Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Специфика формирования воспитательного процесса в любительском хореографическом коллективе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 8
1.1 Сущность и содержание воспитательной работы в творческом коллективе 8
1.2. Особенности организации воспитательной работы руководителя на занятиях любительского хореографического коллектива 15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 26
2.1 Организация и методика проведения репетиций в любительском хореографическом коллективе точки зрения воспитательной работы 26
2.2. Воспитательный потенциал поставновочной работы в любительском хореографическом коллективе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
Приложение 69
Введение:
Актуальность исследования. Социокультурная ситуация в современном российском обществе отмечена существенными изменениями и реформами во всех сферах жизни, что естественно отразилось на доминирующих ценностях, в том числе, и в образовании. В соответствии с этим, основной целью образования становится не оснащение обучающихся максимальным объемом знаний, умений и навыков, а их гармоничное и всестороннее личностное развитие. Для обеспечения достижения данной цели исследователи обращаются к различными видам художественного творчества и искусства, в ряде которых востребованным является хореографическое искусство, как профессиональное, так и любительское. Поэтому оно приобрело широкое распространение в различных образовательных учреждениях и учреждениях культуры. Именно этот факт обозначил проблему не только обучения самодеятельных танцоров специальным хореографическим навыкам и умениям, но воспитания духовной развитой личности.
Для осуществления квалифицированной профессиональной деятельности руководителю любительского хореографического коллектива недостаточно владеть только технологиями обучения танцу, в условиях растущей информатизации и технократичности общества особенно актуальным становится его способность к выбору необходимого направления методологии воспитания и методики воспитательной работы.
Все это актуализирует научное изучение и эмпирическое исследование организационных форм, приемов и методов воспитательной работы в любительском хореографическом коллективе, которые необходимы его руководителю для гармоничного и разностороннего развития личности самодеятельных исполнителей.
В целом можно судить о наличии научного интереса к проблемам применения хореографического искусства в системе воспитания подрастающего поклонения, однако, они до сих пор недостаточно исследованы и требуют дальнейшего изучения.
В связи с этим проблема исследования: какова специфика воспитательного процесса в любительском хореографическом коллективе?
Объект исследования – воспитательный процесс в любительском хореографическом коллективе.
Предмет исследования – деятельность руководителя самодеятельного хореографического коллектива по организации воспитательной работы в любительском хореографическом коллективе.
Гипотеза исследования заключается в предположениях о том, что эффективная воспитательная работа в любительском хореографическом коллектив будет реализована при соблюдении следующей специфики:
— учета не только возрастных, но и индивидуальных особенностей и специальной одаренности каждого участника;
— создании комфортных психолого-педагогических условий для творческого развития участников коллектива на репетиционных занятиях;
— соблюдении баланса индивидуальной и коллективной деятельности для достижения общего творческого результата в процессе постановочной работы и концертной деятельности коллектива;
— готовности руководителя коллектива к осуществлению не только балетмейстерской и организационно-управленческой, но и воспитательной деятельности с его участниками.
Цель исследования: выявление особенностей форм и средств воспитательной работы в любительском хореографическом коллективе.
Для достижения цели исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать сущность воспитательной работы в творческом коллективе.
2. Выявить особенности организации и содержания занятий в любительском хореографическом коллективе.
3. Определить воспитательный потенциал репетиционной и постановочной работы в любительском хореографическом коллективе.
4. Сформулировать методические рекомендации по формированию воспитательного процесса в любительском хореографическом коллективе.
Степень изученности проблематики исследования.
Проблемы воспитания находятся в центре внимания отечественных ученых. Так, возможности применения системного подхода в теории воспитания рассматривались в работах Ф.Ф. Королева, А.Т. Куракина, Л.И. Новиковой. Методика целостной организации воспитательного процесса изучалась В.С. Ильиным, Ю.А. Конаржевским, Н.М. Таланчуком и др. Концепция воспитательной системы школы разрабатывалась В.А. Караковским, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой и др.
Особое место воспитательный процесс занимает в системе приобщения детей, подростков и юношества к различным видам искусства и художественного творчества. Здесь речь идет, прежде всего, о самодеятельном творчестве, которое охватывает гораздо больший контингент, чем число тех, кто ориентирован на профессионализацию. Хореография занимает одно из первых мест среди направлений массового самодеятельного творчества. В конце прошлого столетия сущность массовой хореографии, новый взгляд на значение и возможности этого вида искусства для творческого развития подрастающего поколения нашли отражение в исследованиях С.В. Акишева, Н.А. Евстратовой, Е.Н. Михайловой и др. Вопросы взаимодействия педагога и обучающихся в процессе хореографических занятий рассматривались в работах А.В. Долгополовой, Т.Г. Севастьяниной и др.
Существенное внимание уделяется в современной педагогике
Заключение:
Под воспитанием, в обобщенном смысле, понимается организованный и целенаправленный процесс формирования личности, в основе которого лежит передача опыта от поколения к поколению; в более узком смысле, суть воспитания состоит в формировании у личности убеждений, ценностных ориентаций моделей поведения посредством воздействия со стороны общественных институтов.
И в узком, и в более широком понимании воспитание представляет собой динамичный процесс, представленный единством целей, содержания, методов и результатов, на который оказывают влияние множество факторов: природная, социальная и информационная среда, система общественных ценностей, социальные институты (семья, образовательные учреждения, творческие организации и др.), культура и искусство.
В последние десятилетия в научных исследованиях активно утверждается взгляд на любительское художественное творчество как на педагогическое явление, в многочисленных исследованиях убедительно показано, что занятия в творческих объединениях могут значительно повлиять на различные качества личности – ее социальную активность, творческие способности, общую культуру, коллективизм и многое другое. Любительские хореографические коллективы всех жанровых направлений вызывают большой интерес обучающихся всех возрастных категорий и социальных групп. В системе любительского художественного творчества такие коллективы обладают значительным воспитательным потенциалом, определяемым как природой хореографического искусства, так и особыми возможностями построения учебно-тренировочного и творческого исполнительского процесса.
Успех участников любительского хореографического коллектива в значительной степени зависит от руководителя, который обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной и воспитательной работе. Основной структурной единицей и ведущей формой учебно-творческой и воспитательной деятельности в любительском хореографическом коллективе является репетиция. Требования, предъявляемые к руководителю любительского хореографического коллектива во время проведения репетиционных занятий, конечно, не учитывают всего многообразия сложностей, встречающихся в каждом конкретном случае. Исходя из специфических, присущих конкретному коллективу особенностей, руководитель должен организовать репетицию таким образом, чтобы максимально эффективно, с большей воспитательной результативностью использовать отведенное время.
По качеству репетиции можно судить об уровне коллектива, о его творческой деятельности, общей эстетической и воспитательной направленности и характере исполнительских принципов. То есть, репетиция является основным звеном не только образовательной, организационно-методической, но и воспитательной работы в любительском хореографическом коллективе.
Важную роль в реализации воспитательной работы в любительском хореографическом коллективе играет репертуар, показывающий его актуальные возможности и раскрывающий будущие перспективы. При подборе репертуара руководитель должен учитывать его соответствие техническим, художественным и исполнительским возможностям коллектива, а также соответствие постановок возрасту его участников. Поскольку в любительском хореографическом коллективе занимаются участники разного возраста, уровня способностей, художественного и исполнительского опыта, с воспитательной точки зрения необходимо для каждой возрастной группы необходимо создавать танцевальные постановки различной тематики и жанровых направлений, а также создавать как массовые номера, так и сольные, дуэтные, и рассчитанные на малые группы исполнителей, так как это позволяет занять в программе наибольшее количество участников коллектива, дает возможность учесть индивидуальные особенности каждого самодеятельного исполнителя.
Занятия в любительском хореографическом коллективе имеют большое значение для личностного и физического воспитания обучающихся. Известно, что они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от ряда физических недостатков, у них улучшается координация движений, гибкость и пластичность. При этом на хореографических занятиях данные навыки приобретаются естественно. Кроме того, у обучающихся воспитывается эстетика поведения в быту; аккуратность, подтянутость, вежливость становятся нормой поведения.
В результате активного эмоционального переживания, познавательной активности при освоении основ хореографического искусства происходит воспитание художественного вкуса участников любительского хореографического коллектива, они приобретают опыт восприятия прекрасного не только в искусстве, но и в жизни.
Результативность воспитательного процесса в любительском хореографическом коллективе обеспечивается:
— учетом возрастных особенностей участников, определяющих характер их познавательных и художественно-эстетических запросов и предпочтений;
— использованием системы педагогических и воспитательных методов, соответствующих природе коллективного самодеятельного художественного творчества и специфике индивидуального развития личности;
— единством общепедагогических и специфических условий формирования воспитательной и творческой работы в процессе коллективной деятельности;
— приобщением всех участников коллектива не только к учебно-
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
1.1 Сущность и содержание воспитательной работы в творческом коллективе
Становление и развитие полноценной личности, обладающей высокой культурой и духовностью, невозможно вне процесса воспитания, который, в свою очередь, подчинен социальным целям. Именно под воздействием целенаправленного воспитания человек становится человеком в условиях общества, коллектива, социальной группы. Это позволяет говорить о необходимости единых воспитательных целей у различных компонентов социальной системы: семьи, образовательных организаций, других учебно-воспитательных социальных институтов (учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, искусства, литературы) [3].
Согласно В.С. Селиванову, в содержание воспитательного процесса структурировано и включает следующие компоненты [38]:
Единство базовых норм и правил поведения и общения, имеющих морально-нравственную окраску. Они складываются на протяжении длительного исторического периода на основе традиций, условий проживания, религии и мировоззренческих установок, свойственных тому или иному народу, этносу, нации. Это нашло отражение, прежде всего, в образцах устного народного творчества: заповедях, поговорках, пословицах, сказках, детских песенках, в устных изречениях, передающихся от поколения к поколению. Несмотря на древние корни, подобные нравственные установки совершенствовались, достигли афористичности и глубины, и дошли до наших дней в виде кратких и конкретных правил поведения и общения. Естественно, что для них характерно единство общечеловеческих морально-нравственных норм и ценностей и национально-региональных особенностей.
Собственно общечеловеческие ценности, систематизированные относительно фундаментальных представлений о добре и зле. К ним, в первую очередь, могут быть отнесены: гуманизм, уважение к людям и самоуважение, любовь, бережное отношение к окружающему миру; ценность человеческой жизни. Необходимо отметить, что по мере развития человеческого общества, в качестве важной ценности выступает образование, обеспечивающее духовное, культурное и социально-экономическое развития общества и каждой отдельной личности.
Морально-нравственные нормы и принципы, составляющие основу для системы воспитания в каждом конкретном обществе.
Система норм и правил поведения и общения, складывающихся в разнообразных социальных сообществах, где проходит жизнь человека (профессиональные группы, семьи, образовательные или творческие коллективы и проч.). Каждое из них для регулирования взаимодействия и взаимоотношений его членов формирует особую систему норм и правил, как нравственного, так и организационного характера [38]. Именно эти нормы и правила составляют основу воспитания ребенка, начиная с самого раннего возраста.
В Российской педагогической энциклопедии методы воспитания определяются следующим образом: «Методы воспитания – это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий». Исходя из данного определения, методы воспитания направлены на усвоение детьми таких способов активной самостоятельной деятельности, которые обеспечивают им соответствие социально-этическим нормам и правилам поведения и общения в различных жизненных ситуациях.
Приемы воспитания, также как приемы обучения, – это отдельные действия внутри метода, зачастую более специальные, конкретные [3]. Так, важнейшим методом воспитания является оценка, которая может быть реализована на всех уровнях жизнедеятельности: от оценки отдельного поступка до жизненных планов и стратегий, для чего используются такие приемы как отношение к конкретной ситуации, учет индивидуальных особенностей ребенка и др.
При наличии целенаправленного педагогического руководства методы воспитания могут оказывать существенное воздействие как на отдельную личность, так и на коллектив в целом. Такое воздействие необходимо для изменения или развития свойств (качеств) личности, которое осуществляется исключительно в различных видах активной деятельности. Функция педагога в данном случае состоит в организации той или иной деятельности, то есть, в создании условий, позволяющих развивать и совершенствовать личностные качества в соответствии с программой воспитательной работы [8].
Самое главное, что методы воспитания направлены на стимулирование самостоятельности и активности каждого обучающегося, что позволяет не только достигать поставленных целей, но и преобразовывать их в перспективы деятельности как личности, так и коллектива.
Поскольку, в конечном счете, методы воспитания направлены на формирование целостной личности, то и использоваться они должны как целостная система. Следовательно, методы воспитания не могут рассматриваться в отдельности: определенные качества личности непосредственно зависят от конкретных методов воспитания [38]. Приведем в пример сознание и мировоззрение личности, которые формируются с помощью метода убеждения, а поведение, которое является следствием мировоззрения и сознания, – с помощью метода упражнения.
Следует обратить особое внимание на то, что практически каждый метод обладает определенным воспитательным потенциалом, то есть может оказывать воздействие на личность в целом. Поэтому даже небольшой успех