Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Педагогика/психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Средства наглядности как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики».

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики по средствам наглядности 8
1.1. Специфика формирования познавательные универсальные учебные действия у младших школьников на уроке математики 8
1.2. Средства наглядности и их функции в обучении
младших школьников 17
1.3. Особенности использования средств наглядности на уроках математики в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников 25
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию логических познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики посредствам наглядности 33
2.1. Выявление актуального уровня сформированности логических познавательных универсальных учебных действий
у младших школьников 33
2.2. Проектирование и организация опытно-экспериментальной работы по формированию логических познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики посредствам наглядности 41
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию логических познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы 64
Выводы по 2 главе 69
Заключение 71
Список литературы 73

  

Введение:

 

В связи с переменами, происходящими в современном обществе, необходимо ускоренное совершенствование образовательного пространства, которое требует определить цели образования с учетом государственных, социальных и личностных потребностей и интересов. Поэтому в качестве приоритетного направления указывается необходимость обеспечить развивающий потенциал новым образовательным стандартам. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.
Развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества, а также способности организовывать свою деятельность, которые составляют в начальной школе «умение учиться», можно сегодня, формируя у младших школьников универсальные учебные действия. Освоив универсальные учебные действия, учащиеся могут самостоятельно успешно усваивать новые знания и умения, так как у них формируется умение учиться. Это объясняется тем, что универсальные учебные действия являются обобщенными действиями, порождающими мотивацию к учению, и позволяющим учащимся освоить различные предметной области познания.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта младшего школьника играет формирование познавательных универсальных учебных действий. Развитие познавательных учебных действий является основой для совершенствования всех остальных видов универсальных учебных действий.
В последнее время особое внимание педагогов и психологов уделяется вопросам развития универсальных учебных действий. В исследованиях А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой Формирование универсальных учебных действий рассматривается в качестве основной образовательной задачи. О.А. Карабановой, А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской определены основные критерии проверки эффективности формирования универсальных учебных действий, в работах М.Р. Битяновой, Е.В. Бунеевой, А.А. Вахрушева, А. Г. Асмолова, Т.В. Бегловой, Л.Г. Петерсон разработаны метапредметные тесты для диагностики универсальных учебных действий, А.Г. Асмоловым, О.А. Карабановой перечислены и обоснованы психологические требования к развитию универсальных учебных действий на всех этапах обучения.
Однако проблема формирования познавательных учебных действий на уроках математики не нашла своего отражения в исследованиях последних лет, хотя математика является одним из основных предметов в начальной школе и обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. В ходе математического развития у младших школьников формируются психические функции и процессы, совершенствуется наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Математика обладает исключительным воспитательным потенциалом: воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к продолжительной умственной деятельности.
Следует отметить, что огромный обучающий и развивающий потенциал уроков математики в начальной школе сегодня используется учителями начальных классов для формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников незначительно. Исходя из этого, появляются новые способы и методы в обучении. Такие методы, которые способствовали активному развитию мыслей у учащихся, развивали самостоятельность в поиске знаний на уроках. Именно благодаря внедрению в образовательный процесс средств наглядности можно осуществить диалог с обучающимися, активизировать и повышать их мыслительную и познавательную деятельность. Многие педагоги посвящали исследования вопросам применения средств наглядности в образовательном процессе. Они неоднократно отмечали, что именно применение таких средств на уроках помогает интенсифицировать (сделать более интенсивным), сформировать заинтересованность учеников, повышать их умственную деятельность. Итак, необходимо правильно выбрать и грамотно применить наглядные средства в ходе изучения материала.
Таким образом, следует выделить наличие противоречия между необходимостью преобразования процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников и недостатком научно-обоснованных методических рекомендаций по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики посредствам наглядности.
Проблема исследования заключается в выявлении форм и методов работы на уроках математики, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте посредствам наглядности.
Это обусловило выбор темы исследования «Средства наглядности как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики».
Объектом исследования является процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предметом исследования являются средства наглядности, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность разработанного комплекса заданий по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики посредствам наглядноссти.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики будет проходить эффективнее, если опираться на такие методы обучения как наглядность.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики посредствам наглядности.
2. Выявить уровень сформированности логических познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
3. Разработать задания по формированию логических познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики посредствам наглядности.
4. Доказать эффективность формирования логических познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики посредствам наглядности.
Методологическую основу исследования составляют идеи:
— психологические теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, В.В Давыдов и др.) и поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);
— теории развития логического мышления (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, З.А. Зак, Жан Пиаже и др.).
— педагогические теории: личностно-ориентированного обучения (Ш.А. Амонашвили, В.С. Сухомлинский, И.С. Якиманская и др.);
— развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.);
— системно-деятельностного подхода к организации учебного процесса (А.А. Леонтьев, И.Я. Лернер, Л.С. Выготский и др.)
Методы исследования:
— теоретические (анализ психолого-педагогической, социологической, учебно-методической литературы);
— эмпирические методы (наблюдение, беседа, опрос, эксперимент).
Практическая значимость заключается в том, что разработанные и апробированные педагогические условия по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики могут быть использованы в практической работе педагогов начальной школы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Актуальность исследования заключается в том, что переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) требует внесения больших перемен во всю систему начального образования. Такой её компонент как формирование универсальных логических действий у младших школьников также требует своего совершенствования. В связи с введением в современное образование Федерального государственного образовательного стандарта кардинально меняются требования к качеству и результатам обучения. Целью образования становится познавательное, личностное и общекультурное развитие, которое обеспечивает такую основную компетенцию как умение учиться. Основной задачей современного образования является формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
После проведённого анализа психолого-педагогической литературы мы выделили показатели формирования познавательных УУД. Одной из сложных противоречивых проблем современной педагогической науки является проблема эффективного формирования познавательных УУД. Данная проблема отражает потребность социума, которая выражена в образовательном заказе, ученики должны быть способны к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности.
Именно в младшем школьном возрасте эффективно формируются все УУД, особенно включая познавательные, так как у ребёнка развиваются все познавательные и психические процессы, педагог должен также помнить об возрастных особенностях младших школьников. В ходе теоретического и экспериментального исследования в бакалаврской работе были решены все поставленные задачи.
В основу исследования положена классификация универсальных учебных действий А. Г. Асмолова, предложенная разработчиками ФГОС НОО второго поколения.
Одним из эффективных способов формирования познавательных УУД является включение в работу специальной системы заданий посредствам наглядности, повышающих познавательный интерес младших школьников на уроках математики, обладающее значительным воспитательным потенциалом, создающее зону ближайшего развития для всех учащихся.
Для формирования логических действий на уроках математики разработан комплекс заданий посредствам наглядности. Проводимые задания вызывали интерес у детей — они более активно работали на уроках, с готовностью выполняли задания учителя, стремились прийти к правильному результату, решить задачу. В процессе деятельности у детей вырабатывалась привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивалось внимание детей, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечали, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают логическое мышление.
Сравнительный анализ результатов эксперимента свидетельствует о положительной динамике формирования логических действий в классе. Количество учащихся с высоким уровнем сформированности логических действий по разным методикам повысился от 20 % до 36 %, средний уровень или не изменился, или повысился на 4 %, низкий уровень уменьшился на 36% — 16 %.
Выдвинутая гипотеза в ходе экспериментальной работы полно и обоснованно доказана. Материалы настоящего научного исследования апробированы и используются на практике.
Полученные результаты исследования и выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики по средствам наглядности

1.1. Специфика формирования познавательные универсальные учебные действия у младших школьников на уроке математики
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования вводят термин «универсальные учебные действия» и характеризуют его в широком значении как умение учиться, т.е. субъект способен саморазвиваться и самосовершенствоваться, используя сознательное и активное присвоение нового социального опыта [51].
Универсальные учебные действия обеспечивают современные развивающие учебно-познавательные процессы и позволяют:
а) добиваться выше отмеченных традиционных результатов;
б) добиваться актуальных новых образовательных результатов:
– овладения способами познания (например, проблемным, проектным, исследовательским);
– развитости самостоятельности и инициативы;
– проявления способностей личности;
в) подготовиться добывать новые научные истины, обогащать науку, решать любые возникающие в жизни проблемы, осуществлять различные проекты;
г) обеспечить способность гибкой адаптации к новым условиям жизни и
труда, сохраняя ориентацию на их позитивное изменение [57, с. 29].
Основные компетенции ученика по овладению умением учиться сводятся к следующим:
– познавать мир как объективную реальность;
– осуществлять сотрудничество с другими людьми, участвующими в познании мира;
– регулировать процессы своего познания, сотрудничества в познании и саморазвития;
– становиться личностью в познаваемом мире, вырабатывать личные убеждения, воспитывать себя [47, с. 41].
Основные компетенции ученика являются критериями выделения видов универсальных учебных действий. Это действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.
Осуществление учебного познания младшего школьника происходит в учебно-познавательной деятельности. Современная педагогическая наука рассматривает учебно-познавательную деятельность виды деятельности субъекта, который осуществляет целеполагание, используя согласование предметных и личностных задач; решает эти задачи, применяя универсальные способы деятельности; ориентируется на систему значимых ценностных отношений «я — мир», чтобы присвоить содержание образования, опираясь на содействие и поддержку педагога [23]. Для учебно-познавательной деятельности характерно обязательное сопровождение овладением учащимися рядом необходимых познавательных универсальных учебных действий, являющихся ее структурной единицей
Таким образом, под познавательными универсальными учебными действиями младшего школьника следует понимать наличие универсальных действий, обеспечивающих возможность организовать учебно-познавательную деятельность, и направленных на осуществление познавательного развитие личности младшего школьника. Познавательное развитие личности состоит в формировании у учащихся такого понятия, как научная картина мира, развитии способностей по управлению своей познавательной и интеллектуальной деятельностью. Учащиеся узнают методологию познания, стратегии и способы познания и учения, развивают репрезентативное, символическое, логическое и творческое мышление, продуктивное воображение, произвольную память, внимание, рефлексию [53, с. 7].
Младший школьный возраст – продуктивный возраст для развития познавательных процессов. Первоклассники включаются в новые для них виды деятельности, включаются в межличностные взаимоотношения, свойственные взрослым, поэтому происходит перестройка познавательных процессов. Общими характеристиками всех познавательных процессов учащихся в младшем школьном возрасте должны стать их производительность, продуктивность и устойчивость.
Познавательная деятельность младших школьников имеет ряд особенностей. У младших школьников недостаточно развито логическое мышление, а наглядно-образное мышление, таким образом, недостаточно упорядочено. В младшем школьном возрасте развивается абстрактное мышление. Позитивная сторона процесса абстракции состоит в выделении существенного, негативная – в отвлечении от несущественного. Негативная сторона процесса абстракции протекает труднее, чем позитивная: отвлечение от несущественного происходит с большим трудом, чем выделение существенного. Формирование познавательных универсальных учебных действий в начальной школе обеспечит заметный прогресс в умственном развитии учащихся. Мышление от допонятийного, наглядно-действенного и образного развивается до словесно-логического (на уровне конкретных понятий) [4, с. 131].
Успешное обучение в начальной школе предполагает сформированность общеучебных, логических, действий постановки и решения проблем, которые являются элементами познавательных универсальных учебных действий [8].
Под общими универсальными учебными универсальными действиями следует понимать наличие универсальных для ряда школьных предметов способов получить и применить знания, которые, отличаясь от предметных умений, носят специфику определённой учебной дисциплины.
Общеучебные универсальные действия состоят из:
— умения учащихся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
— искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, включая компьютерные средства;
— способности к знаково-символическому моделированию, когда объект преобразовывается из естественной формы в модель с выделением существенных характеристик объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая), и преобразованию модели, чтобы выявить общие законы, определяющие конкретные предметную область;
— способности к структурированию знаний;
— умения осознанного и произвольного построения речевого высказывания, носящего устную и письменную форму;
— умения выбрать наиболее эффективные способы решения задач, опираясь на конкретные условия;
— сформированности рефлексии по способам и условиям действий, контроля и оценки;
— наличия смыслового чтения, когда ученик осмысливает цель чтения и выбирает виды чтения, опираясь на цель, извлекает необходимую информацию из текстов различных жанров которые он прослушал;
— способности определить основную и второстепенную информацию, свободно ориентироваться и воспринимать тексты, имеющие художественный, научный, публицистический и официально деловой стиль;
— умения понимать и давать адекватную оценку языку средства массовой информации;
— умения ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности, когда решается проблема, имеющая творческий и поисковый характер [3, с. 41].
Универсальным логическим действиям присуще наличие наиболее общего характера с направленностью устанавливать связи и отношения в любой области знаний. Сформированность логических действий влияет на определение характера логического мышления. Они состоят из: анализа объектов, цель которого — выделить признаки существенные и несущественные; синтеза, когда целое составляется из частей и включает самостоятельное достраивание, восполнение отсутствующих компонентах; выбора оснований и критериев, которые позволяют осуществлять сравнение, сериацию, классификацию объектов; умения построить логическую цепь рассуждений; доказательства; выдвижения гипотез с их обоснованием [1, с. 97].
Действие, позволяющее поставить и решить проблему или задачу, является и целью и средством обучения, так как имеет в своей основе сформированность логических операций анализа, синтеза, сравнения, установления аналогий, классификации и т. д. Поэтому об этом учебном действии можно сказать, что это основной показатель уровня развития учащихся, позволяющий открывать им пути, чтобы овладеть новым знанием.
Постановка и решение проблемы состоят в формулировании проблемы и самостоятельном создании способов, позволяющих решить проблемы, носящие творческий и поисковый характер [5, с.36].
Рассматривая функцию психики по управлению определенными процессами человеческой деятельности как основу, позволяющую построить внешнюю структуру любой деятельности, включающую также и познавательную, соглашаясь с Т.И. Шамовой, будем говорить выделении в составе и внешнем строении познавательных универсальных учебных действий мотивационного, ориентационного, содержательно-операционного, ценностноволевого и оценочного компонентов [14, с. 70]. Функционирование этих компонентов познавательных универсальных действий младшего школьника отличаются установлением взаимосвязей и единства, включая все этапы учебного познания.
Мотивацию следует представить в качестве первого обязательного компонента, которым характеризуется внешняя структура познавательных универсальных учебных действий младшего школьника.
Осуществляя познавательные универсальные учебные действия, младший школьник, в качестве мотива демонстрирует, во-первых, наличие желания осуществить решение трудной познавательной проблемы, а во-вторых, удовольствие от увлекательного процесса решения этой проблемы. Именно процесс по решению познавательной проблемы позволяет младшему школьнику «учится мыслить, творчески усваивать знания и умения гносеологической направленности» [14, с. 71].
Более того, при решении познавательной проблемы младший школьник переживает процесс познания в виде субъективного открытия знания, которое ему ещё неизвестно.
Ориентационный компонент познавательных универсальных учебных действий в своей основе имеет цель. Цель познавательных универсальных учебных действий направлена на то, чтобы не столько освоить обобщенные способы деятельности, сколько разрешить личностно- значимую для самого младшего школьника познавательную проблему [14, с. 72].
Структуру содержательно-операционного компонента познавательных универсальных учебных действий младшего школьника образуют две взаимосвязанные части, включая систему ведущих знаний, состоящую из представлений, фактов, понятий, и способы, позволяющие учиться и познавать в виде инструментов по получению и переработке информации и применение знаний в практической деятельности [14, с. 72]. Более того, решая познавательные задачи, младший школьник ощущает потребность освоить способы и приемы познания, овладеть гностическими техниками и технологиями [14, с. 73].
Следует отметить наличие тесной связи в становлении мотивационной сферы и ценностно-волевого компонента познавательных универсальных учебных действий у младшего школьника. Основой этого компонента является устойчивая иерархия мотивов с доминированием познавательной мотивации и приобретением ей побуждающего и смыслообразующего характера [14, с. 73].
Содержание оценочного компонента познавательных универсальных учебных действий можно раскрыть, если соотнести результат познавательного универсального учебного действия и заранее заданный эталон, чтобы установить уровень и качество динамики младшего школьника в процессе овладения им познавательными универсальными учебными действиями, установления и принятия целей, позволяющих устранить выявленные неудачи и закрепить ситуацию успеха [14, с. 73].
Внутреннюю структурную единицу познавательных универсальных учебных действий образует непосредственно познавательное действие, которое определяется в виде осознанного, целенаправленного, результативно завершенного познавательного акта, всегда связанного с решением
Любое познавательное действие младших школьников сопровождается освоением знаний и умений добывать, перерабатывать и применять информацию, которая необходима, чтобы разрешить познавательную проблему.
Каким образом основную единицу внутренней структуры познавательных универсальных учебных действий образует умение в виде освоенного способа по выполнению действия, в основе которого лежит совокупность приобретенных знаний и навыков [31, с. 359].
ФГОС и примерная образовательная программа общего образования содержит недостаточно четкую формулировку познавательных универсальных учебных действий младшего школьника. Их целенаправленное формирование нуждается в конкретизации состава умений, которые образуют то или иное действие. Так Н.М. Горленко, О.В. Запятая, В.Б. Лебединцев и Т.Ф. Ушева выделили ряд умений, которые лежат в основе таких познавательных универсальных учебных действий, как сравнение анализ и моделирование [19, с. 154].
Например, в действии сравнения следует выделить умение по выделению признаков, позволяющих провести сравнение объектов, признаков сходства, признаков различия, главного и второстепенного в изученном объекте, существенных признаков объекта. В познавательном действии анализа раскрывается умение по разделению объекта на части, расположения частей в определённой последовательности, характеристики частей этого объекта. В структуру действия схематизации включен ряд умений по разделению объекта на части, расположению частей в конкретной последовательности, определению связей между частями и оформлению их графического изображения [19, с. 155].
Чтобы осуществить одно из важнейших познавательных универсальных действий решить задачу или проблему необходимо овладеть умением анализировать текст задачи, переводить текст на язык математики, используя вербальные и невербальные средства, устанавливать отношения между данными и вопросом, составлять и осуществлять план решения, а также проводить его последующую проверку и оценку.
Овладение познавательными универсальными учебными действиями обеспечивает:
– возможность выстраивать и осуществлять логику поэтапной познавательной деятельности, приводящей к открытию новых фактов, явлений, закономерностей в любой предметной сфере;
– возможность самостоятельно осуществлять способы познавательной деятельности, структура которых образована совокупностью познавательных универсальных учебных действий;
– возможность самостоятельно конструировать ранее не встречавшиеся познавательные процессы, конкретные способы решения проблемы, варьировать их, добиваясь поставленных учебных целей;
– развитость диалектического стиля мышления [20, с. 61].
Рассмотрим критерии оценивания познавательных универсальных учебных действий. При изучении логических универсальных действий, которые представляют собой сформированность логических действий позволяющих устанавливать взаимно-однозначное соответствие и сохранение дискретного множества, следует использовать ряд критериев оценивания в виде умения осуществлять установление взаимно-однозначных соответствий и сохранять дискретное множество.
При изучении знаково-символических познавательных действий, умения дифференцировать план знаков и символов и предметный план выявляется умение ребенка различать предметную и речевую действительность с использованием критерия ориентации на речевую действительность.
В ходе изучения знаково-символических действий – кодирование (замещение) и регулятивного действия контроля с целью исследования умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов используются количество допущенных при кодировании ошибок, число дополненных знаками объектов.
В ходе изучения приема решения задач и логических действий, направленных на выявление сформированности общего приема решения задач, применяются критерии оценивания в виде умения по выделению смысловых единиц текста и установлению отношений между ними, созданию схем решения, выстраиванию последовательности операций, соотнесению результатов решения и исходного условия задачи [22, с.171].
Исследуя особенности развития интеллектуальной деятельности, следует уделять внимание тому, как учащиеся осуществляет подход к решению задачи и каков общий вид его ориентировочной основы деятельности. Необходимо контролировать процесс составления учеником плана или общей схемы решения задачи, проанализировать соотношение составления предварительного плана и дальнейший ход ее решения.
Важно осуществлять анализ пути, который уже проделал ученик, корректировать допущенные ошибки, а также фиксировать обучающую помощь, если ученик имеет затруднения при выполнении уроков, анализировать, то как ученик воспользовался этой помощью, оценивать степень продуктивности его взаимодействия со взрослыми.
При изучении моделирования, познавательных логических и знаково-символических действий с целью определения умения ученика по выделению типа задачи и способа ее решения следует применить ряд следующих критериев оценивания: выделение структуры задачи — смысловых единиц текста и отношения между ними; нахождение способа решения; соотнесения элементов схем и компонентов задачи — смысловых единиц текста; проведение логического и количественного анализа схемы.
Таким образом, сущностные характеристики, состав, а также внешнее и внутреннее строение познавательных универсальных учебных действий позволяет структурировать следующие особенности этого вида универсальных учебных действий:
— тесная связь возрастных психологических особенностей и возможностей учащихся и формирования познавательных универсальных учебных действий;
— влияние содержания учебных предметов на процесс формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся начальных классов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы