Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Средства развития социального интеллекта старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Феномен социального интеллекта в психологических исследованиях 7
1.2. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 19
1.3. Психолого-педагогические особенности развития детей в старшем дошкольном возрасте 30
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 42
2.1. Диагностика уровня развития социального интеллекта у старших дошкольников 42
2.2. Реализация педагогических условий развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста 47
2.3. Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ.…………………………………………………………………71

  

Введение:

 

Ведущей причиной неэффективного сотрудничества между взрослыми людьми выступает отсутствие у них умения выстраивать отношения с окружающими. Отсутствие данного умения приводит к межличностным конфликтам различного рода, снижает результативность личных и профессиональных контактов, может стать причиной агрессии и пр. Вместе с тем данный навык должен быть сформирован еще в детстве. Для получения опыта социального взаимодействия и навыков выстраивания эффективных взаимоотношений с окружающим миром ребенок нуждается в воспитании ориентации на других людей. Однако педагогический процесс в образовательных учреждениях в большей мере ориентирован на стимулирование когнитивных процессов, а потому нередко не уделяет должного внимания социальному компоненту развития, что не верно. Именно опора на понимание других обеспечивает ребенка знаниями о реальном содержании окружающего мира.
В процессе своего развития социальная сфера опережает когнитивную сферу, а потому, при умелом руководстве, старший дошкольник может освоить навыки общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, научиться распознавать чужие эмоции и верно проявлять свои собственные, относиться к окружающим внимательно и с эмпатией, т.е. демонстрировать развитый социальный интеллект.
Термин «социальный интеллект» был впервые введен в научный оборот Э. Торндайком в начале XX века. Дальнейшая разработка социального интеллекта как психологического феномена была реализована Г. Айзенком, Г. Гарднером, Дж. Гилфордом, Г. Олпортом, Р. Стернбергом и пр. В отечественной психологической науке темой социального интеллекта занимались H.A. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов М.В. Молоканов, В.Н. Куницына и др.
Тем не менее, остаются не до конца раскрытыми вопросы изучения средств развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выделить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее при соблюдении следующих педагогических условий:
— организация развивающих занятий с использованием методов арт-педагогики;
— наполнение развивающей предметно-пространственной среды материалами, направленными на развитие социального интеллекта.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть феномен социального интеллекта в психолого-педагогических исследованиях.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня развития социального интеллекта старших дошкольников.
3. Проверить эффективность педагогических условий развития социального интеллекта старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении научно-методической тематической литературы, обосновании использования средств арт-педагогики в целях стимулирования развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— психологами и воспитателями, работающими со старшими дошкольниками, с целью повышения эффективности профессиональной деятельности в отношении развития социального интеллекта воспитанников;
— студентами, обучающимися по психолого-педагогическому направлению, с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для получения опыта социального взаимодействия и навыков выстраивания эффективных взаимоотношений с окружающим миром ребенок нуждается в воспитании ориентации на других людей. Однако педагогический процесс в образовательных учреждениях в большей мере ориентирован на стимулирование когнитивных процессов, а потому нередко не уделяет должного внимания социальному компоненту развития, что не верно. Именно опора на понимание других обеспечивает ребенка знаниями о реальном содержании окружающего мира.
Понятие «социального интеллекта» в отечественной и зарубежной психологии появилось относительно недавно (в начале ХХ века) и до сих пор не существует его универсального определения и единства в терминологии.
Термин «социальный интеллект» был впервые введен в научный оборот Э. Торндайком в начале XX века. Дальнейшая разработка социального интеллекта как психологического феномена была реализована Г. Айзенком, Г. Гарднером, Дж. Гилфордом, Г. Олпортом, Р. Стернбергом и пр. В отечественной психологической науке темой социального интеллекта занимались H.A. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов М.В. Молоканов, В.Н. Куницына и др.
Мы в своей работе опирались на понятие социальный интеллект, данное Н.В. Микляевой, в рамках которого под социальным интеллектом понимается способность человека понимать правильно поведение других людей и свое поведение в обществе.
Для изучения уровня развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста были использованы следующие методики: Методика. Изучение социальных эмоций Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Методика. «Что–почему–как» (Нгуен Минь Ань).
По данным методикам можно сделать вывод, что уровень развития социального интеллекта у ребят из экспериментальной и контрольной группы находится на схожем уровне, им более свойственно безразличное отношение к сверстникам. Как правило, дети не оказывают помощь сверстникам по собственной инициативе. Уровнем развития готовности ребенка учитывать эмоциональное состояние другого человека находится на низком уровне, а точнее дети действуют более эгоистично, поступают так, как им хочется.
Программа, реализованная в рамках формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, была представлена двумя основными направлениями.
I направление: организация развивающих занятий с использованием методов арт-педагогики.
В рамках этого направления работы решались следующие задачи:
1. организация работы по развитию понимания эмоций;
2. развитие способностей управления эмоциями.
II направление: наполнение развивающей предметно-пространственной среды материалами, направленными на развитие социального интеллекта.
Задачи по созданию развивающей предметно-пространственной среды:
1. структурировать пространство и организовывать освоение среды детьми;
2. совместно с детьми планировать и оформлять пространство;
3. стимулировать коммуникацию в процессе освоения детьми специально подготовленной среды.
Правильно организованная работа по реализации педагогических условий позволила достигнуть следующих результатов. По итогам проведения контрольного этапа было определено, что использование методов арт-педагогики обеспечило позитивное влияние на уровень изучаемых параметров в экспериментальной группе детей при отсутствии изменений в контрольной группе. Данный результат позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что формированию социального интеллекта младших школьников будет способствовать реализация таких средств арт-педагогики как: сказкотерапии, изотерапии, музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии, драматизации, цветотерапии.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
Большое значение в организации предметно-пространственной среды занимает воспитатель. Выступая в роли посредника между ребенком и окружающей его предметной средой, воспитатель становиться не пассивным наблюдателем, а активным участником, партнером детей. Педагог, взаимодействуя с детьми, организовывая деятельность, всегда сотрудничает с предметно – пространственной средой. И очень важно помнить, что в процессе этого взаимодействия, у ребенка должны формироваться социальные эмоции.
Таким образом, можно утверждать, что развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным при создании выделенных педагогических условий.

 

Фрагмент текста работы:

 

<p>Ведущей причиной неэффективного сотрудничества между взрослыми людьми выступает отсутствие у них умения выстраивать отношения с окружающими. Отсутствие данного умения приводит к межличностным конфликтам различного рода, снижает результативность личных и профессиональных контактов, может стать причиной агрессии и пр. Вместе с тем данный навык должен быть сформирован еще в детстве. Для получения опыта социального взаимодействия и навыков выстраивания эффективных взаимоотношений с окружающим миром ребенок нуждается в воспитании ориентации на других людей. Однако педагогический процесс в образовательных учреждениях в большей мере ориентирован на стимулирование когнитивных процессов, а потому нередко не уделяет должного внимания социальному компоненту развития, что не верно. Именно опора на понимание других обеспечивает ребенка знаниями о реальном содержании окружающего мира. <br />В процессе своего развития социальная сфера опережает когнитивную сферу, а потому, при умелом руководстве, старший дошкольник может освоить навыки общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, научиться распознавать чужие эмоции и верно проявлять свои собственные, относиться к окружающим внимательно и с эмпатией, т.е. демонстрировать развитый социальный интеллект.<br />Термин &laquo;социальный интеллект&raquo; был впервые введен в научный оборот Э. Торндайком в начале XX века. Дальнейшая разработка социального интеллекта как психологического феномена была реализована Г. Айзенком, Г. Гарднером, Дж. Гилфордом, Г. Олпортом, Р. Стернбергом и пр. В отечественной психологической науке темой социального интеллекта занимались H.A. Аминов, М.И. Бобнева, Ю.Н. Емельянов М.В. Молоканов, В.Н. Куницына и др.<br />Тем не менее, остаются не до конца раскрытыми вопросы изучения средств развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.<br />Объект исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.<br />Предмет исследования: педагогические условия развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.<br />Цель исследования: выделить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.<br />Гипотеза исследования развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее при соблюдении следующих педагогических условий:<br />- организация развивающих занятий с использованием методов арт-педагогики;<br />- наполнение развивающей предметно-пространственной среды материалами, направленными на развитие социального интеллекта.<br />Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:<br />1. Рассмотреть феномен социального интеллекта в психолого-педагогических исследованиях.<br />2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня развития социального интеллекта старших дошкольников.<br />3. Проверить эффективность педагогических условий развития социального интеллекта старшего дошкольного возраста.<br />4. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.<br />Методы исследования: <br />- анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;<br />- тестирование;<br />- эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;<br />- качественный и количественный анализ эмпирических данных.<br />Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении научно-методической тематической литературы, обосновании использования средств арт-педагогики в целях стимулирования развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.<br />Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:<br />- психологами и воспитателями, работающими со старшими дошкольниками, с целью повышения эффективности профессиональной деятельности в отношении развития социального интеллекта воспитанников;<br />- студентами, обучающимися по психолого-педагогическому направлению, с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям.<br />Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений.</p>

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы