Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Сравнительный анализ освещения проблемы рабства в современных средствах массовой информации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Рабство – история и современность 6
1.1 Причины современного рабства 6
1.2 Использование СМИ при вербовке жертв торговли людьми 21
1.3 Как становятся рабами в XXI веке 25
Глава 2. Проблемы рабства в современных СМИ 31
2.1 Профессиональные журналисты о современном рабстве 31
2.2 Роль СМИ в освещении проблемы рабства 35
2.3 Совершенствование работы СМИ по освещению проблемы рабства 49
Заключение 56
Список литературы 58
Введение:
Актуальность. На рубеже XX и XXI веков, вступая в новое тысяче-летие, вряд ли кто в Российской Федерации, да и в большинстве стран мира, мог подумать, что рабство и подневольное состояние, торговля людьми вновь станут весьма злободневной повесткой дня политиков и государств, международных неправительственных организаций и част-ных лиц.
События в Чеченской и Ингушской Республиках в середине 90-х го-дов прошлого столетия, а еще раньше кровавая драма на Балканах, рас-пад бывшей Югославии и Советского Союза, кровавые конфликты в дру-гих частях планеты наглядно показали, что, к сожалению, рабство и под-невольное состояние, торговля людьми, как и сотни лет назад, остаются «верными» спутниками человечества.
К ним добавилось жестокое обращение с детьми, женщинами, сексу-альное насилие и сексуальный туризм, торговля человеческими органами, проблема биоэтики и т. д. Сегодня бесчеловечная жестокость по отноше-нию к женщинам и детям наглядно отражена в деятельности ИГИЛ, име-ющая даже «прейскурант» на захваченных женщин и детей.
Действительно, торговля людьми является нарушением таких ос-новных прав человека, как право на охрану здоровья, право на получе-ние информации о воздействии тех или иных видов деятельности и про-дукции на здоровье человека и право на своевременное получение меди-цинской и профилактической помощи.
Жертвы торговли людьми подвержены повышенному риску обострения заболеваний или инфекциям, сопряжённым с неудовлетвори-тельными санитарно-гигиеническими условиями и с небезопасным пове-дением (например, с незащищенными половыми контактами), а также с употреблением наркотиков или психоактивных веществ, иногда по при-нуждению.
Эксперты полагают, что жертвы торговли людьми чрезвычайно уязвимы в отношении разного рода несчастных случаев, травм, увечий и инфекций, суицида и преждевременной смерти. Это пагубное воздействие на физическое, психическое и/или репродуктивное здоровье жертв тор-говли людьми может передаваться следующим поколениям, а значит, де-лает негативное воздействие еще более долговременным.
В число групп повышенного риска в плане торговли людьми входят женщины и дети. Среди женщин особенно уязвимыми являются молодые женщины с низким уровнем образования, не имеющие стабильного ис-точника дохода, многодетные матери, матери-одиночки, женщины, став-шие жертвой домашнего насилия, или из неблагополучных семей, а также женщины, оказывающие платные сексуальные услуги. Рост показателей торговли детьми и других сделок, касающихся несовершеннолетних, пре-вращается в угрозу глобального масштаба.
И, конечно, мимо такой острой проблемы не проходят журналисты. Публикуется много исследований, статей, материалов по теме современ-ного рабства. Но по теме освещения рабства в СМИ исследования, прак-тически, отсутствуют.
Цель работы заключается в том, чтобы проанализировать освеще-ние проблемы рабства в современных средствах массовой информации.
Задачи исследования:
— рассмотреть историю развития рабства и его современный вид;
— ознакомиться с вопросами вербовки жертв торговли людьми;
— проанализировать современные СМИ на предмет освещения про-блемы рабства;
— предложить рекомендации по совершенствованию работы СМИ в данной области.
Объектом исследования являются тексты российских СМИ.
Предмет исследования – публикации СМИ по проблемам современ-ного рабства.
В основу работы положена гипотеза о том, что существуют журна-листские приемы, манипуляции информацией, использование которых позволяет создать медиатексты по определенной теме, эффективно воз-действующие на адресата.
Данные об изучении освещения проблемы рабства в современных СМИ отсутствуют. Теоретической базой исследования стали труды отече-ственных и зарубежных ученых в области лингвистики, журналистики, психологии: по риторике, теории дискурса, НЛП, политической и массо-вой коммуникации Р. М. Блакара, Р. Дилтса, Г. П. Грайса, Н. Хомского, Д. Хаффа, Г. Шиллера, Г. Г. Матвеевой, С. А. Виноградовой, по психоло-гии манипуляции Е. Л. Доценко, С. А. Зелинского, В. П. Шейнова, С. Г. Кара-Мурзы, по лингвистике текста И. Р. Гальперина, Л. П. Крысина, Б. А. Ларина, В. П. Москвинаи др.
Методы исследования: в работе применялись общенаучные методы наблюдения, описания, обобщения с элементами дискурсивного, контек-стуального и контент-анализа текстов массовой коммуникации.
Сбор материала осуществлялся методом сплошной выборки в каж-дом из рассматриваемых изданий. При систематизации, обобщении ре-зультатов наблюдений использовался описательный метод.
Работа состоит из введения, двух глав по три параграфа каждая, за-ключения.
Заключение:
По данным Международной организации по миграции, если в 2000 году больше всего (65%) таких случаев было связано с сексуальной экс-плуатацией, то в этом году 93% ситуаций касаются трудовой эксплуата-ции.
Во всем мире жертвами принудительного и подневольного труда, принудительного детского труда, сексуального рабства являются 12,3 миллиона человек.
Торговля людьми представляет угрозу для здоровья людей во всем мире, провоцирует социальный кризис, сдерживающий развитие стран, лишает их человеческого капитала, ведет к росту организованной пре-ступности, лишает людей их прав и свобод.
Торговля людьми превратилась в обширную сеть, неразрывно свя-занную со многими другими видами преступлений, такими как убийства, избиения, пытки, принуждение к изъятию человеческих органов и тканей для трансплантации, похищения людей, незаконного лишения свободы, изнасилований и других действий сексуального характера.
Деятельность с незаконным усыновлением несовершеннолетних, ор-ганизация преступного сообщества, незаконное занятие частной медицин-ской практикой или частной фармацевтической деятельностью, превыше-ние служебных полномочий, получение взяток, незаконное пересечение государственной границы, подделка, изготовление и продажа поддель-ных документов.
Работорговцы могут скрываться под вывеской легальных организа-ций, в частности брачных и модельных агентств, фирм по трудоустрой-ству граждан за границу, бюро путешествий и туристических фирм, меж-дународных служб знакомств, языковых курсов за рубежом.
В этих случаях вербовка происходит через рекламные объявления и через сеть Интернет, благодаря использованию которой отследить пере-данную информацию фактически невозможно. В роли вербовщиков могут выступать знакомые и родственники (процесс вербовки основан на лич-ных контактах и доверии), а также женщины, ранее проданные в рабство (под воздействием угроз и принуждения).
Под современным рабством понимаются любые случаи эксплуата-ции, когда человек не может отказаться или уйти из-за угроз, насилия, принуждения, злоупотребления властью или обмана. Под это понятие по-падают в числе прочего принудительный труд, сексуальная эксплуатация, детский труд, принудительный брак.
Работорговля в целях сексуальной эксплуатации широко распро-странена и остается очень прибыльным бизнесом, с которым достаточно трудно бороться в виду ряда проблем.
Мероприятия по решению данных проблем позволят добиться не-которых положительных сдвигов в работе государственных и право-охранительных органов различных по борьбе с траффикингом и добить-ся некоторого прогресса в привлечении возможного числа виновных лиц к уголовной ответственности. Все эти мероприятия для их большей эф-фективности, конечно, должны освещаться в прессе.
Средствам массовой информации, как важнейшему институту госу-дарства, выполняющему информационно-просветительскую роль, стоит уделять проблемам рабства должное внимание. Целесообразно создавать совместные с другими государствами электронные ресурсы и платформы для быстрого и наименее затратного обмена достоверными сведениями.
Это поможет журналистам создавать аналитические материалы, в которых необходимо проводить глубокий, качественный анализ основ-ных причин попадания людей в ряды жертв, чтобы максимально быстро доводить эту информацию до читателей. Таким образом, СМИ смогут принять непосредственное активное участие в решении проблемы совре-менного рабства.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Рабство – история и современность
1.1 Причины современного рабства
Человечество никогда не чувствовало себя единым и нерасторжи-мым целым, да никогда и не было таковым. Множество граней – нацио-нальных, расовых, религиозных, культурных и других – никогда не да-вали сложиться этой цельности. Противоречия между ними способствова-ли прогрессу и одновременно множеству конфликтов, вплоть до войн и геноцида.
В более или менее развитых странах, ещё только вышедших из пер-вобытных джунглей, появился слой людей, которые были на самой низ-шей ступени общества, – рабов. Раб рассматривался как вещь, как пред-мет купли-продажи; хотя его и наделили минимумом прав, но сделали это только потому, что иначе он переставал быть человеком, т. е. не пред-ставлял бы никакой ценности.
Рабы составляли достаточно многочисленную часть населения, ко-торая образовалась из военнопленных, покоренных местных народов, несостоятельных должников; иногда в их числе оказывались свободные люди, но безвольные, слабохарактерные, опустившиеся, которым свобода была совершенно не нужна, они нуждались в удовлетворении лишь са-мых примитивных физиологических потребностей.
Положение рабов не всегда, не во всех странах и не во все времена, было одинаковым. Обратимся к Э. Гиббону. Он писал, что, когда основ-ные народы Европы, Азии и Африки оказались объединены под сенью законов одного повелителя, другие страны стали далеко не таким щед-рым источником получения рабов, и римлянам пришлось перейти к менее жестокому и более скучному способу приращения их числа – размноже-нию .
В своих многочисленных семьях, особенно в своих сельских имени-ях, они поощряли браки своих рабов. Естественные чувства, привычки, привитые образованием, и обладание имуществом на особых правах за-висимого собственника облегчали рабам тяжесть рабства.
Жизнь раба стала цениться дороже, и, хотя его счастье по-прежнему зависело от нрава и обстоятельств жизни господина, человечность этого господина уже не сдерживалась страхом, а поощрялась пониманием соб-ственных интересов.
Этот прогресс нравов ускоряли добродетель или политический рас-чёт императоров; в итоге Адриан и Антонины своими эдиктами распро-странили защищающую силу законов на эту самую подневольную часть человечества.
Власть над жизнью и смертью рабов, которой долго обладали и ча-сто злоупотребляли господа, была отнята у частных лиц и передана од-ним лишь судьям. Подземные тюрьмы были упразднены.
Раб, получивший телесные повреждения или жестоко оскорблен-ный, мог подать жалобу на невыносимое обращение и, если она оказыва-лась справедливой, получал либо свободу, либо менее жестокого госпо-дина .
Если сравнить положение рабов в античном Риме и негров-рабов в Соединенных Штатах Америки, то окажется, что участь первых была намного более предпочтительной. Поэтому нельзя утверждать, что по мере распространения просвещения и гуманизма положение рабов стало лучше.
Тем более нет оснований считать, что это позорное явление вообще преодолено, что его больше нет. Оно существует в различных уголках мира, где нет правоохранительных органов, в том числе суда, и суще-ствует подчас как местный обычай или его пережиток.
Расцвет рабства в европейской истории связан с Афинами V–IV вв. до н. э. и Римом, – II в. до н. э. – II в. н. э. В конце II в. н. э. начинается общий кризис Римской империи, а в VI в. н. э. рабство как общественно-экономическая формация там пало, но отнюдь не исчезло и остаётся мощ-ной силой в наши дни. Эта сила определяет отношения людей, в целом лицо общества, уровень его зрелости и цивилизованности, свободы его граждан, отношение к другим народам и странам.
Рабство сыграло огромную роль в истории России, где крепостное право было отменено значительно позже, чем в европейских странах. Эта роль была весьма отрицательной, в значительной степени определив от-ставание страны, менталитет её народов, отношения между людьми. Уди-вительно, что великие русские писатели не подвергали критической оцен-ке крепостное право, не призывали отменить его.
Весьма благоприятные условия для существования рабства создают войны и революции. В результате захватнических войн гитлеровской Германии у неё появились миллионы рабов как в концентрационных ла-герях, так и в отдельных хозяйствах, куда сгонялось для принудительно-го труда мирное население оккупированных стран.
Со дня октябрьского переворота вся Россия была превращена в страну рабов – и в архипелаге ГУЛАГ, и в колхозных деревнях, жители которых не имели права покидать свои колхозы и были лишены паспор-тов .
Городские жители тоже не чувствовали себя совершенно свободны-ми, и не только потому, что в любое время могли быть арестованы, но ещё и потому, что не имели права самовольно менять место работы или увольняться из учреждений и предприятий .
Причина древнего рабства в том, что в определенных сферах жизни было невозможно обойтись без рабского труда. Например, в древности рабство охватывало всю экономику, по крайней мере, ее ведущие отрасли промышленности, затем постепенно рамки рабства, казалось, сужались до полного запрета и признания его безнравственности, однако, по сути, этот запрет был не столь эффективным для некоторые людей.
Рабство в его первоначальном виде все еще востребовано жизнью:
во-первых, в некоторых сферах общества, так сказать, в его не-больших, но крайне обесцененных областях, в которых покупка и прода-жа человека приносит прибыль;
во-вторых, для принудительного труда в сельских районах и на шахтах, а также для насильственной проституции;
в-третьих, для изъятия органов и тканей человека, в том числе путем его убийства.
В дополнение к слабости государственной власти при оценке раб-ства необходимо учитывать и этот фактор: некоторые современные рабы скрывают даже от себя следующие основные потребности: спокойное, за-ранее отрегулированное существование без желания принимать решения. и нести за это ответственность.
Такие личности воспринимают жизнь как бремя и опасность, предо-ставляя другим защищать их. Это относится, конечно, не ко всем, кто по-пал в рабство, тем более сексуальное.
Это и есть побег от современной цивилизации, когда человек подав-ляет свои желания и так усваивает чужие ожидания, что они воспринима-ются как собственные.
Об этом же писал и Э. Фромм: «Замещение, подмена подлинных ак-тов мышления, чувства и желания в конечном счёте ведёт к подмене под-линной личности псевдоличностью.
Утрата собственной личности и её замещение псевдоличностью ста-вят индивида в крайне неустойчивое положение. Превратившись в отра-жение чужих ожиданий, он в значительной степени теряет самого себя, а вместе с тем и уверенность в себе.
Чтобы преодолеть панику, к которой приводит эта потеря собствен-ного «я», он вынужден приспосабливаться дальше, добывать себе «я» из непрерывного признания и одобрения других людей.
Пусть он сам не знает, кто он, но хотя бы другие будут знать, если он будет вести себя так, как им нужно; а если будут знать они, узнает и он, стоит только поверить им .
Однако здесь мы не имеем в виду только отдельных людей, которые в силу присущих им психологических особенностей предпочитают раб-ство. Если бы проблема заключалась только в этом, то она не была бы столь серьезна.
Главное, на наш взгляд, заключается в том, что само человечество везде, даже во вполне цивилизованных странах, не может отказаться от рабства: например, принудительная половая эксплуатация может суще-ствовать в цивилизованной стране, или представители названной страны организуют подобную эксплуатацию в странах третьего мира. Но это только эпизоды, отдельные факты.
В современной России рабство тоже существует, но по характеру совершенно иное: оно не масштабно и не широко. С достоверностью можно говорить об этом явлении в чистом виде в годы чеченской войны; возможно, рабы сохранились в некоторых кавказских регионах и в дру-гих местах, где бесконтрольно властвуют собственники, захватившие ещё и государственную власть. Возможны случаи принудительной сексуаль-ной эксплуатации.
Таким образом, мы можем констатировать вечность рабства, не-смотря на строгие его запреты и преследование тех, кто грубо нарушает один из важнейших принципов человеческой жизни. В Новой и Новейшей истории рабство, конечно, не может играть ту же экономическую роль, что в античные времена и Средневековье.
Но оно остаётся одним из главных источников прибыли для органи-зованной преступности, особенно если иметь в виду куплю и продажу людей, и принудительную проституцию. Здесь, конечно, имеются в виду отдельные, отнюдь не многочисленные случаи торговли людьми и ис-пользования рабского труда, особенно сексуальная эксплуатация.
Эти явления в современной России носят частный характер и никак не могут быть отнесены к числу глобальных. На всём протяжении своей истории человечество не могло обойтись без рабства.
Оно существовало в древности, в античные времена, в Средневеко-вье, а потом в XX в. в виде нацизма, фашизма, коммунизма. Были, конеч-но, периоды, когда его не было в Европе несколько веков, но тогда оно процветало в Африке, Центральной Азии, на Ближнем Востоке, Дальнем Востоке и в других местах. Европейцы, гордые своей цивилизацией, тем не менее поддерживали рабство в разных формах в своих колониях.
Рабство есть и сейчас в некоторых исламских странах и Африке, особенно в Исламском государстве (запрещённая в России террористиче-ская организация). Потребность рабства вытекает из самой человеческой природы. Значительная часть людей, если не большинство, не способна жить без принуждения и диктата, которые они принимают за собственную волю. При этом примечательно, что рабство всплыло в самых культур-ных, казалось бы, странах.
Э. Фромм, анализируя приход к власти нацизма, писал, что часть народа склонилась перед нацистским режимом без сопротивления, но и без восторга. Другая часть была чрезвычайно увлечена новой идеологией и фанатически предана тем, кто её провозглашал. Первая группа состояла в основном из рабочего класса, а также либеральной и католической буржуазии.
Но, хотя эти слои относились к нацизму враждебно с момента его зарождения и до 1933 г. имели прекрасную организацию, они не прояви-ли того внутреннего сопротивления, какого можно было бы ожидать, су-дя по их политическим убеждениям .
Их воля к сопротивлению сломалась очень скоро, и с тех пор они не доставляли особых трудностей новому режиму (конечно, за исключением того меньшинства, которое героически боролось с нацизмом).
По-видимому, готовность подчиниться нацизму была психологиче-ски обусловлена состоянием внутренней усталости и пассивности, кото-рые характерны для индивида нашей эпохи даже в демократических странах. Поскольку речь идёт о рабочем классе, то в Германии была ещё одна причина для этого: поражение, которое он потерпел после первых побед в революции 1918 г.
Рабочий класс вступил в послевоенный период с большими надеж-дами на осуществление социализма или по меньшей мере на существенное улучшение своего экономического, политического и социального поло-жения. Но ему пришлось испытать непрерывный ряд поражений, каковы бы ни были их причины, которые принесли полное крушение этих надежд .
В тоталитарном обществе человек контролируется не только выс-шей и местной властью, но ещё и нарочито крепко сбитым и бдительным коллективом. Он создаётся по месту работы и даже по месту жительства так называемыми общественниками и секретными осведомителями – аген-турная сеть полностью и плотно покрывала страну, СССР или Германию.
Всё это массифицировало человека и, стирая индивидуальность, превращало его в коллективного человека. Возражения против коллекти-ва, нежелание считаться с ним и тем более протесты сурово карались. Этому ещё более способствовали государственные профсоюзы, различ-ные т. н. общественные организации и особенно членство в коммунисти-ческой партии.
К сказанному следует добавить каждодневное давление средств мас-совой информации, перенасыщенных идеологией, а полное отсутствие оппозиционных изданий или радиопередач делало давление на человека толпы очень эффективным.
Он начинал мыслить, чувствовать и воспринимать как все. Те весьма немногие люди, которые пытаются хоть как-то выразить своё особое мне-ние, а тем более требовать свободы, немедленно подвергаются жестокому насилию вплоть до физического уничтожения.
Толпа приветствует расправу над ними, нисколько не догадываясь, что они требовали и её освобождения; разоблачая «врагов», требуя их смерти, толпа даёт возможность выхода своим подспудным разруши-тельным силам, которые только и ждут сигнала, чтобы вырваться наружу и развернуться.
Ненависть и агрессия так же цементируют толпу и лепят коллектив-ного человека, как и всеобщее преклонение перед тоталитарными идола-ми, которые вызывают у неё восторг и признательность.
Коллективный человек, человек толпы в тоталитарном исполнении не способен интегрироваться в цивилизацию, поскольку цивилизация и он– это не во всём совпадающие и противоположные друг другу явления. Фашизм и большевизм извлекли на поверхность заложенное в человеке зло и показали, как можно манипулировать им и какую политическую пользу можно из этого извлечь.
Однако это было проделано не с отдельными людьми, а с массами, с толпой, и это помогало эксплуатировать самые низменные инстинкты и вожделения. Иными словами, усилия диктатуры в этом направлении идут параллельно со стиранием индивидуальности, насаждением единообра-зия, тщательным регулированием всех сторон жизни.
Зверь, который порождается взрывом Тени коллективного бессо-знательного, принимает форму безликих зараженных масс и коллектив-ного примитивного человека.
Толпа особенно склонна ненавидеть, преследовать и уничтожать врагов, которых она видит в других народах и нациях, в других классах и социальных системах, в политических противниках и конкурентах своих идолов, а человек толпы – ещё среди своих знакомых, сослуживцев, сосе-дей, даже случайных встречных. Этим свойством массы умело пользуют-ся тоталитарные вожди.
Поиск и нахождение врагов надо рассматривать в общем контексте того, что в тоталитарном обществе всё четко делится: «мы» – «они», «наше» – «не наше»; естественно, всё «наше» – это хорошее, достойное, благоприятное и т. д., всё «чужое» – плохое, неприятное, заслуживающее порицания, отторжения и даже наказания, уничтожения. Но такое черно-белое восприятие социума уже было у человечества – у первобытных лю-дей, которые могли обрести безопасность только в своём племени или ро-де.
Страх перед изоляцией, относительная слабость моральных прин-ципов, привычка к подчинению и пропаганда помогают любой тотали-тарной партии завоевать лояльность людей, стоит такой партии захватить государственную власть.
Добровольные рабы никак не могут согласиться с тем, что общече-ловеческие этические принципы всегда выше ценностей их нации и их страны. Неужели природа наградила человека разумом для того, чтобы он тем не менее, всегда зависел от духов, богов, мессий, лжемессий, хозя-ев, царей и императоров, боялся их, подчинялся им и почитал?
Ведь многие животные, в том числе млекопитающие, живут совер-шенно независимо от других, они по-настоящему свободны, не подчиня-ются никаким диктатам.
Рабство как имманентно присущее человечеству состояние логиче-ски вытекает из человеческой природы: из присущих одним людям по-требности подчиняться, потеряв, в сущности, свободу, а другим– потреб-ности диктовать и повелевать.
Подчинение, конечно, не следует понимать так, что личность всегда лишь сгибается под диктатом и поэтому живёт и поступает в соответствии с указаниями и приказаниями. Напротив, в большинстве случаев её пове-дение вполне добровольное, во всяком случае ей именно это видится. На самом деле всё иначе, и этот психологический механизм мы пытались по-казать выше.
Причину можно видеть в том, что человечество социально, хотя невольничество и является крайней степенью подчиненности. Социаль-ность (её причина) усматривается на примере животных: если они живут стаей (прайдом), т. е. с элементами социальности, почти всегда появляется вожак и подчиненные ему остальные. Животные-одиночки, например, бе-лые медведи, не знают никакого давления.
В первобытных обществах существовало подчинение основной мас-сы племени (рода) вождю, вожаку, шаману и т. д. Судя по работам Дж.Дж. Фрэзера, Б. Малиновского, Э.Б. Тейлора и некоторых других, люди племени (рода) были далеко не в равных положениях, да и не могли быть, поскольку это было социальное объединение. Вождь, например, имел власть и пользовался ею.
Это было историческими предпосылками рабства, которое затем процветало в древних Греции, Риме, Египте и т. д. Существовали и завуа-лированные формы рабства. Так, В.И. Коваленко пишет, что, например, в Древнем Риме ребёнок мог быть обращён в рабство за непослушание от-цу.
В соответствии с Средне ассирийским законом, ребёнок из бедной семьи мог быть передан в обеспеченную семью для «прокорма» с услови-ем использования труда ребенка и распоряжения его судьбой. Факты пе-редачи детей в богатые семьи наблюдались во многих странах, в том чис-ле и в России.
Наряду с традиционной «классовой» формой господства правящих, привилегированных «каст» над порабощенными, несвободными группа-ми людей наблюдается развитие и процветание не столь явной, несколько завуалированной, особой разновидности – гендерной эксплуатации, под которой следует понимать социально одобряемую и поощряемую госу-дарством форму эксплуатации, обусловленную властью (господством) более сильного пола – мужчины – над более слабым – женщиной; это сложилось в результате экономического неравенства, в связи с которым социально-правовое положение женщин (и детей в силу их возраста) пол-ностью зависело от мужчины .
Помимо «официального» рабства, крепостного права, частных слу-чаев принудительного труда и эксплуатации даже в наши дни, нельзя не сказать о принудительном труде в советские годы, причём имеется в виду работа в колхозах. В СССР широко применялся бесплатный труд работ-ников умственного труда и студентов, направляемых в «добровольно-принудительном» порядке для выполнения сельскохозяйственных и дру-гих работ.
Экономическая выгода от них колебалась, но иногда была настоль-ко высокой, что государство привлекало к ним не только взрослых ра-ботников и студентов, но и детей школьного возраста, которые в массо-вом порядке в осенне-весенний период «снимались» со школьных занятий и направлялись на неоплачиваемые сельскохозяйственные работы в сов-хозы и колхозы.
В данном случае государство выступало как истинный хозяин стра-ны, точнее, это была коммунистическая партийная верхушка, коллектив-ный и глобальный собственник. Это был новый класс, ещё невиданный в истории.
Рабами, неразрывно преданными своему идолу, являются религи-озные фанатики, причём любой религии, даже те, которые на почве тако-го фанатизма вовсе не прибегают к насилию, тем более преступному. Они не видят вокруг себя ничего, что не было бы связано с их божеством (или божествами), и всё происходящее объясняют его волей.
Невольничество таких людей напоминает слепую и примитивную религиозность дикарей, которая, возможно, по глубинным социально-психологическим механизмам с помощью архетипов передаётся им от да-леких предков.
Во всех случаях это должны быть слабые люди, не имеющие своего внутреннего стержня. Поэтому они опираются на виртуальные реально-сти, без которых их бытие невозможно. От того, какая мировоззренческая платформа осознается человеком приоритетной как высшая ценность – свобода или рабство, и в какой конкретной обстановке он фактически находится, в конечном итоге зависит, свободной или несвободной будет эта личность. Но даже внутренне осознаваемое желание свободы и ощу-щение себя свободным не является гарантией свободного состояния инди-видуума в действительности.
И наоборот, наличие объективной реально существующей возмож-ности личного выбора свободы не отрицает возможность «бегства» от свободы, субъективного нежелания личности нести ответственность за свою свободу, быть свободным, что, на наш взгляд, является отражением психологии рабства.
Внутреннее убеждение и признание свободы как высшей ценности и осознанный выбор свободы в совокупности с объективными возможно-стями её реализации в действительности позволяют говорить о том, что базовая ценностная ориентация человека является хотя и идеальной пред-посылкой, но в целом недостаточной для достижения реального состоя-ния свободы, и не исключает опасности быть порабощенным, стать жерт-вой эксплуатации.
Рабство с видимостью свободы может быть очень выгодно для са-мих рабов: все неудачи, промахи, катастрофы можно свалить на прежне-го идола, высокое начальство и тем более лжемессию. Так поступили немцы, когда под грохот полного разгрома нацизма они (за исключением всех борцов с гитлеризмом) якобы наконец-то прозрели, во всем виня Гитлера, хотя до этого поклонялись ему с невиданным восторгом. Свою вину далеко не все чувствовали и понимали.
Совсем необязательно, чтобы в наши годы рабство было сформи-ровано так же, как в Древнем Риме или Ассиро-Вавилонии. Вполне доста-точно принять другие законы, в которых вроде бы нет ничего напомина-ющего о рабстве, но которые, тем не менее, устанавливают его.
В то же время ни один общественно-политический (государствен-ный) строй не может гарантировать, что следующая за ним формация не будет тоталитарной, устанавливающей рабство. Можно было ожидать, что Германия и Россия, никогда не знавшие демократии, перейдут к ка-кому-нибудь тираническому строю. Однако США, считая себя оплотом свободы, допустили рабство в своих южных штатах.
Первой стала освобождать население от жесткой зависимости от власти и феодалов Англия, где в 1215 г. была принята «Великая хартия вольностей». Затем её примеру постепенно стали следовать другие евро-пейские державы. Но Англия продолжала играть ведущую роль в деле отмены рабства на международной арене, досматривала в море корабли, которые казались ей подозрительными. Под её давлением в 1888 г. раб-ство было отменено в Бразилии. Рабы в основном трудились на кофейных и сахарных плантациях.
В целом в Америку (Северную и Южную) было перевезено из Аф-рики свыше 12 миллионов рабов. По большей части их продавали не бе-лые, а сами же негры, главным образом вожди племен. В некоторых рай-онах Африки негры боялись выходить на работу в поля, чтобы не быть схваченными и проданными в рабство.
Нельзя также забывать, что в ХIХ– ХХ вв. в странах Латинской Америки господствовали военные диктатуры, для которых было харак-терно полное отсутствие законности и бесправие населения, достаточно вспомнить Гаити и Парагвай. Правда, последнему диктатору Чили А. Пи-ночету не так повезло, как его латиноамериканским коллегам, ему при-шлось побывать в тюрьме, хоть недолго.
Под современным рабством сегодня понимаются как отдельные факты действительного принудительного труда, как в античности, так и сексуальная эксплуатация людей. В обоих случаях жертва вовлекается в эксплуатацию путём применения физического или (и) психического наси-лия либо обмана. Все эти способы могут сочетаться.
В качестве рабов, бесплатно приобретаемых, могут быть военно-пленные или мирные жители, угоняемые для тяжелых работ, как, напри-мер, в преступном Исламском государстве (запрещённая в России терро-ристическая организация). Использование рабского труда и торговлю людьми осуществляют преступные группы, часто обладающие высокой степенью организованности и криминального профессионализма.
Многие исследователи отмечают, что использование рабского труда и торговля людьми – гораздо более прибыльный бизнес, чем торговля наркотиками и оружием. Наркотики или оружие можно продать только однажды, тогда как услуги женщины можно продавать вновь и вновь. Поэтому зарегистрированный рост организованной преступности и её дальнейшая глобализация приводят и к распространению торговли людьми, и к их дальнейшей эксплуатации.
В 2010-х годах на территории России действовало более 430 орга-низованных преступных формирований (ОПФ) общей численностью бо-лее 10 тыс. активных участников, в том числе 723 лидера. Из них 134 ОПФ располагают межрегиональными, а 12 – транснациональными свя-зями .
Так, в 2004 г. во время визита в Нью-Йоркское отделение ФБР, спе-циализирующееся на преступлениях, связанных с торговлей людьми, рос-сийской делегации удалось познакомиться с Х., одним из участников ор-ганизованной преступной группы «Бригада», деятельность которой была раскрыта ФБР в 1998 г. Х. согласился сотрудничать с ФБР, став участни-ком Программы защиты свидетелей. Торговля девушками из России и Узбекистана с целью сексуальной эксплуатации была лишь одним из ви-дов преступного бизнеса «Бригады», который они собирались, как пояс-нил Х., расширять, т. к. этот бизнес оказался очень выгодным и безопас-ным.
Доход от эксплуатации пяти девушек составлял 20–25 тысяч долла-ров чистой прибыли в неделю. За год каждая девушка приносила «рабо-владельцу» до 250 тыс. долларов .
Однако не только гражданки России и стран СНГ становятся жерт-вами сексуального рабства. Преступные группировки России не уступают в работорговле своим зарубежным «коллегам».
В мировом рейтинге рабства Россия находится на пятом месте. Рос-сийские преступные группировки работают по отлаженным схемам. При-мером может служить бизнес по торговле нигерийскими девушками. В России девушек ожидают ужасные условия: 10–20 клиентов в день и долг перед сутенерами в размере 45 тысяч долларов. Ежегодно из Нигерии в Россию переправляются тысячи девушек.
Их обманом завлекают в нашу страну, обещая здесь работу и обра-зование. Как правило, в роли вербовщицы выступает нигерийка среднего возраста, которая устанавливает контакт с их родителями, или близкая подруга. За ними стоят преступные группировки.
В 2014 г. Россия заняла 5-е место в мировом рейтинге рабства как страна, куда везут людей для продажи. Нигерия же заняла 1-е место как «страна-источник» по торговле людьми.
Массовая бедность, социальное неравенство и безработица в Ниге-рии — это основные факторы, которые создают все условия для продажи женщин в целях сексуальной эксплуатации.
В Нигерии международная торговля сосредоточена вокруг штата Эдо со столицей в Бенин-Сити. Для многих семей отправить дочь в Евро-пу — это единственный способ спастись от нищеты .
Использование рабского труда и торговля людьми, осуществляемые преступными группировками, часто пользуются поддержкой коррумпи-рованных чиновников и маскируются под деятельность различных меж-дународных агентств по трудоустройству, посреднических организаций и брачных контор.
Рабский труд широко практиковался во время войны в Чечне, ра-бами становились приезжие из России. Их брали, так сказать, в плен, хотя они не были военнослужащими, отбирали документы и использовали в качестве рабов, продавали, если нужды в них в хозяйстве больше не было или по другой причине.