Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Современные тенденции и перспективы развития промышленного туризма в Московском регионе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития промышленного туризма 7
1.1. Понятие и характеристики промышленного туризма 7
1.2. Классификация и особенности организации промышленного туризма 11
1.3. Тенденции и перспективы развития промышленного туризма #
Глава 2. Особенности организации промышленного туризма в Московском регионе #
2.1. Организация работы туроператора, разрабатывающего и реализующего промышленные туры #
2.2. Ресурсы промышленного туризма Московского региона #
2.3. Характеристика рынка спроса и предложений в сегменте промышленного туризма #
Глава 3. Разработка и продвижение промышленного тура #
3.1. Основные этапы и программа тура #
3.2. Обоснование привлекательности, конкурентоспособности и продвижение тура #
3.3. Экономическое обоснование разработанного тура #
Заключение #
Список использованных источников #
Приложение #
Введение:
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, тем, что сфера туризма в последнее время находится в поиске новых видов туристических услуг. Одним из последних трендов в туристической сфере стала организация туров и экскурсий на промышленные производства. Производственные туры являются хорошей рекламой для многих организаций, заинтересованных в продвижении выпускаемой продукции. Особое значение промышленный туризм приобретает на территориях, имеющих значительный промышленный потенциал. К одной из таких дестинаций относится московский регион, что  определяет актуальность оценки на этой территории современных тенденций и перспектив развития промышленного туризма. 
Актуальность проблемы развития промышленного туризма сложно недооценить. Сегодняшний турист – это человек, который «коллекционирует места». Экскурсии по различным действующим или заброшенным предприятиям – это именно то, что будет интересно современным туристам. Во время таких экскурсий посетители имеют возможность увидеть все своими глазами, потрогать, попробовать и приобрести. 
Особенно промышленный туризм оценят родители, поскольку дети – это та категория туристов, которым скучно сидеть на месте, им необходимы новые впечатления, ощущения. Мечта любого ребенка – узнать, как делают сладости, сколько стадий проходят продукты до того, как окажутся на прилавках магазинов. Производителям же подобные экскурсии необходимы для рекламы. 
Мало какой предприниматель откажется от подобной интересной и необычной рекламной акции, которую оплачивают сами посетители. Во время проведения подобных экскурсий производитель имеет возможность показать туристам высокотехнологичное оборудование, высококлассных специалистов, работающих на предприятии. Тем самым, не оставив сомнений в качестве выпускаемой продукции. К тому же, если предприятие становится объектом, открытым для туристов, то и руководители компании стараются улучшить отношения в рабочем коллективе. Внимательнее относятся к чистоте производственных помещений, спецоборудования, к опрятности униформы рабочего персонала. 
С другой стороны, и у работников появляется мотивация, потому что они постоянно находятся на виду. В итоге компания получает необходимую поддержку производимой продукции. Стоит отметить, что и для бюджета города производственный туризм также, как и любой туризм в регионе, будет достаточно полезен в части стимулирования продаж разнообразных городских товаров и услуг. К тому же экскурсии на функционирующие производства послужат дополнением к прочим туристическим объектам, расположенным в городе. Так, в СССР были достаточно популярны экскурсии на кондитерские фабрики столицы. В то время мероприятия такого рода проводились без учета определенной выгоды, а, скорее, в духе времени. Как правило, эти экскурсии были доступны высокопоставленным посетителям или школьникам с познавательной целью. 
Во время кризиса многие бизнесмены вынуждены искать новые необычные способы выживания в условиях современного рынка. Так, предприниматели, работающие в турбизнесе, нашли интересную область для развития. Они совместили две сферы – туризм и промышленность. 
Сфера туристических услуг в промышленности является достаточно новой, и соответственно, недостаточно проработана методика организации туров в данном сегменте. Среди отечественных исследователей данного вопроса можно отметить Н.И. Юркина., изучающего индустриальное наследие России; С.А. Скляренко, Т.М. Панченко, И.А. Селиванова, М.В, Головенко, исследующих перспективы развития промышленного туризма в России; Ю.Н. Никулину, которая занимается исследованиями востребованности и перспектив развития промышленного туризма в регионах; Н.Н. Яшалову, М.А. Акимову, Д.А. Рубана, С.В. Бойко, А.В. Усову, Э.Р. Мустафаеву, исследующих перспективы регионального развития промышленного туризма.  
Среди зарубежных исследователей следует выделить И. С. Фрев, занимающегося концептуальным и эмпирическим анализом промышленного туризма; А. Дж. Отгара, исследующего проблемы промышленного туризма; Н.Д. Свиридову, занимающуюся исследованиями практики развития промышленного туризма. 
Цель выпускной квалификационной работы – исследовать современные тенденции и перспективы развития промышленного туризма в Московском регионе для разработки конкурентоспособного турпродукта.
Объект исследования – промышленный туризм.
Предмет исследования – особенности развития промышленного туризма. 
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
– исследовать теоретические основы развития промышленного туризма;
– проанализировать работу туроператора, разрабатывающего и реализующего промышленные туры;
– рассмотреть инфраструктуру и туристские ресурсы промышленного туризма Московского региона;
– дать характеристику рынка спроса и предложений в сегменте промышленного туризма в регионе;
– разработать программу промышленного тура «К истокам русской промышленности»;
– обосновать привлекательность, конкурентоспособность и пути продвижение тура;
– представить экономическое обоснование разработанного тура;
– разработать практические рекомендации по развитию промышленного туризма в Московском регионе.
При проведении исследования были использованы следующие методы: анализ литературы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнение, моделирование, синтез, аналогия, классификация, обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в возможности реализации разработанного тура для развития промышленного туризма в Московском регионе.
Структура работы определена целью и задачами исследования и представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.
Во введении определены цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, а также обозначена актуальность.
В первой главе рассматриваются основные понятие и характеристики промышленного туризма, классификация и особенности организации промышленного туризма. Кроме того, рассмотрены тенденции и перспективы развития промышленного туризма.
Во второй главе проводится анализ особенностей организации промышленного туризма в Московском регионе на основе работы туроператора Corel Travel, разрабатывающего и реализующего промышленные туры. Кроме того, оценивается инфраструктура и туристские ресурсы промышленного туризма Московского региона.
В третьей главе представлен разработанный промышленный тур «К истокам русской промышленности», обоснована его конкурентоспособность и привлекательность, а также представлено экономическое обоснование.
В заключении представлены выводы по результатам исследования.
Заключение:
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Исследование теоретических основ развития промышленного туризма показало, что промышленный туризм, вполне интересный, увлекательный вид туризма, который не требует особой подготовки, строительства большого количества специальных объектов, поэтому развитие этого вида туризма вполне решаемо и легко выполнимо.
Анализ работы туроператора, разрабатывающего и реализующего промышленные туры позволил сформулировать  следующие факторы развития промышленного туризма в Московской области:
– наибольший интерес у туристов и потенциальных потребителей услуг промышленного туризма вызывают производства, связанные с брендами региона;
– потребитель ориентирован на «насыщенные» экскурсионные туры и комплексные программы, включающие посещение как производств, так и музеев и других объектов показа;
– производственные предприятия области и объекты промышленного наследия, перспективны для развития как культурно–познавательных, так и экологических и активных видов туризма, и позволяют формировать туры различной продолжительности.
На основе изучения инфраструктуры и туристских ресурсов промышленного туризма Московского региона были выделены  сделан вывод о том, что Московская область является экономически благополучной территорией. Считается, что развитие туризма в области входит в перспективный этап. Уровень развитости конкурентных отношений достаточно высокий. Как отмечалось уже выше, на территории Московской области стремительными темпами растёт число новых гостиниц, мотелей, что, в свою очередь, создаёт хорошую конкуренцию. Туризм на территории области развивается стремительными темпами. Вследствие этого растёт число туристских предприятий, организаций по проведению экскурсий. 
Рынок спроса и предложений в сегменте промышленного туризма в регионе свидетельствует о том, что социально–демографические группы потребителей представляют собой в основном учащихся образовательных учреждений и работающее население, а наиболее эффективными каналами информирования клиентов о промышленных турах являются средства массовой информации и рекомендации друзей и знакомых.
Разработанная программа промышленного тура «К истокам русской промышленности» является привлекательной, конкурентоспособной ввиду того, что он не имеет аналогов по насыщенности программы, в отличие от конкурентов предполагает размещение в гостинице и большее количество как экскурсионных, так и услуг по питанию. Предложения конкурентов предполагают посещение только одного промышленного объекта и по времени рассчитаны на один день, в то время как разработанный тур – это тур выходного дня и его продолжительность равна трем дням.
Разработанный промышленный тур «К истокам русской промышленности» конкурентоспособен, уникален и включает в себя сразу три различных объекта, которые позволяют познакомить участников тура с различными технологиями промышленности. В разработанном туре кроме экскурсионной программы предполагается развлекательная составляющая (катание на катамаранах по озеру, посещение бани, участие в мастер-классе в музее завода. Также разработанный тур предполагает увлекательную анимационную программу во время жд переезда и трансфера к объектам программы. 
Продвижение разработанного промышленного тура целесообразно посредством стандартных рекламных мероприятий (реклама в печатных изданиях, сети интернет, а также посредством распространения полиграфической продукции).
Разработанный тур является экономически выгодным: реализация 16 туров в течение г. принесет для турфирмы прибыль в размере 203456 рублей. Рентабельность разработанного тура 16%.
Турфирмам, планирующим работу в области промышленного туризма рекомендуется использовать представленные в ВКР выводы об особенностях промышленного туризма в московском регионе. 
В целом на формирование и развитие промышленного туризма на уровне региона влияет ряд факторов, которые в свою очередь выступают конкурентными преимуществами данного вида туризма. 
Во–первых, привлекательность туристского направления, включающая имидж региона, имидж предприятия, ландшафт, рекреационные ресурсы, удаленность от крупных городов. 
Во–вторых, степень развития инфраструктуры, т.е. укомплектованность дорожно–транспортной сети, качество функционирования пассажирских перевозов (авто, авиа, ж/д).
 В–третьих, уровень сервиса, предполагающий качество обслуживания, удовлетворенность клиентов, клиентоориентированный подход. 
В–четвертых, наличие государственной поддержки, регулирование деятельности со стороны государства (региона), взаимодействие с государственными (региональными) органами, разработка государственных, региональных программ продвижения промышленного туризма. 
В–пятых, производимая продукция (услуга), т.е. наличие товаров символичного характера, инновационное производство, отсутствие аналогов, элитная продукция (услуга), необычный производственный процесс.
Каждый из перечисленных факторов выполняет важную роль в становлении промышленного туризма и может стать катализатором в его развитии. 
Развитие и популяризация промышленного туризма может являться фактором повышения инвестиционной привлекательности региона, и не только в объекты туристской инфраструктуры, но и в развитие промышленности, что в свою очередь повысит доходы регионального бюджета, увеличит количество рабочих мест и стимулирует развитие всех видов промышленности, инфраструктуры и смежных направлений туризма: образовательный (с желанием проходить практику или в дальнейшем работать на популярных предприятиях), деловой (желание сотрудничать и инвестировать в успешный бизнес), событийный (желание реализовывать совместные бизнес–проекты с перспективными партнерами).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития промышленного туризма
1.1. Понятие и характеристики промышленного туризма
Туризм в современных условиях может рассматриваться как катализатор развития экономики в регионах, позволяя максимально использовать полный комплекс ресурсов рекреации, социальный, культурный, производственный и природно-климатический потенциал территорий. 
В промышленно развитых регионах существует потенциал для развития туризма на базе градообразующих и инновационных предприятий, с возможностью формирования инвестиционной привлекательности и конкурентных преимуществ региона, положительного имиджа и совершенствования его инфраструктуры. 
Существует множество различных видов туризма, популярность которых меняется в зависимости от сезона, региона, политической ситуации, категории потребителей и «дани моде». Каждый турист самостоятельно решает, где, с кем и каким образом ему построить свой отдых, каким видом туризма увлекаться с учетом своих возможностей, потребностей, ожиданий и интересов в данный момент. Некоторые предпочитают рекреационный или оздоровительный туризм, другие экстремальный или экологический, но многие время от времени готовы выделить ресурсы на познавательные туры. Часть потребителей туристских услуг привлекает то, что пока не вызывает массового спроса – цеха, заводы, шахты, карьеры. Это направление называется промышленным туризмом. 
Актуальность исследования промышленного туризма заключается в том, что в настоящее время туризм расширяет свои грани: одним из альтернативных туристических видов, который в последнее время интенсивно развивается, является промышленный туризм [4, с. 26]. 
Промышленный туризм – это организованное посещение действующих промышленных предприятий и организаций в целях удовлетворения познавательных, профессионально–деловых и прочих потребностей населения [3, C.60]. 
Промышленный туризм – это совокупность трехсторонних взаимоотношений, возникающих в процессе взаимодействия объектов промышленного туризма с потребителями туристского продукта и органами государственной или муниципальной власти для удовлетворения потребностей в зависимости от цели посещения [1, с. 42]. 
Промышленный туризм зародился в Америке. Все началось, когда завод JackDaniel’s в 1866 г. открыл свои двери для туристов [12, с. 41]. Сама идея посещения действующих компаний и производств, а также нефункционирующих заводов, появилась уже в XVII веке, когда британское дворянство начало путешествовать по Европе. 
Более конкретные примеры посещения заводов и фабрик начали появляться в XIX веке, в литературе упоминаются несколько вариантов промышленного туризма: цветочные рынки и сырные заводы в Нидерландах; виноградники, шоколадные фабрики, табачные фабрики, фондовая биржа во Франции; производства кружев Греции и Мальты; ликероводочные заводы США [13, с.131]. 
Предпосылкой развития туризма в начале XX века послужило то, что повысился уровень благосостояния населения и, как следствие, доступность туризма, в том числе промышленного, большому числу населения и различным социальным группам. Другим важным событием, которое имело место уже во второй половине XX века, является диверсификация туризма, так как поведение потребителя резко изменилось, что служило поводом к развитию новых сегментов рынка. 
После Второй мировой войны Великобритания первая из стран Европы столкнулась с промышленным спадом, в результате чего обанкротилось и закрылось множество фабрик и заводов. Сначала эти заводы посещались только лишь индустриальными археологами, но вскоре стало известно о туристском потенциале этих мест. С тех пор, многие Европейские регионы открыли для себя промышленный туризм, как новый инструмент экономической деятельности. В 1980–х годах концепция промышленного туризма стала популярной в Великобритании. Постепенно к промышленному туризму присоединились и действующие производства [4, с.70]. 
Европейцы давно превратили посещение действующих предприятий с познавательной целью в еще одну прибыльную сферу туристического бизнеса. В наши дни в экономике, в том числе и в туризме ситуация не проста и имеются тенденции по подбору новых способов поддержания конкурентоспособности на рынке для представителей туристского бизнеса. 
Несмотря на наличие сложностей для отдыха в некоторых привычных для российских туристов странах переориентация на внутренний туризм идет относительно медленными темпами. Во многих регионах отсутствует качественная туристская инфраструктура даже при наличии рекреационного или культурно–исторического потенциала. 
Значительную часть активных современных туристов не удовлетворяет стандартный туристский ассортимент предложений – пляжный отдых или обзорные экскурсии с посещением музеев. Многих привлекает «комплексный туристский продукт» с большим количеством составляющих элементов, которые можно изменять в зависимости от индивидуальных потребностей. Этими элементами могут стать экскурсии на промышленные предприятия. 
Говоря о промышленном туризме, важно разделить его на два направления – промышленно–исторический, подразумевающий посещение объектов, уже не функционирующих по прямому назначению, и собственно промышленный – то есть экскурсии на действующие производства. 
Проектов первого типа в России достаточно много, второй находится в зачаточном состоянии. Одним из перспективных направлений бизнеса для туристского рынка является познавательный промышленный туризм, позволяющий посещать и изучать предприятия и при этом не только быть зрителем, но и в определенной мере участником процесса производства на предприятии в течении экскурсии. Однако, для определения дальнейшего развития вектора промышленного туризма стоит четко понимать сущность данного вида туризма, его место в развитии экономики региона и заинтересованность сторон в нем.
Объектами такого туризма могут являться как крупные промышленные гиганты с известными брендами продукции, так и малые цеха или мастерские с эксклюзивными штучными товарами, где можно поучаствовать в мастер–классах по изготовлению продукции [3, с. 62]. 
К сферам деятельности, которые на данный момент пользуются наибольшим спросом у туристов, относят сельское хозяйство (особенно при совмещении с сельскохозяйственным туризмом), производство посуды, игрушек, добывающую промышленность, а самыми главными и притягательными объектами считаются предприятия пищевой промышленности (хотя в данном случае есть доля пересечений с гастрономическим туризмом). В последние годы во многих странах активно развивается промышленный туризм. 
Для туристов организуются специальные туры в разные города мира с учетом специфики интересов и финансовых возможностей [11, с. 101]. Мировая практика демонстрирует, как время от времени регионы формируют новые бренды и неожиданные элементы имиджа, основанные на специфике деятельности местных предприятий с целью привлечения большего числа туристов. 
Промышленный туризм может стать базовой платформой для развития партнерства бизнеса и власти региона, для привлечения туристов и инвесторов, для поддержания интереса к территории, формирования положительного имиджа, продвижения бренда города (области), развития территориальной инфраструктуры. 
В Европейских странах промышленный туризм рассматривается органами власти и собственниками бизнеса, в первую очередь, как дополнительный способ привлечения внимания к бренду региона, предприятия и стимулирования продаж товаров и услуг многих предприятий во всем городе. 
Промышленные туры – это способ раскрытия возможностей региона, предприятия и одновременно форма профориентации [30, с.108]. 
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что промышленный туризм, вполне интересный, увлекательный вид туризма, который не требует особой подготовки, строительства большого количества специальных объектов, поэтому развитие этого вида туризма вполне решаемо и легко выполнимо. Промышленный туризм имеет свои положительные особенности. К ним относится: 
Во–первых, промышленный туризм приносит доход компаниям, устраивающим экскурсии на свои предприятия. 
Во–вторых, таким образом компания повышает свою престиж, поднимает свою репутацию.
В–третьих, турист, заинтересовавшийся предприятием, может в будущем устроиться работать на это предприятие. 
В–четвертых, таким образом, компания показывает безопасность производимой продукции, а это очень необходимо потребителю. 
В–пятых, предприятие может таким образом привлекать партнеров и инвесторов. 
В–шестых, большое количество иностранных туристов хотели бы побывать на российских фабриках и заводах, понаблюдать за процессом производства, таким образом можно развивать международный туризм, привлекать иностранных граждан ,что подразумевает и дополнительный доход.
В–седьмых, устраивая экскурсию, предприятие стимулирует свой персонал ,ведь каждому сотруднику важно знать, что его труд ценится.