Библиотечное дело Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Стратегия развития краеведческой деятельности детской библиотеки»(на примере Центральной детской библиотеки г. Горячий Ключ)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретические основы краеведческой деятельности
детских библиотек.. 7

1.1
Сущность и содержание краеведческой деятельности детских библиотек. 7

1.2.
Основные направления краеведческой деятельности детских библиотек на
современном этапе. 20

Глава 2. Современные тенденции стратегического развития
краеведческой деятельности детских библиотек.. 29

2.1.
Стратегия развития краеведческой деятельности детской библиотеки на примере
Центральной детской библиотеки города Горячий ключ. 29

2.2.
Использование новых информационных технологий в обслуживании читателей детей в
Центральной детской библиотеке города Горячий Ключ. 43

Заключение. 47

Список использованных источников.. 49

Приложение 1. 51

Приложение
2  58
  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее
время трудно переоценить роль библиотек в сохранении краеведческого наследия:
из всех учреждений и организаций, которые занимаются краеведческой
деятельностью, именно библиотеки хранят информационные краеведческие ресурсы,
предоставляют их всем слоям населения, оставаясь наиболее доступными учреждениями
для различных категорий пользователей.

Краеведческая деятельность ценна
еще и тем, что ею занимаются не только ученые, не только специалисты в разных
областях знаний, но и простые люди, которые любят свой родной край и стремятся
изучать историю и современные особенности родной местности. Организовать и
систематизировать работу таких краеведов-любителей могут именно библиотеки,
сохраняющие большое количество краеведческого материала.

В последнее десятилетие
обеспечение благополучного и защищённого детства становится одним из основных
национальных приоритетов России.

Указом Президента Российской
Федерации № 761 от 01 июня 2018 г. была утверждена Национальная стратегия
действий в интересах детей на 2019 – 2024 гг. Главными её идеями являются:
создание условий для развития личности ребёнка, развивающей среды и поддержка
семьи. В документе подчеркивается необходимость государственной поддержки
разработки и реализации комплексных программ, общенациональных акций по
развитию детского чтения и литературы для детей, а также реализация системы мер
по сохранению и развитию специализированных детских библиотек.

Более того, актуальность
разработки Стратегии развития краеведческой деятельности детской библиотеки
обусловлена реализацией Основ государственной культурной политики, утверждённых
Указом Президента Российской Федерации в декабре 2014 года и определяющих
стратегические цели и задачи культуры в Российской Федерации. Значительная роль
в решении этих задач отводится библиотекам как культурно-просветительским, нравственно-образующим
учреждениям. В контексте культурной политики библиотекам впервые в
постсоветское время отводится принципиально важное место – общественного
института распространения книги, приобщения к чтению, в качестве приоритетов
выделены воспитательная и просветительская функции.

Детская библиотека
рассматривается сегодня государством как современный поставщик традиционных и
виртуальных услуг, культурная среда развития подрастающей личности,
способствующая становлению будущих граждан страны. Это ставит перед
необходимостью пересмотреть многие аспекты библиотечной деятельности,
определить принципиально новые приоритеты и подходы в организации краеведческой
деятельности детской библиотеки.

Разработанность
проблемы исследования.

Краеведческая деятельность
библиотек стала привлекательной для исследователей во второй половине XX века.
Этим вопросом в свое время занимались такие ученые как О.И. Талалакина, автор
учебного пособия «Краеведческая работа библиотек» (1973); Н.Ф. Горбачевская,
написавшая методическое пособие «Работа массовых библиотек с краеведческой
литературой» (1978); Т.А. Каширских. В своих трудах они рассматривали
библиографические вопросы краеведения, терминологические аспекты проблемы,
построение системы краеведческой деятельности в библиотеках. О формировании
ядра краеведческого фонда библиотеки писали в своих работах Н.Н. Кушнаренко,
С.Н. Криворотенко (Акулич).

По теме краеведческой
деятельности ряд исследователей защищают докторские – Н.Н. Кушнаренко (Москва,
1993), И.И. Михлина (Краснодар, 2001), кандидатские диссертации – 3.Н. Монгуш,
Е.П. Солодовникова, О.В. Фенцель, Н.В. Шаталова; и этот ряд постоянно
пополняется.

В 2001 г. создана секция
Российской библиотечной ассоциации (РБА) «Краеведение в современных
библиотеках». В 2003 г. на сессии РБА подготовлено и принято «Руководство по
краеведческой деятельности центральной библиотеки субъекта РФ», в 2005 г. –
«Руководство по краеведческой деятельности муниципальных публичных библиотек
(централизованных библиотечных систем)». Разрабатываются так же документы,
касающиеся краеведческой деятельности на местах. По публикуемым отчетам
библиотек видно, что краеведческая работа и 
центральных библиотеках регионов, и в муниципальных публичных перестраивается
и актуализируется.

Объект
исследования
: краеведческая деятельность Центральной детской
библиотеки г. Горячий Ключ.

Предмет
исследования
: стратегия развития краеведческой деятельности
Центральной детской библиотеки г. Горячий Ключ.

Цель
исследования
: изучить стратегию развития краеведческой деятельности
детской библиотеки.

Задачи
исследования
:

·                  
рассмотреть значение и сущность краеведческой
деятельности библиотек;

·                  
провести анализ деятельности Центральной детской
библиотеки г. Горячий Ключ;

·                  
изучить направления развития Центральной детской
библиотеки г. Горячий Ключ;

·                  
охарактеризовать процесс внедрения
информационных технологий в деятельность библиотек;

·                  
изучить организацию библиотечного пространства;

·                  
обсудить непрерывное профессиональное
образование библиотекарей;

·                  
просмотреть результативность и эффективность
реализации программы.

В качестве методов исследования использовались: библиографический,
историко-сравнительный, анализ, синтез.

Базой
исследования
является Центральная детская библиотека г. Горячий
Ключ.

 Практическая значимость работы состоит в использовании
результатов исследования в научной и учебной работе, а также в деятельности Центральной
детской библиотеки г. Горячий Ключ.

Структура бакалаврской работы состоит из введения, 2-х глав, четырех
параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы,
приложения.

Во введении обоснована актуальность темы, освещена разработанность
проблемы, сформулированы цели и задачи исследования, обозначены методы
исследования и практическая значимость работы.

В первой главе работы рассматриваются теоретические основы краеведческой
деятельности детской библиотеки: дается характеристика краеведческой
деятельности библиотеки; осуществляется анализ деятельности  Центральной детской библиотеки г. Горячий Ключ.

Вторая глава исследования посвящена рассмотрению стратегии развития
краеведческой
деятельности Центральной детской библиотеки г. Горячий Ключ
: рассмотрены
внедрение информационных технологий в деятельность библиотек, развитие
читательской культуры, организация библиотечного пространства,  непрерывное профессиональное образование
библиотекарей.

В заключении
изложены основные выводы и рекомендации по совершенствованию краеведческой
деятельности Центральной детской библиотеки г. Горячий Ключ.

Список использованных источников и литературы состоит из 54
источников.

В приложении представлены методические материалы библиотеки.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный анализ краеведческой
деятельности Центральной детской библиотеки г. Горячий Ключ позволяет сделать
вывод о достаточно высоком уровне проводимой в этом направлении работы.

Сформирован и продолжает
пополняться краеведческий фонд, в который включены документы, содержащие
информацию о крае, о природных ресурсах, производстве, культуре, жизни и
деятельности видных людей края. В фонде имеются книги и рукописные произведения
местных авторов, периодические издания, выпускаемые на территории района и
области. Библиотека ведет целенаправленную работу с людьми, имеющими
литературные наклонности, помогает им осуществлять творческие задумки,
оформлять и готовить к изданию свои произведения.

В оформлении помещения библиотеки
краеведческая тематика занимает центральное место. Большое внимание уделяется
позиционированию краеведческой литературы. Проводятся презентации новых изданий
краеведческой литературы, выпущенных книг местных авторов. Имеются постоянно
действующие и периодические книжные выставки краеведческих изданий, папки и
планшеты с вырезками краеведческого содержания. Большая заслуга работников
библиотеки в наличии электронного варианта изданий местных авторов, что делает
эти материалы доступными для всех читателей.

Библиотека  ведет систематическую массовую работу по
краеведческому направлению, проводит викторины и конкурсы, встречи с писателями,
с ветеранами войны и труда, с выдающимися земляками. Особенно отрадно, что
большая часть этих мероприятий проводится для детской аудитории. Это
способствует воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения и
формирует у детей систему знаний о родном крае.

Значительная часть краеведческих
материалов библиотеки имеется в электронном варианте и размещается на сайте
библиотеки.

Информационная часть сайта
постоянно обновляется и пополняется новыми материалами. Кроме всего, сайт имеет
прекрасное оформление, он содержит отчеты о проведенных массовых мероприятиях,
большое количество фотографического материала, что немаловажно в краеведческой
деятельности.

Библиотека и ее
работники разрабатывают программы работы краеведческого содержания, участвуют в
конкурсах и организуют конкурсы о родном крае для читателей. Центральная
детская библиотека оказывает методическую помощь работникам сельских филиалов
по организации краеведческой работы. В филиалах имеются уголки по истории сел,
при библиотеках работают мини-музеи. Все это позволяет библиотекам занимать
видное место в общественной жизни сел района, быть востребованными у читателей.
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы краеведческой
деятельности детских библиотек

1.1 Сущность и содержание краеведческой деятельности
детских библиотек

 

Краеведение – это всестороннее
изучение отдельного региона страны, города или деревни, других поселений с
местным населением, для которого эта территория считается родным краем[1].
Под краем понимается определенная часть страны, выделенная по самым разным
признакам, прежде всего на основе административно-территориального деления[2].
Содержание и задачи краеведения очень разнообразны: это изучение этнического
состава местного населения, поиски полезных ископаемых, учет, охрана памятников
архитектуры, устного народного творчества, постижение говоров и диалектов, а
также художественных промыслов и прикладного искусства. Всем этим краеведы
создают необходимую основу для научных разработок в различных областях знаний и
вносят вклад в развитие у населения патриотизма и любви к родному краю.

Анализ  литературных 
источников  свидетельствует о том,
что  край 
как предмет исследования интересует целый ряд наук: географию, историю,
литературоведение,  
библиотековедение   и   собственно  
краеведение.

Термин «край» получил широкое
распространение в работах известных библиографоведов  и  библиотековедов  Н.В. 
Здобнова,  К.В.  Сивкова,  
С.Я. Борового,  В.А.  Николаева, 
А.Н.  Бухченкова,  И.Н. 
Войханской,   Н.Ф. Горбачевской,
И.И. Михлиной и другими.

В настоящее время краеведческой
работе уделяется большое внимание в учреждениях образования, культуры, в
семьях. В образовательных школьных программах появились обязательные
краеведческие курсы, практически в каждом районном центре имеются краеведческие
музеи.



[1] Горбачевская Н.Ф. Работа массовых библиотек с
краеведческой литературой : метод. пособие. / Н.Ф. Горбачевская. М.: Книга,
1978. С.6.

[2] Библиотечное краеведение : Терминологический словарь.
СПб: ГАКИ, 1998. С.24.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы