Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Сюжетно — ролевая игра как средство развития диалогической речи у старших дошкольников»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1 глава Теоретические основы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста 6
1.1. Лингвистические основы развития диалогической речи у детей 6
1.2. Вопрос развития диалогической речи у дошкольников в педагогической литературе 15
1.3. Средства развития диалогической речи у детей дошкольного возраста 19
Выводы по 1 главе 30
2 глава Педагогические условия и средства развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста 33
2.1. Особенности диалогической речи у старших дошкольников 33
2.2. Содержание работы по развитию диалогической речи старшей группы д/с №23 38
2.3. Анализ результатов обучения 47
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения 58
Введение:
Трудно переоценить значение дошкольного возраста для общего развития ребенка. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребенка к окружающему миру. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты, как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.
«Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие в целом», — писала В. Н. Белкина [3, c. 110].
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства [24, с. 63].
Сюжетно-ролевая игра — это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников, оказывая положительное влияние на развитие речи. Однако умение играть в сюжетно-ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.
В настоящее время развитию речи детей дошкольного возраста уделяется достаточно много внимания, однако в данных пособиях не уделяется должного внимания сюжетно-ролевой игре как средству развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Противоречие исследования заключается в необходимости развития речи детей старшего дошкольного возраста и неучтенным потенциалом сюжетно-ролевых игр как эффективного средства развития речи.
Проблема исследования состоит в определении возможности использования сюжетно-ролевых игр как средства развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Целью исследования является анализ сюжетно-ролевой игры как средства развития диалогической речи у старших дошкольников.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать лингвистические основы развития диалогической речи у детей.
2. Рассмотреть вопрос развития диалогической речи у дошкольников в педагогической литературе.
3. Определить Средства развития диалогической речи у детей дошкольного возраста.
4. Выявить особенности диалогической речи у старших дошкольников.
5. Проанализировать содержание работы по развитию диалогической речи старших дошкольников.
6. Осуществить анализ результатов обучения.
Гипотеза исследования: предполагаем, что сюжетно-ролевая игра будет являться эффективным средством развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, если использовать ее:
− для развития звуковой культуры речи;
− для развития словаря;
− для развития грамматического строя речи;
− для развития связной речи.
Методы исследования:
− теоретические: анализ педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования, синтез научного опыта, сравнение, обобщение;
− эмпирические: проектирование, создание диагностических ситуации, методы качественного и количественного анализа результатов.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №23 «Фонтанчик». В исследовании принимали участие дети в возрасте 5–6 лет старшей группы в количестве 20 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный педагогический проект может использоваться педагогами дошкольной образовательной организации для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Данная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
Основная цель работы заключалась в теоретическом обосновании возможностей использования сюжетно-ролевой игры как средства развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач, была проанализирована педагогическая литература, раскрыто понятие речь, развитие диалогической речи и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены различные виды сюжетно-ролевых игр их использование в дошкольной образовательной организации. Определены возможности применения сюжетно-ролевых игр для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Звуковая культура речи по ФГОС ДО входит в речевое развитие дошкольника и представляет собой составную часть речевой культуры, которая охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом (правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.) и необходима как для воспитания полноценной личности ребенка в целом, так и условием для успешной подготовки к школе. Структура диалогической речи предполагает наличие четырех элементов: фонетической и орфоэпической правильности речи, а также её выразительности и четкой дикции. При формировании диалогической речи происходит формирование правильного звуко- и словопроизношения, воспитание орфоэпически правильной речи, формирование выразительности речи, выработка дикции, воспитание культуры речевого общения. При этом выделяют два основных направления развития диалогической речи: развитие речедвигательного аппарата и развитие восприятия речи.
Особенностями физиологического и психологического развития ребенка старшего дошкольного возраста являются развитие игровой деятельности, появление ролевых и реальных взаимодействий, развитие изобразительной деятельности, конструирование по замыслу, планирование; совершенствование восприятия, развитие образного мышления и воображения, эгоцентричность познавательной позиции, развитие памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствование восприятия, формирование потребности в уважении со стороны взрослого, появление обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшее развитием образа «Я» ребенка, его детализация. В плане речевого развития можно отметить речевую активность детей, способность к имитации голосов животных, интонационному выделению речи, интересу к ритмической структуре речи, рифмы, развитие грамматической стороны речи, словотворчество, а также ситуативный и внеситуативный характер речи.
Для формирования диалогической речи используются фронтальные методы работы (прежде всего, регулярные и системные занятия, игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения). К типичным методам для воспитания диалогической речи относятся дидактические игры, занятия по пересказу, заучиванию стихотворений, образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог, индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка.
На базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Детство» комбинированного вида детский сад №23 «Фонтанчик» комбинированного вида города Нижний Тагил была проведена диагностика уровня развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста. По результатам диагностики можно отметить, что у детей низкий уровень развития звуковой культуры диалогической речи, развития словаря, грамматического строя и связной диалогической речи. Это служит основанием для того, что работа в области развития диалогической речи детей необходима по всем четырем направлениям: развитию словарного запаса, звуковой культуры диалогической речи, грамматического строя и связной диалогической речи.
На формирующем этапе опытно-поисковой работы была проведена деятельность по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста путем проведения занятий и игровых приемов. В результате уровень диалогической речи повысился.
Таким образом, своевременное развитие диалогической речи помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. В процессе сюжетно-ролевой игры происходит не только обогащение опыта детей как партнёров по общению, а так же интеллектуальное развитие, развитие воображения, творчества, коммуникабельность, умение сопереживать.
В практической части работы предложен педагогический проект для развития диалогической речи, который ориентирован на старший дошкольный возраст и построен с учетом специфики возрастных особенностей детей.
Целью проекта является развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игры. Предложенный проект включает в себя конспекты сюжетно-ролевых игр для развития звуковой культуры диалогической речи, словаря, грамматического строя и связной диалогической речи. Данный проект является методическим пособием для педагогов дошкольных организаций. Проект, рассчитан на 6 месяцев с сентября по февраль. Продолжительность одного занятия 10-15 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю в режимные моменты в группе и на прогулке. Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена: сюжетно-ролевая игра будет являться эффективным средством развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, если использовать ее: для развития звуковой культуры диалогической речи, для развития словаря, для развития грамматического строя диалогической речи, для развития связной диалогической речи.
Фрагмент текста работы:
1 глава Теоретические основы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста
1.1. Лингвистические основы развития диалогической речи у детей
Речь − исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Процесс диалогической речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны − восприятие языковых конструкций и их понимание [24, с. 63].
Способность к речи является врожденной, но актуализироваться эта способность может только в случае, если ребенок развивается среди людей, которые разговаривают с ним и между собой. Эта способность должна актуализироваться в строго определенные временные рамки. Если ребенок не заговорил по тем или иным причинам в возрасте близком к двум годам, то с каждым годом, отделяющем его от этого возраста, возможность актуализации речевых функций будет уменьшаться.
Звуковая культура речи представляет собой структурный элемент речевой культуры речи. «Программа воспитания и обучения в детском саду» направлена на развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя и звукопроизношения. Звук является смысловой единицей – фонемой лишь в слове.
Основными компонентами культуры речи являются интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (звуки речи). Под интонацией понимают совокупность звуковых средств языка, фонетически организующих речь, устанавливающих смысловые отношения между частями фразы, сообщающих фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяющих говорящему человеку выражать разные чувства.
Структурными элементами интонации являются мелодика, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение. Под мелодикой речи понимают повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи представляет собой равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темпом называют скорость произнесения речи. Тембр – это эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные эмоциональные оттенки. Логическое ударение представляет собой смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.
Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать три аспекта, к которым относятся основные качества голоса в виде силы и высоты, речевое дыхание, критериями которого являются длительность и интенсивность, а также слух. Слух может быть речевым, заключающемся в восприятии соответствующего ситуации темпа и ритма речи и звуковысотным – восприятие движений тона голоса (повышение и понижение).
Во всех языках существует определенное количество звуков, создающие звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого. Такой звук смысловой различитель называется фонемой. Все звуку речи различаются не основе артикуляционных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.
Анализ классификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонематической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у него необходимо:
— развивать фонематический слух, т.е. способность различать и воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка;
— вырабатывать хорошую дикцию, т.е. подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом;
— развивать речевое дыхание, т.е. умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слитность произношения.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются комплексные программы «Радуга» (под ред. Т.Н. Дороновой), «Детство» (под ред. В.И. Логиновой, Т.Н. Бабаевой), «От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой) и другие. Каждая из программ содержит основу – обязательная часть, обеспечивающую базовое дошкольное образование не зависимо от вида и категории детского сада, в котором она реализуется, и дополнительную часть, которая строится с учетом особенностей вариативного характера содержания и построения данной программы.
В программе «От рождения до школы» познавательно речевое развитие включает в себя создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей; обсуждения (пользы закалива¬ния, занятий физической культурой, гигиенических процедур).
Звуковая культура речи включена в область коммуникация. В программе выделяют 8 видов деятельности: двигательная, музыкально-художественная, продуктивная, познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, трудовая, восприятие художественной литературы.
Речь развивается во всех, если воспитатель грамотно выстраивает свою