Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Способы повышения мотивации при обучении английскому языку на среднем этапе обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ И ПУТИ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ 6
1.1. Сущность понятий «мотивация» и «мотив». Виды мотивов 6
1.2. Особенности преподавания английского языка на средней ступени обучения 12
1.2.1. Специфика урока английского языка 12
1.2.2. Цели преподавания английского языка на средней ступени обучения 16
1.2.3. Характерные возрастные индивидуальные особенности учащихся средней ступени обучения 19
1.3. Общее представление о педагогических приёмах развития мотивации к изучению английского языка на средней ступени обучения и в современных УМК…………………………………………………………………………………24
Выводы по главе I 36
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ 39
2.1. Определение фонового уровня мотивации изучения английского языка у учащихся средней ступени обучения (5-й, 8-й классы) 39
2.2. Составление и проведение уроков, сценарии которых составлены с использованием способов, повышающих уровень мотивации учащихся к изучению английского языка на средней ступени обучения (5-й и 8-й классы) 44
2.3. Определение конечного уровня мотивации к изучению английского языка у учащихся средней ступени обучения (5-й, 8-й классы) 59
Выводы по главе II 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Введение:
Современный социум живёт в эпоху глобализации, затрагивающей практически все сферы общественной жизни, которая представляет собой процесс всемирной экономической, культурной, политической и религиозной интеграции. Это обуславливает выдвижение социумом жёстких требований к вербальной межнациональной коммуникации, которой необходимы отличные знания английского языка как самого употребляемого в мире [Готлиб Р.А., 2009; Баяндина Е.Ф., 2015].
Отсюда интерес как к его изучению в целом, так и его мотивационной составляющей продолжает неуклонно расти в психологии, педагогике, и в методике обучения английскому языку в школе [Зимняя И.А., 2008; Косогорова А.С., 2017; Боричевская Е.М., 2018]. Не оставляет никаких сомнений тот факт, что высокий уровень знания английского языка открывает возможности развития коммуникации между представителями различных стран, достижению их взаимопонимания, а также к уважению личности независимо от её расовой, национальной, политической или религиозной принадлежности. Кроме этого, свободное владение английским языком помогает современной молодёжи свободно и уверенно чувствовать себя в пространстве мирового интернета, что даёт возможность дополнительного дистанционного общения с представителями других стран, а также реальную возможность удалённого трудоустройства.
Для молодёжи изучение английского способствует повышению уровня развития личности, поддержанию её самооценки на высоком уровне, разнообразию досуга, увеличению шансов найти престижную работу на рынке труда.
В этой связи, проблема повышения мотивации к изучению английского языка в школе, особенно на средней ступени образования, что связано с особенностями психического развития учащихся средней ступени образования является актуальной.
Цель исследования — определить способы повышения мотивации к изучению английского языка у учеников средней ступени образования путём внедрения в процесс обучения оригинальной программы уроков, сценарии которых составлены с использованием методических приёмов, повышающих уровень мотивации к изучению английского языка.
Для реализации поставленной цели были обозначены следующие задачи:
1. проанализировать теоретический материал, отражённый в литературных источниках, касающийся понятий мотива и мотивации.
2. понять специфику урока английского языка и определить цели обучения английскому языку на средней ступени обучения;
3. определить взаимосвязь между мотивацией как психологическим процессом, а также видами мотивов в целом и применительно к английскому языку;
4. выявить взаимосвязь мотивации к изучению иностранного языка на средней ступени и особенностей проведения урока английского языка, целей обучения на средней ступени и возрастных особенностей учащихся этой категории;
5. определить исходный уровень мотивации к изучению английского языка и отношения к изучению языка у учащихся средней ступени обучения с использованием психологических тестов;
6. апробировать на протяжении шести месяцев программу уроков, сценарии которых составлены с использованием методических приёмов, повышающих мотивацию к изучению английского языка у учеников средней ступени обучения;
7. определить уровень мотивации учеников средней ступени обучения после апробирования программы уроков, сценарии которых составлены с использованием способов, повышающих мотивацию к изучению английского языка у учеников средней ступени обучения;
8. Определить способы , повышающие мотивацию к изучению английского языка и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования — повышение мотивации к изучению английского языка учащихся средней ступени обучения.
Предмет исследования — способы повышения мотивации учащихся средней ступени обучения к изучению иностранного языка.
Базой проведения экспериментального обучения послужила ГБОУ СОШ №530 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Методы исследования — анализа психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме, экспериментальными методами данного исследования послужил комплекс психологических тестов для определения уровня мотивации к изучению английского языка. Статистическую обработку данных осуществляли с использованием непараметрического W критерия Уилкоксона в программном пакете Statisticа 0.6
Работа включает в себя теоретическую часть (описание анализа проблемы мотивации в отечественной и зарубежной психологии и методике преподавания иностранных языков и пути её повышения) и практическую часть, в которой описывается эмпирическое исследование возможного повышения уровня мотивации к изучению английского языка у учеников средней ступени образования после месячной апробации уроков. Уроки построены по сценарию, который составлен с обязательным использованием специальных педагогических приёмов, повышающих уровень мотивации к изучению английского языка на средней ступени обучения.
Заключение:
Были проанализированы источники литературы, касающиеся понятий «мотивация» и «мотив». Было понято, что само понятие мотивация неоднозначно и различными авторами понимается по-разному. Мотивацию можно понимать и как стремление человека к непрерывному развитию, самосовершенствованию, и как своеобразный механизм внутреннего управления поведением, и как внутреннюю позицию личности. В общем, мотивацию можно понимать, как объединение внутренних и внешних сил, заставляющих человека действовать целенаправленно. Мотивы, определяющиеся потребностями, формируются на основе внешних и внутренних механизмов возникновения мотивов, от которых зависит поведение.
Специфика проведения урока английского языка заключается как в его особенностях (межпредметность, многоуровневость, полифункциональность), так и в том какие цели и задачи решаются в ходе его проведения.
Взаимосвязь между мотивацией и мотивами можно представить следующим образом. Потребности, которые возникают у человека побуждают его к деятельности, направленной на их удовлетворение и в этом контексте потребности можно рассматривать как мотив. В переводе с латинского языка (movero – приводить в движение, толкать) мотив – это то, что движет человеком совершать различные поступки. Если человек стремиться к выполнению какой-либо деятельности, значит у него есть мотивация, а для выполнения любой деятельности у человека должен быть мотив, следовательно, мотивы лежат в основе мотивации.
Между поведением и мотивацией существует прямая зависимость. Есть мотивация — есть поведение, нет мотивации — нет поведения. Следовательно, чем выше уровень мотивационного возбуждения у человека, тем поведение его в достижении поставленной цели более активно. Настоящая работа демонстрирует эту взаимосвязь. Интерес к изучению английского языка возрастал одновременно с увеличением уровня мотивации у школьников средней ступени обучения.
Проектные технологии (метод проектов), ролевые игры, метод коллажей продемонстрировали свою высокую эффективность в отношении повышения мотивации к изучению английского языка у школьников средней ступени обучения. Эти способы оказались эффективными, потому что стимулировали самостоятельную деятельность учеников в ходе уроков, повышая их творческий потенциал тем самым и обязательным образом вызывая появление положительных эмоций. Стимулирование эмоциональной сферы происходило за счёт воздействий на зрительную и слуховую системы. Информация от периферического звена этих сенсорных систем шла непосредственно в кору головного мозга и запускала эмоциональные реакции положительного знака, что повышало степень заинтересованности школьников. Данные психологического тестирования обнаружили повышение уровня внутренней мотивации у учеников как первого звена средней ступени обучения (5 класс), так и более позднего звена средней ступени обучения (8 класс).
Таким образом, использование таких методов как проектные технологии, ролевые игры, зрительные и слуховые наглядности в разнообразных своих проявлениях (мультимедийные иллюстративные материалы, видеоролики, видеофильмы и мультфильмы) представляют собой эффективные способы повышения мотивации к изучению английского языка на средней ступени обучения. Следовательно, нам представляется возможным рекомендовать их к дальнейшему практическому применению.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ И ПУТИ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ
1.1. Сущность понятий «мотивация» и «мотив». Виды мотивов
На сегодняшний день актуальность изучения проблемы мотивации в отечественной и зарубежной психологии, а также методике преподавания иностранных языков не вызывает никаких сомнений [Авдеев А.П., 2008; Баяндина Е.Ф., 2015]. Это связано с необходимостью внедрения в практику психологических исследований и выход на понимание проблемы регуляции реального поведения человека с одной стороны, и обнаружению связей внутренних мотивационных тенденций человека к действию с точки зрения социальной составляющей его психики.
На сегодняшний день развития психологической науки единого понимания, что представляет из себя мотивация, не существует. В одном случае мотивацию рассматривают как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих поведение, в другом случае её понимают, как совокупность мотивов, в третьем случае — как побуждение к активной деятельности организма с определённой направленностью.
Согласно представлениям С.Ю. Головина, у человека, источником, побуждающим развитие мотивов, выступает непрерывный процесс производства материальных и духовных ценностей общества. Такими потенциальными мотивами в периоде индивидуального развития выступают свойственные для определённого социума ценности, идеалы и интересы, которые при интериоризации личности зачастую могут приобретать силу побуждения и выступать реальными мотивами [Головин С.Ю., 2001]. Интересы — это смыслообразующие факторы мотиваций, ценностей и идеалов личности. В.К. Вилюнас и М.Ш. Магомед-Эминов считают, что мотивация рассматривается как процесс психической регуляции определённой деятельности. Процесс действия мотива, и как механизм, детектирующий возникновение, направление и приёмы осуществления определённых форм действий, а также как упорядоченную систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность [Вилюнас В.К., 1990; Магомед-Эминов М.Ш., 1998].
Таким образом, мотивацию можно рассматривать, прежде всего, как совокупность факторов или мотивов. В.Д. Шадрикова полагает, что мотивация формируется на основе потребностей и целей личности [Шадрикова В.Д., 1982]. Она напрямую зависит от уровня стремлений, идеалов и условий деятельности как внешних, так и внутренних, к которым относятся знания, умения, способности, характер, а также от мировоззрения и личностной направленности. Вышеописанные факторы лежат в основе принятия решения с дальнейшей реализацией их в действиях.
Следует отметить, что мотивацию возможно ещё рассматривать в виде динамичного механизма, образования, процесса. Согласно представлениям В.И. Ковалёва, мотивация выглядит как процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, который включает его возникновение и направляет организацию действий, поддерживающих их выполнение [Ковалёв В.И., 1988].
Вопросы мотивов учебной деятельности раскрыты многочисленными работами отечественных психологов и методистов учебной деятельности. В своём научном труде «Отношения школьников к учению» Л.И. Божович показала, что одним из основополагающих моментов, которые раскрывают психическую сторону этого отношения, является совокупность мотивов, которые формируют деятельность школьников в учёбе. Следовательно, «проблема формирования личностной устойчивости является проблемой развития социальных по происхождению и нравственных по содержанию поведенческих мотивов» [Божович Л.И., 1997, С. 83]. Мотивом Л.И. Божович считает внутреннюю позицию личности. Таким образом, под мотивами учебной деятельности следует понимать и принимать то, ради чего школьник учится, и то, что является фактором, стимулирующим его к учению [Божович Л.И., 1997].
Г.В. Роговая представляет, что внутренняя мотивация к изучению иностранного языка может быть различной, подразумевающей под собой интерес к предмету у ученика и проявляющаяся в отстаивании им собственного мнения на уроках иностранного языка (коммуникативная мотивация), выражающаяся в положительном отношении учащихся к самой материи языковой и к базисным свойствам языковых знаков (лингвопознавательная мотивация), являющаяся производной положительного отношения учащихся к определённым видам работы (инструментальная мотивация) [Рогова Г.В. и др., 1991].