Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Современный урок по праву в общеобразовательных организациях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ПРАВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1 Особенности организации обучения праву в общеобразовательных организациях 6
1.2 Урок как основная форма организации обучения праву 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 24
2.1 Сравнительный анализ современных уроков права 24
2.2 Методика организации современных уроков права в общеобразовательных организациях 39
2.2.1 Проблемы организации изучения нового материала на уроке права 39
2.2.2 Активизация деятельности учащихся при закреплении изученного 54
2.2.3 Пути усовершенствования контроля знаний и умений на уроке права 72
2.2.4 Преодоление стереотипов при постановке домашних заданий 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, и современная школа держится на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.
Смена образовательный парадигм, возрастание удельного веса самостоятельной активной познавательной деятельности школьника как на уроке, так и вне его, принятие ФГОС, построенных на формировании компетенций у школьников и универсальных учебных действий как залога функциональности полученных знаний, обусловило необходимость пересмотра данной формы на принципиально ином уровне.
Диктует необходимость и изменения и модификации данной формы также потеря знаниями позиций абсолютной ценности, в связи с возрастающими их объемами и открытостью, доступностью в виртуальном пространстве. В этих условиях необходимо научиться каждому для себя определять количество и качество получаемых знаний, их перспективность и пользу.
Поэтому основным предназначением урока становится научить учиться, определять, опираясь на собственный потенциал, возможности, цели и перспективы, объемы и характер получаемых знаний, умений и навыков.
Современный урок выходит за рамки традиционного его понимания, перестает ограничиваться определенными временными и пространственными границами.
Проблемой анализа урока и его развития как формой занимались педагоги на протяжении всего времени развития педагогической науки: структурный состав урока, соблюдения дидактических принципов рассматривался Я.А. Коменским, И.Г. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинским; на развивающий потенциал урока в начальной школе впервые обратил внимание И.Г. Песталоцци; в теории развивающего обучения урок преобразился в средство развития школьника (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и другие); проблемность урока как подход развитияю познавательной сферы личности широко представлен в трудах М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера и др.; аналитический обзор урока Ю.А. Конаржевского показывает многогранность и многоаспектность его понимания; о личностно-ориентированном целеполагании и построении урока как индивидуального образовательного маршрута школьника говорится в трудах Г.О. Аствацатурова, О.С. Гребенюка и Т.Б. Гребенюк и т.д.
Однако, общий анализ современного урока права на стадии его динамического преобразования как формы рассматривается недостаточно.
В связи с этим представляется необходимым рассмотреть такую тему как «Современный урок по праву в общеобразовательных организациях».
Ряд следующих противоречий:
-между открытостью, доступностью, объемностью информации и отсутствием у урока права возможностей для глубокого, детального и разнообразного её рассмотрения, выявления нюансов,
-между ограниченностью и консервативным характером типологии уроков права и вариативностью, динамизмом, мобильностью, способностью одной и той информации встраиваться в различные знания и науки,
-между ограниченностью урока права временем и пространством и отсутствием каких-либо границ и оболочек современной информации, с одной стороны, и познавательного процесса, с другой,
-между необходимостью применения полученной информации и невысоким возможностями урока права как формы для её реализации, практического применения и др., – позволил установить проблему урока как динамического явления с позиций реализации целей и задач современного урока.
Современный урок права – это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Объектом исследования является современный урок права в контексте образовательного процесса.
Предмет данного исследования: специфика организации современного урока права, обусловленная изменениями в современном образовании.
Целью исследования является систематизировать особенности организации современного урока права как развивающегося, динамичного явления.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности организации обучения праву в общеобразовательных организациях.
2. Рассмотреть урок как основная форма организации обучения праву.
3. Проанализировать особенности организации современных уроков права.
4. Изучить методику организации современных уроков права в общеобразовательных организациях.
Источниковая база исследования составили компетенстностный подход к содержанию современного образования, личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса, теоретико-методологическое обоснование урока как подвижной формы, выходящей за рамки времени и пространства и выступающей ведущим условие как формирования и развития личности.
Исходя из вышесказанного, определился методический аппарат исследования, в который вошли сравнительно-сопоставительный анализ, контекстный анализ, индуктивный и дедуктивный методы.
Практическую значимость работы определило то, что материалы, представленные в исследовании, могут быть предложены бакалаврам, магистрам, учителям права, с целью осмысления ими роли современного урока и организации его на более высоком уровне.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Среди многочисленных вопросов совершенствования процесса обучения и воспитания права квалифицированных рабочих один из важнейших — совершенствование урока. В уроке в сложной дидактической взаимосвязи аккумулируются цели, содержание, формы, методы, средства обучения. По мнению М.Н. Скаткина, в уроке концентрируется если не вся, то значительная часть педагогики.
Под уроком понимается часть учебного процесса, ограниченная определенным отрезком времени и проводимая учителем с группой учащихся постоянного состава и одинакового уровня подготовки. Для урока как формы организации учебного процесса характерны четкость цели и содержания, неразрывность образовательных и воспитательных задач, выбор наиболее целесообразных методов обучения на каждом этапе, рациональное сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся, организационная четкость, руководящая роль учителя.
В отличие от «традиционного» «современный» урок права способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся. При этой структуре система дидактических средств перестраивается, к уровню самостоятельной работы учащихся предъявляются новые требования, их познавательная деятельность все в большей мере приобретает поисковый, творческий характер. Между звеньями учебного процесса достигается органическая взаимосвязь. Источником знаний наряду со словом учителя становятся различные учебные пособия, самостоятельные наблюдения учащихся, практические работы. Рост познавательной самостоятельности позволяет учащемуся занять активную позицию в учебной деятельности. Для такого урока характерны гибкость структуры, взаимосвязь и взаимопроникновение основных звеньев учебного процесса. На уроке осуществляется синтез повторения и контроля ранее пройденного с изучением нового учебного материала. Новый учебный материал не только изучается, но и применяется и закрепляется на практике. Учащиеся начинают работать самостоятельно уже на этапе изучения нового. Между учителем, каждым учащимся и группой существует постоянная взаимосвязь. Объяснение учителем нового учебного материала сменяется работой всей групп, в процессе которой коллективные формы работы постоянно чередуются с индивидуальной самостоятельной работой учащихся, и т.п.
Изменяются место и функции отдельных методов обучения. Так, работа с книгой, которая проводилась, как правило, в ходе закрепления, используется при изучении нового учебного материала. Беседа, с которой начиналось изучение нового, теперь обобщает итоги самостоятельной работы, просмотра кинофильма, работы с карточками-заданиями. Лабораторно-практическая работа, которой завершалось изучение темы или нескольких тем, может стать методом, с помощью которого начинается изучение нового вопроса, и т.п.
Вместе с тем четкой грани между «традиционным» и «современным» уроками нет. На практике уроку в большей или меньшей мере присущи черты того или другого урока права. Тип «современного» урока права появился и развивался на базе «традиционного» в результате его совершенствования. Независимо от того, элементам какого типа урока права отдается предпочтение, организация учебного процесса должна обеспечивать высокий обучающий, воспитывающий и развивающий эффект.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО ПРАВУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Особенности организации обучения праву в общеобразовательных организациях
Согласно новому ФГОС СОО Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N413 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) изучение предмета «Право» (базовый уровень) — требования к предметным результатам освоения базового курса права должны отражать:
1) развитость представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
5) развитость общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6) комплектность основ правового мышления;
7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценки конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
«Право», углубленный, уровень выносит следующие требования к предметным результатам усвоения данного курса права — должны содержать требования к результатам освоения базового курса и, кроме этого, дополнительно отражать:
1) сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;
2) владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе;
3) сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности;
4) владение знаниями о российской правовой системе, особенностях ее развития;
5) комплектность представлений о конституционном, гражданском, уголовном и арбитражном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
6) зрелость правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;
7) сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц;
8) понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.
Правовое обучение в школе – это деятельность, направленная на формирование правовой культуры, таких качеств как патриотизм, уважительное отношение к гражданам страны независимо от его национальности, вероисповедания и убеждений.
Говоря о задачах правового обучения в общеобразовательной организации, Л.М. Матвиенко перечисляет основные из них:
1. Ознакомить учащихся с системой знаний по вопросам государства и права в доступных для них формах, развивать интерес подростков к этой области с помощью углубления и расширения информации по актуальный вопросам права в связи с окружающей их жизнью.
2. Формировать у старших подростков уважение к государству и праву, принципам законности как к олицетворению нравственной справедливости.
3. Прививать навыки правомерного поведения как всеобщего и обязательного.
4. Воспитывать активную гражданскую позицию и нетерпимость к правонарушениям.
5. Формировать потребность и умение активно защищать интересы и права государства, общества, собственные и других лиц в установленном законом порядке.
6. Разрабатывать и осуществлять меры по предупреждению преступности среди несовершеннолетних.
В ФЗ «Об Образовании» приведено следующее понятие правового обучения в школе – это система воспитательных и обучающих действий, направленных на создание условий для формирования у детей:
1. Уважения к праву;
2. Компетенции для защиты своих прав и законных интересов;
3. Способностей к анализу социальных и правовых норм.
Российский Фонд Правовых реформ предлагает следующую структуру правового обучения в школе: 5 класс — «Общество и Я». У учащихся должны быть сформированы представления о происхождении человека, становлении человеческого общества. Ученики ознакомятся с взаимоотношениями людей, правилами, которые позволят избежать конфликтных ситуаций и предотвратят правонарушения; 6 класс – «Общество и Я». У учащихся формируется представление о месте права в истории человечества, основных характеристиках правоотношений людей; 7 класс – «Основы правовых знаний». Начинается изучение курса права и процессе его зарождения; 8-9 класс – «Основы правовых знаний». Ученики изучают отрасли российского права. У школьников формируется необходимые правовые навыки; 10-11 класс – «Право и экономика». Ученики усваивают более сложные правовые конструкции.
Правовое образование в школе осуществляется на уроках обществознание и на внеурочных занятиях. Правовое просвещение начинается с 5-6 классов. На уроках обществознание раскрываются следующие темы: Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Гражданственность и патриотизм. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм.
Правовое обучение в 7 классе. На уроках обществознание раскрываются следующие темы: право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Правовое обучение в 8 классе. На уроках обществознание раскрываются следующие темы: основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.
Правовое обучение в 9-11 классах. На уроках обществознание раскрываются следующие темы: Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность по Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство Российской Федерации. Гражданское общество. Правовое государство.
В области правового обучения выработана своя система методов, позволяющая решать основные задачи правового просвещения.
В правовом обучении выделяют следующие методы:
1.Репродуктивный метод. Учитель права организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности.
2.Метод проблемного изложения. Преподаватель ставит проблему и сам же ее решает, раскрывая систему доказательств, различные подходы, показывая ход мысли. Учащиеся следят при этом за логикой доказательств и подходов. Назначение метода – подготовка учащихся к самостоятельному решению проблем. Данный метод реализуется путем эвристической беседы.
3.Эвристический метод. Учитель права ориентирует школьников на выполнение отдельных шагов поиска ответа на проблемный вопрос или задание.
4.Исследовательский метод. Данный метод предполагает поиск, анализ и систематизацию информаций. Он обеспечивает творческое применение знаний, способствует овладению научных познаний.
5.Дискуссионный метод. Позволяет ученикам аргументировано высказывать свою точку зрения и развивает самостоятельность школьников. Очень важно соблюдать правила дискуссии: слушать своего апонента; критиковать только идею, а не человека; нельзя смеяться над человеком.
Одним из видов деятельности школы является социально – правовая деятельность, которая направлена не только на то, чтобы давать какие-то правовые знания, но и занимается профилактикой безнадзорности несовершеннолетних. Данная деятельность предполагает урегулирование конфликтных ситуаций между учениками, между учениками и учителями, учителями и родителями, а также направлена на профилактику и пресечение правонарушений несовершеннолетних в стенах школы.
Школьное юридическое образование входит в систему юридического образования России в качестве самостоятельно элемента.
Реализация программ правового просвещения осуществляется главным образом с помощью методики преподавания права. Она является основным средством правового просвещения в школе.
Методика обучения праву – это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридического материала в школьный учебный предмет «право» и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе.
Предметом методики преподавания права является совокупность приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере.
Методика преподавания права рассматривает следующие вопросы: этапы школьного правового образования (начальное образование, средняя полная школа); модели правового образования (теоретико- ориентированная, практико- ориентированная, ценностно – ориентационная); нормативные документы, регулирующие содержание правового образования; исторический аспект правового образования; систему обществоведческого курса в странах Западной Европы и США.
Любое обучение напрямую зависит от целеполагания, т. е. определения целей. Цель — это мысленное представление конечного результата педагогической деятельности, а потому она определяет необходимые действия учителя для ее достижения. Например, во время изучения нового материала, необходимо вместе с классом определить цель урока, т.е., какие вопросы необходимо изучить по той или иной изучаемой теме и в конце урока подвести итог исходя из цели урока. Это помогает эффективному усвоению изучаемого материала.
Педагог, организующий познавательную деятельность учеников, формирует конкретную цель в единстве трех ее компонентов:
— обучения (речь идет об усвоении знаний, умений, навыков);
— воспитания (формирования личностных качеств, мировоззрения);
— развития (совершенствования способностей, умственных сил и т. д.).
Именно правовое обучение формирует учебные навыки, которые необходимы для успешного освоения программы любого учебного предмета, а потому в нем должен быть заинтересован каждый учитель. Среди них:
— навык устного выступления (умение аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника, уважать его мнение;
— вести дискуссии и работать с книгой;
— умение самостоятельно выделить в теме проблемные вопросы;
— умение оценить свое и чужое поведение.
Во многих странах мира правовое просвещение осуществляется по программам гражданского воспитания. В США реализуется программа, направленная на развитие у детей чувства гражданственности, т.е. стремление к выполнению гражданского долга перед государством. Деятельность школы направлена на формирование правильного представления детей о свободе и равенстве.
Во Франции осуществляется учебная программа, раскрывающая вопросы правового воспитания для учащихся общеобразовательных учреждений. В 80-х г.г. 20 века П. Гаммара, Ж. Эпин разработал программу для детей дошкольного возраста «Гражданское воспитание: что это сегодня?». В этой программе авторы рассказывают о стране и «общем мировом доме», объясняют такие понятия как нация, республика, символы государства, права человека и т.д.
В 1971 году в США была разработана программа Street Law, Inc. Это программа практического обучения в области права (изучения так называемого «уличного права», т.е. тех ситуаций, с которыми сталкивается каждый человек в повседневной жизни). В процессе обучения, с помощью педагогов и юристов, учащиеся овладевают реальной информацией в области права, демократии и прав человека.
В 1996 году Санкт – Петербургский институт права им. П.Г. Ольденбургского проводил внедрение данной программы для школьников 8-11 классы.
Программа предполагает минимум теоретического материала и максимум практических занятий, акцент делается на применении правового материала, решении реальных проблем, творческое решение. Программа предусматривает изучение основ права и отраслей права.
Таким образом, правовое образование имеет свою цель, структуру и содержание, совершенствованием которых занимается наука – методика преподавания права. Россия с 90-х годов 20 века перенимает опыт преподавания правовых дисциплин у зарубежных стран, внедряя некоторые технологии, в частности практические методики.
1.2 Урок как основная форма организации обучения праву
О деятельности школы можно судить по многим показателям: по качеству управления образовательным процессом и результатом, по стилю управления, качеству уклада школьной жизни, по степени технической оснащенности, по уроку, который традиционно остается основной формой организации учебной деятельности. «Урок является единицей передачи и накопления знаний, которая остается в образовании всегда, как, скажем, цвет волос или глаз человека…», — говорит А. Асмолов. Жизнеспособность и жизнестойкость урока (классно-урочная система была разработана Яном Амосом Коменским более 400 лет назад) объясняется тем, что он представляет собой живую, постоянно совершенствующуюся систему.
В течение учебного года ученик основной школы посещает в среднем 1512 уроков. Количество затраченного времени составляет около 70000 минут, т.е. 1167 часов. Если к этому времени прибавить необходимое время сна, то получается, что дети проживают на уроках значительную часть своей «детской» жизни. Значит, организация урока, поиск ресурсов его развития остаются главным делом педагогики.
В современной педагогической литературе существуют различные определения понятия «урок». Однако полным, на нашему мнению, формулировка, предложенная В. А. Сластениным: «Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно определенного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, которые создают благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами учебного предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников».
По Н.В. Киселевой, «урок есть такая организационная форма учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся — с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения намечаемых им дидактических задач в соответствии с требованиями учебной программы».
Конаржевская Ю.А для раскрытия сущности урока считает полезным определить его в двух аспектах: относительно процесса обучения в целом и как форму его организации. Рассматриваемый относительно общего процесса обучения, урок есть основная форма обучения, определяемая содержанием, принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определенно пространственно-временных границах и осуществляемая совокупным субъектом — учителем и учащимися. В организационном аспекте (второй аспект) урок — это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей (преподавателей) и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.
Таким образом, урок о котором идет речь — это «учебное занятие» основная форма организации при классно-урочной системе обучения.
С точки зрения Чередниковой М.В. всякий урок имеет своеобразие, отличается от другого по своим целям, содержанию, методам, структуре, поведению учителя и учащихся и по многим другим параметрам. По его мнению, уже давно в педагогике появилась потребность выделить среди методически разнообразных уроков уроки, характеризующиеся определенными общими признаками. Этот вопрос имеет немаловажное значение не только в теоретическом, но и в практическом плане.
По мнению Чередниковой М.В., нельзя четко организовать учебный процесс, не выделив типы уроков по тому или иному признаку, не выделив, какой из них наиболее подходит для решения поставленных педагогических задач.
Значение вопроса о разнообразии типов урока, – писал И.П. Иванов, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко, – заключается в том, что правильное его разрешение предохраняет учителя от двух опасностей: во-первых, от опасности скатиться к шаблону в построении каждого очередного урока, ничем не отличающегося от других таких же уроков, и, во-вторых, от недооценки планового, научно обоснованного, действительно эффективного построения системы уроков по учебной теме или разделу учебной программы».
Урок издавна был объектом классификации, но, к сожалению, до сих пор эта достаточно сложная проблема не разрешена, и в педагогике единая типология уроков отсутствует. До сих пор наблюдаются различные подходы к классификации уроков.
Так, например, тот же И.П. Иванов в своей работе «Типы и структура урока», взяв за основу классификации главные этапы учебного процесса (стадии или моменты хода обучения), выделил восемь основных типов уроков: вводные уроки, уроки первичного ознакомления с материалом, уроки образования понятий, установления законов и правил, уроки применения полученных знаний на практике, уроки навыков, комбинированные уроки. Классификацию по такому признаку поддерживали в свое время многие дидакты и методисты.
Уроки классифицировались, исходя из методов обучения, содержания и способов проведения уроков, способов организации учебной деятельности учащихся. Пожалуй, чаще всего в теории и практике во многих вариантах встречаются классификации уроков по основной образовательной цели.
С точки зрения Ежовой С.А. любая разновидность уроков детерминируется триединой учебной целью, которая диктует содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности, она же оказывает непосредственное влияние на структуру урока и логику его построения. Согласно труду Ежовой С.А. цель урока выдвигает изучение нового материала учащимися, то и содержание учебного материала, и методы обучения, и формы организации познавательной деятельности конструируются учителем в расчет на ее достижение.
В соответствии с учебными действиями выделяются основные типы уроков: урок постановки учебной задачи, урок решения учебной задачи, урок моделирования и преобразования модели, урок решения частных задач с применением открытого способа, урок контроля и оценки.
Поскольку цель урока этого типа – выделить задачу, организовать предметные действия и диалог детей так, чтобы они задачу «увидели», то формулирование задачи детьми оказывается логическим итогом урока этого типа.
Решить учебную задачу – это значит отыскать общий способ, принцип подхода ко многим частным задачам данного типа. В начале обучения для решения задачи учитель организует общеклассную дискуссию. Педагог включается в решение на равных с учениками и в диалоге задает логику поиска.
Для более точного наблюдения за эволюцией типов и видов уроков, а также их сравнения, рассмотрим их в предоставленных ниже таблицах.