Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Стандарты антикоррупционного поведения муниципальных служащих: проблемы разработки и внедрения в муниципальную практику (на примере Администрации городского округа Черноголовка)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы антикоррупционного поведения муниципальных служащих 6
1.1. Понятие антикоррупционной политики и признаки коррупции 6
1.2. Организационно — правовые механизмы снижения коррупционных рисков в деятельности муниципальных служащих 11
1.3. Конфликт интересов на муниципальной службе 20
ГЛАВА 2. Оценка стандартов антикоррупционного поведения муниципальных служащих в администрации городского округа Черноголовка 27
2.1. Краткая характеристика администрации городского округа Черноголовка 27
2.2. Виды антикоррупционных технологий в деятельности муниципальных служащих администрации городского округа Черноголовка 32
2.3. Анализ эффективности антикоррупционных технологий в деятельности муниципальных служащих администрации городского округа Черноголовка 41
ГЛАВА 3. Проблемы развития и внедрения стандартов антикоррупционного поведения для муниципальных служащих администрации городского округа Черноголовка 52
3.1. Проблемы разработки и внедрение в муниципальную практику стандартов антикоррупционного поведения 52
3.2. Направления развития и внедрения стандартов антикоррупционного поведения муниципальных служащих 58
Заключение 67
Глоссарий 71
Список использованных источников 76
Приложения 81
Введение:
Актуальность темы исследования. Проблема коррупции — одна из самых актуальных тем, которая всегда волновала различные государства. Коррупция в условиях современного общества не только для России, но для зарубежных стран. Коррупция в самых разнообразных видах и формах представляет собой сложное явление: развивается с течением времени; носит конкретно-исторический характер; в большой степени зависимо от различных социальных условий; особенностей развития сознания нации; исторически сложившихся культурных традиций страны.
Согласно статистическим данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации за получение взятки по ст. 290 УК РФ в 2015 году осуждено 1 702 чел., в 2016 – 1 354 чел., в 2017 – 2 072 чел. Средний размер взятки в 2017 году по выявленным правоохранительными органами преступлениям составил 2,1 млн руб. (без учета мелкого взяточничества), органами внутренних дел – 280,1 тыс. руб. За январь – октябрь 2018 г. увеличилось на 1,9 % (27 143) количество преступлений коррупционной направленности.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась нормативная правовая база по противодействию коррупции на федеральном, региональном и муниципальном уровнях как единая и целостная правовая система, формирующая антикоррупционную политику государства и на долгосрочную, и на краткосрочную перспективы. На основе нормативного правового элемента антикоррупционной политики установлены ее структурно-организационные компоненты в виде должностных лиц, органов, организаций и взаимосвязей между ними.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации коррупция отнесена к числу основных угроз национальной безопасности. Масштабы распространения и пагубные последствия указывают на высокую общественную опасность этого негативного социального явления и необходимость поиска эффективной модели противодействия ему уголовно-правовыми средствами.
Общественная опасность и распространенность преступлений коррупционной направленности обусловливают появление дополнительных требований к знаниям, умениям и навыкам специалистов, получающих высшее юридическое образование.
Гипотеза исследования: Одним из эффективных механизмов регулирования отношений в сфере муниципальной службы является формирование кадровой и антикоррупционной политики в органах местного самоуправления всех уровней. Практика свидетельствует, что противодействие коррупции не может сводиться только к привлечению к ответственности лиц, виновных в коррупционных нарушениях, необходима система правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на предупреждение коррупции, устранение причин ее порождающих. Предполагается, что обеспечение комплексного механизма противодействия коррупции возможно благодаря разработке и внедрению в муниципальную практику стандартов антикоррупционного поведения муниципальных служащих, содержащих подробные правила антикоррупционного поведения.
Целью данной работы является разработка стандартов антикоррупционного поведения муниципальных служащих в Администрации городского округа Черноголовка.
Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:
— раскрыть понятие антикоррупционной политики и признаки коррупции;
— рассмотреть организационно — правовые механизмы снижения коррупционных рисков в деятельности муниципальных служащих;
— охарактеризовать конфликт интересов на муниципальной службе;
— дать краткую характеристику администрации городского округа Черноголовка;
— исследовать виды антикоррупционных технологий в деятельности муниципальных служащих администрации городского округа Черноголовка;
— осуществить анализ эффективности антикоррупционных технологий в деятельности муниципальных служащих администрации городского округа Черноголовка;
— выявить проблемы разработки и внедрение в муниципальную практику стандартов антикоррупционного поведения;
— определить направления развития и внедрения стандартов антикоррупционного поведения муниципальных служащих.
Объектом исследования является администрация городского округа Черноголовка. Предмет исследования – система противодействия коррупции в администрации городского округа Черноголовка.
Методы исследования: структурно-функциональный и системный подход к анализу общественно-политических явлений, факторный, статистический анализ, формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие методы.
Теоретическая основа работы. В настоящее время имеется значительное число работ по антикоррупционной проблематике, включая труды таких авторов как Барциц И.Н., Бошно С.В., Куракин А.В., Мамитова Н.В., Ноздрачев А.Ф., Охотский Е.В., Тихомиров В.А., Хабриева Т.Я. и др.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов при совершенствовании системы противодействия коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников
Заключение:
Итак, стандарт антикоррупционного поведения муниципального служащего представляет собой совокупность законодательно установленных правил выраженных в виде запретов, ограничений, требований, следование которым предполагает формирование устойчивого антикоррупционного поведения и предполагающих активность его действий, направленных на предотвращение коррупционных проявлений и (или) строгое соблюдение установленных предписаний в виде отказа от совершения каких-либо действий.
Сегодня институт конфликта интересов на муниципальной службе не развит в достаточной степени, в правовых актах не урегулирован целый ряд вопросов урегулирования конфликта интересов.
Во-первых, отсутствуют программы, тренинги, семинары, организационно-деловые игры, обучающие муниципальных служащих правильному поведению в условиях возникновения и урегулирования конфликта интересов.
Во-вторых, нормативно не закреплена процедура отказа муниципального служащего от прохождения комиссии по урегулированию конфликта интересов.
В-третьих, не разработана процедура отвода (самоотвода) муниципального служащего в ситуации конфликта интересов. Данная процедура ранее в законодательстве о муниципальной службе не применялась. Понятие отвода (самоотвода) использовалось только в процессуальном законодательстве в отношении судей, прокуроров, экспертов, специалистов и т.п.
В-четвертых, настоящее время основной акцент сделан на выявление преступлений при документировании сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Проблема низкой эффективности деятельности комиссий по урегулированию конфликта интересов заключается в том, что большое количество времени и ресурсов, направлены на «мелкие» дела, в то время, когда более «крупные» увеличиваются с каждым годом или повторяются из года в год.
В-пятых, трудно организуется внутренний и внешний контроль за процессом урегулирования конфликта интересов и его оценка. Отсутствуют методика, универсальные критерии и показатели оценки эффективности урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе.
В-шестых, не сформированы механизмы предотвращения конфликта интересов, не проводится профилактика в целях исключения его повторения.
В этой связи предлагается внесение изменений в действующее законодательство о муниципальной службе и противодействии коррупции, которые бы предусматривали признаки конфликта интересов на муниципальной службе; критерии определения личной заинтересованности муниципального служащего; примерный перечень ситуаций, способных привести к возникновению конфликта интересов; перечень решений, принимаемых комиссией по урегулированию конфликта интересов; единую процедуру проверки сведений о нарушениях требований к служебному поведению, наличии личной заинтересованности, конфликта интересов или дисциплинарном проступке.
Необходимо совершенствовать работу комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе как одного из важных элементов системы противодействия коррупции, повышать их значимость и эффективность работы. Кроме того, необходимо развивать и иные формы и методы противодействия коррупции на муниципальном уровне.
Для предотвращения коррупции на муниципальном уровне можно выделить три основных действенных положения:
• Сохранение в уставах муниципальных образований раздел о муниципальной службе;
• Принятие ряда нормативных актов представительных органов местного самоуправления: о муниципальном контроле, о порядке сообщения о конфликте интересов и о подарках (установив пределы подношений в течение календарного года); установление запрета на «деловые гостеприимства» и иные формы коллективного досуга муниципальных служащих; обеспечение использования полиграфа при установлении конфликта интересов либо возможного конфликта интересов;
• Введение понятия «публичное лицо», включающее как муниципального служащего, так и выборных должностных лиц (представительного и исполнительного) органов муниципалитетов.
В целях повышения дальнейшей эффективности деятельности муниципальных служащих Администрации городского округа Черноголовка посредством их профессионализации нами предлагается специальная технологические система, включающая в себя ряд мероприятий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы антикоррупционного поведения муниципальных служащих
1.1. Понятие антикоррупционной политики и признаки коррупции
Коррупция по своей древности не уступает человеческой цивилизации. Как отмечает М.С. Качелин, она является одной из самых старых форм общественно опасного человеческого деяния, а её появление неразрывно связано с образованием государства и возникновением группы лиц, профессионально выполняющих властные функции . Наличие феномена коррупции и её большая опасность (причём не только для отдельных стран, но и всего мирового сообщества в целом) в настоящее время признаны всеми организациями (и внутри всех государств, и на международном уровне).
Термин «коррупция» (лат. corruption – подкуп) раскрывается в качестве преступной деятельности, которая заключается в использовании полномочий должностных лиц для личного обогащения.
Сorrumpire в римском праве было определено как разрушение, подкуп и представляло собой незаконные действия чиновников. Данный термин означал сговоры нескольких участников, с целью ненадлежащего влияния на судебное разбирательство и нарушение обычного управления государственными делами.
Термин «коррупция» обозначает использование должностным лицом своей официального статуса, что сопровождается нарушением законодательства.
С.И. Ожеговым данный термин определяется как «взяточничество», «взяточничество чиновников и политических деятелей» . В.В. Лунеев считает коррупцию «социально-правовым или криминологическим явлением, охватывающим совокупность социально опасных деяний, как преступных, так и (по разным причинам) не преступных в нашей стране, а признанных преступными в мировой практике» .
В соответствии с мнением П.А. Чебоксарова, коррупция определяется в качестве совокупности негативных явлений, происходящих в обществе и государстве. Это в первую очередь проявляется в пренебрежении нравственностью и действиями государственных служащих в личных интересах, направленными против государственной власти, интересов государственной службы.
Г. Мюрдаль пишет: «…из-за плохих законов мы стали плохими людьми» . В этой связи некоторые эксперты считают, что действующие здесь законы не имеют ничего общего с коррупцией, что отражает вечное несовершенство человеческой природы. Другие называют основной причиной коррупции бюрократию жизни, увеличение числа чиновников, усиление роли государства и т.д.
Позиция международного сообщества при определении коррупции состоит в том, что это не конкретное преступление, а собирательное понятие, охватывающее правонарушения самого различного вида. В первую очередь – это ряд должностных преступлений, таких, как взяточничество, злоупотребление служебным положением, превышение должностных полномочий, незаконный протекционизм, служебный подлог и многое другое. Соответственно, в самом общем виде коррупция выражает отношения, складывающиеся между отдельными членами общества и должностными лицами государства по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы).
Приведённые примеры свидетельствуют о том, что и в теории, и в нормативных актах на сегодняшний день отсутствует единое и общепризнанное определение коррупции. Это весьма существенно затрудняет установление её сущности, а значит и создание эффективной системы противодействия ей. Причина в том, что коррупция – комплексный межотраслевой институт, который исследуется и понимается представителями самых различных наук (юристы, управленцы, социологи, политологи, экономисты и т.д.) по-разному.