Теория государства и права Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Свобода общественного мнения и конституционно правовые гарантии её осуществления.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 6

1.1. Понятие
и значение общественного мнения. 6

1.2. Формы
выражения общественного мнения. 10

1.3. Пределы
свободы общественного мнения. 20

ГЛАВА 2.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ИНСТИТУТОВ, ГАРАНТИРУЮЩИХ
РЕАЛИЗАЦИЮ СВОБОДЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ.. 32

2.1. Выборы.. 32

2.2.
Референдум. 37

2.3.
Средства массовой информации. 49

2.4.
Политические партии. 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 64

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 66

 

 

 

 

  

Введение:

 

В Российской Федерации
признается и гарантируется свобода общественного мнения. Статья 29 Конституции
Российской Федерации устанавливает свободу слова, мысли, средств массовой
информации и само право на информацию.

По средствам выборов,
референдумов граждане могут выражать свою политическую волю, выбирать
руководство страны и муниципальных образований.

Практически безграничный
простор для свободы реализации рассматриваемого права в Интернете, отсутствие
контроля и цензуры, в то же самое время, приводит и к злоупотреблениям со
стороны отдельных субъектов.

Трудоемкость в
отслеживании адресов субъектов, распространяющих запрещенную в Российской
Федерации информацию, делает затруднительным привлечение их к ответственности.

Иногда граждане
злоупотребляют свободой выражения своего мнения, что приводит к откровенным
оскорблениям, например, в сфере политике это не является редкостью, когда
представители одних политических партий пытаются поднять свой рейтинг за счет
опубликования компромата на другие.

Таким образом, на
сегодняшний день очень важным является поиск баланса между реализацией конституционного
права на свободу выражения мнения и ее разумными ограничениями так, чтобы
свобода одних субъектов грубо не нарушала права других субъектов.

Целью выпускной
квалификационной работы является комплексный анализ свободы общественного мнения
и конституционно правовых гарантий её осуществления.

Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть понятие и
значение общественного мнения,

— проанализировать формы
выражения общественного мнения,

— выявить пределы свободы
общественного мнения,

— дать общую
характеристику конституционно-правовых институтов, гарантирующих реализацию
свободы общественного мнения (выборы, референдум, средства массовой информации,
политические партии)

Объектом исследования
настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере
реализации и защиты конституционного права на свободу общественного мнения.

Предметом –
нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, акты судебных органов,
статистика, отражающие различные аспекты реализации и защиты конституционного
права на свободу общественного мнения.

Теоретической основой
исследования стали научные труды в области права таких ученых, как Булавина
М.А., Дмитриева Ю.В., Заикина И.В., Володина Н.В., Ерохина Ю.В., Заикина И.В.,
Козлитин Г.А., Копылов В.В., Кармин А.С., Левина Л.Н., Ляхов В.А., Овчинников
С.Н., Одинцов М.И., Погасий А.К., Придворов Н.А., Тихонова Е.В., Суслов В. М.,
Меженцева А.Я., Григорьева Н.В., Тихонова Е.В. и др.

Нормативную основу
составили: Конституция РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ,
подзаконные и ведомственные правовые акты.

Методологической основой
исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из
него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический,
технико- юридический, лингвистический, сравнительного правоведения,
нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.

Эмпирической основой
послужили: статистические данные, материалы судебной и правоприменительной
практики.

Теоретическая и
практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе
научные результаты и теоретические выводы об особенностях реализации и защиты
конституционного права на свободу общественного мнения, позволят расширить
теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые
подходы к его совершенствованию.

Структура выпускной
квалификационной работы определяется целью и задачами исследования,
необходимостью логического расположения материала.

Работа включает введение,
две главы, состоящие из семи параграфов, заключение и список использованных
источников.

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог,
можно сделать следующие выводы.

В настоящее
время подготовлены существенные поправки в Конституцию России, принять которые
планируется на всероссийском референдуме, при этом Президент России В.В.Путин
неоднократно подчеркивал, что самое главное во всех планируемых мероприятий —
это воля народа, которую он может выразить непосредственно по средствам участия
в референдуме.

На сегодняшний
день власть и общество находятся в постоянном диалоге – сначала общество
выбирает власть и наделяет ее полномочиями, потом власть представляет интересы
общества.

Такая схема
реализуется путем демократических выборов, кроме того каждый гражданин вправе
выбрать политические партии или отдельных политических лидеров, чьи воззрения
ему кажется наиболее подходящими.

Особую роль в
современном информационном обществе играют средства массовой информации и
Интернет в целом. Сегодня на российском телевидении как никогда много ток-шоу,
посвященных обсуждению острых политических, социальных и экономических проблем.

Проводятся они
с привлечением широкой общественности, многочисленных экспертов, возможностью
обратной связи.

При этом все,
что, так или иначе может подлежать цензуре на телевидении или в средствах
массовой информации практически без цензуры появляется в интернете – эта
ситуация как раз имеет две противоположных стороны – с одной стороны это
безграничная свобода самовыражения, с другой стороны, как уже было отмечено в
работе, любая свобода одного индивида заканчивается там, где начинается свобода
другого индивида, поэтому недопустимо распространять в широкие массы информацию
следующего содержания, даже, если она является сугубо личным мнением автора,
который ее опубликовал:

— призывы к
государственному перевороту,

— материалы,
способствующие разжиганию национальной, этнической религиозной розни,

— информацию
националистического характера,

— откровенно
оскорбительную и компроментирующую информацию, не подтвержденную достоверными
фактами.

Процесс
волеизъявления граждан – выборы, референдум должны проводиться в строгом
соответствии с установленной процедурой в присутствии независимых наблюдателей,
чтобы исключить возможность мошеннических действий, подкупа избирателей или
навязывания им конкретной кандидатуры.

Кроме того,
сами политические партии должны соблюдать этические нормы, суть любой
предвыборной и реализуемой программы состоит не в том, чтобы опорочить
оппонента, выявить и продемонстрировать его слабые стороны, а в том, чтобы
продемонстрировать свои сильные, действительно быть лучше, эффективнее и
полезнее для граждан.

Таким образом,
на сегодняшний день общественное мнение имеет широкие возможности для своего
выражения, оно закрепляется и гарантируется государством, в том случае, если
выражается в правомерных формах.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1. Понятие и
значение общественного мнения

 

В научном плане
общественное мнение изучалось еще на заре человеческой цивилизации. Однако
приоритетное значение сегодня отводится социологии, ставшей самостоятельной
наукой и сформировавшей целый арсенал соответствующих методов. Но если ранее
данный процесс имел интуитивный характер, в наши дни он уже получает научное
осмысление.

Немало внимания изучению
общественного мнения отводится и в психологии, поскольку общественное мнение
может являться средством управления людьми, так как противостоять мнению окружающих
людей – достаточно сложная задача. Изучение общественного мнения не влияет на
то, существует ли оно, так как оно существует всегда и независимо от того,
изучаем мы его или нет[1].

Однако очевидно, что
изучение в данном случае позволяет воздействовать на массы. Мнение общества
играет немалую роль в нынешнее время. Лишь благодаря мнению окружающих людей
можно изменить мировоззрение и интересы человека, но всегда ли так было?

Например, в древних
государствах и общинах власть принадлежала одному человеку — вождю, царю,
который единолично принимал решения за других. Его решения не могли
подвергаться обсуждению, а мнение тех людей, за которых он принимал решения,
вообще не учитывалось.

В случае нарушения или
несогласия с решением главы можно было понести наказание, а то и лишиться
собственной жизни.

Впервые потребность в
осмыслении общественного мнения появилась в античной философии, именно тогда в
Древней Греции люди считали, что демократия — лучшее состояние общества,
что  в дальнейшем получило отражение в
таких трудах, как "Государство" Платона и "Государь"
Н. Макиавелли.

И уже  в ХХ веке, ряд государств, в которых был
установлен тоталитарный режим (нацистская Германия, СССР при Сталине, где
власть принадлежала диктатору), тотальный контроль над всеми сферами жизни
общества, ограничение или же даже ликвидация конституционных прав граждан,
монополия государства над СМИ негативно отражались на восприятии властью
общественного мнения. Соответственно, общественное мнение не одобрялось, не
говоря уж о том, чтобы оно могло учитываться при решении важных вопросов.

В разные эпохи и времена
понятие "общественное мнение" трактовалась по-разному, но можно
заметить такую тенденцию, что чем развитее становилось общество, тем влияние
общественного мнения становилось ощутимее[2].

Именно поэтому
демократические государства являются ведущими государствами в наше время.

Мнение общества для
власти в разные времена имело различное значение, но в любом случае, очевидно,
что для гармоничного развития современного государства его учет – важнейшее
условие выстраивания диалога между властью и населением.

Главная цель
общественного мнения – достичь необходимого уровня стабильности в жизни
общества, стремления выразить своё мнение, повлиять на происходящие события и
процессы. Но не всегда результаты могут быть объективны в связи с
двусмысленностью решаемых вопросов, которые могут пониматься людьми по-разному.

Исходя из этого, для
решения важных вопросов, во-первых, необходимо корректно строить вопрос и
избегать двусмысленности формулировок. Второстепенной целью выступает
возможность прогнозирования на основе полученных данных.

Однако общественное
мнение направлено на реализацию единой цели – совершенствование общества. В
современном обществе общественное мнение выполняет несколько функций, каждая из
которых основана на  волеизъявлении
людей.

Основной особенностью
демократического государства является уважение мнения его населения. Власть
выполняет свои функции для обеспечения нужд народа и от лица многих выносит
решения, осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, учитывая, что в правовом
государстве все отношения должны осуществляться в полном соответствии с
законодательством.

На стадии планирования
изучение общественного мнения помогает определить потребности субъекта
правового регулирования, а после его эффективного внедрения является
индикатором эффективности, сигнализируя о существующих проблемах в применении
какого-либо нормативного правового акта. В государствах с демократической
системой нет единой идеологии, мнение каждого гражданина учитывается, так как в
данном случае стоит принимать во внимание наличие нескольких слоёв общества,
интересы и нужды которых разнятся и не исключаются различия во мнениях.

Одна из основных задач
власти — есть учёт мнения всех и поиск «середины», которая могла бы
удовлетворить нужды всего населения. Проблемой демократического государства
также является то, что сложно определить управляющий субъект в государстве и
кто, исходя из этого, несёт ответственность.

В основном, это
происходит в связи с тем, что посредником между властью и обществом являются
средства массовой информации, поток информации которых, к сожалению, не всегда
сопровождается избирательностью, и является полным и достоверным[3].

Новости являются не
зеркалом социальных обстоятельств, а сообщением об обозначившемся событии. В
современном государстве часто может скрываться безответственная и, в силу
этого, безнаказанная власть, которая с помощью манипуляции сознанием населения
с применением различных средств и способов может наживаться на народных
богатствах.

Следует также
разграничивать общую волю и волю всех, так как общая воля направлена на пользу
всего общества, в то время как воля всех реализует волю частных лиц, их
волеизъявление.

Исследователь Грушин Б.А
выделял несколько основных проблем выражения общественного мнения на примере
российского общества. В своем исследовании он делает вывод, что результаты не
могут быть полностью объективны и зависят от различных факторов.

Сегодня общественное
мнение может выражаться различными способами: результаты опросов, с помощью
СМИ, шествий, акций, митингов и других, и имеет двойственный характер, формируя
на основе мнения группы взгляды отдельной личности.

Следует отметить, что
наряду с описанными свойствами, общественное мнение выполняет важнейшую для
демократического государства функции – дает основания для определения степени
легитимности власти. 

Таким образом,
общественное мнение – это оценочные суждения большинства членов больших
общностей людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам
действительности.

Главная цель
общественного мнения – достичь необходимого уровня стабильности в жизни
общества, стремления выразить своё мнение, повлиять на происходящие события и
процессы.



[1] Общественное мнение как фактор
политики [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://studopedia.ru/7_178839_obshchestvennoe-mnenie-ponyatie-struktura-funktsii.html
(дата обращения: 06.05.2020).

[2] Общественное мнение [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
https://m.studme.org/74304/sotsiologiya/obschestvennoe_mnenie (дата
обращения:04.05.2020)

[3] Липпман У. Общественное мнение //
У. Липпман– 1921. – С. 141-149.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы