Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Журналистика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Средства массовой коммуникации как манипуляторы сознанием

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ НА СОЗНАНИЕ АУДИТОРИИ 6
1.1. Понятие манипуляции общественным сознанием и основные признаки манипуляции 6
1.2. Эволюция теорий феномена манипуляции сознанием средствами массовой коммуникации 12
1.3. Модели и средства воздействия на аудиторию в средствах массовой коммуникации 17
ГЛАВА 2. МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 27
2.1. Манипуляция сознанием и его роль в формировании общественного мнения 29
2.2. Техники манипуляции в разных видах средств массовой коммуникации 38
2.3. Проблема исследования эффективности массовой коммуникации 46
ГЛАВА 3. ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ В РОССИИ И МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ 51
3.1. Анализ массового сознания в период перестройки 53
3.2. Особенности развития средств массовой коммуникации в период перестройки 58
3.3. Манипулятивные технологии общественным сознанием средствами массовой коммуникации на примерах в период перестройки 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема уровня влияния средств массовой коммуникации на человека находится во внимании множества стран уже долгое время. Так, с начала ХХ века, после окончательного сложения массовых средств для передачи информации, появилась возможность воплотить идею массовой манипуляции общества. А с появления интернета, телевидения и радио началась информационная эпоха. При этом информация перестала быть привилегией для меньшинства, постепенно принимая бытовой и необходимый для широкой аудитории характер.
Такое положение указывает на актуальность темы исследования, поскольку с появлением новых средств меняется коммуникация, а в связи с этим и появляются новые цели и возможности влияния на общество. Так, массовая коммуникация является транслятором всей информационной среды в обществе, притом, что СМК выступают как важнейший и главный инструмент влияния.
Далее, XXI век стал временем для развития информационных технологий и систем, а развитие психологии позволяет открывать разнообразные методы и способы воздействия на сознание человека. Здесь мы говорим о том, что средства массовой информации посредством определенных психологических методов и способов получает практически полное воздействие на общество, его развитие, становление и направление. Это наряду с тем, что на сегодняшний день такое воздействие зачастую принимает опасный характер, переставая быть просто полезным и познавательным. Сегодня СМК выступают как полноценная «четвертая власть», оказывая мощное влияние на общественное сознание, получая определяющую роль в процессе формирования общественного мнения и формулирования общественных интересов человека.
В настоящее время средства массовой информации работают, трансформируют и ограничивают информацию, становясь, таким образом, основным механизмом влияния в современном обществе. Современные информационные технологии используются для повышения эффективности государственных стратегий. Они помогают превратить аудиторию в объект манипуляции. Многие теории, изучающие средства массовой информации, сосредоточены на влиянии средств массовой информации на своего зрителя или читателя. Развитие спутникового телевидения и некоторых других типов средств массовой информации, которые имеют практически неограниченный охват, расширило возможности культурной и информационной экспансии. Средства массовой информации крайне необходимы в процессе общественного развития, поскольку без их деятельности невозможно оценить политическое сознание, систему ценностей и цели всех слоев населения и получить общественную поддержку социальных изменений.
В настоящее время существуют две основные теоретические модели изучения политического влияния средств массовой информации. Первая изучает влияние массовых коммуникаций на индивидуальное поведение и социальную жизнь в целом. Вторая развивалась в течение последних 30 лет под влиянием культурной антропологии, структурных теорий, семиотики и других междисциплинарных научных областей. Она был сфокусирована на восприятии связей между «текстами», индивидами и большими социальными группами.
На актуальность проблемы так же указывает тот факт, что жизнь в современном мире предполагает постоянное взаимодействие со средствами массовой информации. Их прочная обоснованность в повседневности человека настолько сильна, что уже невозможно представить свое существование без СМК.
Целью исследования является изучение особенностей влияния средств массовой коммуникации на общественное сознание.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие манипуляции общественным сознанием и ее основные признаки.
2. Рассмотреть эволюцию теорий феномена манипуляции сознанием средствами массовой коммуникации.
3. Выделить модели и средства воздействия на аудиторию в средствах массовой коммуникации.
4. Изучить роль манипуляции сознанием в формировании общественного мнения.
5. Охарактеризовать техники манипуляции в разных видах средств массовой коммуникации.
6. Проанализировать проблему исследования эффективности массовой коммуникации.
7. Провести анализ массового сознания в период перестройки.
8. Изучить особенности развития средств массовой коммуникации в период перестройки.
9. Выявить манипулятивные технологии общественным сознанием средствами массовой коммуникации в период перестройки.
Объектом в исследовании выступает процесс влияния средств массовой коммуникации на сознание аудитории.
Предметом исследования является выявление манипулятивных технологий общественным сознанием средствами массовой коммуникации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Средства массовой коммуникации общепризнанно являются совокупным инструментом или механизмом, который эффективно и действенно манипулирует общественным мнением и отдельным потребителем новостей. Но в средствах массовой коммуникации есть также противодействующая сила, которая разоблачает эту манипуляцию, делает ее скрытые источники известными общественности. Общественность ожидает от журналистики непредвзятых сообщений о центральных проблемах повседневной жизни, привлечения к ответственности и поддержания повествования об институтах, которые затрагивают всех.
Ученые в области социолингвистики, лингвистики СМИ, психологии и некоторых других междисциплинарных наук должны быть должным образом признаны исследователями эффектов и методов, обеспечивающих желаемое воздействие средств массовой информации на читателя, зрителя, слушателя. Результаты многочисленных исследований содержат обширные списки лингвистических и внелингвистических средств манипулирования средствами массовой информации.
Повторяющийся мотив практически всех публикаций о влиянии средств массовой коммуникации на публику и человека кратко сформулирован в следующей цитате: «Когда мы включаем новости, открываем газету или смотрим наше любимое шоу о текущих событиях, мы можем ожидать, что информированные, а не манипулируемые. Однако многие могут не учитывать и не осознавать, насколько предвзяты и сенсационны эти формы средств массовой информации и насколько они могут повлиять на наше мировоззрение»
Согласно всем этим исследованиям, манипулирование информацией через средства массовой коммуникации направлено на общество. По мнению ученых, манипулирование становится необходимым, когда государство заинтересовано в популяризации некоторых идей и пытается создать идеологическую основу для обоснования определенных мер влияния. Таким образом, пропаганда работает непосредственно на идеологические нужды государства и тех, кто стоит во главе государства. С развитием экономики и всеобщей коммерциализации средств массовой коммуникации информация также становится товаром, то есть товаром, и владельцы СМИ должны сделать его рыночным, игнорируя тот факт, что средства массовой информации — это, прежде всего, социальный институт, а затем частное предприятие. Очень часто, исходя из своих деловых интересов, частные владельцы СМИ пытаются улучшить свой продукт и сделать его более соответствующим потребностям и требованиям потребителя. И потребителем этого продукта является аудитория. Средства массовой коммуникации направляют свои отчеты обществу, и каждый отчет предлагается для своего адресата.
Специальная техника манипулирования медиа включает в себя асимметрию информации и асимметрию покрытия. Здесь мы также можем отметить использование метафор, фиксацию на авторитетных и часто анонимных источниках, методы контраста и ложных аналогий и отчеты о стереотипах. Медиа-материалы не всегда профессиональны с точки зрения личных журналистских пристрастий и желания выразить свои взгляды. Очень часто, опираясь на мнения экспертов, публикация дает частичную, одностороннюю оценку события. Принимая во внимание, что технологии манипулирования также совершенствуются, общество должно в большей степени апеллировать к социальной ответственности самих журналистов и к соблюдению журналистской этики как основы профессионализма журналиста. Информируя, развлекая и обучая аудиторию, средства массовой коммуникации должны стремиться соответствовать репутации прогрессивного инновационного института общества, обеспечивающего максимально объективную и эффективную информацию. Журналисты должны стараться воздерживаться от четких заявлений в пользу той или иной партии, стараясь соблюсти баланс и избегать крайних оценок реальных ситуаций. Отсутствие крайних выражений и пропагандистских стереотипов делает источник информации заслуживающим доверия. Наличие анонимных и авторитетных источников информации исключает любую альтернативную интерпретацию новостей.
Таким образом, определенный стереотип закреплен в сознании аудитории. Согласно качественному и количественному анализу, чем больше публикация пытается соответствовать высоким мировым стандартам, тем меньше она склонна использовать технологии манипулирования для привлечения внимания читателей. Пропорционально росту ответственности журналиста перед обществом, не только перед его редактором, растут и требования профессионализма в журналистике. В настоящее время прогрессивные СМИ считают себя социально ответственным институтом. В то же время, чем меньше вовлечены средства массовой информации, тем меньше они используются в качестве инструмента воздействия на умы аудитории.

 

Фрагмент текста работы:

 

Каждый человек является социальным существом, который ежедневно взаимодействует с другими людьми и может находиться под их влиянием. Не любое воздействие на человека можно назвать манипуляцией. Чтобы разобраться в самом понятии манипуляции, давайте обратимся к этимологии слова. Корень слова «манипуляция» manus – рука имеет латинское происхождение, и maniрulus – наполнять. Таким образом, европейские словари толкуют слово как «обращение с объектами с определенными намерениями, целями». Оксфордский словарь английского языка определяет манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка» . Говоря о современном значении слова, можно сказать, что манипуляция – это ловкое обращение с людьми с целью получить от них желаемое.
Представление разных авторов о понятии «манипуляция» может иметь отличия. Давайте рассмотрим некоторые из них:
• Манипуляция есть форма духовного воздействия, так называемого скрытого господства, которая осуществляется насильственным путем, говорит в своих трудах Б.Н. Бессонов ;
• Волкогонов Д.А. определяет манипуляцию как господство над духовным состоянием и управление изменением внутреннего мира индивида;
• Гудин Р. подразумевает ее как скрытое применение силы, независимо от предполагаемой воли другого индивида;
• Л. Прото говорит о том, что манипуляция – это скрытое влияние на совершение выбора;
• Шиллер Г. совмещает в определении манипуляции такие понятия как «скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения» ;
• У. Рикер называет манипуляцию особым структурирование мира, позволяющим выигрывать манипулятору;
• П.У. Робинсон говорит, что манипуляция – это мастерское управление человек и его использование в своих целях .
Опираясь на определение зарубежных исследователей, которые описаны выше, можно выявить основные, начальные признаки манипуляции сознанием:
1. Манипуляция подразумевает собой духовное и психологическое воздействие. Следует отметить, что именно психологическое воздействие, а не физическое насилие или сама угроза насилия. Целью манипулятора здесь выступает дух, психическая сторона личности человека. Одним из первых на этот признак обратил внимание социолог из ФРГ Герберт Франк, который в своей книге «Манипулируемый человек», говорит о том, что «в большинстве случаев под манипуляцией следует понимать психическое воздействие, производимое тайно, а значит, в ущерб тем индивидам, на которых оно направлено». Самым простым примером можно назвать рекламу .
2. Манипуляция подразумевает только скрытое воздействие. Г. Шиллер в своей работе отмечает, что «для достижения успеха манипуляция в любом случае должна оставаться незаметной. Успех манипуляции будет гарантирован, когда манипулируемая личность верит, что все происходящее с ним неизбежно и естественно» . Если попытка манипуляции может быть разоблачена и приобретает широкую известно, такая акция свертывается, так как раскрытый факт может нанести манипулятору значительный ущерб. И самым главным, что необходимо скрывать при применении манипуляции, это сама цель, дальние намерения манипулятора.
3. Манипуляция – это воздействие, при котором необходимо иметь достаточное количество знаний и значительно мастерство. Конечно, можно встретить и манипуляторов, которые не имеют особых навыков, действующих только на интуитивном уровне. Но в основном сфера их влияния ограничивается близкими людьми, знакомыми, возможно сотрудниками по работе или подчиненными.
Когда же речь идет об общественном сознании, например, политике, то здесь часто привлекают специалистов для создания манипулятивных текстов или конкретного образа политического кандидата. Таким образом, манипуляция сознанием становится именно технологией, и требует профессиональных работников, которые владеют такой технологией, возникает целая система подготовки кадров, появляется научная и научно-популярная литература.
4. Еще одним важным признаком можно назвать то, что к индивидам, сознанием которых манипулируют, относятся как к объектам, своего рода вещам, а не как к личностям. При этом следует помнить, что мы определяем здесь манипуляцию как часть технологии власти, а не воздействие на сознание друзей или знакомых .
Так же, при изучении понятия манипуляции и основных ее признаков, необходимо рассмотреть основные условия манипуляции.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы