Религиоведение Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Сравнительно-религиоведческий анализ веры в предопределение в кальвинизме и в исламе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы кальвинизма и ислама 5
1.1 Общая характеристика протестантизма. Кальвинизм 5
1.2 Ислам как религия. История возникновения ислама 26
Глава 2. Предопределение в кальвинизме и в исламе 35
2.1 Свобода и предопределение в религиозной антропологии: кальвинизм 35
2.2 Свобода и предопределение в религиозной антропологии: ислам 40
Заключение 48
Список литературы 54

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Религия как одна из форм общественного сознания, возникнув на определенной стадии исторического развития общества, претерпела трансформацию от примитивных представлений о сверхъестественном до современных развитых религиозных систем. Центральной идеей любой, более или менее развитой, религиозной системы выступает идея бога, возникновение и становление которой явилось закономерным следствием эволюции религиозного сознания в целом. Отношением людей к богу, как к творцу мира и человека, как к источнику религии вообще определяется и основной догмат религии. Вследствие этого осмысление религиозного вероучения как особой формы общественного сознания в контексте возникновения и эволюции этой центральной идеи -идеи бога, наряду с социальными, мировоззренческими и психологическими аспектами, представляется весьма важным и интересным.
В современных дискуссиях проблема соотношения предопределения и свободы воли человека занимает значительное место. Она обсуждается вместе с другими теологическими проблемами, среди которых можно выделить вопросы о Божественном избрании (для спасения) и осуждении, о соотношении Божественных атрибутов всемогущества и всеведения со свободой воли человека, о причине зла. Этот контекст во многом был определен средневековыми дискуссиями, и современные авторы часто используют концепции схоластов для разработки своей аргументации.
Проблема детерминизма и свободы воли имеет интеркультурное содержание, поскольку была важной не только для христианской философии. Особое значение она имела в этических построениях стоиков и эпикурейцев. Проблема предопределения и свободы воли занимала важное место и в арабомусульманской философии. Вопрос об автономии человеческой воли и значимости поступков людей разрабатывался в мусульманской рациональной теологии – каламе. Мутазилиты полагали, что человек обладает абсолютной независимостью от Бога, является подлинным деятелем. Рассматриваемая проблема обсуждалась и в индийской философско-религиозной традиции и связана с представлениями о карме и сансаре. Первым значительным противостоянием в индийской философии была оппозиция брахманистов, джайнов и буддистов «пандетерминизму» адживиков.
Причина межкультурной религиозной значимости отвлеченно-философской проблемы детерминизма/индетерминизма представляется очевидной. С одной стороны, религиозный субъект может реализовать себя только хотя бы в минимальном пространстве отсутствия предопределенности: если такового пространства нет, то все его личные усилия и представления о добродетели и пороке, без которых религия невозможна, теряют значимость. С другой — всемогущество и всеведение мыслятся в качестве важнейших атрибутов Бога, но они должны быть скоординированы с этим пространством свободы, а это вызывает целый ряд метафизических проблем, избежать которые не может ни одна развитая религия, имеющая рационально-теологическую составляющую.
Особый интерес представляет изучение проблемы предопределённости и свободы воли в кальвинизме и исламе, поскольку остается не до конца изученной на сегодняшний день.
Тем самым целью исследования выступает сравнительно-религиозный анализ представлений о предопределенности и свободе воли в двух религиозных направлениях – ислам и кальвинизм.
Поставленная цель предполагает необходимость решения ряда задач исследования, а именно:
1. Составить общую характеристику протестантизма и изучить кальвинизм.
2. Охарактеризовать ислам как религию и изучить историю его возникновения.
3. Проанализировать свободу и предопределение в кальвинизме.
4. Исследовать свободу и предопределение в исламе.
Объектом исследования выступают теоретические основы кальвинизма и ислама.
Предметом исследования является изучение предопределения и свободы воли в кальвинизме и исламе.
Методы исследования. В исследовании использованы исторический, сравнительно-исторический, типологический методы, метод исторической аналогии, метод наблюдения.
Практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования могут быть включены в разработку спецкурсов, учебных пособий, курсов по религиоведению.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Таким образом, предопределение — религиозное учение о предустановлении Богом окончательной участи человека, то есть его спасения или осуждения в вечности.
Концепция предопределение основывается на представлении о воле Бога как высшей и предельной причине всего существующего, в том числе и всех поступков людей, таким образом, предопределение является теологической версией детерминизма. Эта концепция вступает в противоречие с учением о свободе воли человека как основании его ответственности за собственную будущую участь.
Вопрос о свободе воли изложен в Коране очень неопределенно. Совершенно ли свободен человек в своих поступках или он находится в полной зависимости от бога? Эта проблема влечет за собой и вопрос о божественной справедливости. Она легла в основу философских учений кадаритов и джабаритов.
Виднейший западный исследователь ислама Гольдциер, рассматривая в этой связи содержание Корана, считает, что нет вопроса, который был бы там изложен более противоречиво. Власть Аллаха абсолютна: его нельзя спрашивать относительно того, что он делает (сура 21, стих 23); «кого пожелает Аллах вести прямо, уширяет тому грудь для ислама, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь его узкой, тесной…» (сура 6,125); «не придется душе уверовать, иначе как с сознания Аллаха» (сура 10, стих 100). Наряду с этими детерминистскими стихами встречаются другие, в которых говорится о свободе воли: «…не следуй за страстью…» (сура 38, стих 25); «А самудян мы вели прямым путем, но они полюбили слепоту вместо прямого пути» (сура 41, стих 16); «…всякий поступает по своему подобию…» (сура 17, стих 86); «…кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует…» (сура 18, стих 28).
Но Гольдциер показал, что в тех стихах, где речь идет о заблуждении грешника, аллах не ввергает его в заблуждение в прямом смысле слова, а ограничивается лишь тем, что предоставляет ему блуждать или заблуждаться (адалла). Подобно путнику, затерявшемуся в пустыне, человек бредет, куда глаза глядят. Если он устремляется в сторону добра, аллах протягивает ему руку помощи и руководит им; если же он творит зло, аллах оставляет его в заблуждении – но вверг его в это заблуждение не аллах. Такая концепция явствует из следующих слов: «И мы переворачиваем сердца их и взоры, как они не уверовали в это в первый раз, и оставляем их скитаться слепо в своем заблуждении» (сура 6, стих 110). Более того, аллах окончательно забывает нечестивых, которые не помышляют о нем (сура 7, 49; сура 9, 68; сура 45, стих 33).
Однако нельзя было требовать от богословов раннего ислама таких тонкостей в толковании. Да сам Мухаммед от свободы воли мекканского периода приходит после хиджры к все более полному фатализму.
Но уже в конце первого века хиджры этот безоговорочный фатализм, признававший, что пороки и добродетели, наказания и награды целиком зависят от власти аллаха, начал задевать чувство справедливости, очень развитое у мусульман. Впервые осмелились рассуждать о таком абсолютном фатализме богословы Сирии совместно с христианами. Фатализм называется по-арабски кадар. Это технический термин, который часто соединяется со словом када. Обычно их толкуют следующим образом: «када» – вечное, всеобъемлющее решение аллаха, «кадар» – применение этого решения во времени. Добро приходит через «када», в то время как зло приходит случайно через «кадар».
Споры, касающиеся кадара, были вызваны противоположностью двух учений: с одной стороны, кадариты заявляли, что человек – сам творец своих поступков, а, следовательно, своего спасения или осуждения. С другой стороны, джабариты утверждали, что деяния человека, как и вся природа, всецело подчинены божьей воле (джабр).
Таким образом, кадаризм представляет собой самую раннюю попытку вырвать ислам из плена традиционных концепций. Это течение было осуждено Омейядами – фатализм был им необходим для того, чтобы держать в узде народ, и по их велению придворные поэты провозглашали, что владычество халифов «было заранее определено высшими предначертаниями аллаха». Кроме того, Омейяды боролись с кадаризмом как с первым покушением на правоверие, первым подлинным религиозным «новшеством» (бида).
Однако, в равной степени «новшеством» (бида) считались и теории джабаритов. Собственно «правоверной», признаваемой всеми концепции в данном вопросе в исламе не было. Крупнейший мусульманский богослов Газали развил разработанную еще его учителем Ашари теорию касба, согласно которой человек как бы «присваивает» себе действия, предлагаемые ему аллахом, имея возможность выбирать между добром и злом, и в этой мере несет ответственность за свои поступки.
В исламе божественное предустановление и предопределение (арабский — аль-када ва-ль-кадар) событий в мире и человеческой жизни является одним из основных положений исламского вероучения. В прошлом оно вызывало острые богословские споры. Так, джабриты считали, что человек принуждаем Богом к своим действиям, кадариты же, в частности мутазилиты, ограничивали предопределение, признавая определённую свободу воли человека. Популярной была рационалистическая концепция ашаризма о присвоении (касб) человеком предопределённых Аллахом поступков и человеческой ответственности за них.
Учение Кальвина о предопределении также противоречит и одному из основных свойств Божиих – святости, т.е. полной непричастности злу. Учение о предопределяющем действии Божием, в понимании кальвинизма, порождало неизбежное противоречие: если все предопределяется Богом, значит, Он Сам есть виновник и причина появления зла и несет ответственность за все, что происходит. Ведь грех тогда совершается не в силу

 

Заключение:

 

Актуальность исследования. Религия как одна из форм общественного сознания, возникнув на определенной стадии исторического развития общества, претерпела трансформацию от примитивных представлений о сверхъестественном до современных развитых религиозных систем. Центральной идеей любой, более или менее развитой, религиозной системы выступает идея бога, возникновение и становление которой явилось закономерным следствием эволюции религиозного сознания в целом. Отношением людей к богу, как к творцу мира и человека, как к источнику религии вообще определяется и основной догмат религии. Вследствие этого осмысление религиозного вероучения как особой формы общественного сознания в контексте возникновения и эволюции этой центральной идеи -идеи бога, наряду с социальными, мировоззренческими и психологическими аспектами, представляется весьма важным и интересным.
В современных дискуссиях проблема соотношения предопределения и свободы воли человека занимает значительное место. Она обсуждается вместе с другими теологическими проблемами, среди которых можно выделить вопросы о Божественном избрании (для спасения) и осуждении, о соотношении Божественных атрибутов всемогущества и всеведения со свободой воли человека, о причине зла. Этот контекст во многом был определен средневековыми дискуссиями, и современные авторы часто используют концепции схоластов для разработки своей аргументации.
Проблема детерминизма и свободы воли имеет интеркультурное содержание, поскольку была важной не только для христианской философии. Особое значение она имела в этических построениях стоиков и эпикурейцев. Проблема предопределения и свободы воли занимала важное место и в арабомусульманской философии. Вопрос об автономии человеческой воли и значимости поступков людей разрабатывался в мусульманской рациональной теологии – каламе. Мутазилиты полагали, что человек обладает абсолютной независимостью от Бога, является подлинным деятелем. Рассматриваемая проблема обсуждалась и в индийской философско-религиозной традиции и связана с представлениями о карме и сансаре. Первым значительным противостоянием в индийской философии была оппозиция брахманистов, джайнов и буддистов «пандетерминизму» адживиков.
Причина межкультурной религиозной значимости отвлеченно-философской проблемы детерминизма/индетерминизма представляется очевидной. С одной стороны, религиозный субъект может реализовать себя только хотя бы в минимальном пространстве отсутствия предопределенности: если такового пространства нет, то все его личные усилия и представления о добродетели и пороке, без которых религия невозможна, теряют значимость. С другой — всемогущество и всеведение мыслятся в качестве важнейших атрибутов Бога, но они должны быть скоординированы с этим пространством свободы, а это вызывает целый ряд метафизических проблем, избежать которые не может ни одна развитая религия, имеющая рационально-теологическую составляющую.
Особый интерес представляет изучение проблемы предопределённости и свободы воли в кальвинизме и исламе, поскольку остается не до конца изученной на сегодняшний день.
Тем самым целью исследования выступает сравнительно-религиозный анализ представлений о предопределенности и свободе воли в двух религиозных направлениях – ислам и кальвинизм.
Поставленная цель предполагает необходимость решения ряда задач исследования, а именно:
1. Составить общую характеристику протестантизма и изучить кальвинизм.
2. Охарактеризовать ислам как религию и изучить историю его возникновения.
3. Проанализировать свободу и предопределение в кальвинизме.
4. Исследовать свободу и предопределение в исламе.
Объектом исследования выступают теоретические основы кальвинизма и ислама.
Предметом исследования является изучение предопределения и свободы воли в кальвинизме и исламе.
Методы исследования. В исследовании использованы исторический, сравнительно-исторический, типологический методы, метод исторической аналогии, метод наблюдения.
Практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования могут быть включены в разработку спецкурсов, учебных пособий, курсов по религиоведению.
Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАЛЬВИНИЗМА И ИСЛАМА
1.1 Общая характеристика протестантизма. Кальвинизм

Протестантизм, движение, которое началось в Северной Европе в начале 16-го века как реакция на средневековые римско-католические учения и практики. Наряду с римским католицизмом и восточным православием, протестантизм стал одной из трех основных сил в христианстве. После серии европейских религиозных войн в 16-17 веках, особенно в 19 веке, она распространилась по всему миру. Где бы ни закреплялся протестантизм, он оказывал влияние на социальную, экономическую, политическую и культурную жизнь региона.
Имя протестант впервые появилось на Диета Шпейера в 1529 году, когда Римско-католический император Германии, Карл V в 1526 году отменил положение Шпейерской диеты, которая позволила каждому правителю выбирать, применять ли червейский эдикт. 19 апреля 1529 года протест против этого решения был зачитан от имени 14 свободных городов Германии и шесть Лютеранских князей, которые объявили, что решение большинства не связывало их, потому что они не были его сторонниками, и что, если они вынуждены выбирать между послушанием Богу и послушанием Цезарю, они будут выбирать послушание Богу. Они обращались либо в общий совет всего христианского мира, либо в синод всей немецкой нации. Те, кто сделал этот протест, стали известны их оппонентам как протестанты, и постепенно ярлык был применен ко всем, кто придерживался принципов Реформации, особенно для тех, кто живет за пределами Германии. В Германии сторонники Реформации предпочитали имя евангелистов, а во Франции гугенотов. Имя давалось не только ученикам Мартина Лютера (с 1483-1546), но и швейцарским ученикам Цвингли (1484-1531), а позже Джона Кальвина (1509-64). Швейцарские реформаторы и их последователи в Голландии, Англии и Шотландии, особенно после 17 века, предпочли название Реформированный.
В 16 веке протестант ссылался прежде всего на две великие школы мысли, возникшие в Реформации: лютеранскую и реформатскую. В Англии в начале 17 века это слово использовалось для обозначения «ортодоксальных» протестантов, в отличие от тех, кого считали Англиканцы так же неортодоксальными, как баптисты или квакеры. Римские католики, однако, использовали его для всех, кто утверждал, что был христианином, но выступал против католицизма (кроме восточных церквей). Поэтому они включали баптистов, квакеров и католически настроенных англикан под этим термином. До 1700 года это широкое использование было принято, хотя это слово еще не было применено к унитариям. Английский закон о толерантности 1689 года был озаглавлен «Закон об освобождении протестантских подданных их величества от инакомыслия Церкви Англии». Но этот акт предусматривал только терпимость к мнениям, известным в Англии как «ортодоксальное инакомыслие», и ничего не предполагал для унитариев. В течение 18-го века слово протестантское было все еще определено в связи с Реформацией 16-го века.
Протестантская Реформация произошла на фоне богатого брожения позднесредневековой церкви и общества. По двум причинам было трудно получить правильное понимание взаимосвязи между поздним средневековьем и Реформацией. Одной из причин является традиция сектантской историографии того периода. Католические историки были заинтересованы в том, чтобы показать, сколько реформ происходило до помимо деятельности протестантских реформаторов 16-го века. Протестантские историки, с другой стороны, изображали позднесредневековую церковь в самых негативных выражениях, чтобы показать необходимость Реформации, которая была охарактеризована как движение, полностью порвавшее с испорченным прошлым.
Вторая причина трудностей в понимании периода состоит в том, что критики церкви 15-го века не были «дореформаторами»; они не ожидали протестантизма и не приобретали их значение от Реформации. События того периода также не были событиями «дореформации», но имели свою индивидуальность и значение.
Существование реформ в церкви XV века из Испании и Италии на север через Германию, Францию и Англию уже было давно признано. Некоторые из них были направлены против злоупотреблений со стороны папства, духовенства, монахов и монахинь. Благочестивые, например, ненавидели папу Иннокентия VIII (1484–92), который проводил церемонии бракосочетания для своих незаконнорожденных детей в Ватикане, и папу Александра VI (1492–1503), который подкупил его путь к престолу Святого Петра и к тому времени, когда он стал папой, у него было восемь детей от трех женщин. Общественность также все больше осознавала и злилась на экстравагантные папские проекты — покровительство искусству и архитектуре, завоевательные войны, — на которые требовались средства от верующих.
Отвращение к папству усилилось во времена националистического духа. Папы, которые давно вмешивались в европейские политические дела, столкнулись с неудачами, когда европейские монархи обрели новую власть и утвердили ее против папства и местного духовенства.
В это время протекало повышение национального самосознания, появились теологи, которые оставались полностью в контексте средневекового римского католицизма, но занимались его фундаментальной критикой. Таким образом Уильям Оккам выступил реформатором францисканского ордена, который он надеялся вернуть к первоначальному строгому правилу апостольской бедности. Оккам утверждал, что папа Иоанн XXII был еретиком, потому что отрицал, что Иисус и Апостолы не имели собственности. Окхем видел в папстве и империи независимые, но связанные царства. Он считал, что, когда церкви угрожает ересь, на помощь должны

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы