Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Сравнительный анализ антимонопольной политики разных стран.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 6
1.1 Понятие, виды, типы и история антимонопольной политики 6
1.2 Способы государственного регулирования и методы изучения антимонопольной политики 15
1.3 Инструменты антимонопольной политики 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 22
2.1 Особенности антимонопольной политики стран-членов ЕС 22
2.2 Изучение опыта антимонопольной политики англосаксонских стран 28
2.3 Антимонопольная политика РФ и ее анализ 36
2.4 Опыт азиатских стран в формировании эффективного механизма антимонопольной политики 50
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТВНОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ 58
3.1 Необходимость и основные направления повышения конкурентоспособности российской продукции (товаров, услуг) с помощью антимонопольной политики 58
3.2 Основные направления совершенствования государственного 69
регулирования антимонопольной политики 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Введение:
Актуальность темы исследования. В современной российской экономической действительности основным элементом воздействия и регулирования государством экономических процессов в части создания благоприятных условий для появления и развития конкуренции на рынке, являются антимонопольные органы. Локомотивом среди данных структур является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).
В современных условиях функционирование рынков, динамика их основных характеристик развития и их дальнейшие возможности определяются взаимодействием хозяйствующих структур и государственных органов. Решение проблем, связанных с эффективностью антимонопольного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов затрудняется в таких случаях, когда положение монополиста занимает не один субъект, а несколько предприятий, которые в свою очередь входят в сговор между собой и занимаются установкой условий деятельности на рынке для других предприятий, занимающихся подобной с ними деятельностью, производящих такую же продукцию или предоставляющих такие же услуги.
Тем самым данные предприятия, созданием барьеров существенно снижают конкурентоспособность своих оппонентов. Именно по данной причине государство должно выступать в роли того института, который с одной стороны, останавливает возможные негативные последствия деятельности хозяйствующих субъектов, а с другой стороны одновременно направляет пути их развития в русло создания и формирования конкурентных преимуществ государства, а также их нормальной реализации и сохранения.
Оценивание эффективности результатов деятельности органов антимонопольного регулирования, в отношении хозяйствующих субъектов в условиях современного рынка представляет собой довольно сложную проблему, которая во многих своих аспектах в настоящее время не разрешена. Главным условием обеспечения эффективности антимонопольного регулирования, является оценка его деятельности в разрезе анализа полученных качественных и количественных результатов. А дальнейшая работа проводится по выведенным критериям результативности.
Государство выстраивает критерии выбора направлений, по которым, в дальнейшем принимаются решения, а также определяет способы оценки результатов государственного регулирования, полученных в ходе деятельности хозяйствующих субъектов. Все выше перечисленные критерии определяются множеством факторов, которые до конца не изучены.
В связи свыше перечисленными факторами актуализируется проблема выбора эффективной модели антимонопольного регулирования рынка, где с одной стороны допускается существование и функционирование крупных хозяйствующих субъектов, которые могут обеспечить эффект масштаба и с другой стороны сохраняются равные конкурентные условия для всех субъектов рынка.
Антимонопольную политику принято считать важной функцией государства в обеспечении стабильного функционирования рыночной экономики. Зародилась она сравнительно недавно, считается, что с принятием акта Шермана в США в 1890 году, при этом, активное его применение началось позже, а антимонопольный орган – Федеральная торговая комиссии был создан в США актом 1913 г. Активное применение антимонопольного регулирования было прервано Великой депрессией и Новым курсом Ф. Рузвельта.
В послевоенный период этот опыт распространялся на Западную Европу, но далеко не на все страны даже этого региона. Но только с 1990-х гг. антимонопольное регулирование приобретает всемирный размах – регуляторы и законодательство формируется в странах бывшего коммунистического блока, Азии, Африки и др. этот процесс активно поддерживается международными организациями – ЕС, ОЭСР, Всемирным Банком.
Показателен опыт Китая, где антимонопольный орган был сформирован только в 2008 году, а заработал – в 2011 году. При этом развитие конкуренции в Китае шло успешно без антимонопольной политики. В Китае местные и региональные власти активно развивали конкуренцию путем создания нового производства. В Китае местные и региональные власти активно развивали конкуренцию путем создания нового производства. В КНР очень осторожно подходят к применению антимонопольных санкций как к собственным компаниям, так и к иностранным инвесторам.
Заключение:
Одним из определяющих условий функционирования и развития современной эффективной рыночной экономики в любом государстве является конкуренция, которая выступает мощнейшим внешним стимулом повышения эффективности и совершенствования методов работы компаний, снижения управленческих затрат, внедрения нововведений и инноваций, оживления деловой активности и совершенствования институциональных мероприятий в сфере производства через стремление максимального удовлетворения запросов потребителей на рынке.
Являясь движущей силой роста производительности труда, повышения качества товаров и услуг, правильно настроенные механизмы конкуренции позволяют решать социальные задачи внутри страны, а также выводить национальные товары на мировые рынки, увеличивать ВВП, повышать уровень развития национальной экономики.
В этой связи экономически развитые государства с рыночной экономикой проводят антимонопольную политику и мероприятия по поддержке конкуренции. Антимонопольная политика, антимонопольное регулирование — это целенаправленная деятельность органов государственного управления, которая противодействует неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направлен, а на создание условий для поддержания честной конкуренции в стране.
Антимонопольная политика государства реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мери обеспечивает соблюдение механизмов свободного рынка, защиту прав производителя и потребителя.
Целью антимонопольной политики в государствах является не борьба с монополиями как таковыми, а противодействие попыткам монополизации отраслей экономики и злоупотреблением монопольным положением. Это борьба государства с противозаконными действиями крупного бизнеса, которые ведут к ослаблению конкуренции, к неразумному поведению на рынке, к уничтожению предприятий малого и среднего бизнеса.
Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции – это прежде всего поддержка малого и среднего бизнеса, создание финансово-экономического климата, благоприятного для создания и появления на отечественном рынке новых товаров и услуг в пределах государства.
На данном этапе развития экономики Российской Федерации важное место занимает процесс регулирования деятельности рынков, направление в правильное русло деятельность хозяйствующих субъектов, поддержание и развитие благоприятного инвестиционного климата и бизнес среды. Эти и многие другие функции государство осуществляет через
Федеральную антимонопольную службу и издание регулирующих нормативно правовых актов. В экономическом пространство Российской Федерации существует множество проблем, которые необходимо решать по мере возникновения и систематически поддерживать равные и честные условия функционирования на рынках.
К основным проблемам относятся: высокая концентрация рынков, возникновение и функционирование естественных монополий, монополизация отдельных отраслей экономики, несовершенство законодательства, внешнего влияния на экономические процессы и т.д.
В связи с большим количеством проблем и уникальной институциональной средой, сложившейся в Российской Федерации, сложно давать какие-либо точные оценки деятельности антимонопольного ведомства и государственной политики в целом.
Основным Нормативно правовым актом, регулирующим деятельность в сфере антимонопольного законодательства является Федеральный Закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Деятельность Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации регламентирует Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».
Важное место среди регулирующих НПА занимают международные договоры РФ и Конституция. В Конституции РФ закреплены основные принципы деятельности рынков и экономики в целом. Немаловажным является факт ряда противоречий в пакете НПА имеющих антимонопольный характер.
Несмотря на особое внимание органов государственной власти на антимонопольную сферу данные противоречия не решаются и разные стороны конфликтов трактуют по-разному положения законодательств.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет функции по принятию определённых НПА в форме приказов, разрабатывает и рекомендует законопроекты и поправки в законы, осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, рекламы, конкуренции на конкурентных рынках и деятельности связанной с функционированием субъектов естественных монополий.
Деятельность Федеральной антимонопольной службы осуществляется непосредственно, а также посредством территориальных органов. На данный момент действует 85 территориальных органа ФАС.
Важным аспектом совершенствования антимонопольной сферы, является изучения иностранного опыта. В мире выделяется две системы антимонопольного регулирования: Американская и Европейская. Американская система основана на принципе запрещения монополистической деятельности.
Европейская система ставит своим приоритетом принцип регулирования и контроля монополистической деятельности. Институт Российского антимонопольного регулирования выстраивался на основе лучшего иностранного опыта и является синтезом двух этих систем, хотя видно явное преобладание принципов Европейской модели.
Проблематика применения иностранного опыта мало афишируется и является малоизученной. Механизмы антимонопольного контроля и регулирования, используемые заграничными государствами высокоэффективны лишь в их собственных реалиях и ошибочно их применение в сложившейся в России институциональной среде.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие, виды, типы и история антимонопольной политики
Монополист имеет над ценой относительную власть, она никогда не может перерасти в абсолютную. Власть монополиста сопровождается снижением издержек, связанных с производством продукции вследствие мер направленных на процесс экономии на масштабе производства, развитием и внедрением средств научно-технического прогресса или перенасыщением рынка массовой стандартной продукцией с доступными ценовыми характеристиками, то можно сделать очевидный вывод, что такой монополизм приносит обществу определённые блага.
Однако, монополист может переступить некую степень контроля над ценой выпускаемой продукции или предоставляемой услуги, что приводит к разрушению или уничтожению общественного богатства, ведёт к застою, стагнации или иным отрицательным последствиям. Монополизм имеет иным отрицательные проявления такие, как: создание искусственных дефицитов или тайные соглашения о ценах.
Всё это требует создание антимонопольного законодательства и институтов его регулирования, данные процессы широко применяются в странах где царит рыночная экономика.
Антимонопольная политика началась зарождаться из-за того, что в 1890 году был подписан первый антитрестовский закон в США – Акт Шермана. Акт Шермана – является первым антитрестовским законом США, который регулирует конкурентоспособность среды. Джон Шерман в своем официальном акте заявлял о том, что вступление в сговор с целью создания и создания барьеров для свободной торговли является преступлением.
Регулирование конкурентных отношений появилось в половине 19 столетия в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела обязанность в легитимном регулировании методов и средств ведения конкурентной борьбы, чтобы уберечь от нарушений в сфере товарно-денежных отношений.
Антимонопольное законодательство Соединённых Штатов Америки представляет собой как систему нормативно-правовых актов, которые призваны в первую очередь охранять потребителя от монополии товаропроизводителя с помощью установления ограничений экономических, организационных, т. е управление процессов ценообразования на предприятиях-монополистах, установление юридических санкций.
Органами за соблюдением данного акта выступали федеральные прокуратуры, которые обязаны в соответствии с актом Шермана преследовать нарушения, связанные с преступными объединениями (монополиями). Данный закон стал серьезным основанием для создания прочной системы, именуемой «Антимонопольное законодательство».
Как отмечает Козлов В.О в своей научной статье «в конце 1880-х гг. он получал многочисленные письма от мелких нефтяных компаний с просьбами принять меры против злоупотреблений корпораций Дж. Д. Рокфеллера «Standart Oil», в руках которой было сосредоточено до 90 процентов нефтепереработки ».
США в начале 20 века, быстрыми скачками перешла в государство классического корпоративного капитализма вследствие чего, появились большие монополии, тресты, которые функционировали без всякого ограничения. Данные тресты, ограничивали свободу рыночной конкуренции и разоряли субъекты малого и среднего предпринимательства.
Данный закон имел перспективное будущее, но на практике оказался неэффективным. «Закон Шермана» регулировал отношения в сфере экономики и социальной политики, в результате чего акт использовался не прямому назначению, работников профсоюзов были отнесены к монополиям, а забастовки к сговорам. «Закон Шермана», который был принят для народа, в итоге обратился против него.
В 1914 году был принят «акт Клейтона», который устранил ошибки, выявленные в «законе Шермана». «Акт Клейтона» является вторым антимонопольным законом США.