Дипломная работа (бакалавр/специалист) Иностранные языки Лингвистика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Способы лингвистической репрезентации концептов «семья/Family“ в рекламных текстах (на примере рекламы туристических направлений для семейного отдыха)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 6
Глава 1. Способы лингвистической репрезентации концептов в текстах 6
1.1 Способы лингвистической репрезентации концепта «семья» 9
1.1.1 Понятие «концепт» в современной лингвистике 9
1.1.2 Способы лингвистической репрезентации концепта 13
1.2.3 Исследования концепта «семья» в современной лингвистике 15
1.2 Назначение концептов в текстах рекламы 16
1.2.1 Реклама, ее цели 18
1.2.2 Особенности рекламы туристических направлений 18
Глава 2. Текстовые репрезентации концептов «семья/Family» в рекламе туристических направлений для семейного отдыха 24
2.1 Общие особенности рекламных текстов 24
2.2 Лингвистическая репрезентация концепта «Семья» в рекламе туристических направлений для семейного отдыха на русском языке 27
2.3 Лингвистическая репрезентация концепта “Family“ в рекламе туристических направлений для семейного отдыха на русском языке 32
2.4 Сравнительный анализ репрезентации концептов «семья/Family» в русскоязычной и англоязычной рекламе туристических направлений для семейного отдыха 37
Заключение 40
Список использованных источников 43

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Феномен концепта давно находится в фокусе внимания лингвистов. В частности, концепт является сегодня одним из основополагающих категорий когнитивной лингвистики. Однако до сих пор ученые так и не пришли к единому мнению по поводу того, что такое «концепт». Кроме того, несмотря на то, что термин «концепт» является общепринятым, есть и похожие термины, например, «фрейм».
Под «концептом» обычно понимают идеальные, абстрактные единицы, которые существуют лишь в сознании человека. Внешне концепт выражается человеком с помощью языка. Но далеко не все концепты выражены в языке – в каждой культуре есть немало концептов, которые представлены в сознании носителей языка, но отсутствуют в языке.
Понятие «концепт» важно и интересно тем, что в нем находит отражение связь языка, мышления и культуры. Различные этносы имеют не просто разные языки, но и разные концепты мышления. Национальная специфика этноса состоит как раз в своеобразии концептов. Язык сам по себе не формирует национально-культурную специфику этноса, а служит лишь средством ее фиксации и выявления. Зато концепты уже прямо показывают, в чем разница между двумя культурами, или позволяют доказать отсутствие такой разницы.
Но исследовать культуру народа можно лишь при помощи анализа слов, так как это единственный доступный способ понять людей определенной нации. Развитие когнитивной лингвистики во второй половине ХХ века позволило описать процессы репрезентации реального мира в мыслительной деятельности человека с помощью языка. Единицей изучения когнитивной лингвистики является не слово или даже текст, а ментальный концепт.
Концепт как лингвокультурное явление в рамках лингвокогнитологии изучается в работах Г.Г. Слышкина, Е.С. Кубряковой, и др. Необходимо назвать также работы А.П. Бабушкина, С.К. Воркачева, Ю.С. Степанова, Н.Ю. Шведовой и многих других. В целом, проблема концепта исследовалась неоднократно.
Новизной исследования является то, что предпринята попытка сравнить концепты «Семья» и «Family» между собой.
В практически любой культуре семья имеет важнейшее значение. Скорее всего, все культуры одинаково ценят семью. Но они подмечают в концепте «семья» свои, важные именно для этой культуры, особенности и черты.
Объектом исследования является концепт «Семья/Family».
Предметом исследования является анализ и сравнение концептов «Семья» и «Family» в рекламных текстах (на примере рекламы туристических направлений для семейного отдыха).
Целью исследования является изучение концептов на примере лингвистической репрезентации концептов «Семья/Family» в рекламных текстах (на примере рекламы туристических направлений для семейного отдыха).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие «концепт» в современной лингвистике;
2) выявить способы выявления концептуальных структур;
3) выявить общие особенности рекламных текстов;
4) провести анализ лингвистической репрезентации концепта «Семья» в рекламе туристических направлений для семейного отдыха на русском языке;
5) провести анализ лингвистической репрезентации концепта “Family“ в рекламе туристических направлений для семейного отдыха на русском языке;
6) провести сравнительный анализ репрезентации концептов «Семья/Family» в русскоязычной и англоязычной рекламе туристических направлений для семейного отдыха
Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования материала из текстов рекламы туристических направлений для семейного отдыха.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: метод анализа научной литературы, метод классификации языковых единиц, метод компонентного анализа, метод семантического описания. На первом этапе исследования была изучена научная литература. Затем были проанализированы достаточное количество текстов рекламы туристических направлений для семейного отдыха. На основе данного анализа были сделаны выводы по теме исследования.
Практическая ценность исследования состоит в том, что есть возможность использования материалов данной работы в процессе преподавания теоретического курса по общему языкознанию или лингвистики.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, нами была достигнута цель исследования, мы провели изучение концептов на примере лингвистической репрезентации концептов «Семья/Family» в рекламных текстах (на примере рекламы туристических направлений для семейного отдыха).
Также, мы обобщили теоретические основы исследования концептов в современной лингвистике, выделили особенности рекламы. Рекламное сообщение имеет четкую структуру, каждый компонент которой выполняет определенную функцию.
Кроме этого рекламный текст имеет прагматическую направленность. Текст и стилистика рекламного сообщения соответствует особенности рекламируемого товара, целям рекламы, и особенностям потенциальных потребителей данного товара.
Анализ рекламных текстов свидетельствует об универсальности использования языковых единиц разного уровня, которые заставляют работать воображение и память реципиента. Именно поэтому в рекламных текстах практически каждая лингвистическая единица является не только семантически значимой, но и обладает особой коммуникативной силой. Успех рекламы зависит от ее языкового выражения, поэтому в настоящее время практически любая реклама содержит в себе выразительную лексику и обращается к эмоциям адресата.
В исследовании мы выделили сайт как разновидность компьютерного рекламного дискурса и исследовали его на примере сайтов британских и российских туристических компаний. Согласно сделанному исследованию, сайт состоит из неограниченного и заранее не определенного количества страниц, информация на которых представлена в виде электронных рекламных текстов. Туристические сайты – необычная реклама, потому что она включает полное информирование о продукте, а не просто создание представления о нем у потребителя.
В исследовании мы провели изучение текстов с сайтов британских и российских туристических компаний, всего нами было проанализировано 60 текстов с сайтов российских туристических компаний Coral Travel и Tez Tour, и 40 текстов с сайта британской туристической компании Thomas Cook.
Согласно сделанному исследованию, в настоящее время все туристические компании выделяют такое направление, как «семейный отдых».
Концепт «семья» в России не ограничивается формулой «родители и несовершеннолетние дети». Бабушки и дедушки, часто и другие родственники, рассматриваются как полноправная часть «семьи», хотя можно отметить, что частотность упоминания в текстах бабушек и дедушек невысокая. Чаще всего в текстах упоминаются все-таки родители, но основная часть «семьи» – дети, особенно маленькие. Дети упоминаются во всех рекламных текстах, при этом именно маленьким детям уделяется подчеркнутое внимание. Подросткам внимания уделяется намного меньше, но при этом подростки все равно рассматриваются как составная часть «семьи».
«Семья» также предполагает заботу о детях, ответственность родителей и прочих родственников, а также внимание к безопасности детей. Наиболее частотными в текстах являются такие лексемы, как «комфорт», «удобство», «спокойствие», то есть актуализируется представление о семье как месте, в котором всем должно быть спокойно и комфортно.
Одновременно маленькие дети связываются с хлопотами и усталостью родителей от них, крайне часто встречается упоминание об «отсутствии хлопот» во время отдыха и о наличие нянь и аниматоров для детей. «Семья» в России ассоциируется со счастьем, хорошими отношениями, что в текстах туристических направлений актуализируется частым использованием эпитетов «счастливая семья», «дружная семья». На сайтах российских туристических компаний постоянно можно встретить предложения, включающие образовательные возможности для детей (музеи, образовательные программы).
Российская «семья» все делает для ребенка сама: защищает, воспитывает, учит. Российские родители очень ответственные, и считают себя обязанными долгое время заботиться о ребенке, о его благополучии, здоровье, образовании, и о том, чтобы ребенку было «интересно». Взамен они хотят особого внимания к себе как к «семье», особого отношения, внимания, что актуализируется в текстах при помощи словосочетаний «особое внимание к семьям», «особое отношение», «учет особых потребностей семей с детьми».
В Великобритании пару, зарегистрировавшую свой союз, но не имеющую детей, называют «партнерами», а не «семьей». Это позволяет людям спокойно жить, не ощущая необходимости быстрее завести ребенка, чтобы быть «нормальной семьей». В результате, дети рождаются, когда родители к этому действительно полностью готовы. Поэтому устают британские родители от детей меньше, и не считают отпуск поводом, наконец, отдохнуть от детей. Наоборот, на отдыхе как раз можно наконец-то провести время с ребенком.
Концепт «семья» в Великобритании ограничивается формулой «родители и несовершеннолетние дети», другие родственники не упоминаются в рекламных текстах, следовательно, не рассматриваются как полноправная часть «семьи». Центром семьи, как и в России, являются дети, что выражается в частотности упоминания в рекламных текстах детей всех возрастов. В отличие от российской рекламы, в британской рекламе чаще упоминаются подростки.
«Семья» в Великобритании предполагает веселье, совместное времяпрепровождение, спокойствие, комфорт. Наиболее частотными в текстах являются такие лексемы, как «fun», «enjoy», «relaxing», «friendly», то есть актуализируется представление о семье как месте, в котором все должны быть в хорошем настроении и получать удовольствие.
Также можно отметить, что «семья» в Великобритании включает детей до 12 лет. После 12 лет ребенку пора начинать постепенно отделяться от «семьи». Это теперь не «ребенок», а «тинэйджер», для него в отеле будут предусмотрены особые зоны, куда не будут приходить его родители, и где он сможет найти себе друзей. Британские родители считают совместный отдых с детьми поводом развлечься и повеселиться, а заодно потренировать подросших подростков в самостоятельности. Британская семья не несет функцию полной заботы о детях. В условиях довольно налаженной жизни в западной Европе, о детях и так есть, кому позаботиться. Родителям можно расслабиться, и заняться с детьми развлечениями.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что концепты «Семья / Family» имеют как общие черты, так и различия, и выбор языковых репрезентаций отличается, что объясняется изначально разными задачами этих социальных институтов в России и Великобритании.

   

Фрагмент текста работы:

 

1 СПОСОБЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТОВ В ТЕКСТАХ
1.1 Способы лингвистической репрезентации концепта «семья»
1.1.1 Понятие «концепт» в современной лингвистике
На современном этапе развития лингвистики концепт понимается как термин когнитивной лингвистики, объясняющий ментальные и психические процессы нашего сознания, а также как основной элемент всей информационной картины мира, которая отражает знание и опыт человека. В самом начале подобных исследований, предлагались и другие термины, в частности «мифологема» (В.Н. Базылев), «лингвокультурема» (В.В. Воробьев), но закрепился все-таки термин «концепт».
Для современной когнитивной лингвистики, именно «концепт» стал ключевым понятием, наиболее часто используемым в работах ученых. Можно сказать, что в настоящее время концепт – это наиболее общепринятый, распространенный термин во всех лингвистических исследованиях.
При этом в термин «концепт» до сих пор вкладывается разное содержание. Концепт понимается как комплексная единица сознания, включающая представления, образы, понятия [6, с. 143]. Концепт также представляет собой особую оперативную единицу памяти, языка мозга и всей картины мира, отраженной в человеческой психике, другими словами концепт не наблюдаем. Концепт – это категория мыслительная, отсюда и такой большой простор для истолкования этого понятия.
Среди современных ученых нет полного единства в понимании концепта, что обусловлено самим абстрактным характером рассматриваемого нами в данном исследовании явления. Самая распространенная сегодня точка зрения на концепт связана с тем, что его определяют как лингвокогнитивное явление. С точки зрения Е.С. Кубряковой, концепт – это единица памяти и всей картины мира, отраженной в человеческой психике [15, с. 90]. Концепт – это, по определению Н.Ю. Шведовой, содержательная сторона словесного знака. За содержательной стороной стоит понятие, принадлежащее умственной, духовной или жизненно важной материальной сфере существования человека. Это понятие, выработанное и закрепленное общественным опытом народа, имеющее в его жизни исторические корни, социально субъективно осмысляемое и соотносимое с другими понятиями [30, с. 603].
Точки зрения других ученых во многом схожи с вышеприведенными определениями. Под «концептом» понимают «идеальные, абстрактные единицы, смыслы, которыми человек оперирует в процессе мышления» [4, с. 23]; «комплексную мыслительную единицу» [23, с. 37]; «дискретную единицу коллективного сознания» [2, с. 3].
На современном этапе развития лингвистики концепт понимается как абстрактная, идеальная единица. Если лексическая единица определяет объект внешнего мира, то концепт объясняет ментальные и психические процессы сознания человека.
Это часть картины мира, которая отражает взгляды человека на действительность. Слова – это просто вербализация тех ментальных процессов, которые идут в сознании человека. С другой стороны, пока что мы можем добраться до сознания человека только через слова, поэтому при анализе концептов необходимо опираться на его словесное выражение, смотреть, какими словами или словосочетаниями он может выражаться в речи.
Концепт создается в сознании человека далеко не сразу, и происходит это на основе тех культурных традиций и прототипов, которые есть в обществе. Под влиянием личного опыта эти прототипы постепенно меняются, и так формируется индивидуальный концепт сознания. Именно поэтому взгляды людей на одни и те же понятия могут отличаться, ведь каждый из них имеет свой уникальный жизненный опыт.
Те культурные прототипы, на основе которых формируется индивидуальные концепты, складываются в культуре столетиями. Кроме того, существуют базовые концепты, которые воплощают основные культурно-исторические прототипы не просто отдельной какой-то национальной культуры, а всего человечества. Эти концепты не меняются в ходе развития, например, мужчина/женщина, дом, семья, государство, религия.
Теперь нужно рассмотреть те типологии концептов, которые уже есть в современной лингвистике. Их сейчас в лингвистике существует множество, так как сам по себе ментальный, абстрактный характер концептов позволяет ученым строить самые различные классификации. Концепты в различных исследованиях делят на самые разнообразные группы по содержанию, по степени абстрактности, по степени значимости, по форме выражения концепта и т.д. Разные ученые разделяют концепты по различным основаниям.
Например, З.Д. Попова, И.А. Стернин выделяют в своей работе следующие типы концептов [23]:
— концепт-представление;
— концепт-схему;
— концепт-понятие;
— концепт-фрейм;
— концепт-сценарий (скрипт);
— концепт-гештальт.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы