Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения сюжетно-ролевой игры как средства социализации детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Содержание понятия «социализация» в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2 Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста 14
1.3 Понятие «сюжетно-ролевая игра» и ее роль в развитии дошкольников 24
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по социализации детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 35
2.1 Диагностика уровня развития социализации у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2 Программа социализации детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры 48
2.3 Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 62
Заключение 68
Список использованных источников 69
Приложение………………………………………………………..……………..72
Введение:
Актуальность исследования. Модернизация отечественного образования затронула все его ступени, начиная с дошкольного образования. В соответствии с принятым федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), описание портрета выпускника дошкольной образовательной организации осуществляется на основе сформированных интегративных качеств, одним из которых является развитость игровой деятельности.
Формирование игровых навыков у дошкольника имеет определенную важность в связи с некоторыми причинами. Игровая деятельность положительно воздействует на психические особенности ребенка-дошкольника, формируя у него произвольность процессов познания, развивая символическую сознательную, речевую функцию, функцию воображения, а также обеспечивая развитие личности. Благодаря игре дети знакомятся с нормами поведения в «мире взрослых людей». В частности, ученые отмечают, что именно посредством сюжетно-ролевых игр детьми осваиваются модели поло-ролевого поведения.
Наряду с этим специалисты озабочены уровнем развития игровой деятельности у современных детей дошкольного возраста, так как у современных дошкольников фиксируется снижение уровня развития сюжетно-ролевой игры. Наблюдения за сюжетно-ролевыми играми в условиях дошкольной организации показывают, что игры старших дошкольников становятся все более кратковременными и чаще всего сводятся к однократному проигрыванию уже знакомых сюжетных ситуаций, сюжеты заимствуются из мультсериалов. Ситуация усугубляется тем, что в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации все меньше времени у детей остается на самостоятельную игру, педагоги испытывают затруднения в сопровождении сюжетно-ролевых игр в современных условиях, недооценивается значение игр дошкольников.
Таким образом, можно выделить противоречие между необходимостью обеспечения условий для полноценной социализации старшим дошкольникам в ходе игры и недостаточной научно-методической разработанностью проблемы социализирующих возможностей сюжетно-ролевой игры в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: социализация детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и проверить результативность программы социализации детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: предполагается, что сюжетно-ролевая игра станет эффективным средством развития социализации у старших дошкольников при соблюдении следующих условий:
— при проведении подготовительной работы: беседы на тему сюжета будущей игры, рассматривания сюжетных картинок и пр.
— при организации взрослым взаимодействия между детьми в ходе реализации игрового сюжета;
— при обеспечении методической поддержки воспитателей.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть содержание понятия «социализация» в отечественной и зарубежной литературе.
2. Уточнить психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить понятие «сюжетно-ролевая игра» и ее роль в развитии дошкольников.
4. Провести диагностику уровня развития социализации у детей старшего дошкольного возраста.
5. Составить и внедрить программу социализации детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
6. Выполнить обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
— синтез и обобщение научных теорий;
— тестирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных;
— математико-статистическая обработка данных.
Методики исследования:
1. социометрия «Два домика»;
2. методика «Угадай эмоцию» (Г.А. Урунтаева);
3. методика изучения коммуникативных умений М.А. Поваляевой.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы цель работы была достигнута, а задачи реализованы в полной мере.
Выполненное на констатирующем этапе исследования позволило установить следующее. Во-первых, старшие дошкольники из экспериментальной и контрольной группы обладают недостаточно высоким уровнем социализации, что актуализирует проведение формирующего этапа экспериментальной работы. Во-вторых, нами установлено, что значимых различий между показателями, полученными у детей экспериментальной и контрольной группы нет, поэтому мы можем использовать данные для последующего сопоставительного анализа.
Формирующий этап опытно-экспериментального исследования был представлен внедрением комплекса мероприятий по формированию социализации посредством сюжетно-ролевой игры. Комплекс включал в себя серию сюжетно-ролевых игр по следующим сюжетам: «Купание малыша»; «Одевание на прогулку»; «Прогулка в парке»; «Чаепитие в семье»; «В магазине»; «Поликлиника»; «Семья». Также в рамках формирующего этапа была реализована методическая работа с воспитателями.
На контрольном этапе исследования, основываясь на полученных данных, мы отметили положительную динамику развития старших дошкольников из экспериментальной группы, выраженную:
— в росте числа предпочитаемых и принятых детей (с 3 и 11 человек до 10 и 4 человек соответственно, т.е. на 28%);
— в росте числа детей с высоким уровнем понимания эмоциональных состояний (с 3 до 7 человек, т.е. на 16%);
— в росте числа детей с высоким уровнем развития коммуникативных умений (с 3 до 7 человек, т.е. на 16%). Данная динамика позволяет доказать выдвинутую гипотезу исследования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения сюжетно-ролевой игры как средства социализации детей старшего дошкольного возраста
1.1 Содержание понятия «социализация» в отечественной и зарубежной литературе
Теорий социализации существует великое множество. Остановимся подробно лишь на основных теориях социализации.
Э. Эриксон [50], одним из первых, стал рассматривать процесс социализации как непрерывной, длящийся в течение всей жизни человека. Согласно теории Э. Эриксона [50], личностью проходятся восемь основных стадий, прохождение каждой из которых предполагает преодоление того или иного кризиса. Полноценное развитие личности, по Э. Эриксону [50], возможно лишь при последовательном преодолении всех возникающих кризисов. Э. Эриксоном [50] предполагались следующие кризисы: кризис базального доверия – базального недоверия; кризис автономии – стыда и сомнения; кризис инициативности – вины; кризис трудолюбия – неполноценности; кризис эго-идентичности – ролевого смешения; кризис интимности – изоляции; кризис продуктивности – застоя; кризис эго-интеграции – отчаяния.
Движущими силами развития личности в процессе социализации, по Э. Эриксону [50], являются конфликты. Потому что рост и расширение межличностного взаимодействия обусловлено растущей уязвимостью функций Эго на каждой стадии. Задача личности – адекватно решать каждый возникающий кризис, переходить на следующую стадию развития, становясь все более развитой и зрелой личностью.
З. Фрейд [45] полагал, что социализация – это процесс развития врожденных свойств человека, по итогам которого происходит становление трех составляющих компонентов личности: «ид» (стремление к удовольствию и его источники), «эго» (контроль личности на основе анализа реальных возможностей) и «супер эго» (нравственный оценочный компонент) [45].
Процесс социализации, по З. Фрейду [45], происходит в четыре основных этапа и обусловлен интересом к определенным эрогенным участкам тела.
Ж. Пиаже [32] в основу своей теории социализации личности ставит познавательное развитие индивида. По Ж. Пиаже [32], стадии познавательного развития сменяют друг друга в определенной последовательности, обеспечивая, тем самым, социализацию личности.
Ч. Кули [21] полагал, что социализацию личности обеспечивает постоянное взаимодействие личности с окружающим миром. Эти взаимодействия, иначе – интеракции, позволяют людям создавать свои «зеркальные Я». «Зеркальное Я» состоит из трех компонентов: нашего мнения о том, как нас воспринимают люди, как люди на нас реагируют, нашей собственной реакции на реакцию других.
Дж. Мид [25] полагал, что социализация личности происходит в три основных стадии: начинается со стадии имитации, продолжается игровой стадией, заканчивается стадией коллективных игр.
Изучение формирования научных подходов к социализации в отечественной науке позволяет выявить четыре этапа изменения понятия «социализация».
В таблице 1 представим основные подходы к понятию «социализации» в отечественной науке [12].