Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Специфика организации самостоятельной работы обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Особенности организации самостоятельной работы учащихся 6
1.1 Сущность понятия «самостоятельная работа учащихся» и различные подходы к ее классификации 6
1.2 Место и роль самостоятельной работы учащихся в процессе обучения 14
1.3 Требования к отбору заданий для составления комплекса упражнений по формированию умений самостоятельной работы обучающихся 24
Глава II. Методические рекомендации по организации самостоятельных работ на уроках 32
2.1 Анализ темы «Причастие как часть речи» 32
2.2. Требования к составлению заданий, направленных на формирование умений самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения темы « Причастия как часть речи» 38
2.3 Комплекс упражнений по формированию навыков самостоятельной работы учащихся по теме «Причастия как часть речи» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Введение:
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от обучающегося требуется способность самостоятельно определять цели собственного обучения, устанавливать и определять для себя новые задачи в обучении и познавательной деятельности, совершенствовать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, способность самостоятельно планировать пути достижения целей, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
В связи с этим перед педагогом стоит цель организации самостоятельной деятельности учеников в процессе выполнения, какой не только фиксируются умение и навыки, однако и формируется их творческое мышление и умение решения теоретических и практических проблем.
Современная педагогическая дисциплина приоритетным направлением новых образовательных стандартов устанавливает гуманистический подход в организации хода преподавания. Основным принципом гуманистической модели учебного процесса представляется формирование личности ученика. Уровень формирования ученика измеряется и расценивает его возможность самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной и практической деятельности. Имеющаяся на сегодняшний день концепция всеобщего образования не вынашивает еще действительно гуманистический характер. Во взаимосвязи с этим не в полной мере школа содействует формированию и развитию учеников, подготавливает к креативному исполнению всех функций в новом сообществе. Совершенным итогом обучения предстает достижение такого уровня, когда ученик готов к самообразованию, самовоспитанию. Что в свою очередь неосуществимо без самостоятельности.
Актуальность изученной нами темы определена тем, что нынешняя теория образования учитывает существенное повышение доли самостоятельности учащегося как субъекта учебного процесса, способного благополучно самореализоваться в изменяющемся мире, реализовывать непрерывное образование в процессе всей жизни. Только лишь направленная регулярная самостоятельная деятельность каждого школьника дает возможность глубоко освоить знания, сформировать и укрепить умения, их в надлежащие навыки интеллектуального труда.
Огромный вклад в формирование самостоятельной деятельности школьников в ходе обучения привнесли известные учителя Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и многие другие; психологи Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и другие.
Данные изучения продемонстрировали, что одним из результативных средств формирования самостоятельности и творческой инициативности учащихся представляется самостоятельная работа. Суть определения «самостоятельная работа», цели, задачи, дидактические принципы, функции самостоятельной деятельности, формы и способы ее организации в ходе обучения подробно и глубоко проанализированы в анализах: Гарунова М.Г., Королькова Б.Е., Нильсона О.А., Орловского В.Г., Пидкасистого П.И., Цукаря А.Я., Чиканцевой Н.И. и других.
Одной из ключевых проблем технологии преподавания русского языка представляется организация самостоятельной работы учеников на уроках.
Организация самостоятельной работы учеников обязана быть ориентирована на пробуждение активности учащегося и поддержание его индивидуальности при обучении. Многое в усвоении материала сопряжено с организацией педагогом самостоятельной деятельности школьников: следует свести к минимальному количеству разъяснения и объяснения, отдав все прочее время управлению деятельностью каждого ученика с новым материалом. Как демонстрирует опыт работы креативных преподавателей, чем меньше педагог говорит сам, тем лучше он ориентирует и контролирует деятельность каждого из учащегося в классе, тем успешнее обучение.
Объект исследования: процесс обучения русского языка в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка.
Цель исследования: разработать комплекс упражнений, ориентированных на формирование самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка.
Задачи исследования.
1.Изучить методическую литературу по выбранной теме.
2.Определить характерные черты организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка.
3.Изучить требования к отбору заданий для самостоятельной работы учащихся.
4. Провести анализ темы «Причастия как часть речи».
5. Выделить требования к разработке комплекса упражнений по теме «Причастный оборот».
6. Разработать комплекс упражнений по развитию навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Заключение:
В ходе исследования представленной нами работы удалось выяснить, что для эффективной организации самостоятельной работы ученика педагог обязан обладать способностью составлять план познавательного процесса ученика и грамотно подбирать метод разрешения заданий, при этом огромная значимость уделяется подбору учебного материала.
Эффективность самостоятельной деятельности достигается, если она представляется одним из составных, базисных компонентов учебного процесса, и для неё учитывается специализированное время на занятии, если она ведется по плану и систематически, а не нерегулярно и эпизодически. Лишь при этом обстоятельстве у учеников формируются постоянные умения и навыки в выполнении разных типов самостоятельной работы, и наращивается скорость их выполнения.
В согласовании с установленной целью были установлены следующие задачи. Для разрешения первой и второй задач было исследовано определение самостоятельная работа: в труде Б. П. Есипова, с точки зрения неформальных взглядов, в словарях. Так же проанализирована суть самостоятельных работ и разнообразные комбинации к ее систематизации. И мы пришли к заключению, что педагогу следует стимулировать учеников к проблемам, решение которых они станут искать в самостоятельно приобретаемых знаниях, содействовать подготовке их к интенсивной деятельности ума, рвению приобретать новые знания.
Следующая задача состояла в исследовании условий к отбору заданий для самостоятельной деятельности учеников. За основу брались такие условия как наличие определенной цели, наличие закономерной взаимосвязи прежде выученного материала, градационное усложнение, учет персональных характеристик учеников.
Для решения четвертой задачи был сконструирован комплекс упражнений по развитию умений в самостоятельной деятельности учеников на уроках русского языка.
Делая заключение, допускается отметить, что:
1. Регулярно проводимая самостоятельная деятельность (с книгой по
решению заданий) при верной ее организации содействует приобретению учеником более углубленных и крепких знаний по сопоставлению с теми, что они получают при сообщении педагогом готовых знаний.
2. Организация подготовки учеником разных по дидактической цели и составу самостоятельных работ содействует формированию их познавательных и творческих способностей, формированию мышления.
3. При тщательнейшим образом продуманной методологии выполнения самостоятельных работ нарастают темпы развития у учеников умений и навыков практического характера, а это в свою очередность проявляет позитивное воздействие на развитие познавательных умений и навыков.
4. С течением времени при регулярной организации самостоятельной деятельности на занятиях и комбинировании ее с разнообразными типами домашней работы по предмету у учеников формируются постоянные навыки самостоятельной деятельности. В итоге для подготовки приблизительно подобных по размеру и уровню сложности заданий ученики тратят намного меньше времени по сопоставлению с учениками таких классов, в каких самостоятельная деятельность совсем не проводится, либо ведется не систематично. Это дает возможность со временем увеличить темпы изучения программного материала.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Особенности организации самостоятельной работы учащихся
1.1 Сущность понятия «самостоятельная работа учащихся» и различные подходы к ее классификации
Термин «самостоятельная работа», который приобрел стойкое положение в дидактике, включает в себя не одно смысловое значение. В определенных вариациях – это модель и метод организации учения, в коих представлена деятельность учителя и деятельность учеников, в иных – это специальные задания, предназначенные для самостоятельного выполнения, имеет положение и толкование её как работы учащихся, что проходит в процессе обучения без непосредственной роли учителя. Тут обнаруживается неочевидность трактовки этого термина.
Однако в каждом виде термина авторы стремятся отразить признаки, характеризующие его. Широкую используемость получило определение, которое сформулировал Б.П. Есипов: «Самостоятельная работа, включаемая в процесс преподавания, — это подобная работа, что осуществляется без непосредственной роли учителя, но согласно его заданию и в точно отведенный для этого период; при этом ученики осознанно стараются достичь установленной цели, проявляя собственные старания и показывая в той либо другой форме итоги собственных интеллектуальных и физических действий».
Следуя данной концепции, прочие учителя замечают, что самостоятельная работа имеет возможность быть представлена исполнением групповых, персональных и фронтальных заданий на уроках, консультациях, а кроме того, в домашних условиях.
Следовательно, основными свойствами самостоятельной работы при данном подходе представлены:
1) выделение для неё специального времени;
2) наличие задания педагога (фронтального, группового, индивидуального);
3) отсутствие прямого участия педагога в деятельности;
4) интеллектуальные и физические усилия обучающихся, нацеленные на достижение цели;
5) итоги работы.
Анализ научно-методической литературы, демонстрирует, что при данном подходе в поле зрения появляется логико-содержательная сторона деятельности, а вернее работа обучающихся, ориентированная на осуществление самостоятельных работ.
Тем не менее, при данном подходе появляется проблема: допускается ли считать самостоятельной работой осуществление учениками тренировочных упражнений, разрешение типовых проблем, не требующих творческой работы. Ведь данные типы заданий представляются ключевыми во время изучения профессий и представлены полностью оправданными при закреплении знаний и развитии умений. И требуют от обучающегося воли и сосредоточенности интеллектуальных и практических действий, самостоятельности; степень которой находится в зависимости не только от содержания материала, но и от персональных возможностей школьника. Следовательно, даже наиболее несложные типы самостоятельных работ порождают активные действия, что учащийся обязан осуществлять лично. Акцентируя интерес на познавательной работе обучающихся, необходимо принимать во внимания и прочие особенности самостоятельной деятельности, в частности те, что определяют её внешнюю, координационную сторону.
Прочие дидакты сосредоточили внимание на еще на одну черту самостоятельной работы – побуждение, привлечение обучающихся в интенсивное познание (Р.Г. Лембер, П.И. Пидкасистый). Особенную значимость в этом приобретает учебная задача, что устанавливается перед учащимся, присваивается им и со временем преобразуется во внутреннего побудителя к воздействию, в мотив.
Однако в дидактике отсутствует однозначное понимание сути самостоятельной работы, что говорит о трудности и многомерности этого определения.
Понятие «самостоятельная работа» следует анализировать, как целую систему действий педагога и обучающихся, а, значит выявлять при помощи совокупности особенностей, отображающих диалектическое единство внутренней и внешней сторон, что в реальном учебном процессе практически неотделимы.
Содержание задания и конфигурация его предъявления, установки педагога, применяемые ресурсы преподавания и их организация определяет причину деятельности учеников, их интеллектуальные и волевые старания, мыслительные операции, практические действия, самостоятельность обучающихся. С другой стороны, самостоятельная работа во всем её богатом проявлении (соответствие установленной цели, соответствие способов выполнения, затруднения, творчество) стимулирует преподавателя к контролированию, коррекции, консультации, вспомогательным указаниям и прочим специальным действиям.
Исследование педагогической литературы дает возможность нам удостовериться, что в качестве ключевых особенностей в определении «самостоятельная работа» необходимо выбрать:
1) наличие задания,
— руководство учителя,
— самостоятельность учащихся,
— выполнение задания учащимися без непосредственного участия учителя,
— активность учащихся.