Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Сравнительный анализ бизнес моделей цифровых тематических каналов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 7
1.1 Сущность и понятие бизнес-модели 7
1.2 Виды бизнес-моделей компаний в цифровой экономике 12
1.3 Зарубежные модели цифровой трансформации и перспективы их использования в российской практике 19
ГЛАВА 2. РЫНОК ПЛАТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РОССИИ И В МИРЕ 26
2.1 Проблемы и перспективы развития рынка платного телевидения в России и в мире 26
2.2 Влияние цифровых технологий на бизнес-модель медиакомпаний 28
2.3 Бизнес-модели тематического телевидения в России 31
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КАНАЛОВ ВГТРК И DISCOVERY NETWORKS 39
3.1 Характеристика деятельности холдингов ВГТРК и Discovery Communications. Исторический обзор 39
3.2 Существующие бизнес-модели познавательных каналов ВГТРК и Discovery Networks 42
3.3 Сравнение основных показателей бизнес-моделей познавательных каналов ВГТРК и Discovery Communications 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Введение:
Актуальность темы исследования определяется тем, что рынок не эфирного телевидения является относительно новым и не до конца сфор-мированным. Существует целый ряд проблем в конъюнктуре рынка – по мнению специалистов, это и «олигополия» на российском рынке всего не-скольких операторов связи, это и неготовность зрителя платить за «специ-ализированные» пакеты, сильное эфирное телевидение, сложности с изме-рениями, порой некачественная конкуренция среди каналов и неправиль-ное расставление приоритетов телекоммуникационных компаний, которые акцентируют внимание скорее на развитии технологий, нежели чем на улучшении «пакета» для зрителей.
Исследование также представляется актуальным, потому что, по дан-ным TNS, познавательные каналы ВГТРК («Моя Планета» и «Наука 2.0») по целому ряду показателей стали опережать Discovery Channel и Discovery Science – и в связи с этим появилась необходимость уловить тенденцию и проследить, насколько бизнес-модель имеет на нее влияние.
Объектом исследования выступают познавательные каналы холдин-гов ВГТРК и Discovery Communications.
В качестве предмета исследования выбраны сходства и различия со-здания, развития и работы познавательных каналов ВГТРК и Discovery в России.
Целью исследования является анализ сходств и различий между биз-нес-моделями познавательных каналов ВГТРК и Discovery Communications.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— раскрыть сущность и понятие бизнес-модели;
— изучить виды бизнес-моделей компаний в цифровой экономике;
— исследовать зарубежные модели цифровой трансформации и пер-спективы их использования в российской практике;
— проанализировать тенденции, проблемы и перспективы развития рынка платного ТВ в России и в мире;
— рассмотреть влияние цифровых технологий на бизнес-модель ме-диакомпаний;
— изучить бизнес-модели тематического ТВ в России;
— провести сравнительный анализ бизнес-моделей познавательных каналов ВГТРК и Discovery Networks.
Теоретическую базу исследования составили работы как российских, так и зарубежных авторов.
В научной литературе существует множество трудов и теорий, свя-занных с понятием бизнес-модель. Среди наиболее известных из них, ра-бота Г. Чесбро «Открытые бизнес-модели. IP-менеджмент» , в которой он утверждает: чтобы бизнес-модель процветала в эпоху открытых иннова-ций, она должна быть открытой. Труд А. Сливотски «Миграция ценно-сти» , где исследователь объясняет, как в связи с изменениями нужд потре-бителя в успешных компаниях происходит миграция от одной бизнес-модели к другой.
Интересными представляются работы Л. Боссиди и Р. Чарана «Cтал-киваясь с реальностью . Как адаптировать бизнес-модель к меняющейся среде», где авторы предлагают свой способ построения бизнес-модели в условиях глобализации и жесткой конкуренции.
Одна из самых актуальных работ, предложенная А. Остервальдером и И. Пинье «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и ин-новатора» , где в том числе предлагается удобный способ описания любой бизнес-модели с помощью так называемого шаблона бизнес-моделей.
Если говорить об узко специализированной сфере, затронутой в ис-следовании, – бизнес-моделировании в СМИ – стоит отметить, что это направление является мало разработанным, а все, что предложено в лите-ратуре, – в связи с быстро меняющейся средой и потребностями аудито-рии – мало актуальным.
В России это направление затрагивали исследователи В.Л. Иваниц-кий в работе «Основы бизнес-моделирования СМИ» , Е.Л. Вартанова в своих научных статьях, за рубежом наиболее известные работы принад-лежат Р. Пикарду «The economics and financing of media companies» («Экономика и финансирование медиа компаний») и С. Макфилипсу «Me-dia convergence and the evolving media business model: an overview and stra-tegic opportunities» (Медиа конвергенция и эволюционирующая бизнес-модель медиа: обзор и стратегические возможности).
Методы исследования. Основными теоретическими методами иссле-дования, использованными в работе, стали: метод сравнительного анализа, метод историко-генетического анализа, структурно-функциональный ме-тод, метод моделирования, в работе также использованы такие эмпириче-ские методы исследования как метод изучения материалов в СМИ, анализ финансовых документов компаний.
Гипотеза исследования: общий принцип построения бизнес-моделей познавательной линейки ВГТРК и каналов группы Discovery в России – одинаковый: построена на поступлениях от лицензионных платежей.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении мате-риала по сравнению бизнес-моделей неэфирных каналов, а также выявле-нии особенностей влияния цифровых технологий на бизнес-модели медиа-компаний.
Практическая значимость заключается в том, что работа может быть использована как каналами «Цифрового Телевидения» для оценки и, воз-можно, корректировки своих нынешних бизнес-моделей, так и факульте-тами, курсами и учебными заведениями, основным направлением которых является СМИ и телевидение.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, тремя главами, заключением, списком использо-ванных источников и приложениями.
Заключение:
Из всего многообразия определений, что же такое бизнес-модель, наиболее удачным представляется определение А. Остервальдера, разра-ботавшего практический подход к дизайну инновационных бизнес-моделей: «бизнес-модель служит для описания основных принципов со-здания, развития и успешной работы организации». Именно его подход к описанию бизнес-моделей с помощью шаблона был использован при срав-нительном анализе познавательных каналов ВГТРК и холдинга Discovery.
По концепции «шаблона», описать любую бизнес-модель можно с помощью девяти блоков: потребительские сегменты (на кого направлена деятельность фирмы – одна или несколько групп клиентов), ценностные предложения (количественные или качественные преимущества, которые предлагает компания своему потребительскому сегменту), каналы сбыта (подразумеваются все этапы «доставки» товара до потребителя), взаимо-отношения с клиентами (то есть, какие отношения у компании установлены с потребительским сегментом), потоки поступления доходов (прибыль от потребительского сегмента), ключевые ресурсы (например, материальные ресурсы, интеллектуальные ресурсы, персонал или финансы), ключевые виды деятельности (по сути, это действия фирмы, без которых ее деятель-ность представляется немыслимой), ключевые партнеры (аутсорсинг и привлечение ресурсов), структура издержек (расходы для функциониро-вания бизнес-модели).
Рынок неэфирного телевидения очень специфический, особенно в России. Ему присущ целый ряд проблем, среди которых сильное эфирное телевидение, сильная и порой некачественная конкуренция, олигополия кабельных и спутниковых операторов, проблемы измерения реального те-лесмотрения, и в связи с этим неготовность рекламодателей инвестировать в этот рынок крупные бюджеты, размытость критериев выбора и ценовой политики кабельных операторов, и наконец, ограниченность: в определен-ный момент тот или иной канал достигает максимального распространения в сетях. В сложных условиях кабельного рынка выживают сильнейшие, более того, они видят в этом рынке большую перспективу, и показатель-ные примеры – ВГТРК и Discovery.
Можно сказать, что гипотеза, заявленная в начале исследования («в связи со спецификой работы в сфере платного ТВ в России бизнес-модели каналов обоих холдингов в целом очень похожи, в первую очередь, в мо-дели получения прибыли, но, безусловно, имеют и целый ряд различий»), подтвердилась. Общий принцип построения бизнес-моделей познаватель-ной линейки ВГТРК и каналов группы Discovery в России – одинаковый: бизнес-модель главным образом построена на поступлениях от лицензи-онных платежей. Поступления от рекламы на сегодняшний день являются второстепенным источником дохода в силу специфики рынка платного те-левидения. Тем не менее, анализ бизнес-моделей, проведенный по методу А. Остервальдера, позволил выявить следующие дополнительные сходства и различия:
1. Потребительские сегменты. У каналов обоих холдингов три ос-новных потребительских сегмента: зрители, операторы связи и рекламода-тели.
2. Ценностное предложение. Главные ценностные предложения холдинга Discovery – это бренд, его промоушн на международном уровне, HD-версии каналов, мощный контент, в который инвестируются нереаль-ные для российского рынка бюджеты, большое количество премьерного контента. Главные ценностные предложения познавательной линейки ВГТРК – это российский контент близкий российскому зрителю, более вы-годная цена на рынке и возможность для кабельного оператора купить только один канал, а не весь пакет неэфирных каналов, гарантия поддерж-ки со стороны государства, мощный маркетинг, подкрепленный промо на федеральных каналах. Общим в ценностном предложении обоих холдин-гов является публичность компаний (Моя Планета и Наука 2.0 – это ОАО), сильный контент, присутствие на мобильных платформах и др.
3. Каналы сбыта. В целом крайне похожи. Маркетинг – перегово-ры оператора и дистрибутора – заключение договора – передача техниче-ских показателей для декодирования сигнала оператору – поддержание отношений.
4. Взаимоотношения с клиентами. У обоих холдингов наблюда-ются два типа взаимоотношений в зависимости от потребительского сег-мента – это «сообщества» (посредством соцсетей каналы взаимодействуют со зрителем), а также «персональная поддержка» – этот тип взаимоотно-шений выстраивается с операторами и рекламодателями.
5. Потоки поступления доходов. Модель – одинаковая (лицензи-онные платежи + реклама), технология – разная. Продажа «Цифрового Телевидения» полностью выведена на аутсорсинг (дистрибутор + реклам-ное агентство), Discovery занимаются дистрибуцией каналов самостоятель-но, на аутсорсинг выведена продажа рекламного времени. Более того, ВГТРК продает свои каналы как пакетом, так и по отдельности, Discovery продает каналы исключительно пакетом.
6. Ключевые ресурсы. У каналов очень похожи. Это человеческие ресурсы, интеллектуальные ресурсы, офисы и др.
7. Ключевые партнеры. У познавательных каналов ВГТРК – это РГО, продакшн-компания ЕМГ, дистрибутор Сигнал Медиа, рекламное агентство НМА, кабельные и спутниковые операторы, федеральные кана-лы ВГТРК и др. У Discovery – это дублирующие компании, операторы связи, медиаселлер Видео Интернешнл, отдельные продакшн-компании и творческие коллективы.
8. Ключевые виды деятельности. У обоих каналов – это формиро-вание единой концепции, ведение хозяйственной деятельности, маркетинг и программирование. У познавательной линейки каналов ВГТРК остальная деятельность выведена на аутсорсинг. Discovery также занимается дистри-буцией своих каналов и продажей спонсорства.
9. Структура издержек. Также представляется крайне похожей.
Телеканалы «Моя Планета» и «Наука 2.0» обгоняют своих конку-рентов Discovery и Discovery Channel по многим медиаметрическим пока-зателям: например, таким как «накопленный охват за отчетный период» и «среднесуточный охват аудитории». Что касается показателя «среднесуто-чное время просмотра», то здесь Наука 2.0 постоянно конкурирует с Dis-covery Science, в то время как телеканал «Моя Планета» по этому показа-телю на фоне Discovery Channel проигрывает. Телеканалы «Моя Планета» и «Наука 2.0» развиваются очень быстро, в несколько раз за год увеличи-вая свою выручку.
Таким образом, можно утверждать, что в новых средах крупными компаниями запускаются проекты, в которых могут реализовываться как уже известные, так и оригинальные бизнес-модели, еще только ожидающие своего развития.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Сущность и понятие бизнес-модели
Бизнес-модель определяет то, что предлагает новое предприятие, кто целевые клиенты, как новое предприятие приобретает и организует ресур-сы для обслуживания целевых клиентов, и, как оно будет платить за свои продукты и услуги, чтобы финансовый успех был гарантированным. Есть много способов, которыми новый продукт или услуга могут быть произ-ведены и проданы клиентам. Например, производство может быть выпол-нено собственными силами, передано на аутсорсинг или изготовлено по лицензии специализированной фирмой. Распределение может осуществ-ляться через оптовиков, напрямую клиентам или через интернет-продажи и доставку. «Перевозка сырья, материальных запасов и готовых товаров может быть выполнена с использованием собственной системы транспор-тировки, либо через услуги поставщиков, либо через аутсорсинговые службы доставки» .
Каждый из этих альтернатив будут иметь различные последствия для затрат и доходов и, следовательно, будут иметь различные последствия для выживания и прибыльности нового предприятия.
Каждая бизнес-модель имеет свое значение; одна и та же идея или технология, выведенная на рынок с помощью двух разных бизнес-моделей, приведет к двум разным экономическим результатам. Очевидно, что выбор подходящей бизнес-модели имеет решающее значение для вы-живания и постоянного успеха как для нового предприятия, так и для дей-ствующего.
Согласно «Газиани и Вентреска, публичные разговоры о «бизнес-моделях» начались в начале 1970-х и достигли известности в середине 1990- х, в то же время, что и цифровая экономика. Научные исследования авторов бизнес-моделей начали появляться в конце 1990-х годов» . Кон-цепция бизнес-модели была применена в исследованиях в качестве основы для классификации предприятий, как фактор эффективности предприятия и в качестве центра для инноваций. С тех пор бизнес-модели привлекают внимание из различных дисциплин, таких как электронный бизнес, инфор-мационные системы, управление, предпринимательство, инновации, стра-тегия и экономика. Хотя многие исследователи подчеркивают важность бизнес-моделей, эта концепция все еще нечеткая и расплывчатая, и по ее определению и композиционным элементам нет единого мнения.