Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование управления системой государственных закупок

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
1 Теоретические и нормативные основы управления системой государственных закупок 7
1.1 Понятие, принципы и способы размещения государственных и муниципальных заказов 7
1.2 Нормативно-правовое обеспечение государственных закупок для государственных и муниципальных нужд 12
1.3 Основные проблемы при проведении государственных закупок в России 18
2 Анализ процесса государственных закупок в администрации Тавдинского городского округа 23
2.1 Практика проведения государственных закупок в администрации Тавдинского городского округа 23
2.2 Организация закупочной деятельности в администрации Тавдинского городского округа 30
2.3 Оценка эффективности государственных закупок 36
3 Направления совершенствования управления системой государственных закупок в администрации Тавдинского городского округа 43
3.1 Предложения по совершенствованию деятельности администрации Тавдинского городского округа в сфере управления государственными закупками 43
3.2 Ожидаемый эффект от предложенных мероприятий по повышению эффективности управления государственными закупками в администрации Тавдинского городского округа 51
Заключение 55
Список использованных источников 59

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Система государственных закупок Российской Федерации является фундаментальной сферой национальной экономики, государственного, регионального и муниципального управления. Будучи огромной по своим масштабам, сложной по архитектуре, она создает материальные условия для практического существования общественных институтов. Оформляемые ею контрактные отношения закрепляют достигнутое общественное равновесие, выдерживая расстояние между государством, бизнесом и гражданами и, одновременно, поддерживая между ними внутренние связи.
Государственные закупки оказывают благоприятное влияние на все стороны развития муниципальных образований: укрепление их экономики; повышение качества жизни населения. В связи с чем, в Российской Федерации особую значимость приобретают вопросы, которые относятся к повышению эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления в сфере управления государственными закупками, без которой невозможны успешные преобразования в стране, реализация стратегических программ ее развития.
Вопросами эффективности функционирования органов государственного и муниципального управления занимались: Г.В.Атаманчук, И.Н. Барциц, В.В. Слычук, О.В. Хусаинова и др.
Проблемы управления сферой закупок отражены в работах О.В. Аксеновой, А.И. Виданова, А.В. Клевакина, Я.В. Коженко, Е.В. Сергеева, А.И. Фамиевой, Е.В. Шаназаровой и др.
Однако, несмотря на это остаются недостаточно изученными вопросы эффективности управления государственными закупками на муниципальном уровне.
Проблемное поле исследования обусловлено объективной незавершённостью формирования системы управления государственными закупками в органах власти в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ [10].
Цели и задачи исследования. Цель исследования заключается в разработке предложений по совершенствованию деятельности муниципальных органов в сфере управления государственными закупками.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
− определить сущность феномена «государственный», «муниципальный» заказ, принципы и способы их размещения;
− систематизировать нормативную правовую базу, регламентирующую процесс государственных закупок для государственных и муниципальных нужд;
− выявить основные проблемы при проведении государственных закупок в РФ;
− представить обзор практики проведения государственных закупок в администрации Тавдинского городского округа;
− характеризовать организацию закупочной деятельности в администрации Тавдинского городского округа;
− проанализировать результаты управления государственными закупками администрации Тавдинского городского округа в 2018-2019 гг. и установить проблемы в данной сфере;
− разработать подходы по совершенствованию деятельности администрации Тавдинского городского округа в сфере управления государственными закупками и представить ожидаемый эффект от предложенных мероприятий.
Объект исследования ‒ система государственных закупок.
Предмет исследования – управление системой государственных закупок (на примере Администрации Тавдинского городского округа).
Теоретическими и методологическими основами написания выпускной квалификационной работы послужили исследования ученых в сфере государственных закупок.
Методы исследования: анализ управленческой литературы, нормативных документов, законодательных актов; системный анализ проблем управления и управленческой деятельности; анализ и синтез продуктов управленческой деятельности (статистические сведения, аналитические материалы); сравнение; индукция и дедукция; обобщение.
Информационная база исследования: учебная и научная литература, монографии российских ученых, система нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, документы, связанные с деятельностью Администрации Тавдинского городского округа, статистические данные.
Эмпирическую базу исследования составляют официальные документы, формирующие нормативно-методическую базу закупочной деятельности, и статистические данные.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из трех глав, включающих восемь параграфов, введения, заключения и списка литературы.
Первая глава посвящена сущности феномена «государственный», «муниципальный» заказ, принципам и способам их размещения; нормативно-правовой базе в сфере государственных закупок, а также проблемам при их проведении.
Во второй главе представлен обзор практики проведения государственных закупок в администрации Тавдинского городского округа; охарактеризована организация закупочной деятельности; осуществлен анализ результатов управления государственными закупками.
В третьей главе разработаны направления по совершенствованию ее деятельности и представлен ожидаемый эффект от предложенных мероприятий.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведённое исследование позволяет сделать ряд выводов:
Государственный (муниципальный) заказ — перечень товаров, работ и услуг, которые планируются к закупке государственным (муниципальным) заказчиком за счет средств бюджета (государственного или муниципального).
Государственный заказ входит в состав единой системы государственных закупок и формируется государственным (муниципальным) заказчиком.
Установлено, что деятельность в сфере управления закупками товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на таких нормативных актах как: Конституция РФ, Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы Министерства экономического развития РФ и документах, принятых на региональном и муниципальном уровнях.
В результате научного поиска определены основные проблемы при проведении государственных закупок в РФ, среди которых: отсутствие у участников возможности принимать участие на равных условиях в конкурсах, которые проводятся; коррупция; сговор участников закупок между собой, либо с организаторами закупок; неэкономное расходование бюджетных средств государственными органами при проведении государственных закупок; монополизации производства и сбыта товара, снижение его качества и ассортимента; злоупотребление закупками у единственного поставщика; занижения цен недобросовестными поставщиками для получения контракта «любой ценой»; ситуации с ошибочным планированием при формировании закупок; случаи предоставления необеспеченных или поддельных банковских гарантий; отсутствие полного объема требований к товарам (услугам), которые хотел бы получить заказчик от поставщика; осуществление значительного количества государственных закупок у иностранных компаний.
Изучение практики проведения государственных закупок в администрации Тавдинского городского округа показало, что данный процесс характеризуется ограниченностью способов, среди которых преобладают: конкурс, закупка у единственного поставщика.
Организация закупочной деятельности в администрации Тавдинского городского округа включает следующие составляющие:
− выявление потребности в товаре, услуге, работе,
− обоснование и планирование закупки (определение качественных характеристик и необходимого количества товара, работ),
− создание комиссии по закупкам, ее состава (решение о формировании группы лиц, принимающей ответственное решение в процедуре закупки), назначение председателя комиссии по закупкам,
− обоснование начальной (максимальной) цены контракта,
− информационное обеспечение закупок (размещение в Единой информационной системе плана закупки товаров, работ, услуг, извещения о конкурсе (или ином способе проведения закупки), документации о закупке, проект договора, разъяснения положений закупочной документации, требования к участникам закупки),
− рассмотрение заявок на участие в конкурсе, их оценка
− заключение контракта,
− исполнение контракта (непосредственная закупка) либо его изменение, расторжение.
Эффективность организации закупочной деятельности администрации Тавдинского городского округа по выделенным показателям (планирование закупок, обоснование закупок, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, организация заключения контракта, взаимодействие с поставщиком при изменении (расторжении) контракта) установлено определена как средняя. Основная причина снижения ее эффективности − низкий уровень профессионализма специалистов, которые задействованы в сфере государственных закупок.
Анализ деятельности Администрации Тавдинского городского округа в сфере управления государственными закупками по таким показателям как: правовое обеспечение контрактной системы в сфере закупок, мониторинг развития контрактной системы в сфере закупок, информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок, контрольная деятельность в сфере закупок показал, что данным муниципальным органом осуществляется принятие нормативных актов, регулирующих контрактную деятельность в сфере закупок, однако при этом зафиксировано снижение числа заключения контрактов по сравнению с 2017-2018 годами на фоне увеличения доли их заключения с единственным поставщиком. Кроме этого, имеет место отсутствие разработанной муниципальной системы информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок, рост замечаний по составлению проектов контрактов.
Выявлены проблемы в сфере управления системой государственных закупок в администрации Тавдинского городского округа, среди которых: несовершенство организационного механизма управления государственными закупками; проблема кадров.
Разработаны конкретные предложения по повышению эффективности деятельности администрации Тавдинского городского округа в сфере государственных закупок, среди которых: разработка методических рекомендаций по организации закупочной деятельности в Тавдинском городском округе; разработка и внедрение муниципальной информационной системы в сфере закупок, которая интегрирована с единой информационной системой; создание централизованной контрактной службы администрации Тавдинского городского округа; профессиональная переподготовка и/или повышение квалификации в сфере государственных закупок; увеличение заработной платы специалистов, задействованных в сфере государственных закупок и обозначены ожидаемые эффекты от них.
Таким образом, задачи, поставленные во введении, успешно решены, а, значит, цель изыскания: «разработка предложений по совершенствованию деятельности муниципальных органов в сфере управления государственными закупками» – достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
1.1 ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ

Рассмотрим основные понятия проблемы управления системой государственных закупок.
В настоящее время в законодательстве отсутствуют понятия «государственный заказ», «муниципальный заказ».
Термин «государственный заказ» был закреплен законом от 30 июня 1987 г. № 7284-XI «О государственном предприятии (объединении)», где он определялся как исходные данные для планирования предприятием (организацией) своей деятельности. Согласно этому закону, государственный заказ носил плановый характер, с учетом которого исполнялся приказ государства на организацию и поставку продукции, работ, услуг для удовлетворения общественных нужд и обеспечения экономического развития [42].
В первом законе РФ о закупочной деятельности — Законе РФ от 28 мая 1992 г. № 2859-I «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» [6] (утратил силу) не было представлено определение понятия «государственный заказ». В более поздних законах о закупках [7] также отсутствовало определение государственного (муниципального) заказа.
Бюджетный кодекс РФ ранее содержал понятие «государственный заказ» (первая редакция от 1 января 2000 г.). Так, в соответствии с п. 4 ст. 72 (пункт утратил силу) государственный или муниципальный заказ — это совокупность заключенных государственных или муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета» [1]. В настоящее время определение государственного заказа в Бюджетном кодексе также отсутствует [2].
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» [5] встречается рассматриваемое понятие. Согласно п. 1 ст. 3, «это установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации».
В результате анализа Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [9], установлено, что ни в одной редакции не предлагалось определения государственного (муниципального) заказа. Тот же факт имеет место и в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [10].
С точки зрения П.С. Тарабаеваи В.А. Щербакова, государственный заказ является управленческим распорядительным актом, адресованным государственным заказчикам, который предусматривает необходимость заключения определенных государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров для обеспечения нужд РФ в товарах, работах, услугах, с учетом выделенных на эти цели средств федерального бюджета, а также «устанавливающий объемы выделенных государственных или муниципальных средств, виды и количество товаров, работ и/или услуг, а также сроки и другие условия, связанные с удовлетворением соответствующих государственных или муниципальных нужд» [35;41].
По мнению А. Н. Асаул, государственный заказ — перечень товаров, работ и услуг, которые планируются к закупке за счет бюджетных средств [36, с.23]
Согласно позиции М.А. Антоненко, государственный заказ представляет собой форму выражения потребности органов государственного управления в выполнении задания на поставку товаров, производство работ, оказание услуг для удовлетворения нужд, которые вызваны государственной необходимостью. Государственный заказ заключается в порядке, определяемом законом, он финансируется за счет бюджетных и внебюджетных средств. Выполнение заказа закрепляется правовым актом [42].
Государственный заказ входит в состав единой системы государственных закупок [26, с.80].
Государственный (муниципальный) заказ формируется государственным (муниципальным) заказчиком.
Государственный заказчик может быть представлен: государственным органом власти; органом управления государственным внебюджетным фондом; государственным казенным учреждением, которые действуют от имени РФ или ее субъекта и уполномочены к принятию бюджетных обязательств, согласно положений бюджетного законодательства, и осуществлению закупок [10].
Муниципальный заказчик представлен муниципальным органом или муниципальным казенным учреждением, которые действуют от имени муниципального образования и уполномочены к принятию бюджетных обязательств согласно положений бюджетного законодательства РФ, от имени муниципального образования и осуществлению закупок.
Государственные и муниципальные нужды — потребности субъектов РФ, муниципальных образований, государственных и муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, которые обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования и являются необходимыми для решения вопросов государственного и местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, которые делегированы органам местного самоуправления [10].

Принципами размещения государственных и муниципальных заказов являются:
− принцип открытости;
− принцип прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок;
− принцип обеспечения конкуренции;
− принцип профессионализма заказчиков;
− принцип стимулирования инноваций;
− принцип единства контрактной системы в сфере закупок;
− принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;
− принцип эффективности осуществления закупок [10].
Далее рассмотрим способы размещения государственных и муниципальных заказов.
Размещение заказа может осуществляться посредством:
− открытого конкурса,
− открытого конкурса в электронной форме,
− конкурса с ограниченным участием,
− конкурса с ограниченным участием в электронной форме,
− двухэтапного конкурса,
− двухэтапного конкурса в электронной форме,
− электронного аукциона [10].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы