Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Средства формирования речи у слабослышащих детей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования проблемы формирования связной речи у младших школьников с нарушением слуха 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей 6
1.2 Особенности формирования связной речи у слабослышащих детей 12
1.3 Анализ средств формирования связной речи у слабослышащих детей в современной педагогической практике 17
Вывод по теоретической части исследования 21
2 Эмпирическое исследование процесса формирования связной речи у слабослышащих детей 7-8 лет 23
2.1 Организация процесса формирования связной речи у слабослышащих детей 23
2.2 Исследование связности речи у слабослышащих детей 7-8 лет 27
2.3 Цикл занятий с использованием разных форм работы с текстами в процессе формирования связной речи слабослышащих детей 7-8 лет 51
Выводы по практической части исследования 54
Заключение 57
Список литературы 61
Приложения 66

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие речи ребенка является неотъемлемой составляющей его общего развития, а также одним из основных факторов становления личности. Степень речевого развития определяется уровнем сформированности знаний, умений и навыков ребенка, его познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломинский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина). Уровень развития речи ребенка говорит о психологическом и физическом здоровье, именно поэтому следует уделять развитию речи активное внимание.
Слабослышащие дети имеют проблемы с формированием речи в силу своих физических особенностей. По данным статистики российских и зарубежных ученых число людей с нарушениями слуха ежегодно возрастает на 4-6 %, наибольшее количество среди них занимают дети возрастом 5-10 лет. Данная патология снижает социальную активность людей, ограничивает их вербальное общение, приводит к нарушениям развития речи у них. Развитию речи таких детей следует уделять особое внимание, ведь от ее развития зависит способность воспринимать школьную программу, общее развитие ребенка.
Речь слабослышащего ребенка отличается бедностью, ошибками в построении предложений, сложностями формулировки вопросов, просьб. Это зачастую приводит к тому, что ребенок начинает замыкаться в себе, уходить от контактов, а в условиях изоляции ребенка от полноценного речевого общения тормозится формирование полноценной картины мира и адекватного самовосприятия.
Вопросам речевого развития младших школьников посвящены работы Л.С. Выготского, Д. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, В.В. Виноградова, К.Д. Ушинского, А.Н. Гвоздева, В.Н. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М. Пешковского, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, и др. Описание речи слабослышащих детей и особенности их целенаправленного речевого обучения представлены в исследованиях Л.С. Выготского, А.М. Богуш, Т.А. Пироженко, А. Леонтьева, А.И. Негневицька, А.Н. Шахнорович, Л.В. Щербы и др. Отдельные стороны речи слабослышащего ребенка и принципы и технологии комплексного развития коммуникативно-речевых способностей слабослышащего ребенка описаны Т.А. Пироженко Е.Р. Анафиевым, С.В. Ласуновой, И.С. Марченко, и др.
Проблема исследования. Анализ литературы показал, что существует противоречие между необходимостью развивать связную речь слабослышащих детей и малой разработанностью методических средств по ее формированию для данной категории детей. Разработка цикла занятий с использованием разных форм работы с текстами будет способствовать решению данной проблемы.
Актуальность и проблема позволили сформулировать тему исследования «Средства формирования речи у слабослышащих детей».
Объект исследования: процесс формирования речи у слабослышащих детей.
Предмет исследования: цикл занятий по формированию связной речи у слабослышащих детей 7-8 лет с использованием разных форм работы с текстом.
Гипотеза исследования: цикл занятий по формированию связной речи у слабослышащих детей будет более эффективен, если:
— предварительно определить уровень развития их речи;
— активно использовать разные формы работы с текстами (изложение, пересказ, составление рассказов, драматизация, иллюстрирование текстов, ведение дневников и др.)
– осуществлять индивидуальную и групповую форму работы.
Цель: рассмотрение теоретических аспектов проблемы формирования связной речи у слабослышащих детей, разработка цикла занятий по формированию связной речи у слабослышащих детей 7-8 лет.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1). Рассмотреть психолого-педагогические условия развития речи слабослышащих детей.
2). Проанализировать современный педагогический опыт использования средств формирования речи у слабослышащих детей.
3). Исследовать уровень развития связной речи у слабослышащих детей.
4). Разработать и апробировать цикл занятий по формированию связной речи у слабослышащих детей 7-8 лет.
5). Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
В настоящем исследовании применялись следующие методы: теоретические – анализ научной литературы по проблеме развития речи слабослышащих, сравнение, обобщение; эмпирические – опытно-экспериментальная работа, комплекс методик, разработанный Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной, качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе изучены средства формирования речи у слабослышащих детей и разработан цикл занятий по формированию речи у слабослышащих детей с использованием разных форм работы с текстом. Полученные результаты могут быть использованы логопедами, педагогами, родителями при формировании связной речи у слабослышащих детей 7-8 лет.
База исследования: КГОБУ «Владивостокская (коррекционная) начальная школа – детский сад VII вида».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (44), приложения (2).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках данной работы мы рассматривали тему, которая является крайне актуальной. Развитие речи любого ребенка является неотъемлемой составляющей его общего развития. По тому как ребенок говорит, как строит предложения, какой объем активного словаря можно судить о его психологическом и физическом здоровье.
Исследования показывают, что слабослышащие дети часто имеют проблемы с формированием речи в силу своих физических особенностей. Развитию речи таких детей следует уделять особое внимание и использовать психолого-педагогические средства, способствующие формированию их речи. Ведь от того, насколько развита речь ребенка зависит способность воспринимать школьную программу и их общее развитие.
Целью настоящего исследования было рассмотрение теоретических аспектов проблемы формирования связной речи у младших школьников с нарушением слуха, разработка цикла занятий по формированию связной речи у младших школьников 7-8 лет с нарушением слуха.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1). Рассмотрены психолого-педагогические условия развития речи слабослышащих детей.
2). Проанализированы современный педагогический опыт использования средств формирования речи у слабослышащих детей.
3). Исследованы уровень развития связной речи у слабослышащих детей.
4). Разработан и апробиро цикл занятий по формированию связной речи у слабослышащих детей 7-8 лет.
5). Проанализированы полученные результаты и сделаны выводы.
Психическое развитие слабослышащих детей подчиняется тем же закономерностям, что и психическое развитие детей с нормальным слухом. Но поскольку социальное и педагогическое развитие первых происходит в особых ограниченных условиях, то это накладывает свой отпечаток на их развитие в целом. В познавательной сфере у слабослышащих детей преобладает зрительное восприятие, именно поэтому они способны замечать детали объектов, при этом испытывают трудности в узнавании контурных объектов. Такие дети отличаются сниженным вниманием, менее устойчивой концентрацией в сравнении с детьми с нормальным слухом. У слабослышащих детей образная память развита лучше, чем словесная. Это связано с тем, что они имеют маленький словарный запас. Развитие связной речи у слабослышащих детей происходит с определенными трудностями. Как правило, такие дети допускают много грамматических ошибок, путают значения слов, искажают их звучание, не могут связно и логично выразить свою мысль. Все эти факторы нарушают социализацию ребенка. Они не позволяют ему наладить достаточно крепкие коммуникативные связи. В связи с этим слабослышащие дети не могут найти друзей, у них возникают конфликты и недопонимания с окружающими. И, как следствие, часто возникают повышенная тревожность и агрессия.
Проанализировав педагогическую практику современных педагогов, работающих со слабослышащими детьми младшего школьного возраста, мы предположили, что наиболее эффективными средствами формирования связной речи являются письменные и устные рассказы по картине, описание природы и эмоций и чувств, возникающих при этом, элементы сказкотерапии, составление лексических словарей и др.
В ходе эмпирического исследования нами была исследован процесс развития связной речи слабослышащих детей младшего школьного возраста, обучающихся на базе КГОБУ «Владивостокская (коррекционная) начальная школа – детский сад VII вида». В исследовании приняли участие 12 слабослышащих детей в возрасте 7-8 лет.
Для изучения развития речи детей мы применили комплекс методик, разработанный Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной, направленных на исследование уровня сформированности связной речи.
В результате первичной диагностики оказалось, что общий уровень развития речи в экспериментальной и контрольной группах является низким.
С целью формирования связной речи в течении месяца с исследуемой группой детей нами были использованы специальные упражнения, которые способствуют развитию связной речи у слабослышащих детей. В процессе работы дети учились соотносить текст с картинкой, использовали приемы театрализации небольших произведений, вели дневники интересных событий, иллюстрировали прочитанный текст, составляли рассказы по картинкам, писали изложения, пересказы и сочинения, а также письма и заметки.
После проведения работы нами было проведено контрольное исследование с помощью тех же методик. работы нами было проведено повторное исследование испытуемых с помощью тех же методик. После проведения логопедической работы количество детей в экспериментальной группе, имеющих средний уровень развития речи выросло на 66 %, а количество тех детей, которые имеют низкий уровень развития речи уменьшилось на 50 %. После проведения предложенной нами логопедической работы ни один ребенок не продемонстрировал очень низкий уровень развития речи. В целом диагностика показала, что общий уровень развития речи в исследуемой группе является средним и составляет 26 баллов. Другими словами, большинство детей могут составить одно предложение, используя при этом правильные глагольные и падежные формы. Кроме этого, называют обобщающие слова для предметов, а также по одному, максимум два признака. Действия предмета называют с большим трудом.
В целом диагностика показала, что общий уровень развития речи в исследуемой группе после проведения формирующего эксперимента у большинства стал на уровне среднего. Показатели детей в контрольной группе практически не изменились. Уровень сформированности связной речи остался низким.
Таким образом, из результатов данного исследования можно сделать вывод об эффективности предложенного цикла занятий, включающих упражнения с использование разных форм работы с текстом.

   

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические аспекты исследования проблемы формирования связной речи у младших школьников с нарушением слуха

1.1 Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих детей

Потеря слуха приводит к тому, что ребенок лишается важного источника информации, что значительно ограничивает процесс его развития. В первую очередь нарушения слуха влияет на речевое развитие детей, оказывая опосредованное влияние на формирование памяти и мышления, иногда и личности в целом.
Особенности личности и поведения ребенка с тем или иным нарушением слуха не являются биологически обусловленными и вполне могут поддаваться коррекции в специально созданных соответствующих условиях [20].
Большую часть знаний об окружающей действительности нормально развивающийся ребенок получает посредством слуховых ощущений и восприятия. Что же касается ребенка с нарушениями слуха, то он не имеет такой возможности, либо она крайне ограничена. Это влияет на процесс познания, сказываясь отрицательно на формирование иных ощущений и восприятий.
В связи с нарушениями слуха важное место получает зрение, на основе которого происходит развитие речи слабослышащих детей. Так же важным становится для познания окружающей действительности двигательные, осязательные и тактильно-вибрационные ощущения [14].
Проблема развития познавательной деятельности детей с нарушением слуха в отечественной психологии раскрывается в трудах таких исследователей как Т.А. Григорьевой, Л.В. Занкова, Д.М. Маянца, Т.В. Розановой, В.А. Синяка и многих других.
Рассмотрим различные особенности развития познавательной сферы слабослышащих детей. Одним из элементарных психических процессов являются ощущения, которые отражаю отдельные свойства предметов и явлений объективного мира, воздействия на органы чувств человека. Рядом с ним находятся восприятия как процесс познания целостного образа предметов и явлений [10].
При нарушении слуховых ощущений и восприятий у слабослышащих детей важное место отводится зрительным ощущениям и восприятию. Поэтому зрительный анализатор занимает ведущее место у ребенка с нарушениями слуха при познании окружающей действительности и для овладения речью. Такие исследователи как Л.В. Занков, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф говорят о том, что зрительные ощущения и восприятия у слабослышащего ребенка развито наравне со слышащими детьми. При этом ребенок с нарушением слуха может замечать такие детали и тонкости в окружающем мире, которые не вызывают внимания со стороны слышащих детей [40].
Известно, что слабослышащие дети способны более тонко дифференцировать разные оттенки цветов, а их рисунки могут содержать больше частностей и деталей, чем рисунки нормально слышащего ребенка. Так же более полными будут рисунки, произведенные по памяти. А что касается рисунков, которые отражают пространственные отношения, то, по мнению таких исследователей как Т.С. Зыковой и М.А. Зыковой, слабослышащему ребенку они даются значительно труднее. Ученые говорят о том, что у слабослышащих детей преобладающим является аналитический тип восприятия [19].
Слабослышащий ребенок способен воспринимать речь говорящего, опираясь в основном на зрительное восприятие. Каждая фонема в нашем языке имеет особый артикуляционный образ, который может зрительно восприниматься и запоминаться ребенком. С течением времени при помощи упражнений дети с нарушениями слуха обучаются различать зрительно артикуляционные образы целых слов.
Вместе со зрительными ощущениями на процесс познания детей с нарушениями слуха оказывает влияния осязательные и двигательные ощущения [8].
В случае частичного нарушений функции слухового анализатора, зачастую речевые движения характеризуются вялостью, невнятностью и плохой дифференциацией. Ф.Ф. Рау и И.М. Соловьев говорят о том, что у слабослышащего ребенка нарушение слуха оказывает отрицательное влияние не только на двигательные ощущения артикуляторного, но и на двигательные ощущения дыхательного аппарата [33].
Многие сурдопедагоги (В.И. Флери, Н.М. Лаговский, Ф.Ф. Рау) обращали внимание на особенности двигательных ощущений слабослышащих детей, указывая на некоторую дискоординацию движений, неуклюжесть и неловкость их походки. Они объясняли это поражением вестибулярного аппарата, а также нервных окончаний двигательного анализатора. По мнению Л.М. Быковой, причина скорее в отсутствии слухового контроля при выполнении движений. Может быть, именно поэтому слабослышащим детям так трудно дается овладение некоторыми спортивными и трудовыми навыками, требующими тонкой координации и равновесия движений [6].
Осязательные ощущения (ощущения тактильные, температурные, двигательные) у слабослышащих детей младшего возраста развиты плохо. Они не умеют пользоваться этим сохранившимся анализатором. Получив новый предмет, они начинают манипулировать им, что несущественно для процесса осязания, или прикасаться к его поверхности лишь кончиками пальцев, не используя всю поверхность ладони, все пальцы [22, с. 23].
Внимание так же является важной психологической функцией развития и представляет собой сосредоточенность психической деятельности человека в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
У слабослышащих школьников в большей мере, чем у слышащих продуктивность внимания зависит от характера предъявляемой информации: буквы, цифры, фигуры и т.п. [5, с. 83].
Для слабослышащих характерны неустойчивое состояние вегетативной системы, утомляемость, нарушение моторики, лабильность эмоциональной сферы.
На всех этапах школьного обучения продуктивность внимания слабослышащих детей остается более низкой по сравнению со слышащими сверстниками [16, с. 53].
Психолог Е.Г. Речицкая указывает, что память детей с нарушениями слуха имеет множество особенностей. Так, намного интенсивнее, чем у нормально слышащего ребенка, происходит изменений представлений, происходит потеря отчетливости, яркости воспроизведения объекта, уменьшение размером, перемещения в пространстве отдельных деталей объекта и т.п. А процесс запоминания связан со способом предъявления материала, что указывает на затрудненность запоминания, сохранения и воспроизведения речевого материала. Так же психологи говорят о том, что особенность словесной памяти слабослышащего ребенка зависит от замедленного темпа его речевого развития [35].
Зрительный анализатор слабослышащих детей принимает почти раздражения на себя. По мере развития охранительного торможения в зрительных анализаторах происходит иррадиация тормозного процесса по коре головного мозга, захватывая и другие корковые центры. Резкое удлинение зрительной реакции у слабослышащих к обеденному перерыву и к концу дня связано с наступлением общего утомления организма, т.е. снижается функциональное состояние нервных центров.
Отмечаются и особенности в развитии воображения детей с нарушениями слуха, которые обуславливаются замедленным формированием их речи и абстрактного мышления. Однако воссоздающее воображение занимает важное место в познавательной деятельности слабослышащего ребенка. Но его развитие затруднено в связи с ограниченными возможностями ребенка усваивать социальный опыт, бедностью запаса представлений об окружающем мире, неумениями перестроить имеющиеся представления в соответствии со словесным описанием [9, с. 83].
Современные исследования творческого воображения детей с нарушениями слуха так же обнаруживают ряд особенностей, которые связываются с недостаточным объемом информации об окружающей действительности. В связи с этим специалисты подчеркивают, что процесс формирования личности ребенка с нарушением слуха должен направляться на развитие воображения.
Что касается мышления детей с нарушениями слуха, то оно так же связывается с замеленным темпом овладения словесной речью. Наиболее четко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. Однако наглядно-действенное и образное мышление ребенка с нарушениями слуха так же имеет свои особенности. Так, те или иные нарушения слуха влияют на формирование всех мыслительных операций, проводя тем самым к трудностям применения теоретических знаний на практике [14, с. 96].
Следует заметить, что умственное развитие ребенка опирается на речь. А у детей с нарушениями слуха можно увидеть расстройство всех основных функций речи, куда входит коммуникативная, обобщающая, сигнификативная, контрольная и регулирующая, а также нарушения составных частей языка, когда у таких детей наблюдают проблемы со словарным запасом, грамматическим строем и фонетическим составом. Это становится определяющим моментом отставания в развитии для ребенка с нарушением слуха. А при нарушениях устной речи возникают уже вторичные расстройства письменной, проявляясь в виде разных дисграфий и аграмматизмов [27, с. 65].
Особенности развития личности, имеющей нарушения слуха зависят от ряда факторов: времени поражения слуха, степени потери слуха, уровня интеллектуального развития, отношений в семье, сформированности межличностных отношений. Отставание в овладении речью приводит к ограниченности социальных контактов слабослышащих детей, появление фрустрации у них и их родителей. Трудности в обсуждении жизненных планов, описании событий внутренней жизни приводит к ограничениям социальных взаимодействий [15, с. 94].
Исследователи отмечают, что общие закономерности развития личности детей с нарушениями слуха, начинают свое формирования посредством общения со сверстниками и взрослыми в процессе усвоение социального опыта. А так как нарушения слуха оказывает влияние на трудности общения с окружающими, то наблюдается замедленный процесс усвоения информации, что в свою очередь влияет на бедность опыта ребенка и отражается на формировании его личности.
Слышащий ребенок основную часть социального опыта усваивает спонтанно, а дети с нарушениями слуха ограничены в своих возможностях. Трудности общения и построения межличностных отношений с другими детьми приводят к появлению некоторых отрицательных черт личности, среди которых проявление агрессивности и замкнутости.
Однако специалисты говорят о том, что своевременно оказанная коррекционная помощь при отклонениях развития личности детей с нарушениями слуха могут преодолеваться. Такая помощь представляет собой преодоление сенсорной и социальной депривации, развитие социального общения детей, а также включение их в общественно-полезную деятельность [30].
Таким образом, в целом психическое развития слабослышащих детей подчиняется тем же закономерностям, что и психическое развитие детей с нормальным слухом. Но поскольку социальное и педагогическое развитие первых происходит в особых ограниченных условиях, то это накладывает свой отпечаток на их развитие в целом. В частности, в познавательной сфере в слабослышащих детей преобладает зрительное восприятие, именно поэтому они способны замечать детали объектов, но при этом испытывают трудности в узнавании контурных объектов. Также такие дети отличаются сниженным вниманием, менее устойчивой концентрацией в сравнении с детьми с нормальным слухом. У слабослышащих детей образная память развита лучше, чем словесная. Это связано с тем, что они, как правило, имеют маленький словарный запас. Кроме этого, наглядно-образное мышление развито гораздо лучше словесно-логическое, поскольку последнее зависит от связности речи. Что касается эмоциональной сфера, то слабослышащий ребенок далеко не всегда может четко оценить происходящую вокруг него ситуацию и правильно отреагировать. Также это приводит к сложностям межличностного общения со сверстниками и взрослыми. Естественно, что и связная речь у слабослышащих детей развита, как правило, не очень хорошо. Этим обусловлены особенности формирования связной речи у слабослышащих детей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы