Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Современные педагогические технологии в воспитании толерантных качеств личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ 7
1.1. Формирование толерантности личности как педагогическая проблема 7
1.2. Особенности использования современных педагогических технологий в формировании толерантности 19
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 36
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ 37
2.1. Организация и методики исследования уровня развития толерантных качеств личности 37
2.2. Программа развития толерантности посредством современных педагогических технологий 51
2.3. Апробация программы развития толерантности и анализ полученных результатов 61
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Современная образовательная ситуация ориентирована на формирование готовности у подрастающего поколения к партнерству, многоплановому взаимодействию в различных социокультурных условиях. В условиях глобализации экономики, интенсивного развития средств массовой коммуникации, преобразования социальных и политических структур появляется необходимость воспитания у подрастающего поколения планетарного сознания, основанного на толерантности, терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим. Все большее распространение в последнее время получают недоброжелательность, озлобленность, негативность, взаимная нетерпимость. Наряду с критериями толерантности (взаимное уважение, доброжелательность, терпимость к различиям, сотрудничество, умение слушать, сопереживание, самокритичность, ответственность и т.д.) в детской среде существуют также и критерии интолерантности, выражаемые в насмешках, пренебрежительном отношении, дискриминации (по признаку пола, возраста, национальности).
Воспитание основ толерантной личности должно начинаться у же в период дошкольного детства, поскольку именно данный возрастной этап является наиболее восприимчивым для формирования и развития нравственных основ личности. Именно в дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности, в том числе — нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. Дошкольное воспитание является начальным этапом нравственного развития ребенка, и именно с дошкольного возраста детям должны прививаться терпимость, уважение, принятие культур, умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на основе сотрудничества и взаимопонимания, что способствует формированию готовности к толерантному поведению. А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, М.И. Лисиной, Г.А. Урунтаевой, Д.Б. Элькониным подчеркивается ряд особенностей, являющихся основой для формирования толерантности у дошкольников: это открытость, восприимчивость к социальным воздействиям, чувствительность к миру взаимоотношений; развитие идентификации, эмпатии и рефлексии; развитие произвольности и разных форм общения со сверстниками и взрослыми. Все это актуализирует проблему толерантного воспитания детей.
Исследование проблемы воспитания обусловлено противоречием между необходимостью воспитания основ толерантности у детей дошкольного возраста и недостаточным использованием потенциала педагогических технологий в рамках данного направления. Анализ литературы свидетельствует об отсутствии специальных программ, в которых бы максимально использовались современные педагогические технологии, направленные на воспитание толерантных качеств личности детей. Такие технологии должны ориентироваться на мировую культуру и российские культурные традиции, нормы общения.
Вышесказанное диктует необходимость поиска эффективных педагогических технологий, способствующих формированию толерантных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: толерантность как психолого-педагогический феномен.
Предмет исследования: педагогические технологии как средство формирования толерантных качеств дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить эффективность использования современных педагогических технологий для воспитания толерантных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что воспитание толерантных качеств у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будут комплексно использоваться различные педагогические технологии.
Задачи исследования:
1. На основе психолого-педагогического анализа научной литературы дать определение понятию толерантность как педагогической проблемы.
2. Выявить особенности использования современных педагогических технологии в формировании толерантных качеств личности.
3. В рамках эмпирического исследования реализовать на практике программу развития толерантных качеств детей старшего дошкольного возраста средствами современных педагогических технологий и дать анализ ее эффективности.
Методологическая база исследования. Основы изучения толерантности заложены в трудах А. Асмолова, Н.А. Асташовой, Г.Л. Бардиер, С.К. Бондаревой, Н.М. Борытко, Г.В. Бюзелевой, И.Б. Гришпун, Л.М. Дробижевой, Н.М. Лебедевой, А.П. Садохина, Г.У. Солдатовой и др. В теоретическом плане в работах В.В. Бойко, С.Л. Братченко, И.Б. Гриншпуна, Г.У. Оллпорта и др. содержатся положения, определяющие сущность межличностной толерантности и ее компонентов.
Н.А. Асташовой выделены характеристики толерантной личности (гуманность, рефлексивность, свобода, ответственность, защищенность, гибкость, уверенность в себе, самообладание, перцепция, эмпатия и др.) Е.А. Ильинской, В.А. Погодиной, Г.М. Шеламовой определены критерии толерантности детей старшего дошкольного возраста (личностная устойчивость, эмпатия, мобильность поведения, социальная активность, принятие себя и других, коммуникативная толерантность и т.д.). Н.Г. Юровских в характеристике толерантности рассматривает две группы толерантных качеств: духовно — нравственные и психические. Разработкой педагогических технологий занимались такие ученые, как Ш.А. Амонашвили, Т.С. Альтшуллер, Л.В. Байбородова, И.П. Волков, В.В. Давыдова, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.П. Ильин, М.В. Кларина, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Г.К. Селевко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, И.С. Якиманская, и др.
Практическая значимость исследования заключается в разработке психолого-педагогической программы формирования толерантных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами педагогических технологий, повышающей эффективность учебно-воспитательного процесса ДОУ. Полученные результаты дополняют и углубляют существующие представления о толерантности.
Методы и методики исследования: теоретические — анализ литературных источников, обобщение; эмпирические: эксперимент, наблюдение, беседа; математические – обработка и анализ данных исследования; интерпретационные – интерпретация данных исследования.
В работе использовались следующие методики: беседа: нравственные понятия (модифированный вариант методики Г.А. Урунтаевой); опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М.Щетинина); диагностика проявления нравственных качеств личности (адаптированный вариант методики определения нравственной воспитанности М.И.Шиловой); педагогическая ситуация «Помоги сверстнику» (В. Петровский); метод проблемных ситуаций (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе _______________ Экспериментальным исследованием были охвачены дети старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек.
Структура выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Имеется приложение.
Заключение:
Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил сформулировать следующие выводы.
Понятие толерантность является предметом изучения многих наук и рассматривается с разных точек зрения: «терпимость, адаптация, устойчивость, допущение, принятие» (Г.В. Бюзелева); «терпимость» (Г.У.Солдатова, А.Г. Асмолов); уважительное отношение к чужому мнению» (Н.А. Асташова); «равнодостоинство личностей, которым принадлежат несхожие взгляды» (З.А. Кочергина); «наличие потребности во взаимодействии с другим» (И.Б. Гриншпун); «уважение и признание равенства; уважительное отношение к мнению других» (А.П. Садохин); «механизм достижения гуманного существования (Е.В. Магомедова); «совокупность коммуникативных умений, способность принимать людей такими, какие они есть» (Б.З. Вульфов); «готовность к сотрудничеству в межличностном и межнациональном взаимодействии» (Н.А. Асташова); «уважение к мнению другого» (Л.М. Дробижева); и т.д.
Обобщая современные достижения педагогической и психологической науки и практики, следует отметить, что показателями коммуникативной толерантности и нравственной воспитанности являются знание норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками; проявление нравственных чувств (сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками и др.) и качеств (гуманизма, коллективности, дисциплинированности, доброты, и т.д.).
Социально-коммуникативное развитие в рамках воспитания толерантности ориентировано на усвоение норм и ценностей, установленных в социуме, в том числе морально-нравственных ценностей; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу сверстников и взрослых.
Формирование толерантных качеств у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ обеспечивается посредством использования различных педагогических технологий: проектные технологии; технологии исследовательской деятельности; ИКТ; личностно-ориентированные технологии; технологии портфолио; игровые технологии; технологии ТРИЗ; технологии коллективных творческих дел; технологии коллективного взаимообучения; диалоговые технологии воспитания толерантности; кейс-технологии, и т.д.
Вторая глава была посвящена организации и проведению опытно-экспериментальной работы по воспитанию толерантных качеств у детей дошкольного возраста средствами современных педагогических технологий.
На констатирующем этапе эксперимента путем систематизации методик были определены показатели оценки проявлений толерантных качеств -представления о нравственных качествах; эмпатические реакции на переживания другого; уважительное отношение к старшим, дружелюбие, милосердие, честность; умения замечать эмоциональное неблагополучие сверстника; умение бескорыстно оказывать помощь, выражать сочувствие и сопереживание; и т.д.
В рамках констатирующего этапа исследования выявлено, что в выборке присутствуют дети, не способные объяснить значения нравственных качеств, не умеющие оказывать поддержку и сопереживание другим, с низким уровнем эмоциональной отзывчивости, эгоистической направленностью поведения, что послужило основой для проведения дальнейшей работы.
На формирующем этапе реализована программа развития толерантности посредством современных педагогических технологий (11 занятий) и дана оценка ее эффективности. В работе использовался комплекс педагогических технологий, направленных на воспитание у дошкольников толерантных качеств личности: технологии решения проблемных задач (беседы, моделирование, использование художественного слова, дидактических игр); информационно-коммуникативные технологии (просмотр мультфильмов, мультимедийных презентаций); игровые технологии (игры и упражнения); технологии проблемного обучения и кейс-технологии (педагогические проблемные ситуации); технологии воспитания средствами искусства (театрализованные этюды, постановка этюдов); технологии коллективного обучения (работа в парах, подгруппами); диалоговые технологии воспитания толерантности (этические беседы, дискуссии); технологии воспитания межличностной толерантности (эмоционально-значимые ситуации); технологии исследовательской деятельности (эвристические беседы, решение вопросов проблемного характера, игровые и обучающие, а также творчески развивающие ситуации); ТРИЗ-технологии (сказки, игровые ситуации при решении изобретательских задач).
Усвоение дошкольниками основ толерантного поведения осуществлялось посредством комплексного применения сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических, подвижных игр и проблемно-игровых ситуаций, при чтении стихотворений, сказок, рассказов и художественных произведений, просмотре мультфильмов, участии в беседах, анализе сказок. В процессе совместной деятельности дети учились согласованности действий, пониманию и сопереживанию, у них формировались способности к восприятию добра и зла, благородства, справедливости, доброжелательности, взаимопомощи и дружелюбию, терпению, выдержке.
Данное исследование не претендует на исчерпывающее, и в последующем планируется проведение с детьми дальнейшей работы по изучению эффективности применения педагогических технологий в качестве средств воспитания толерантных качеств у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Особое внимание будет уделяться приобретению детьми толерантного опыта общения с окружающими; практике освоения детьми способов сопереживания, доброжелательности, помощи и заботы как позитивного жизненного опыта.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
1.1. Формирование толерантности личности как педагогическая проблема
Понятие толерантность является предметом изучения многих наук и рассматривается с разных точек зрения. Основанием видового разнообразия толерантности являются сущностные характеристики субъекта взаимодействия: пол (гендерная толерантность), вероисповедание (конфессиональная толерантность), национальная принадлежность (национальная толерантность и др.).
В теоретическом плане в работах В.В. Бойко , С.Л. Братченко, Е.Г. Виноградовой, И.Б. Гриншпуна , В. А. Лекторского, Г. Оллпорта содержатся положения, определяющие сущность межличностной (коммуникативной) толерантности и ее компонентов.
Толерантность – это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию .
Толерантность, являясь социологическим термином, обозначает терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не подразумевает принятия иного мировоззрения или образа жизни, а заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Г.В. Бюзелева выделяет пять значений понятия толерантность в современной науке: терпимость, адаптация, устойчивость, допущение, принятие .
Г.У. Солдатова и ее соавторы подчеркивают, что в русском языке существуют слова со сходным значением — терпимость и толерантность. Термин «толерантность» используется обычно в гуманитарных науках и в медицине. Этот термин означает «ослабление или отсутствие реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А употребляемое в обыденной речи, более привычное слово «терпимость» означает «способность мириться с чужим мнением, умение терпеть и быть снисходительным к поступкам других людей» .
И.А. Аполлонов и О.Р. Тучина подчеркивают, что современное понимание толерантности связано с провозглашением ценности различий, в том числе и этнических, в контексте концепции мультикультурализма, в рамках которой была принята декларация принципов толерантности .
Толерантность в декларации определяется как правильное понимание, принятие и уважение многообразия культур мира, индивидуальности и форм самовыражения. Толерантность в данной трактовке рассматривается как позиция зрелой личности и условие существования сложных обществ, что предполагает активное противодействие интолерантным проявлениям. При этом углубляется рассмотрение толерантности как общекультурной и этической ценности.