Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Стратегия развития краеведческой деятельности детской библиотеки»(на примере Центральной детской библиотеки г. Горячий Ключ)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы краеведческой деятельности
детских библиотек
1.1
Сущность и содержание краеведческой деятельности детских библиотек
1.2.
Основные направления краеведческой деятельности детских библиотек на
современном этапе
Глава 2. Современные тенденции стратегического развития
краеведческой деятельности детских библиотек
Список использованных источников
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее
время трудно переоценить роль библиотек в сохранении краеведческого наследия:
из всех учреждений и организаций, которые занимаются краеведческой
деятельностью, именно библиотеки хранят информационные краеведческие ресурсы,
предоставляют их всем слоям населения, оставаясь наиболее доступными учреждениями
для различных категорий пользователей.
Краеведческая деятельность ценна
еще и тем, что ею занимаются не только ученые, не только специалисты в разных
областях знаний, но и простые люди, которые любят свой родной край и стремятся
изучать историю и современные особенности родной местности. Организовать и
систематизировать работу таких краеведов-любителей могут именно библиотеки,
сохраняющие большое количество краеведческого материала.
В последнее десятилетие
обеспечение благополучного и защищённого детства становится одним из основных
национальных приоритетов России.
Указом Президента Российской
Федерации № 761 от 01 июня 2018 г. была утверждена Национальная стратегия
действий в интересах детей на 2019 – 2024 гг. Главными её идеями являются:
создание условий для развития личности ребёнка, развивающей среды и поддержка
семьи. В документе подчеркивается необходимость государственной поддержки
разработки и реализации комплексных программ, общенациональных акций по
развитию детского чтения и литературы для детей, а также реализация системы мер
по сохранению и развитию специализированных детских библиотек.
Более того, актуальность
разработки Стратегии развития краеведческой деятельности детской библиотеки
обусловлена реализацией Основ государственной культурной политики, утверждённых
Указом Президента Российской Федерации в декабре 2014 года и определяющих
стратегические цели и задачи культуры в Российской Федерации. Значительная роль
в решении этих задач отводится библиотекам как культурно-просветительским, нравственно-образующим
учреждениям. В контексте культурной политики библиотекам впервые в
постсоветское время отводится принципиально важное место – общественного
института распространения книги, приобщения к чтению, в качестве приоритетов
выделены воспитательная и просветительская функции.
Детская библиотека
рассматривается сегодня государством как современный поставщик традиционных и
виртуальных услуг, культурная среда развития подрастающей личности,
способствующая становлению будущих граждан страны. Это ставит перед
необходимостью пересмотреть многие аспекты библиотечной деятельности,
определить принципиально новые приоритеты и подходы в организации краеведческой
деятельности детской библиотеки.
Разработанность
проблемы исследования.
Краеведческая деятельность
библиотек стала привлекательной для исследователей во второй половине XX века.
Этим вопросом в свое время занимались такие ученые как О.И. Талалакина, автор
учебного пособия «Краеведческая работа библиотек» (1973); Н.Ф. Горбачевская,
написавшая методическое пособие «Работа массовых библиотек с краеведческой
литературой» (1978); Т.А. Каширских. В своих трудах они рассматривали
библиографические вопросы краеведения, терминологические аспекты проблемы,
построение системы краеведческой деятельности в библиотеках. О формировании
ядра краеведческого фонда библиотеки писали в своих работах Н.Н. Кушнаренко,
С.Н. Криворотенко (Акулич).
По теме краеведческой
деятельности ряд исследователей защищают докторские – Н.Н. Кушнаренко (Москва,
1993), И.И. Михлина (Краснодар, 2001), кандидатские диссертации – 3.Н. Монгуш,
Е.П. Солодовникова, О.В. Фенцель, Н.В. Шаталова; и этот ряд постоянно
пополняется.
В 2001 г. создана секция
Российской библиотечной ассоциации (РБА) «Краеведение в современных
библиотеках». В 2003 г. на сессии РБА подготовлено и принято «Руководство по
краеведческой деятельности центральной библиотеки субъекта РФ», в 2005 г. –
«Руководство по краеведческой деятельности муниципальных публичных библиотек
(централизованных библиотечных систем)». Разрабатываются так же документы,
касающиеся краеведческой деятельности на местах. По публикуемым отчетам
библиотек видно, что краеведческая работа и
центральных библиотеках регионов, и в муниципальных публичных перестраивается
и актуализируется.
Объект
исследования: краеведческая деятельность Центральной детской
библиотеки г. Горячий Ключ.
Предмет
исследования: стратегия развития краеведческой деятельности
Центральной детской библиотеки г. Горячий Ключ.
Цель
исследования: изучить стратегию развития краеведческой деятельности
детской библиотеки.
Задачи
исследования:
·
рассмотреть значение и сущность краеведческой
деятельности библиотек;
·
провести анализ деятельности Центральной детской
библиотеки г. Горячий Ключ;
·
изучить направления развития Центральной детской
библиотеки г. Горячий Ключ;
·
охарактеризовать процесс внедрения
информационных технологий в деятельность библиотек;
·
изучить организацию библиотечного пространства;
·
обсудить непрерывное профессиональное
образование библиотекарей;
·
просмотреть результативность и эффективность
реализации программы.
В качестве методов исследования использовались: библиографический,
историко-сравнительный, анализ, синтез.
Базой
исследования является Центральная детская библиотека г. Горячий
Ключ.
Практическая значимость работы состоит в использовании
результатов исследования в научной и учебной работе, а также в деятельности Центральной
детской библиотеки г. Горячий Ключ.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, 2-х глав, четырех
параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы,
приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, освещена разработанность
проблемы, сформулированы цели и задачи исследования, обозначены методы
исследования и практическая значимость работы.
В первой главе работы рассматриваются теоретические основы краеведческой
деятельности детской библиотеки: дается характеристика краеведческой
деятельности библиотеки; осуществляется анализ деятельности Центральной детской библиотеки г. Горячий Ключ.
Вторая глава исследования посвящена рассмотрению стратегии развития
краеведческой
деятельности Центральной детской библиотеки г. Горячий Ключ: рассмотрены
внедрение информационных технологий в деятельность библиотек, развитие
читательской культуры, организация библиотечного пространства, непрерывное профессиональное образование
библиотекарей.
В заключении
изложены основные выводы и рекомендации по совершенствованию краеведческой
деятельности Центральной детской библиотеки г. Горячий Ключ.
Список использованных источников и литературы состоит из 54
источников.
В приложении представлены методические материалы библиотеки.
Заключение:
Проведенный анализ краеведческой
деятельности Центральной детской библиотеки г. Горячий Ключ позволяет сделать
вывод о достаточно высоком уровне проводимой в этом направлении работы.
Сформирован и продолжает
пополняться краеведческий фонд, в который включены документы, содержащие
информацию о крае, о природных ресурсах, производстве, культуре, жизни и
деятельности видных людей края. В фонде имеются книги и рукописные произведения
местных авторов, периодические издания, выпускаемые на территории района и
области. Библиотека ведет целенаправленную работу с людьми, имеющими
литературные наклонности, помогает им осуществлять творческие задумки,
оформлять и готовить к изданию свои произведения.
В оформлении помещения библиотеки
краеведческая тематика занимает центральное место. Большое внимание уделяется
позиционированию краеведческой литературы. Проводятся презентации новых изданий
краеведческой литературы, выпущенных книг местных авторов. Имеются постоянно
действующие и периодические книжные выставки краеведческих изданий, папки и
планшеты с вырезками краеведческого содержания. Большая заслуга работников
библиотеки в наличии электронного варианта изданий местных авторов, что делает
эти материалы доступными для всех читателей.
Библиотека ведет систематическую массовую работу по
краеведческому направлению, проводит викторины и конкурсы, встречи с писателями,
с ветеранами войны и труда, с выдающимися земляками. Особенно отрадно, что
большая часть этих мероприятий проводится для детской аудитории. Это
способствует воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения и
формирует у детей систему знаний о родном крае.
Значительная часть краеведческих
материалов библиотеки имеется в электронном варианте и размещается на сайте
библиотеки.
Информационная часть сайта
постоянно обновляется и пополняется новыми материалами. Кроме всего, сайт имеет
прекрасное оформление, он содержит отчеты о проведенных массовых мероприятиях,
большое количество фотографического материала, что немаловажно в краеведческой
деятельности.
Библиотека и ее
работники разрабатывают программы работы краеведческого содержания, участвуют в
конкурсах и организуют конкурсы о родном крае для читателей. Центральная
детская библиотека оказывает методическую помощь работникам сельских филиалов
по организации краеведческой работы. В филиалах имеются уголки по истории сел,
при библиотеках работают мини-музеи. Все это позволяет библиотекам занимать
видное место в общественной жизни сел района, быть востребованными у читателей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы краеведческой
деятельности детских библиотек
1.1 Сущность и содержание краеведческой деятельности
детских библиотек
Краеведение – это всестороннее
изучение отдельного региона страны, города или деревни, других поселений с
местным населением, для которого эта территория считается родным краем[1].
Под краем понимается определенная часть страны, выделенная по самым разным
признакам, прежде всего на основе административно-территориального деления[2].
Содержание и задачи краеведения очень разнообразны: это изучение этнического
состава местного населения, поиски полезных ископаемых, учет, охрана памятников
архитектуры, устного народного творчества, постижение говоров и диалектов, а
также художественных промыслов и прикладного искусства. Всем этим краеведы
создают необходимую основу для научных разработок в различных областях знаний и
вносят вклад в развитие у населения патриотизма и любви к родному краю.
Анализ литературных
источников свидетельствует о том,
что край
как предмет исследования интересует целый ряд наук: географию, историю,
литературоведение,
библиотековедение и собственно
краеведение.
Термин «край» получил широкое
распространение в работах известных библиографоведов и библиотековедов Н.В.
Здобнова, К.В. Сивкова,
С.Я. Борового, В.А. Николаева,
А.Н. Бухченкова, И.Н.
Войханской, Н.Ф. Горбачевской,
И.И. Михлиной и другими.
В настоящее время краеведческой
работе уделяется большое внимание в учреждениях образования, культуры, в
семьях. В образовательных школьных программах появились обязательные
краеведческие курсы, практически в каждом районном центре имеются краеведческие
музеи.