Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Специфика семейного воспитания детей раннего возраста с отклонениями в развитии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ В
СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
1.1 Особенности развития детей раннего
возраста
1.2 Роль семьи в формировании личности
ребенка
2.2 Анализ результатов и выводы
Введение:
Для каждого человека семья является самой
важной системой, в которой он функционирует. Место семьи в жизни, каждый
человек определяет для себя сам. Ребенок растет и развивается в семье. Семья
является эталоном, на который ориентируются ребенок. В ней он познает нормы
морали, правила поведения, способы взаимодействия с окружающими людьми. В семье
ребенок знакомится с различными сферами жизни, освоение которых в будущем
формирует личность ребенка. Учитывая это, можно с полным правом считать, что
семья является основным институтом воспитания, социализации ребенка.
Развиваясь
ребенок, подвержен многочисленным внешним фактором, которые влияют на процесс
его развития. Причины могут носить как биологический, так и социальный
характер. Основой социализации ребенка выступает семья. В зависимости от модели
поведения родителей, ребенок строит свои взаимоотношения с окружающими людьми.
Если взаимоотношения в семье носят положительный характер, то и свои контакты
ребенок выстраивает на похожий манер, или наоборот отрицательные
взаимоотношения в семье приводят, к неправильной модели поведения у ребенка с
окружающими людьми. Взаимодействие в семье определяет становление ребенка, его
последующий профессиональный путь во взрослой жизни.
Семья
является первым социальным институтом для ребенка в которой формируется основа
личности ребенка. Первый жизненный опыт ребенок также приобретает в семье и в
последующей жизни ориентируется на него.
Семья,
воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии – это семья как правила носит
определенный статус, которые соответствует о том, что в семье существуют
определенные трудности, связанные с особенностями ребенка. В такой семье важное
значение имеет личностные качества родителей, их взаимоотношения, отношение к
существующей проблеме. Такие семьи обычно характеризуются закрытостью от
внешнего мира, недостаточным общением как внутри семьи, так и за ее пределами,
особенное положение в семье ребенка с отклонениями, которое обусловлено его болезнью.
Актуальность
данной работы обусловлена следующими факторами: во-первых, назрела
необходимость в разработке действенных клинико-психологических программ,
направленных на работу не только с самим ребенком, но и с членами его семьи;
во-вторых, необходимостью при их составлении учета особенностей
детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания.
Данной
проблемой занимались: Азарова Ю.П., Антонова А.И., Дементьевой Н.Ф., Холостовой
Е.И. В которых рассматриваются проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в
развитии, особенности детей с ограниченными возможностями.
Объект
исследования: семейное воспитание.
Предмет
исследования: особенности семейного воспитания детей раннего возраста с
отклонениями в развитии.
Цель
исследования: выявить специфики семейного воспитания детей раннего возраста с
отклонениями в развитии.
Задачи
исследования:
1)
рассмотреть особенности развития детей раннего возраста;
2)
проанализировать роль семьи в формировании личности ребенка; проблемы
родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями;
3) раскрыть
особенности семейного воспитания и проблемы семьи, воспитывающей ребенка с
отклонениями в развитии;
4) выявить
стиль семейного воспитания семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;
5) обобщить
полученные данные по проблеме исследования.
Гипотеза
исследования: мы предполагаем, что появление ребенка с нарушениями в развитии
влияет на стиль семейного воспитания и отношения в семье.
Методы
исследования:
– теоретические
(анализ научной литературы по данной проблеме);
– эмпирические
(анкетирование, тестирование).
Теоретико-методологическую
основу исследования составили концепция культурно-исторического развития
психики и основные подходы к исследованию личности ребенка с отклонениями в
развитии Л.C. Выготского, концепция отношений личности В.Н. Мясищева; принцип
единства сознания и деятельности, изложенный в трудах C.B. Рубинштейна
[системный подход, рассматривающий психику в целом как совокупность
субъект-субъектных отношений ,Б.Ф. Ломов; интегративный и личностный подходы к
лечению, абилитации и реабилитации детей с психическим недоразвитием и их семей
(Варга, Д.Н. Исаев, А.И. Захаров, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, и др.)
База
исследования: ГБОУ школа №199 ДО №7.
Теоретическая значимость: исследования
заключается в том, что расширены научные представления об особенностях
семейного воспитания детей раннего возраста с отклонениями в развитии.
Практическая
значимость: данное исследование могут использовать в своей работе специалисты
по социальной работе и родители, воспитывающие ребенка с отклонениями в
развитии.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы.
Заключение:
Семья – это неотъемлемая составляющая социально – педагогической
работы, так как успешное становление и социализация ребенка во многом
ориентируется семейной ситуацией.
На развитие человека оказывает действие большое количество всевозможных
причин, как биологических, так и социальных. Основным общественным фактором,
влияющим на развитие личности, считается семья. В зависимости от состава семьи,
от взаимоотношений в семье к родственникам и вообще к находящимся вокруг людям
человек сформировывает собственные взгляды, строит собственные отношения с
окружающими. Отношения в семье оказывают большое влияние на то, как человек в
дальнейшем будет строить собственную карьеру, по какому пути он пойдет.
Для создания положительных условий воспитания ребенка с нарушениями в
развитии в семье родителям, для начала следует знать специфики болезни и
развития ребенка. Большое значение имеет правильный распорядок дня: соблюдение
режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулкам. Важную роль
играет и организация регулярных, целенаправленных занятий по развитию речи,
формирования умений самообслуживания и двигательных навыков и умений.
Установлено, что присутствие особого распорядка создает условия, при которых у
ребенка нет причин для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных
требований. Со временем он упражняется в умении удерживаться и регулировать
свое поведение.
Таким образом, семья в жизни каждого человека играет чрезвычайно
существенную роль. Особо важно понимание семьи для ребенка, личность которого
еще лишь складывается. Для него семья – это самые близкие люди, принимающие его
таким, какой он есть, независимо от общественного статуса, состояния
самочувствия и индивидуальных отличительных черт. Это то место, где можно
решать возникшие трудности, найти поддержку, понимание и сочувствие. Но в то же
время семья может стать основанием формирования отрицательных качеств в
ребенке, мешать его адаптации в меняющихся жизненных условиях.
На основе проведенного исследования в
соответствии с выделенными задачами, были получены следующие выводы.
1. На основе анализа научной литературы по
теме исследования были выявлены особенности развития детей раннего
возраста. Как показали исследования,
данный возраст определяет последующие как физическое, так и психическое
развитие.
2. Проанализировав
роль семьи в формировании личности ребенка, было выявлено, что семья является
первым социальным окружением для ребенка, в результате чего оказывается
непосредственное влияние на формирование его личности, которая формируется на
основе взаимодействия с находящимся вокруг миром.
3. Рассмотрев
особенности семейного воспитания и проблемы семьи воспитывающего ребенка с
отклонениями в развитии, было выявлено, что основной проблемой в семье является
преодоление эмоционального стресса и чувственных трудностей, поскольку без
этого нельзя улаживать трудности воспитания ребенка с отклонениями в развитии.
В процессе диагностического обследования были
выявлены следующие особенности семейного воспитания, в семьях воспитывающих
детей с отклонениями в развитии: в группе было выявлено два основных типа
семейного воспитания: эмоциональное отвержение ребенка и гиперпротекция. Проведенное
обследование показало, что в неполных семьях преобладает эмоциональное
отвержение ребенка, в полных – гиперпротекция. При эмоциональном отвержении
ребенка взаимоотношения в семье прохладные, присутствует наказание ребенка как
психически, так и физически. В такой семье у ребенка ограничена
самостоятельность, удовлетворяются только основные потребности, не интересуются
ребенком как личностью.
Второй тип взаимоотношений, выявленный в процессе диагностического
обследования, это гиперпротекция, при которой ребенок с отклонениями в развитии
это смысл жизни родителей, в результате чего страдают остальные члены семьи в
первую очередь другие дети. В основном такой тип воспитания выявлен в полной
семье, где двое детей. Потребности ребенка с нарушениями являются основными в
жизни семьи.
На основе проведенного диагностического
обследования было рекомендовано проведение коррекционной работы, по
формированию взаимоотношений в семье.
Таким образом, задачи, поставленные в начале
работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Необходимо отметить, что данная область исследования нуждается в дальнейшей
научной разработке, так как позволяет специалистам эффективнее осуществлять
работу по формированию правильных отношений в семьях воспитывающих детей с
отклонениями в развитии.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
1.1 Особенности
развития детей раннего возраста
Ранний возраст характеризуется интенсивным психическим развитием,
обусловленным быстрым созреванием всех функциональных систем организма,
приспосабливающимся одновременно к окружающей среде. Ведущими факторами,
обусловливающими развитие детей раннего возраста, являются такие, как
предметная деятельность, общение со взрослыми, речь, формирование
произвольности поведения, а также потребности в общении со сверстниками [12].
В период раннего возраста качественно иное содержание отмечается в ситуативном
восприятии ребенком окружающего мира, поскольку поведение и психика ребенка
зависят от ситуации, которую ребенок непосредственно воспринимает. В своих
исследованиях А.С. Галанов выделяет связь между чувственным опытом и
восприятием в данный период, что опосредует как поведение, так и реакции
ребенка. По мере освоения навыка ходьбы у ребенка появляется возможность к
самостоятельному передвижению, и одновременно расширяются возможности для
освоения окружающего пространства. После года ребенок уже может свободно
вступать в контакт с предметным миром, увеличивается доступ к предметам,
которые ранее причислялись к недоступным, а по мере самостоятельного
передвижения стали более доступными [15].
Ко второму году жизни у ребенка происходит развитие координации
движений, а также освоение уже более сложных действий и их комплексов. Ребенок
не только имеет доступ к необходимым предметам, совершенствуется в лазании,
прыгании, преодолении препятствий, но и активно овладевает навыками
самообслуживания.
На втором году жизни происходит активное усвоение ребенком действий с
предметами-орудиями. Первичные действия орудийного характера преобразуются в
действия ручного характера, развиваемые по мере приспособления ребенка к
предметной деятельности.
Одновременно происходит развитие восприятия детей раннего возраста, что
обусловлено актуализацией предметно-практической деятельности, которая
соотносится с орудийными и соотносящими действиями, реализация которых
предопределяет ориентировку ребенка на совокупность различных свойств
предметов. Сначала при соотнесении ребенком свойств и качеств предметов эта
деятельность носит практический характер, в дальнейшем такое практическое
соотнесение способствует формированию перцептивных соотнесений, детерминирующих
уже совершенствование и перцептивных действий.
Кроме того, качественным преобразованиям подвергается и речевое развитие
детей, что можно представить в качестве одного из ведущих достижений ребенка
1-2 лет. Словарь ребенка трех лет, по мнению Т.Д. Марцинковской, насчитывает
более 400 слов [17].