дела. Предварительное установление коммуникативного и психологического
контакта с несовершеннолетним положительно скажется на результатах допроса. Для
этого необходимо ознакомиться с условиями жизни несовершеннолетнего, его
интересами, социальными связями и т. д. удобнее поощрять допрашиваемого давать
показания в виде бесплатного повествования.

Лица, не достигшие определенного законного возраста,
вызываются на допрос законными представителями. Повестка направляется на имя
родителей ребенка, в ней указаны два человека: несовершеннолетний и взрослый.
Если ребенок находится в интернате, он будет вызван через администрацию
учреждения, а вместе с ним будет вызван и представитель учебного заведения.
Процедура допроса ребенка на этапе предварительного следствия ничем не
отличается от обычного допроса взрослых: она начинается с разъяснения прав,
обязанностей и регистрации данных обо всех вовлеченных лицах. Кроме того,
допрашиваемому предлагается рассказать об известных ему обстоятельствах, задать
вопросы. В конце допроса все вовлеченные лица подписываются (если ребенок
слишком мал, достаточно подписи законного представителя).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при
проведении допроса с участием несовершеннолетнего необходимо учитывать его
возрастные особенности, которые могут оказать существенное влияние на
правдивость и грамотность его мыслей. Кроме того, желательно внести некоторые
изменения в современное уголовно-процессуальное законодательство в отношении
допросов соответствующей категории лиц, что значительно упростит проведение
таких следственных действий. Нельзя отрицать, что представитель должен участвовать
в допросе несовершеннолетнего. Их присутствие позволит объективно
контролировать как правдивость показаний допрашиваемого, так и его поведение.
Очень важно, чтобы во время допроса была атмосфера для ребенка, которую должен
создать представитель. И только при соблюдении всех вышеперечисленных аспектов
можно будет добиться наибольшего эффекта в реализации рассматриваемой нами
исследовательской деятельности.

Иными словами, несовершеннолетние являются особыми
субъектами уголовно-процессуальных правоотношений, поэтому при допросе таких
лиц следователь должен использовать индивидуально подобранную тактику
поведения.

В заключении следует подчеркнуть, что допрос
несовершеннолетнего имеет много тонкостей, в силу особенностей психологического
характера подростков, поэтому тактика допроса несовершеннолетнего существенно
отличается от тактики допроса взрослого. Следователь должен знать не только
порядок проведения соответствующих следственных действий, но и знать и уметь
грамотно применять тактические приемы допроса несовершеннолетнего. Поэтому
изучение этой проблемы достаточно актуально сегодня. Развитие, новейшие
технологии, тактика допроса несовершеннолетних и их внедрение в практику
научных исследований позволит повысить уровень эффективности деятельности органов
предварительного расследования Российской Федерации, а также снизить количество
преступлений, не раскрытых с участием несовершеннолетних.



 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические и правовые основы допроса
несовершеннолетних

 

1.1. Понятие и значение допроса как следственного
действия

 

В отличие от других правовых категорий понятие допроса на
различных этапах разработки национального уголовно-процессуального законодательства
не претерпело существенных изменений по своей сути и содержанию.

Так, Н.И. Порубов посчитал, что допрос, будучи следственным
и судебным актом, проводимым в соответствии с правилами, установленными
процессуальным законодательством, заключается в получении от допрашиваемого органами
предварительного следствия или суда сведений о известных ему фактах, имеющих
отношение к правильному разрешению дела[1].

В современном смысле допрос — это акт расследования, в
котором показания об обстоятельствах события могут быть получены от лица,
обладающего информацией, имеющей отношение к расследуемому уголовному делу[2].

Несмотря на идентичность приведенных определений, следует
отметить некоторые различия в содержании рассматриваемого понятия, которые
составляют его характеристики.

Первое отличие заключается в круге субъектов, уполномоченных
производить допрос.

Учитывая, что допрос может проводиться как в ходе
предварительного следствия, так и в ходе предварительного слушания, судебного
следствия, можно сделать вывод, что дознаватель, следователь и судья (суд), включены
в круг субъектов этого исследования на основании соответствующих норм УПК РФ[3], регламентирующих
процессуальный статус данных участников уголовного процесса.

Анализ норм Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации также позволяет отнести к субъектам допроса начальника следственного
органа, начальника органа дознания.

Вместе с тем, очевидно, что в зависимости от стадии
уголовного судопроизводства и процессуального статуса допрашиваемого лица круг
субъектов, уполномоченных проводить допрос, варьируется.

Например, допрашивающий не может допрашивать обвиняемого,
поскольку последний приобретает этот статус в процессе расследования только
после составления обвинительного акта (приказа), что делает невозможным
проведение дальнейших расследований, включая допрос.

Кроме того, следует иметь в виду, что следственные органы, а
точнее назначенные им должностные лица, не уполномочены проводить допросы без
соответствующего указания следователя или дознавателя.

В связи с вышесказанным мы считаем, что при определении круга
субъектов в качестве одного из признаков понятия «допрос» следует использовать
фразу «должностные лица в пределах полномочий, предоставленных
уголовно-процессуальным кодексом РФ».



[1]
Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. – Минск, 1978. С.
22.

[2]
Садрашев Ч.В. Понятие допроса, его предмет и принципы // Новая наука.
Современное состояние и пути развития. 2016. № 12. С. 209.

[3]
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ
(ред. от 07.04.2020) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы