Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Способы обогащения словаря младшего школьника при работе с многозначными словами
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПРИ РАБОТЕ С МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ 7
1.1 Понятие «многозначное слово» (полисемант) в лингвистической литературе 7
1.2 Понятие «обогащение словаря» в методической литературе 17
1.3 Способы обогащения словаря 22
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПРИ РАБОТЕ С МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ 30
2.1 Возможности учебников и учебно-методических комплексов по русскому языку для обогащения словаря младшего школьника при работе с многозначными словами …………………………………………………….30
2.2 Характеристика словаря младших школьников в аспекте владения многозначной лексикой 44
2.3 Программа, направленная на обогащение словаря младших школьников при работе с многозначными словами и результаты ее эффективности 55
Выводы по главе 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Введение:
Актуальность исследования. Для каждого человека важно знать и употреблять в своей речи множество слов с различными оттенками значения. То, как человек говорит, характеризует его социальный и образовательный уровень. Активное изучение лексики приходится на период детства, в течение которого человек активно познает мир, усваивает новую информацию с невероятной скоростью. Более того, именно в детстве закладывается фундамент для дальнейшего изучения и познания языка. Однако ребенку сложно сосредоточиться, у него рассеяно внимание, поэтому проводить много времени за занятиями не может физически. Именно поэтому для младших школьников необходимы специальные способы обогащения словаря.
Многозначные слова занимают особое место в лексической системе языка. Отметим, что таких слов является большинство в русском языке. Для полноценного общения школьника важно понимать и различать их значение, правильно распознавать их в зависимости от контекста. Использование многозначных слов невероятно обогащают речь, делают ее более возвышенной, культурной. Помогают более точно сформулировать свою мысль, а также понять собеседника. Также многозначные слова делают лексический запас человека более глубоким и насыщенным.
Но в нынешнее время изучению многозначных в школе уделяется недостаточное значение. В современных УМК не разработаны принципы отбора обучающего материала, нет выверенного списка многозначных слов, рекомендованных для усвоения младшими школьниками, не созданы соответствующие статьи и пособия. Практически работа над многозначными словами сводится в основном к выяснению значений тех оборотов и выражений, которые встречаются при чтении художественных текстов, не рассматривая их семантико-грамматические признаки, особенности употребления в речи. И, как результат, обедняется словарный запас школьников, их речь становится более примитивной, высказать точно суждения у многих вызывает трудность. А понять своего собеседника они вообще порой не могут. Другими словами, коммуникативные навыки развиваются не на достаточном уровне. Начинать обогащать словарь многозначными словами рекомендуется еще в начальной школе, поскольку именно в этом возрасте у детей активно развивается память, мышление, восприятие, закладывается фундамент для общего развития речи. Полученные знания и умения в этом возрасте послужат хорошей подпоркой для всего дальнейшего обучения. Именно поэтому изучению многозначных слов нужно уделить особое внимание в начальной школе, используя для этого специальные способы, которые учитывали бы возрастные особенности. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Изучением способов обогащения словаря младших школьников занимались многие ученые, в том числе М.С. Соловейчик, Н.Н. Алгазина, Д.Н. Богоявленский, Л.И. Айдарова, И.П. Батраченко, В.П. Канакина и др. Но способы обогащения словаря младшего школьника при работе с многозначными словами недостаточно исследовано в современной отечественной научной литературе. В этом заключается новизна данного исследования.
Проблема исследования: каковы способы обогащения словаря младшего школьника при работе с многозначными словами?
Объект исследования – обогащение словаря младшего школьника.
Предмет – способы обогащения словаря младшего школьника при работе с многозначными словами.
Гипотеза исследования: обогащение словаря младшего школьника при работе с многозначными словами будет проходить успешно при использовании следующих способов:
— через сопоставления слов с целью выяснения их значения;
— введения многозначных слов в контекст;
— выяснение значения нового слова по справочным материалам.
Реализованы следующие условия: разработана программа, включающая комплекс специальных упражнений, способствующих обогащению словаря при работе с многозначными словами.
Цель исследования – определить наиболее эффективные способы обогащения словаря ребенка при работе с многозначными словами.
Для достижения поставленной цели нами был сформулирован ряд задач:
1) исследовать понятие «многозначное слово» (полисемант) в лингвистической литературе;
2) изучить понятие «обогащение словаря» в методической литературе;
3) выделить способы обогащения словаря;
4) проанализировать возможности УМК по русскому языку для обогащения словаря младшего школьника при работе с многозначными словами;
5) провести диагностику словаря современного школьника в аспекте владения многозначной лексикой;
6) провести экспериментальную работу с младшими школьниками по обогащению словаря многозначными словами;
7) определить результаты обучения.
Методы исследования:
— изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— анализ письменных работ младших школьников с выявлением уровня обогащения словаря многозначными словами;
— экспериментальное исследование.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих авторов: теорией русской лексикографии занимались Н.Н. Алгазина, Н.И. Жинкин, М.С. Соловейчик; методикой обучения русскому языку – М.Т. Баранов, В.П. Канакина, М.Р. Львов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что методические разработки будут полезны учителям начальной школы при подготовке к занятиям по русскому языку, в том числе внеклассным занятиям, занятиям с инофонами, а также в вузе при изучении предмета «Методика преподавания русского языка в начальных классах».
База исследования: МОУ «Гимназия № 44» г. Люберцы.
Структура роботы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, выводов к ним, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена теоретическому исследованию вопросов обогащения словаря младшего школьника при работе с многозначными словами. Во второй главе содержатся результаты эмпирического исследования способов обогащения словаря младшего школьника при работе с многозначными словами.
Заключение:
Развитие многозначности слова – это длительный исторический процесс. Многие слова в русском языке имеют большое количество значений: бить, жизнь, идти др. Следует отметить, что базой для образования новых значений слова может быть основное, прямое значение слова, тогда от него образуется ряд новых значений. Новое значение может быть образовано и от переносного значения слова (как результат вторичного, последовательного переноса): игла, натура, описать и др.
Обогащение словаря – это расширение лексического состава речи, которым пользуется человек в своей жизнедеятельности.
Существуют различные способы обогащения словаря младших школьников, все они направлены на активизацию и развитие речи. При работе с многозначными словами существует специальный комплекс упражнений и рекомендаций по их выполнению, которые способствуют более эффективной работе.
В ходе эмпирического исследования нами была проведена диагностика уровня изученности многозначных слов младшими школьниками, которая показала, что большинство третьеклассников мало используют многозначные слова в переносном значении в своей речи, путают их значение и формулировку. Что подтверждается результатами диагностического исследования. В связи с этим нами был разработан комплекс упражнений, который предполагает систематическое изучение многозначных слов на уроках русского языка в начальной школе. Данный комплекс включает в себя три этапа работы, которые постепенно усложняются, что позволяет детям углубить свои знания.
Результаты исследования подтвердили эффективность проделанной работы. Большинство детей экспериментальной группы обогатили свой словарь многозначными словами.
Фрагмент текста работы:
Слово – это минимальная значимая часть языка, которая называет предметы (дом), лица (хозяин), понятия (доброта), признаки (хороший), количество (один, шестеро), действия (гулять), состояния (тоскливо) [5, 48].
Лексическое значение слова — это то, что данное слово обозначает.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Для изучения слова в языкознании существует специальная наука — лексикология. Лексикология — это специальный раздел лингвистики, который изучает лексику. Стоит отметить, что совокупность абсолютно всех слов в любом языке составляет его действующий словарный состав или лексику. Анализируемый раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикологией [7, 59].
Итак, слова современного русского языка подразделяются, по одной из классификаций на знаменательные и служебные. Отметим, что главным и важным признаком, так называемых, знаменательных слов считается то, что все они всегда имеют конкретный и реальный смысл, то есть называют те или иные действующие предметы, явления, признаки, действия, состояния, которые наблюдаются в существующей объективной действительности. Исследователи отмечают важнейшую особенность всех знаменательных слов. Она состоит в их объективном обобщающем характере. То есть, при выполнении своей номинативной функции, знаменательное слово называет не просто конкретный предмет, его признак или определенное явление и т.д., а целый класс однородных, схожих предметов, явлений или признаков. В частности, в качестве примера, приведем слово «дом», которое обозначает не просто какой-то определенный, конкретный дом, а и любую жилую постройку, которая может обладать рядом других признаков, к которым относятся: высота, качество материала, из которого она построена, жилая площадь и т.д.
Важно то, что знаменательные слова абсолютно всегда называют какое-то конкретное явление существующей объективной действительности. Это могут быть какие-то предметы, их признаки, совершаемые действия, состояния и т.д. Этим словам свойственно такое лексическое значение — объективное отражение в слове конкретного явления существующей действительности.
Отражая общие и существенные, то есть важные, признаки конкретных предметов и явлений объективной действительности, знаменательные слова соотносятся с этими понятиями. Однако, стоит помнить, что отождествлять существующее лексическое значение слова и понятие ни в коем случае нельзя. Отметим, что значение слова — это определенная языковая категория, а его понятие — логическая категория. Понятия слов, как правило, имеют общечеловеческий характер, но все же реализуются они в словах, которые имеют национальный характер. Исследователи отмечают, что отношение между значением слова и его понятием оказывается весьма сложным. С одной стороны, в понятие лексическое значение слова входит лишь отдельная часть содержания понятия, то есть совокупность определенных и конкретных знаний о каком-либо явлении существующей объективной действительности. Но с другой стороны, значение слова бывает богаче его понятия, поскольку включает в себя дополнительные, отсутствующие в понятии оттенки, например, эмоциональную и стилистическую окраску. Ср.: город и городок; голос и голосочек; старик, старичок и старикан; молодой и молоденький [7, 49].
Вместе с тем категория лексического значения слова определяется не только его тесной связью с конкретным предметом и соответствующим понятием, но и соотношением со всеми другими словами, которые имеют место в словарной системе современного русского языка. В качестве примера можно привести слово «заглушить», которое имеет такое значение: «сделать менее слышным». Например, Оркестр заглушил голос певца. Но есть и другое значение — «подавить своим ростом, вытеснить другие растения». Например, Сорные травы заглушили цветы. Также данное слово можно применять и в таком значении: «заставить погаснуть». Например, Заглушить самовар. Другими словами, для самого понятия «заглушить», то есть сдержать, не является весьма существенным, что именно заглушается или сдерживается. Как мы увидели из предыдущих примеров, это может быть голос, цветы или самовар. Здесь важна качественная определенность, которая от этого совершенно не меняется. А вот когда мы говорим о лексическом значении, то функционирование конкретного слова при взаимодействии с любыми другими языковыми элементами оказывается весьма существенным [15].
Итак, в данном случае мы можем говорить о переносном значении слова. Что же это такое? Это и есть те самые вторичные значения. Возникают они всегда на базе первичного или прямого значения. Другими словами, у слов, которые имеют переносное значение, всегда есть какая-то связь с прямым значением, то есть с предметом. Связь эта не обязательно может быть прямой и опосредованной. Иногда она может быть и косвенной, но всегда проходит через прямое значение слова. В качестве примера возьмем слово «грудь». Прямое значение этого слова таково: «верхняя часть передней стороны туловища, ниже шеи, до живота». Но есть еще и переносное: «поверхность, наружные слои земли»: И железная лопата в каменную грудь, добывая медь и злато, врежет страшный путь [16, 193].