Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Спортивно-игровой метод в процессе подготовки волейболистов- детей старшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ — ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста 6
1.2 Особенности подготовки волейболистов 10
1.3 Роль спортивно-игрового метода в процессе подготовки волейболистов 25
Выводы по первой главе 29
2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ — ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОГО МЕТОДА 30
2.1. Методы и организация исследования 30
2.2. Обоснование методики по совершенствованию физических качеств волейболистов — детей старшего школьного возраста с применением спортивно-игрового метода на этапе начальной подготовки 32
2.3. Результаты исследования физических качеств волейболистов — детей старшего школьного возраста и их обсуждение 38
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Введение:
Актуальность исследования. Волейбол — один из видов спорта, который обеспечивает гармоничное развитие детей и молодежи. Широкая сеть спортивных секций обеспечивает мас¬совость занятий волейболом и позволяет осуществлять подготовку спортивного резерва. В связи с вхождением волейбола в олимпийскую программу, имеет место возрастание требований к физическим качествам спортсменов, их техническим навыкам и тактической подготовке.
Система подготовки, основу которой составляет соревновательный процесс, повысила уровень спортивного мастерства большинства спортсменов-волейболистов. Однако асов, которые способны выигрывать чемпионаты мира еще очень мало.
В настоящее время часто наблюдается несоответствие уровня физической, технико-тактической подготовленности спортсменов требованиям соревновательной деятельности, что актуализирует вопросы разработок эффективных методик их подготовки.
Цель исследования заключается в разработке методики по совершенствованию физических качеств волейболистов – детей старшего школьного возраста с применением спортивно-игрового метода на этапе начальной подготовки в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
— охарактеризовать анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста,
— выявить специфику подготовки волейболистов,
— определить роль спортивно-игрового метода в подготовке волейболистов,
— провести диагностику уровня развития физических качеств волейболистов – детей старшего школьного возраста,
— разработать и экспериментально апробировать методику по совершенствованию физических качеств волейболистов — детей старшего школьного возраста с применением спортивно-игрового метода на этапе начальной подготовки.
Объект исследования: Процесс подготовки волейболистов-детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования: Методы подготовки волейболистов-детей старшего школьного возраста.
Научная разработанность проблемы.
Проблема подготовки волейболистов находится в центре внимания таких исследователей как: Л.Р. Айрапетянц, Э.К. Ахмеров, Т.А. Ахметжанов, А.В. Беляев, А.Т. Гарипов, Ю.Д. Железняк, Ю.Е. Жуков, А.В. Ивойлов, Е.В.Фомин и др.
На значение спортивно-игрового метода в подготовке юных волейболистов указывали: А.В. Ивойлов, Ю.Д. Железняк, Ю.Н. Клещев, А.Р. Малхазов, П.В. Матижев и др.
Гипотеза исследования: введение в процесс подготовки волейболистов – детей старшего школьного возраста дополнительного комплекса игр для развития быстроты, координации, силы, будет способствовать улучшению их физических качеств.
Методы исследования:
— теоретические: анализ и обобщение литературных источников, сравнение, обобщение материалов и исследовательских данных с целью изучения базового понятийного аппарата;
— эмпирические: опытно-экспериментальная работа, педагогическое наблюдение, тестирование;
— математические: анализ количественной обработки эмпирических данных (t — критерия Стьюдента)
Методики исследования: тесты: бег 30 м (быстрота); челночный бег 5х6 м (координация); прыжок в длину с места толчком двумя ногами (сила ног); бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя (сила рук).
Эмпирическая база исследования: Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ №2 СП ДЮСШ п. Безенчук Самарской области в период с 2018 по 2019 гг. В исследовании принимали участие 20 спортсменов в возрасте 15-16 лет, которые являются воспитанниками секции «волейбол».
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная методика по совершенствованию физических качеств волейболистов — детей старшего школьного возраста с применением спортивно-игрового метода на этапе начальной подготовки может быть использована тренерами в процессе подготовки волейболистов в системе дополнительного образования в общеобразовательной школе.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, выводов к главам, заключения, списка литературы.
Заключение:
1. Обучение волейболу детей старшего школьного возраста должно базироваться на учете анатомо-физиологических особенностей обозначенного возрастного периода и ориентироваться на развитие быстроты, силы, координационных способностей.
2. Система спортивной подготовки по волейболу в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «волейбол» включает следующие этапы:
— Этап начальной подготовки.
— Тренировочный этап.
— Этап совершенствования спортивного мастерства.
— Этап высшего спортивного мастерства.
В основу подготовки волейболистов положен годичный тренировочный цикл, который в соответствии с закономерностями развития спортивной формы представлен тремя периодами:
— подготовительным,
— соревновательным,
— переходным.
Специфика системы подготовки волейболистов заключается в тесной взаимосвязи развития физических качеств и спортивной техники.
3. Выявлена роль игрового метода в подготовке волейболистов, которая заключается в том, что он выступает фактором для овладения спортсменами техническими и тактическими действиями, которые являются элементарными, формирования и совершенствования физических качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координации) посредством достижения конкретных двигательных задач в условиях, которые быстро меняются.
4. Основной упор в разработанной методике сделан на развитие физических качеств (быстроты, координации, силы) волейболистов-детей старшего школьного возраста на этапе начальной подготовки посредством использования дополнительного комплекса подвижных и спортивных игр.
5. Получены хорошие результаты: обе группы улучшили показатели, но экспериментальная группа стала достоверно отличаться от контрольной в лучшую сторону.
Таким образом, разработанная методика по совершенствованию физических качеств волейболистов — детей старшего школьного возраста с применением спортивно-игрового метода на этапе начальной подготовки способствовала повышению уровня физической подготовленности волейболистов-детей старшего школьного возраста по выбранным показателям.
Гипотеза, выдвинутая нами и состоящая в том, что введение в процесс подготовки волейболистов – детей старшего школьного возраста дополнительного комплекса игр для развития быстроты, координации, силы, будет способствовать улучшению их физических качеств, подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ — ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста
Охарактеризуем анатомо-физиологические особенности детей 15-17 лет применительно к подготовке в волейболе.
Морфологические изменения, осуществляемые в тканях и органах в этот период функционально улучшаются.
Увеличение длины тела в 15-17 лет носит неравномерный характер. После 16 лет рост тела у девочек практически останавливается, у мальчиков данный процесс происходит после 17.
Увеличение веса происходит пропорционально. Так, увеличение роста ежегодно происходит на 4-5 см, а веса — на 2-3 кг [41].
Интенсивность прироста массы тела у девочек имеет место в период между 10–11 годами, а у мальчиков между 12–15. Существенный прирост массы тела у подростков осуществляется в период полового созревания. В этот период (с 10–11 до 14–15 лет) у девочек масса больше по сравнению с мальчиками, а с 15 лет у мальчиков больше.
Кости скелета в этом возрасте достаточно прочные и похожи на кости взрослого человека. Отметим, что уже к 9–11 годам завершается окостенение пальцев рук, в частности фаланг, к 12–13 годам, — запястья и пястья.
Заметно увеличение объема грудной клетки, которая у мальчиков больше по сравнению с девочками. Ее рост у девочек приходится на 13 лет, а у мальчиков на 15 лет.
В связи с этим, осуществляется увеличение жизненной емкости легких, которая в среднем у мальчиков составляет 2200 мл, у девочек — 2000 мл.
Благоприятная особенность сердечно — сосудистой системы в этот период выступает то, что объем крови у них больше в сравнении со взрослыми, что способствует интенсивному питанию тканей кровью, активному характеру процессов окисления. Это обуславливает более короткий период восстановления, чем у взрослых [49].
Развитие сердечной мышцы и объема сердца протекает до 18-20 лет. У юношей 16-17 лет объем сердца — 720 мл, а в 18 лет он достигает размера сердца взрослого человека.
Среди недостатков возраста следует отметить легкую возбудимость сердца, наличие аритмий в его работе, что обуславливается различными внешними факторами.
Известно, что систематический характер занятий физическими упражнениями способствует совершенствованию функций сердца, увеличению функциональных возможностей подростка.
В юношеские годы завершается развитие центральной нервной системы, значительным образом улучшается анализаторско-синтетическая деятельность коры головного мозга. Нервные процессы имеют большую подвижность, однако возбуждение все еще преобладать над торможением. Спецификой нервной системы обуславливается: повышенная возбудимость, проявления вспыльчивости, раздражения, склонности к аффективным проявлениям [49].
Значительное развитие быстроты в движениях обусловлено высокой возбудимостью и лабильным характером нервно-мышечного аппарата.
Н.В. Зимкиным отмечается, что систематичность занятий физическими упражнениями способствует успешности и полноценности протекания «пластических» процессов, в связи с чем у детей подросткового возраста лучшим образом протекает физическое развитие [24].
Для данного периода характерно увеличение мышечной массы, мышечной силы [26].
К 15 годам развитие суставов и связок, мышц и сухожилий имеет высокий уровень. Мышечный рост характеризуется интенсивностью. Например, у ребенка 8 лет мышцы составляют около 27% от массы тела, в 12 лет — около 29%, в 15 лет — около 33% от массы тела.
У мальчиков прирост веса мышц относительно массы тела выше, чем у девочек, т.е. у них лучше развита мышечная сила. Масса мышц относительно веса тела у девушек на 14% меньше, по сравнению с юношами, а вес жировой ткани выше на 10%.
К 15 летнему возрасту мышцы по своим свойствам практически не имеют отличий от мышц взрослого.
Функциональность мышц у подростков носит более низкий характер по сравнению со взрослыми. Например, максимально возможная мощность работы для людей 20-30лет — 100%, у 9 летнего ребенка — 40%, у 12-летнего — 65%, а в возрасте 15лет — 92%. Производительность работы на единицу времени в 15лет равна 65-70% относительно производительности взрослого человека [25].
В 15-17 лет подростки достаточно знают себя и возможности организма, могут осуществлять контроль движений.
У старших школьников имеет место наличие:
— интереса к занятиям физическими упражнениям,
— достаточная готовность обучаться,
— активности и желания к занятиям.
Рассматриваемый возраст является сенситивным для быстрого овладения основами спортивной техники в волейболе, что обусловливается наличием высокой подвижности суставов.
Характеристиками физических качеств являются:
— легкость,
— подвижность суставов,
— мышечная эластичность,
— ловкость и сноровка, что способствует быстрому овладению двигательными навыками, облегчает обучение приемам техники броска.
М.Ф. Иваницкий отмечает, что возраст 15-17 лет является благоприятным для «закладывания» основ для формирования навыков движения и физических качеств, что обусловлено всеми показателями физических способностей, имеющими высокие нормы прироста. Это имеет отношение, прежде всего, к быстроте и ловкости [26].
В 15-17 лет имеет место развитие гибкости, однако оно менее эффективное по сравнению с возрастом 10-12 лет, что объясняется меньшей растяжимостью мышечно-связочного аппарата у подростков в этот период. К примеру, после одной тренировки рост растяжимости мышечно-связочного аппарата у младших подростков, которые не занимаются спортом, составляет:
— в суставах плеча 10 — 12 %;
— в суставе столба позвоночника 8 — 9 %;
— в тазобедренных суставах — 10 — 12 %.
У подростков 15-17 лет эти показатели соответствуют:
— 5 — 6 %;
— 4 — 5 %;
— 8 — 10 % [49].
Занятия спортом способствуют значительному увеличению подвижности суставов. У спортсменов она значительно выше, чем у подростков, не занимающихся спортом, и находится в зависимости от ряда факторов, среди которых:
— возраст,
— вид спорта,
— квалификация [23].
Недостаточным образом развитая гибкость способствует сокращению подвижности суставов, является причиной, препятствующей приобретению необходимых двигательных навыков, тормозит развитие силы, быстроты, ловкости, способствует снижению качества управления движениями и др.
Следует также отметить, что в подготовке волейболистов значимую роль имеет физическое качество, представленное силой [25].
Старший подросток может усваивать элементы техники волейбола, что обусловливается улучшением его общей двигательной координации, готовности мышц точным образом реагировать на нервные импульсы, которые являются управляющими [49].
У подростков, которые тренируются, значительно активизируется процесс касательно расширения базиса координации, на котором происходит дальнейшее развитие координационных способностей, относящихся к двигательным действиям спортивно-игровой направленности. Динамика развития специфических координационных способностей, в частности к: ритму, ориентированию в пространстве, равновесию, мышечному расслаблению, которое носит произвольный характер.
Таким образом, обучение волейболу детей старшего школьного возраста должно основываться на анатомо-физиологических особенностях данного периода и ориентировано на развитие быстроты, силы, координационных способностей.