Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Связь акцентуации характера с профессиональным выбором старших подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Роль
акцентуаций характера в профессиональном самоопределении старших подростков. 7

1.1
Индивидуально-личностные психологические характеристики выбора профессии
старшими подростками. 7

1.2 Влияние
акцентуации на выбор профессии. 25

1.3
Взаимосвязь акцентуаций характера со склонностью к определенному типу
профессиональной деятельности. 31

Глава 2
Экспериментальное исследование взаимосвязи акцентуаций характера и
профессионального выбора старших подростков. 42

2.1
Организация экспериментального исследования: описание методик, выборки  42

2.2 Анализ
результатов экспериментального исследования взаимосвязи акцентуаций характера и
профессионального выбора старшеклассников. 55

Заключение. 76

Список литературы   78  

Введение:

 

Вопросы
жизненного и профессионального самоопределения могут считаться одними из
ключевых для каждой личности, однако решение данных вопросов сопровождается
большим количеством трудностей. С необходимостью профессионального и жизненного
самоопределения субъект, как правило, сталкивается в тот возрастной период,
когда он не способен полностью осознать все последствия и результаты отдалённых
жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным
продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием.
Недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритики, отсутствие
внутренней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная
возбудимость, повышенная внушаемость и подражательность, — все это может
негативно сказаться на их выборе.

В
качестве одного из самых важных периодов для осуществления профессионального
самоопределения можно выделить подростковый и ранний юношеский возраст, когда происходит
становление прочных интересов и увлечений по отношению к той или иной учебной
дисциплине как базовой структуре для выбора сферы будущей профессии.
Представителям подросткового возраста, которым предстоит сделать
профессиональный и жизненный выбор, необходимо, с одной стороны, составить
глубокие представления об огромно, разнообразном мире профессий, с другой,
следует осознать собственные психологические особенности и качества: наличие
тех или иных интересов, увлечений, способностей и талантов, являющихся
оптимальными для осуществления той или иной профессиональной деятельности.
Данные ряда экспериментальных исследований указывают на то, что современные
представители подросткового возраста, обычно, не обладают сформированными
представлениями о том, какая профессиональная деятельность является для них
оптимальной.

Таким
образом, процесс профессионального самоопределения функционирует как
взаимодействие двух аспектов реальности: с одной стороны, индивидуальные
характеристики личности, которые выражаются, как определенные качества
физического развития, потенциала, интересов, склонностей, увлечений, характера
и темперамента, с другой – требования определенной профессии. При правильном
выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.

Проблемой
профессионального самоопределения занимались такие авторы как, Е. А. Климова,
Л. Ю. Боликова, Ю. А. Шургина, С. В. Офицерова, Е. И. Головах, а также К. А.
Абульханова – Славская [1;2;5]. Таким образом, профессиональное самоопределение
личности– социальный процесс, основным содержанием которого выступает выбор
субъектом своей профессии [5].

Одним
из значимых качеств характера в подростковом возрасте выступает акцентуация
характера. Разработкой данного понятия занимались такие специалисты как П. Б.
Ганнушкин, О. В. Кербиков, Г. К. Ушаков и другие. Наиболее подробно акцентуации
характера представлены в работах К. Леонгарда и А. Е. Личко [3].Так,
акцентуации — крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера
гипертрофированы и проявляются в форме «уязвимых мест» в психике индивида —
избирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и
даже повышенной устойчивости к другим воздействиям [3].

Установлено,
что в результате дисгармоничного развития в подростковом возрасте отдельные
характеристики достигают чрезмерного уровня выраженности и становятся
источником повышенной уязвимости подростка к определенным внешним воздействиям,
осложняют процесс его адаптации в некоторых условиях. Некоторые исследователи,
например Резапкина Г.В., Дж. Холланд, указывают на наличие взаимосвязи между
акцентуациями характера и профессиональными склонностями подростков.

Цель: Исследование взаимосвязей степени проявления
акцентуации характера с профессиональным самоопределением старших подростков.

Объект: профессиональное самоопределение старших
подростков.

Предмет: Влияние акцентуации характера на процесс
выбора будущей профессии.

Гипотеза:
акцентуации характера оказывают влияние на профессиональный выбор подростков в
следующих аспектах:


Наличие определенных акцентуаций определяет склонность подростка к выбору
профессий в определенной области: гипертимная, сенситивная, циклоидная
акцентуации связаны с выбором творческих профессий, шизоидная и эпилептоидная
акцентуации связаны с выбором профессий технической направленности,
истерическая акцентуация – с творческими и профессиями социальной
направленности;


Наличие определенных акцентуаций определяет взвешенность или импульсивность в
выборе профессий: гипертимная, циклоидная, сенситивная, истерическая
акцентуации обуславливают импульсивность в выборе профессии, шизоидная,
эпилептоидная, конформная акцентуации связаны с более взвешенным подходом к
выбору профессии.

Задачи
исследования:

1.               
Проанализировать
современные подходы к пониманию роли акцентуации характера в профессиональном
становлении подростка

2.               
Обосновать замысел и описать процедуру
изучения взаимосвязи акцентуаций характера и профессионального выбора
подростков;

3.               
Содержательно обобщить результаты
теоретико-экспериментального исследования на предмет изучения взаимосвязей
между акцентуациями характера и профессиональным выбором подростков.

Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и
обобщение полученных данных, методика «Опросник профессиональных предпочтений»
Дж. Холланда (в адаптации Г. В. Резапкиной), опросник Леонгарда-Шмишека, методика изучения статусов профессиональной идентичности
(авторы – А.А. Азбель, А.Г. Грецов),
качественный и количественный
анализ данных, корреляционный анализ.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Таким
образом, можно сделать следующие выводы. Профессиональное самоопределение
является весьма значимой задачей для личности. Совершенный профессиональный
выбор имеет огромное значение всей последующей жизни субъекта. Однако
противоречие подросткового возраста заключается в том, что ему предстоит
сделать один из наиболее серьезных выборов в своей жизни, часто не обладая для
этого необходимыми знаниями и готовностью.

В
подростковом возрасте на процесс профессионального самоопределения оказывает
влияние огромное количество факторов, которые могут быть подразделены на
внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести потребности рынка труда,
как в целом в государстве и мире, так и в конкретном регионе, взгляды и
профессиональная деятельность родителей, представления о престижности или
непрестижности тех или иных видов деятельности, представление подростка о всем
многообразии профессий.

К
внутренним факторам профессионального самоопределения можно отнести имеющиеся у
подростка способности, интересы и склонности, а также его собственные
представления об этих склонностях, уровень самооценки и притязаний подростка и
т.д. К одним из значимых внутренних факторов, оказывающих влияние на
профессиональное самоопределение подростка, можно отнести акцентуации
характера.

Под
акцентуациями понимаются крайне заостренные черты характера, которые, однако,
не могут быть отнесены к патологиям и психическим расстройствам.
Акцентуированные черты личности имеют достаточно яркие проявления, оказывающие
воздействие на всю жизнь и все виды деятельности подростка, его общение с
окружающими. Соответственно, наличие тех или иных акцентуаций не может не
оказать того или иного влияния на процесс профессионального самоопределения
личности. При этом следует отметить, что именно подростковый возраст является
тем периодом, когда проявление акцентуаций достигает своего пика. На
взаимосвязь акцентуаций характера и определенных склонностей к выбору тех или
иных профессий указывали некоторые исследователи, например, Дж. Холланд, Г. В.
Резапкина и др.

Для
установления взаимосвязи между акцентуациями характера и характеристиками
профессионального самоопределения подростками было проведено экспериментальное
исследование, в котором приняли участие 67 подростков с различными акцентуациями
характера. В исследовании не были проанализированы взаимосвязи для педантичного
и дистимичного типа акцентуаций, так как по данным типам акцентуаций не было
набрано достаточных групп подростков.

Анализ
остальных 8 акцентуаций и характеристик профессионального самоопределения
личности, выделенных К.Леонгардом позволили установить ряд корреляционных
взаимосвязей: например, между демонстративным, неуравновешенным, гипертимным,
аффективным и мотивным типами акцентуации и артистическим типами личности по
Дж. Холланду. Социальный тип личности коррелирует с демонстративным,
неуравновешенным и эмотивным типами акцентуаций. Предпринимательский тип
личности коррелируют с застревающим, гипертимным тревожным и эмотивным типами
акцентуаций.

Сформированный тип профессиональной идентичности характерен для
демонстративного, аффективного и эмотивного типа акцентуаций. Что говорит о
том, что они уже совершили осознанный профессиональный выбор. Таким образом,
можно говорить о подтверждении выдвинутой нами гипотезы.
 

Фрагмент текста работы:

 

Термин
«самоопределение» используется исследователями в самых разнообразных
интерпретациях. О самоопределении упоминают как о личностном, социальном,
профессиональном, нравственном, семейном феномене.

С
позиции социологической концепции самоопределения, данное определение
применяется к поколению в общем, описывает его включение в общественные
структуры и области жизнедеятельности; формы самоопределения соотносятся с
данными структурами и областями.

М.
В. Ретивых считает: «профессиональное самоопределение как интегральное свойство
личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии
профессионального выбора, что проявляется в нравственной, психофизиологической
и практической готовности к формированию и реализации профессиональных намерений
и стремлений» [3, стр. 17].

В.
А. Поляков утверждает, что «профессиональное самоопределение предполагает выбор
карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также
формирования практического, действенного отношения личности к социокультурным и
профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и
саморазвития» [4, стр. 33].

В
исследованиях М. А. Галагузовой дифференцируется четыре направления профессионального
самоопределения. Первое направление представляет собой продолжительный процесс
формирования личности, характера и других качеств субъекта. Второе направление
заключает в себе все многообразие профессий современного социума, в котором
предстоит определиться человеку. Третье направление предполагает различные
варианты соотношения личностных характеристик с требованиями, которые
выдвигаются к человеку той или иной профессией. Четвертое направление заключает
в своей структуре всю совокупность способов и приемов педагогического
руководства процессом развития человека в качестве субъекта профессиональной
деятельности на разных стадиях данного процесса становления человека как
субъекта [1, стр. 354].

В
качестве значимых концепций профессионального самоопределения можно назвать
следующие:


сценарная теория Э. Берна (специфика профессионального самоопределения
основывается на том сценарии, который был выработан на ранних этапах развития);


теория профессионального развития Д. Сьюпера (индивидуальные профессиональные
предпочтения и типы карьеры — осуществление человеком Я-концепции);


типологическая теория Д. Холланда (профессиональный выбор предрасполагается
выработанным типом личности: реалистический, исследовательский, социальный,
артистический, предпринимательский, конвенциальный);


теория компромисса с реальностью Э. Гинсберга (профессиональное самоопределение—
динамический процесс, который развивается в несколько этапов: этап фантазии,
гипотетический этап, реалистический этап) и др. теории.

Японский
исследователь Фукуяма сформировал систему особой подготовки подростков к
профессиональному самоопределению, в основе которой положены трудовые пробы для
развивающейся личности.

Кудрявцев Т. В. считается первым отечественным специалистом, который
осуществлял изучение вопросов профессионального развития личности. Он дифференцировал
отношение личности к профессии и уровень реализации деятельности. На основании
данных экспериментальных исследования он охарактеризовал ряд стадий. Первая
стадия — это возникновение и формирование профессиональных намерений. Вторая
стадия состоит в прохождении определенной профессиональной подготовке к
выполнению трудовой деятельности. Третья стадия представляет собой
непосредственно вхождение субъекта в профессию, а также активное овладение
профессиональными навыками и определение собственного статуса в
профессиональном коллективе. И последняя четвертая стадия — самореализация в
профессиональной деятельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы