Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки История

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Становление советской дипломатии и деятельность М.М. Литвинова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Становление советской дипломатии 10
1.1. Постановка доктринальных основ советской дипломатии 10
1.2 Формирование структуры дипломатической службы 19
1.3. Оформление состава дипломатической службы 24
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Деятельность М. М. Литвинова как дипломата 31
2.1. Начальный этап дипломатической карьеры М. М. Литвинова 31
2.2. М. М. Литвинов как народный комиссар иностранных дел 34
2.3. Взаимоотношения М. М. Литвинова с советскими и зарубежными коллегами и руководством 42
Выводы по 2 главе 52
Заключение 56
Список используемых источников и литературы 62

 

  

Введение:

 

Актуальность. Данное исследование актуально тем, что Максим Максимович Литвинов являлся советским государственным деятелем и дипломатом, который внес большой вклад в историю советской дипломатии во время формирования РСФСР, СССР и периода Второй мировой войны. Максим Максимович Литвинов вошел в дипломатическую историю в 30-е годы XX века наркомом иностранных дел, последовательным сторонником обеспечения безопасности Европы, борцом с нараставшей опасностью агрессии Гитлера.
М. М. Литвинов состоял в ленинской школе, которая сыграла значительную роль в советской истории. Партийная деятельность М. М. Литвинова характеризовалась, как широкая и разносторонняя. Нарком иностранных дел принадлежал к тому ядру партии большевиков, в которое входили известные профессионалы — революционеры его времени, агенты газеты «Искра», убежденные марксисты, которые имели большой опыт в нелегальной работе.
Дипломатической деятельностью М. М. Литвинов занимался тридцать лет. Начало ознаменовывалось датой создания СССР, конец — второй половиной 40-х годов. Его деятельность протекала в трудное время, когда строились Коммунистическая партия и Советское государство. Эти года характеризовались борьбой с внешней и внутренней контрреволюцией и блокадой, первой пятилеткой, когда народ Советского Союза преобразовывал неразвитую страну в индустриальную, в связи с чем от советских дипломатов необходимы были умение и особая гибкость, благодаря которой можно было бы выиграть больше времени для передышки в сложные для СССР годы перед Второй мировой войной и в годы Великой Отечественной войны.
М. М. Литвинов был талантливым оратором и публицистом, народным комиссаром по иностранным делам Советской России с 1917 по 1946 г. Он все силы направлял на работу для защиты интересов СССР на дипломатической арене и пытался привести в жизнь принципы ленинской школы. Таким образом, проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод, что нарком
иностранных дел М. М. Литвинов и его дипломатическая деятельность представляют неоспоримый интерес для изучения данной темы.
Историография. На основе анализа исторической литературы можно условно выделить в историографии два периода: советский и постсоветский.
В советский период большую ценность представляет книга 3. С. Шейниса «Максим Максимович Литвинов: революционер, дипломат, человек» [30], которая посвящена жизни и деятельности М. М. Литвинова, который был членом партии с 1898 года, агентом газеты «Искра», соратником видного дипломата и государственного деятеля советского периода В. И. Ленина. Интерес этой книги представляется тем, что в ней есть документы, ранее не публиковавшиеся, записанные беседы 3. С. Шейниса с советскими дипломатами и партийными деятелями: А. И. Микояном, В. М. Молотовым, И. М. Майским, С. И. Араловым, секретарем В. И. Ленина Л. А. Фотиевой и другими. Это автор, который написал первую биографию М. М. Литвинова, детально описав каждый период становления дипломата.
Отдельно следует отметить книгу самого дипломата М. М. Литвинова «Внешняя политика СССР: Речи и заявления 1927 — 1935» [4]. В ней мы можем увидеть впервые воедино собранные заявления М. М. Литвинова, речи наркома иностранных дел. В книге берется период с 1927 по 1935 г., такое начало обусловлено первым выступлением М. М. Литвинова на комиссии по подготовке к конференции по разоружению. Единственное выступление, не относящееся к этому периоду и включенное в эту книгу — речь наркома иностранных дел на конференции в Москве об ограничении вооружения в 1922 г., которая относится к опубликованному в книге выступлению автора по тому же вопросу позднее. В данной книге собраны выступления М. М. Литвинова, которые являются ценными документами о борьбе СССР за мир во время исторической значимости, отмеченной сильными сдвигами не только в соотношении сил между страной социализма и странами капитализма, но и в отношениях внутри самого капиталистического мира. К книге приложены материалы, которые содержат некоторые справки, регистрируют важные изменения обстановки, в которой СССР с настойчивой и последовательной борьбой за мир, вовремя успевая распознать угрозу миру и пытаясь оказать поддержку тем, кто может противодействовать ей.
Интерес представляет еще одна книга М. М. Литвинова советского периода, написанная в 1938 году, в которой он собрал основные свои выступления и документы о борьбе СССР против агрессии Гитлера. Данный труд интересен тем, что здесь представлены выступления и договора, заключенные СССР М. М. Литвиновым с целью — предотвратить военную опасность. В них представляются важные элементы внешней политики Советского Союза. Документы, которые содержатся в данной книге, создают картину практического поэтапного применения постоянных принципов внешней политики СССР.
Подробно про деятельность М. М. Литвинова в Генуе можно узнать по книге Любимова Н. Н. «Генуэзская конференция» [8]. Автор этого труда был участником Генуэзской конференции, где выступал М. М. Литвинов. В книге разъясняется борьба советских и буржуазных дипломатов, собраны сведения о главных действующих лицах, которые выступали на Генуэзской конференции. И. Н. Любимов впервые публикует некоторые материалы этого международного форума. Эту книгу можно расценивать, как свидетельство того, что ленинский принцип мира между двумя противоположными системами — это не новшество, а основополагающий фактор и неизменный курс внешней политики за все время существования Советского государства.
Еще одну группу составляют работы, написанные в постсоветский период. Одна из них книга И. А. Мусского «100 великих дипломатов» [13], которая рассказывает о самых известных и удачливых дипломатах всех времен и народов. В ней мы можем просмотреть более подробно биографию М. М. Литвинова, его революционную деятельность.
Авторы М. М. Наринский и Н. Ю. Васильева в своей работе «М. М. Литвинов — блестящий дипломат, выдающийся нарком» [14] проанализировали взгляды М. М. Литвинова и дали характеристику его отдельной роли в важных дипломатических мероприятиях, рассмотрели его вклад в государственную службу.
Интересно просмотреть труд Старикова Н. В. «Национализация рубля — путь к свободе России» [20], в которой посвящена глава дипломатической деятельности М. М. Литвинову. Здесь мы можем увидеть: каков был путь становления дипломата, какие отношения были у М. М. Литвинова со И. В. Сталиным, как Сталин впоследствии поступил с М. М, Литвиновым, причины отставки Наркома иностранных дел.
Исследования, касающиеся дипломатическую деятельность М. М. Литвинова, говорят о том, что их изучение всегда вызывает большой интерес. Таким образом, очевидна важность роли этого советского дипломата в истории нашей страны конца XVIII — начала XIX вв. В связи с этим, назревает необходимость создания специального обобщающего исследования, посвященного его деятельности в высших дипломатических сферах.
Объектом исследования является дипломатическая история Советского Союза в 1930-е годы.
Предметом исследования является дипломатическая деятельность М. М. Литвинова.
Цель работы состоит в комплексном изучении деятельности М. М. Литвинова как дипломата. В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
— рассмотреть путь М. М. Литвинова к дипломатической деятельности:
— проанализировать работу М. М. Литвинова на посту народного комиссара иностранных дел;
— изучить взаимоотношения М. М. Литвинова с советскими коллегами и руководством СССР;
— изучить взаимоотношения М. М. Литвинова с зарубежными коллегами.
Источниковая база данного исследования определена в соответствии с поставленной целью и задачами. В курсовой работе были использованы источники различных видов, а именно: делопроизводственная документация, источники личного происхождения.
Среди делопроизводственных материалов были использованы:
Источниковую базу представляют делопроизводственные документы, которые представлены организационно-распорядительными, отчетными, учетными документами, протоколами, переписками, информационно-справочными материалами. Прежде всего, это сборник заявлений и речей М. М. Литвинова по вопросам международной политики [10], в который включены доклады, речи, интервью и статьи М. М. Литвинова за период с 1917 по 1946 г. В них дается общий анализ международных отношений в первые годы существования Советского государства и содержится большой фактический материал о взаимоотношениях Советской республики с иностранными государствами. Также в данных сочинениях можно напрямую проследить точку зрения М. М Литвинова по отношению к политике, проанализировать задачи, которые он ставил перед собой, определить оценку событий, которую давал сам М. М. Литвинов. Что касается устных выступлений Чичерина (например, в Генуе и Лозанне), то они также имеют свои особенности. Во-первых, в них формулируется в общих чертах позиция по какому-то вопросу. Во-вторых, произнесенные на заседаниях, они способствуют развитию дискуссии и позволяют выделить в ней наиболее существенные вопросы. В-третьих, благодаря искусству говорящего, эти выступления насыщены яркими формулировками, которые в доступной форме выражают отношение представителя делегации к тому или иному вопросу. Следует отметить, что, как правило, это не личное отношение, а официальная линия делегации. Наибольшее количество материалов представлено в многотомном собрании Документы внешней политики СССР [6], где опубликовано значительное количество речей, докладов, интервью М. М. Литвинова, а также его письма в НКИД из Генуи, Гааге и т.д. В нем опубликованы источники, относящиеся только к деятельности советской дипломатии, и международный контекст совершенно не представлен.
Более того, было использовано для работы большое количество договоров между странами. Международный договор является международно-правовым соглашением и регулируется на основаниях международного права. При привлечении международного договора в качестве исторического источника важно учитывать те обстоятельства, в которые он был заключен, как он вписывается в дипломатические отношения между государствами, подписавшими его.
Таким образом, источниковая база исследования позволяет решить поставленные задачи.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1917 — 1946 гг. Нижняя грань исследования связанна с дипломатической деятельностью М. М. Литвинова, которая началась сразу же после Октябрьской революции, когда он был назначен первым послом РСФСР в Лондоне. Верхняя граница исследования связана со снятием М. М. Литвинова с поста наркома иностранных дел и его отставкой. В исследовании был взят период с 1898 — 1917 гг., так как необходимо было проанализировать биографию М. М. Литвинова до начала его дипломатической карьеры.
Территориальные рамки исследования представлены городами Лондон с 1908 — 1918 гг., где М. М. Литвинов проживал в дореволюционный период и Москва с 1918 — 1946 гг. – место основной его профессиональной деятельности.
Методология. Для объективного исследования мы используем комплексный подход (позволяет реконструировать психологические характеристики исторической личности на основании рассмотрения ее жизненного пути и деятельности, как с точки зрения его внутренних переживаний, так и в контексте тех внешних влияний, которые он претерпевает на себе). Данное исследование основано на сочетании общенаучных методов, а именно метод анализа и синтеза (фактическое или мыслительное разложение целого на составные части и воссоединение целого из частей), индукции и дедукции (логические операции, в результате которых происходит формирование нового утверждения, но разными способами — от общего к частному и от частного к общему). Использовались общие методы исторического исследования: конкретно-исторический, сравнительно-исторический, исторического описания, системно-структурный и др. Проблемно-хронологический метод, положенный в основу работы, позволяет рассматривать не только дипломатические, но и общественно-политические аспекты отношений между Россией и странами, в которых М. М. Литвинов исполнял обязанности посла, в рамках исследуемого исторического периода.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ литературных источников позволил сдежлать следующие выводы:
Изучение доктринальных основ советской дипломатии позволило выявить, что власть Советской России предлагала народам и руководству воюющих наций заключить демократический мир. Чтобы избежать различных перетолкований и извращений, которыми частенько пользовались буржуазия, в Декрете о мире Ленин четко определил, как Советская власть понимает аннексию. Для любого руководства аннексия или захват чужой территории является любым присоединением к большому и сильному государству малой народности. При этом не обязательно, чтобы народ желал этого или был согласен с этим. Также не учитывается развитость и отсталость нации, которая присоединяется или насильно удерживается в пределах данной страны. Наконец, это не зависит от того, где живет данная нация – в Европе или в далеких заокеанских странах. С помощью данного определения были разоблачены все аргументы, которые выдвинули империалисты, когда пытались оправдать колониальные захваты и угнетательскую политику, которая касалась малых народов. Определения демократического мира, которые были даны в Декрете, аннексии повлияли на создание международно-правовой основы советской дипломатической деятельности и на исход борьбы с доктринами империалистической внешней политики.
Внешняя политика КПСС, разработанная Лениным, и политика Советского государства связана с политикой внутри страны и является частью партийной стратегии и тактики. Международная политика Советской страны защищает интересы народа Советского Союза на мировой арене, обеспечивает самые благоприятные условия, что необходимы для строительства социализма и коммунизма. В этом и заключается основная цель, от которой зависит все ее особенности и стороны. История советской дипломатии считается историей, которая касается упорной борьбы против империализма и колониализма, борьбы за то, чтобы социалистические дела торжествовали, за то, чтобы народы были свободными, мир прочным, а государства, имеющие разный социальный строй, существовали мирно. Политика, которую ведет Советская власть, соответствует интересам всех трудящихся и народов. Поэтому она и считается самой популярной и действенной, получила одобрение и поддержку всего прогрессивного человечества.
История дипломатической службы России, а также Советского Союза является надежным фундаментом, который используется для того, чтобы сформировать современную консульско-дипломатическую службу. Уроки прошлых лет способны научить многому, помогают предвидеть многие ситуации. Осенью 1917 года, а именно в ноябре, к власти пришло советское правительство, которое должно было в самых сложных внутренних и внешних условиях формировать молодое, совершенно новое государство. Несмотря на то, что кадры не обладали достаточным опытом и квалификацией, они за небольшой период времени создали неплохое дееспособное внешнеполитическое ведомство, которое называлось МИД СССР. Именно это ведомство соответствовало требованиям нового общественно-политического строя, который уже на то время утвердился в стране.
Как уже говорилось, основой формирования и деятельности нового органа внешней политики СССР являлся надежный фундамент – меры, благодаря которым было усовершенствовано структуру его деятельности, методов выполняемой им работы, а также разработка целенаправленной подготовки дипломатов занимающих соответстующие должности, содействовало тому, что через время существующее ведомство переформировалось на министерство, которое имело правильно организованную организационную структуру и было достаточно способным для того, чтобы правильно вести внешнюю политику в советской стране, обеспечивая при этом высокую активность в участии в процессах, сасающихся наиболее трудных политических международных проблем.
В первой половине 1918 года сформирован и работает механизм разработки и принятия практических шагов дипломатии Советской России. НКИД создавал первые проекты, которые затем посылали в аппарат ЦК РКП(б) и канцелярию Совнаркома республики. В том случае, если они были одобрены, сотрудниками НКИД они были приведены в действие. В противном случае, они усовершенствовались и начали действовать. Затем НКИД с этими документами выступал на международной арене. При этом он являлся не только инициатором, но и основным проводником во внешнеполитическую жизнь.
1919 год для НКИД был напряженным и внутренне, и внешне. На его работу сильно повлияла нехватка кадров: многие сотрудники НКИД были мобилизованы в армию, а те, кто остался работали без остановки. 25 апреля 1919 года состоялось заседание Коллегии НКИД, где было решено распределить работу между ее сотрудниками. Чичерину назначили вести дела в центрально-европейских державах и Польше, Литвинов – дела, который касались Англии, Франции, Италии, Америки, Скандинавских стран, Финляндии, остальные функции и обязанности должен был выполнять Л.М. Карахан. Весной 1919 года Политбюро ЦК РКП(б) занялось внешнеполитическими вопросами. На заседания, где обсуждались данные вопросы, приглашали Чичерина, или его заместителей, хотя их мнение не всегда влияло на то, каково решение было принято.
Исследуя биографические данные М.М. Литвиновчкого пришли к выводам:
Дипломатическую деятельность Максима Максимовича Литвинова следует разделить на несколько периодов. Первый период включает в себя отрезок времени с 1917 по 1922 год. В это время осуществляется поездка в Швецию. Западная Европа носила компании с антибольшевистским характером. Их наступления нарастали. Отношения со Швецией были плохи из-за происков Антанты. В 19187 году 23 декабря М. М. Литвинов обращается со Стокгольма с мирными предложениями от Советского Союза. А именно к таким странам, как Англия, Франция, Италия, Япония, США. 24 декабря М. Литвинов с теми же целями пишет письмо президенту США Вильсону. Задача заключалась в следующем: обеспечить для русского трудящегося народа экономическую свободу. Восемь месяцев Советы стремились выполнить свои планы мирными путями без насилия. После того, как Антанта надавила на Швецию, последняя приняла решение отказать в помощи Советскому Союзу, выслала М. Литвинова и прекратила советское сотрудничество. Вопрос был решен. Швеция лишила Советское государство всех путей соединения с Западной Европой.
Следующей миссией М. Литвинова стал Копенгаген. В Дании было много русских военнопленных, и советское правительство пыталось их вернуть на родину. М. М. Литвинов начал переговоры с зарубежными странами. Правительство Дании было благонамеренным и это вселяло надежду. Вторым периодом принято считать работу М. М. Литвинова на Генуэ и Гааге в 1922 году. Шестого января Верховный союзнический совет принял решение: созвать международную конференцию в Генуе по экономическим вопросам. Советское правительство тоже было приглашено 7 января. Это было не случайно. Антанта долгое время организовывала походы против Страны Советов, которые закончились плохо для нее, и, будучи пять лет непризнанными и отрезанными от экономических связей, ощутили провал в экономике. Для Англии это чувствовалось сильнее, потому что раньше она всегда поддерживала экономические связи с Россией, именно поэтому в 1920 году она способствовала снятию блокады России. После Англии с РСФСР в 1921 году с 6 мая по 5 июня торговые соглашения подписали еще пять государств. Работа М. М. Литвинова на тот период осложнилась. Ему приходилось постоянно быть в разъездах.
Третий период дипломатической деятельности М. М. Литвинова охватывает конец 1922 по 1930 год. 14 ноября 1922 года он утвердился первым заместителем наркома иностранных дел.
М. М. Литвинов ездил в Афганистан, Китай, Персию, Турцию с целью укрепления экономической базы. Через два года II сессия ЦИК выделила работу М. М. Литвинова в НКИД, как особенную. Связано это было с тем, что он стремился укрепить позицию Советской России на международной арене.
Следующий период дипломатической деятельности М. М. Литвинова длился до 1939 года. М. М. Литвинов заключает важные договора, например, договор 1932 года о ненападении между СССР и Францией. Укрепил дипломатические отношения с Китаем и подписал пакт о ненападении. 7 ноября 1933 года, началась вашингтонская миссия М. М. Литвинова.
Завершающий период связан с Великой Отечественной войной, когда М. М. Литвинов находился на дипломатическом посту в США. В отставке М. М. Литвинов находился почти два года.
М. М. Литвинов был образцом организованности и хорошего отношения с сотрудниками и руководством, ему не нравилось отнимать чужое время, он не заставлял ящать коллег и руководство.
У М. М. Литвинова был весомый авторитет в кругах зарубежной дипломатии. Его иностранные коллеги писали телеграммы с восхищениями «литвиновским» характером выступлений на международных конференциях. Особенно громко о нем отзывались после вхождения СССР в Лигу Наций. Телеграммы писали Б. Шоу, А. Энштейн. Г. Манн, Титулеску — МИД Румынии, американский полковники Стимсон, английские деятели Ф.Ноэль-Бекери другие политические деятели. Все они выражали почтение Наркому иностранных дел СССР подчеркивая его стойкость и искренность. Г. Роберте был американским ученым, часто переписывающимся с М. М. Литвиновым, который писал, что он на международных конференциях вел себя деловито и здраво, что вызывало страх у его зарубежных коллег.
Именно М. М. Литвинову удавалось отыскать подход к американским коллегам. Он действенно вел переговоры, в итоге добившись поставок вооружения и других необходимых товаров. Успех переговоров ознаменовывался личностью М. М. Литвинова. С ним считались в американские коллеги, симпатизируя его дипломатической стойкости.
Про внешность М. М. Литвинова его иностранные коллеги говорили разное. Один из американских журналистов Мильтон С. Майер, писал в своей статье под названием «Папаша российский», что при виде Наркома иностранных дел СССР складывается двоякое впечатление. Он писал, чтоесли увидеть М. М. Литвинова на прогулке, то никто не подумал бы, что это идет посол СССР в США. Увидев его, нельзя было подумать, что это идет человек, который испытал не предсказуемые повороты судьбы, что это именно тот, кто направлял свои огромные силы в реализацию советской дипломатии. Его внешностьне давала это определить. М. М. Литвинов скорее был похож на какого-нибудь предпринимателя, у которогомного своих забот.
Таким образом, проанализировав выше сказанные отзывы о взаимоотношениях советского дипломата М. М. Литвинова с зарубежными коллегами, можно сделать вывод, что он занимал видное место среди иностранных дипломатов, представляя СССР. О его деятельности иностранные друзья говорили с превосходством, подчеркивая практичность «литвиновских» методов борьбы со странами-агрессорами.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Становление советской дипломатии
1.1. Постановка доктринальных основ советской дипломатии

В советское время существовали различные заявления буржуазных горе-пророков, которые предсказывали, что власть большевиков в скором времени закончится, а также то, что новая власть, не имея опыта в управлении страной, является беспомощной в области внешней политики: она не имеет собственных профессионалов и нужных знаний. Но данные предположения быстро стали просчетами.
Большевики под руководством В.И. Ленина обращали внимание на внешнюю политику, связывали ее с внутренней, так как считали, что внешняя политика – это продолжение внутренней. По мнению В.И. Ленина, «Отрывание внешней политики от внутренней является ошибочной и вредной идеей» . Не существует ни одной серьезной проблемы внешней политики, которая не была бы рассмотрена в произведениях Ленина и его соратников. К власти большевики пришли подкованы. Это касается внешней политики, а также отношений к первой мировой войне.
8 ноября (26 октября) 1917 г. состоялся II съезд Советов, где был принят исторический Декрет о мире, который написал сам В.И. Ленин. Этот документ являлся самым важным документом советской дипломатии, великим документом, где были высветлены принципиальные основы политики мирного сосуществования стран с разнообразным социальным устройством.
Власть Советской России предлагала народам и руководству воюющих наций заключить демократический мир. Чтобы избежать различных перетолкований и извращений, которыми частенько пользовались буржуазия, в Декрете о мире Ленин четко определил, как Советская власть понимает аннексию. Для любого руководства аннексия или захват чужой территории является любым присоединением к большому и сильному государству малой народности. При этом не обязательно, чтобы народ желал этого или был согласен с этим. Также не учитывается развитость и отсталость нации, которая присоединяется или насильно удерживается в пределах данной страны. Наконец, это не зависит от того, где живет данная нация – в Европе или в далеких заокеанских странах .
С помощью данного определения были разоблачены все аргументы, которые выдвинули империалисты, когда пытались оправдать колониальные захваты и угнетательскую политику, которая касалась малых народов. Определения демократического мира, которые были даны в Декрете, аннексии повлияли на создание международно-правовой основы советской дипломатической деятельности и на исход борьбы с доктринами империалистической внешней политики.
По мнению руководства Советской России, продолжение мировой войны – это тяжелое преступление. Именно поэтому оно заявило о немедленном заключении мира, о выполнении всех условий и о прекращении войны на тех условиях, что были справедливы для всех народных масс .
В.И. Ленин был уверен в том, что руководства других государств, которые не согласны с данными условиями и при этом не осмеливаются открыто отвергать их, будут винить большевиков в том, что мирные переговоры сорваны, и предложат ультиматум. Именно поэтому В.И. Ленин в декрете подчеркивал, что Советская власть готова рассмотреть совершенно иные мировые условия, настаивая на том, чтобы мирные переговоры начались незамедлительно и не были тайными. Так империалисты лишались возможности уйти от переговоров под предлогом «непримиримости» Советского руководства.
Советская Россия обратилась не только к руководствам, но и к народам, что воевали, в частности «к рабочему классу передовых наций и самых крупных стран, которые участвовали в войне: Франции, Германии и Англии» .
Республика Советов горячо призывала трудящихся активно вмешиваться в вопросы, которые касаются войны мира и, обладая «всесторонней, решительной и энергичной активностью» способствовать прекращению империалистической борьбы. Впервые в истории народ был не объектом, а субъектом внешней политики, а народы призывали напрямую участвовать в судьбе страны, во внешней политике.
Декрет о мире высоко поднял знамя пролетарского интернационализма, международной солидарности рабочих. Это новое слово в истории отношений между народами. Руководство Советского Союза разработало такие принципы и дипломатические приемы, которые соответствовали интересам всех государств. Только марксисты-ленинцы смогли увидеть, какова роль народа в истории. Нужно «помочь народам вмешаться в вопросы, касающиеся войны и мира» , — указывал В. И. Ленин.
Также были изданы ряд других документов, где были раскрыты и конкретизированы основы новой, советской дипломатии.
15(2) ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декларацию прав российского народа», где провозглашен полный разрыв с политикой национального неравноправия, розни и травли, которые происходили во времена царского правления и Временного правительства. «Эта недостойная политика лжи и недоверия, придирок и провокаций должна наконец-то прекратиться. Наступило время открытой и честной политики, которая приведет к взаимному доверию народов России» .
В Декларации было сказано о том, что отныне все российские народы равны и суверенны, отменены все национальные привилегии и ограничения, каждый российские народ имеет право свободно определяться, вплоть до того, что можно образовывать самостоятельное государство.
3 декабря (20 ноября) 1917 г. Совет Народных Комиссаров опубликовал обращение. Оно касалось рабочих мусульман России и Востока. Там убедительно были раскрыты все принципы внешней политики Советского Союза, которые касались народов колониальных и зависимых. «Огромный клич освобождения, который был дан Революцией в России, подхвачен всем рабочим классом Запада и Востока… Разрушается царство грабежа и насилия капиталистов. Под ногами горит земля хищников империализма».
Трудящиеся мусульмане призывались устраивать свою национальную жизнь более свободно: «Вы это заслуживаете. Вы должны знать, что ваши права защищены мощью революции и ее органов – Советов Рабочего Класса, Солдатских и Крестьянских Депутатов» .
Руководство Советской России торжественно сделало заявление о том, что все тайные договоры и грабительские сделки, которые были заключены царизмом и касались раздела Ирана и Турции, захвата Константинополя, будут аннулированы , все отношения с восточными народами правительство будет строить на равноправных, дружеских условиях, на взаимопомощи. И как доказательство слов, правительство СССР вывело свои войска из Ирана и Турции.
11 января 1918 г. (29 декабря 1917 г.) Совнаркомом был принят декрет «О Турецкой Армении». В нем было высветлено то, что руководство СССР полностью поддерживает право армянского народа на свободное самоопределение. Советские народ предложил дружить и сотрудничать Турции. Народный комиссар по иностранным делам Г. В. Чичерин в свое время писал председателю Великого национального собрания Турции Мустафе Кемаль-паше: «Советское Правительство с интересом следит за тем, как турецкий народ сражается на собственную независимость и суверенитет. В этот сложный для Турции период времени она советское государство будет радо помочь в заложении прочного фундамента дружбы, которые приведет к объединению турецкого и русского народов» .
Первое письмо В.И. Ленину было отправлено Мустафой Кемалем, где он просит помочь новой Турции в ее борьбе. Советская Россия дала положительный ответ, который был изложен в цитированном выше послании Г. В. Чичерина. Помощь Советской России была грандиозной. Она помогла турецкому народу решительно противостоять давлению иностранных империалистов.
Были отменены все акты правительства царя, которые ущемляли суверенитет Китая.
Советское правительство не раз подтверждало то, что оно отказывается от всех тех прав и привилегий, которые были получены во время царского правления в Китае, от всех форм дискриминации китайского государства.
Советское руководство предоставило финскому народу полную государственную самостоятельность. 31 декабря 1917 г. было опубликовано специальное решение Совнаркома РСФСР, согласно которому Финляндия становилась независимым государством. 4 января 1918 г. ВЦИК утвердил постановление Совета Народных Комиссаров.
Также уважительно и дружественно отнеслась Советская страна к Польше. На мирной Брестской конференции советская делегация заявила о том, что польский народ имеет право на самоопределение, и потребовала от Германии и Австрии выводи войск из Польши . Далее Советское правительство опубликовало декрет, где было подтверждение того, что все договоры и акты времен царя, которые касались раздела Польши, отменены. Народ Советской России желал установить с Польской республикой хорошие отношения и мирно решить все спорные вопросы.
Вся деятельность ленинского правительства, которая касалась международных дел, решительно отразилась на империалистической политике разъединения национальностей, разожгла вражду между рабочим классом разных стран .
Уже самые первые действия Советской власти свидетельствовали о том, каковы принципы ее внешней политики. Сила и действенность внешней политики СССР зависит от того, что основой всей практической деятельности советской дипломатии является марксизм-ленинизм, другими словами, единственная верная и точная наука о законах общественного развития. Это определяет то, что наша политика является научной, которая учитывает интересы и потребности народа, правильно их отражает, защищает эти интересы во внешней политике.
В процессе глубокого и всестороннего изучения объективного хода истории можно определить реальные пружины дипломатии иностранных держав, создать глубокие классовые корни поведения руководителей внешней политики остальных государств.
Впервые в истории человечества внешняя политика стала вестись открыто, не втайне от народа. По мнению В.И. Ленина, нигде нет такой внешней политики, которая делается совершенно открыто. Везде людей обманывают. Даже в таких демократических странах, как Франция, Швейцария, Америка и Англия, это происходит, только более утонченнее, нежели в других странах. Советская власть разрушило покров тайны с внешней политики .
Внешняя политика КПСС, разработанная Лениным, и политика Советского государства связана с политикой внутри страны и является частью партийной стратегии и тактики. Международная политика Советской страны защищает интересы народа Советского Союза на мировой арене, обеспечивает самые благоприятные условия, что необходимы для строительства социализма и коммунизма. В этом и заключается основная цель, от которой зависит все ее особенности и стороны.
Что касается отношений со странами буржуазии, Советское правительство строит свою политику, полагаясь на закон о неравномерности экономического и политического развития капитализма в период империализма, который был открыт Вождем. Именно он обуславливает невозможность одновременной победы социализма во всех государствах. Вначале социализм побеждает в одной из стран или в группе стран, а затем внедряется в государства, которые имеют разные социально-политические устройства. Возникает вопрос: каким характером обладает данное сосуществование? В Декрете о мире В.И. Лениным было указано, 50-летняя практическая деятельность дипломатии Советского Союза доказала, что государства двух разных систем должны сотрудничать и сосуществовать друг с другом.
Борьба за мир во всем мире, за мирное сосуществование стран, имеющих различный социальный строй является главным принципом внешней политики СССР.
Здесь присутствует основа данного сосуществования, который заключается в том, чтобы руководство государств не вмешивались во внутренние дела друг друга, не нападали друг на друга, уважали суверенитет друг друга, национальную и территориальную целостность всех стран. Его экономической основой является деловое сотрудничество государств, что представляет собой объективную закономерность общественного развития.
От мирного сосуществования стран зависит решение всех споров, что возникают между государствами. При этом используются только переговоры. На II съезде Советов Вождь заявил о том, что необходимо отменить тайные договоры, и добавил: «Мы не приветствуем грабежа и насилия, но все пункты, где высветлены условия добрососедские и соглашения экономические, мы принимаем» .
Даже в то время, когда империалисты пытались внушить свое мнение, Советская власть боролась за мирное сосуществование, за торговлю. В.И. Ленина отвечал на вопросы американского журналиста: «Мы решительно боремся за экономическую договоренность с Америкой» . Другому американскому журналисту, который интересовался советскими планами в Азии, Вождь ответил: «Те же планы, что и в Европе: мирное сосуществование с народами…» .
Необходимо сказать о том, что глава Советского правительства все свои высказывания поддерживал конкретными предложениями. В 1917 г. руководство СССР вела переговоры, которые касались установления торговых отношений с такими странами, как: Япония, Англия, Дания, Швеция. Весной 1918 года Ленин направил Р. Робинса с визитом в США, который в то время руководил американским Красным Крестом в России, которому предоставил список товаров, которые необходимо продать, и список концессий, которые могут быть предоставлены капиталистам Америки . Все деятели советской дипломатии руководствовались общим принципом внешней политики Советского Союза. На заседании ВЦИКа Г. В. Чичерин предоставил информацию, которая информировала о лозунге страны, который не меняется со временем, о мирном сосуществовании с другими государствами, несмотря на то, какие они есть .
Принцип мирного сосуществования был включен в официальное заявление, которое было утверждено Советом Народных Комиссаров под руководством В. И. Ленина и оглашенное Г. В. Чичериным на международной конференции, которая происходила в Генуе. Там же впервые была представлена Советская страна: «С учетом принципа коммунизма, делегация из России признает, что в эпоху, когда еще существуют старый и новый социальный строй, необходимо наладить экономическое сотрудничество между странами, которые представляют данные системы. Это нужно для того, чтобы восстановить экономику .
Советская внешняя политика следует постоянному принципу, который состоит в признании суверенитета всех стран, независимо от их территориальной площади, численности населения, уровня развития экономики и культуры. Советская внешняя политика признает суверенны права всех народов. Осуществление данного принципа происходило советской дипломатией последовательно и имело огромное значение для международных связей. Советский Союз был против национального гнета, поэтому он поддерживал и поддерживает восточные страны, все колониальные и зависимые народы в их борьбе за свободное существование.
Советские Союз следовал курса, который бы предложен В.И. Лениным. Он касается того, чтобы государства, независимо от их социального строя, сосуществовали мирно. Поэтому он использует весь свой авторитет, всю собственную силу для того, чтобы решительно противостоять тем, кто хочет подорвать мирное сосуществование народов; СССР борется против агрессивных сил, войны и угнетения.
Вся внешняя политика Советского Союза «пропитана» духом пролетарского интернационализма.
До второй мировой войны этот принцип означал взаимную поддержку советского народа и зарубежных трудящихся. «В союзе с революционерами передовых стран и со всеми угнетенными народами, — писал В. И. Ленин, — против всяких и всех империалистов — такова внешняя политика пролетариата» .
В обстановке, которая сложилась, принцип пролетарского интернационализма распространяется на отношения между государствами. Он является основой политических и экономических отношений между народами нового типа. КПСС уверено в том, что если антиимпериалистические силы, силы свободы и прогресса будут едины, то возможно будет сорвать все агрессивные замыслы реакции и обеспечить всеобщий мир.
Советский Союз, а сейчас и другие социалистические страны являются мощным оплотом мира, демократии и социализма . История советской дипломатии считается историей, которая касается упорной борьбы против империализма и колониализма, борьбы за то, чтобы социалистические дела торжествовали, за то, чтобы народы были свободными, мир прочным, а государства, имеющие разный социальный строй, существовали мирно.
Политика, которую ведет Советская власть, соответствует интересам всех трудящихся и народов. Поэтому она и считается самой популярной и действенной, получила одобрение и поддержку всего прогрессивного человечества.
«… Наша политика мира одобрена многими людьми» . Так писал Ленин. Бороться за мирную жизнь – это дело десятков и сотен миллионов простых людей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы