Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование управления молодёжной политикой на муниципальном уровне

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты
государственной молодежной политики. 6

1.1. Государственная молодежная политика в РФ:
понятие, цели, задачи, приоритетные направления. 6

1.2. Зарубежный опыт формирования и реализации
молодёжной политики  17

1.3. Особенности управления молодежной политикой
на муниципальном уровне  24

Глава 2. Исследование направлений реализации
государственной молодежной политики на муниципальном уровне (на примере
муниципального района «Выхино-Жулебино» ЮВАО г. Москвы) 29

2.1. Деятельность органов исполнительной власти
муниципального района «Выхино-Жулебино» по реализации положений государственной
молодежной политики. 29

2.2. Анализ проблем реализации государственной
молодежной политики муниципальными органами управления района «Выхино-Жулебино». 40

Глава 3. Исследование возможных направлений
повышения уровня работы муниципальных органов управления в области молодежной
политики. 51

3.1. Разработка предложений по повышению
эффективности реализации положений государственной молодежной политики на
примере муниципального района «Выхино-Жулебино» ЮВАО г. Москвы.. 51

3.2. Определение возможного
социально-экономического эффекта от реализации представленных предложений. 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 65

 



  

Введение:

 

 

Данная работа посвящена изучению процесса и
направлений совершенствования управления молодёжной политикой на муниципальном
уровне, на примере района города Москвы Выхино-Жулебино.

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что
стратегические интересы Российской Федерации требуют воспроизводства населения,
проблемы молодежи с учетом интересов различных заинтересованных сторон
становятся приоритетными в системе публичного управления. Осмысление категории
«молодежь» на основе теории публичного управления как качественно нового этапа
развития теории государственного и муниципального управления представляется
актуальным.

Рассматривая молодежь в контексте теории публичного
управления, необходимо опираться не только на демографические, но и
социально-психологические и социально-экономические критерии: на реализацию
жизненных планов, образовательный уровень, движение по карьерной лестнице,
достижение образовательного, профессионального, общественного, имущественного
статуса, создание семьи, рождение детей. Суть этого принципа состоит в том, что
меры государственного регулирования в постиндустриальном обществе должны
обеспечивать прагматическое решение (с учетом социальных и национальных
особенностей) экономических проблем в области создания высокоинтеллектуального
креативного класса, ориентированного на прорыв в разработке и практической
реализации основных направлений научно-технического прогресса.

Такой подход к молодёжи, оценке её роли, значения для
настоящего и будущего развития территории муниципального района «Выхино-Жулебино»
ЮВАО г. Москвы способен выработать особую молодёжную политику, направленную на
управление процессами в многообразной молодёжной среде, принятие адекватных
решений на опережение негативных социальных событий, профилактику асоциальных
проявлений в молодёжной среде взамен политики запоздалой реакции на уже
имеющиеся противоречия и проблемы.

Цель работы – исследование деятельности муниципальных
органов управления по реализации политики государства в области молодежи, и
разработка предложений по ее совершенствованию на примере муниципального района
«Выхино-Жулебино» ЮВАО г. Москвы.

Для достижения указанной цели сформулированы следующие
задачи:

1) изучить теоретико-методологические аспекты
государственной молодёжной политики;

2) выявить особенности управления молодежной политикой
на муниципальном уровне;

3) проанализировать деятельность органов власти района
Выхино-Жулебино, реализующих молодежную политику;

4) наметить пути повышения эффективности молодежной
политики в муниципальном образовании г. Москвы района Выхино-Жулебино;

5) разработать мероприятия, направленные на создания
благоприятных условий для развития потенциала молодых граждан.

Объект исследования – система государственного и
муниципального управления.

Предмет исследования – система
организационно-управленческих и социально-экономических отношений, возникающих
в процессе реализации молодежной политики государства на муниципальном уровне.

В работе использованы такие методы, как анализ,
синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, интерпретация.

По структуре работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассматриваются
теоретико-методологические аспекты государственной молодежной политики. Во
второй главе изложены результаты исследования направлений реализации
государственной молодежной политики на муниципальном уровне (на примере
муниципального района «Выхино-Жулебино» ЮВАО г. Москвы). В третьей главе
представлены возможные направления повышения уровня работы муниципальных
органов управления в области молодежной политики.

Источниковедческую основу исследования составили материалы
научной периодики, а также материалы научно-практических конференций,
посвященные вопросам управления молодежной политикой, опубликованные за
последние 5 лет.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

В результате проведенного
исследования мы можем сделать следующие выводы:

1) Рассмотрено понятие, цели,
задачи, приоритетные направления государственной молодежной политики в РФ. В
России государственная молодёжная политика рассматривается как часть социальной
политики, а решение молодежных проблем составляет её определенную часть.
Государственная молодёжная политика — это самостоятельное направление
деятельности государства, которая предусматривает формирование необходимых
социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе
активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными
объединениями и молодежными организациями.

Поддержка молодёжи государством
предполагает решение значительного числа проблем общегосударственной политики,
таких как экономика, национальная безопасность, социально-демографическое
развитие и другие. Решению проблем молодого поколения всегда уделялось
повышенное внимание со стороны государства, потому что в этот период очень
важна государственная помощь и поддержка в создании благоприятных условий для
активной и положительной реализации созидательного, инновационного, жизненного
потенциала молодёжи во всех сферах государственной и общественной жизни.

В роли субъекта государственной
молодёжной политики выступает государство, а точнее его система специальных
органов власти в сферах досуга, физического развития, культуры, труда,
образования и т.д., которая опирается на принятую государством систему взглядов
и систему права.

Для современной
социально-экономической ситуации характерны ограниченность государственных
ресурсов и государства в регулировании социальных процессов, что и привело, в
свою очередь, к ограничениям возможностей молодежи при получении образования,
при трудоустройстве, снижению материального и духовного уровня жизни, к
затруднениям в решении жилищных вопросов. Основные вопросы жизнедеятельности
молодого человека, как наблюдается, недостаточно гарантированы государством и
необходимо предпринять действия, которые компенсировали бы эту недостаточность.

2) Рассмотрен зарубежный опыт
формирования и реализации молодёжной политики. Современная национальная
молодежная политика является результатом влияния ООН на международном уровне.
Зарубежный опыт решения молодежных проблем изучен на примере глобального
исследования молодежи, которое было проведено Агентством Ipsos, для Фонда Билла
Гейтса в 2018 году. Полученные данные позволяют заключить, что молодежь более
оптимистично смотрит на жизнь в Мексике, Нигерии, Кении, оптимизм больше
испытывают молодые люди Китая, Индии, Нигерии. В Германии, США, Австралии и
Франции молодежь видит перспективы улучшений своей жизни в течение последующих
15 лет. Более положительно свое поколение, по отношению к поколению родителей
оценивают Китайцы. В России более половины опрошенных считают свое поколение
хуже, чем родители. Наиболее довольны нынешней работой молодые люди, являющиеся
владельцами бизнеса в Нигерии и Мексике, учителями в Индонезии и Мексике,
менеджерами в Саудовской Аравии, Инженерами в России, политиками в
Великобритании. Наибольшую степень довольства нынешней работой выразили молодые
люди Швеции. Проблемы безопасности больше всего тревожат молодых людей
Бразилии, Нигерии и России; проблемы образования беспокоят молодежь Китая;
проблемы коррупции беспокоят молодежь Индонезии, любовь и отношения беспокоят
российскую молодежь. Источником счастья для молодых французов и китайцев
являются отношения с друзьями и семьей, для молодежи Индонезии – найти хорошую
работу. Наиболее высоко свою жизнь на данный момент оценивают в Китае, Мексике
и Индонезии.

Представленные данные позволяют
сделать предварительный вывод об эффективности проводимой молодежной политики в
стране.

3) Выявлены особенности управления
молодежной политикой на муниципальном уровне. На муниципальном уровне
молодежная политика — представляет собой совокупность целей и мер, принимаемых
органами местного самоуправления в целях создания и обеспечения условий и
гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных
объединений, движений, инициатив. Молодежная политика формируется и реализуется
органами государственной власти и органами местного самоуправления при участии
молодежных общественных объединений, неправительственных организаций и иных
юридических и физических лиц.

К приоритетным направлениям
муниципальной молодежной политики относят создание условий для успешной
социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможность для
самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми проблем, которые у них
возникают. Особая миссия в реализации молодежной политики отводится местному
самоуправлению, поскольку именно оно способно адресно решать проблемы
жизнедеятельности и жизнеобеспечения, артикуляции политических интересов
молодежи на локальном уровне, прежде всего, по месту жительства.

4) Проведен анализ деятельности
органов исполнительной власти муниципального района «Выхино-Жулебино» по
реализации положений государственной молодежной политики. Деятельность органов
исполнительной власти муниципального района «Выхино-Жулебино» по реализации
положений государственной молодежной политики можно охарактеризовать, как
соответствующую целям и задачам государственной молодежной политики и молодежной
политики города Москвы. При реализации молодежной политики в районе
Выхино-Жулебино задействованы муниципальные учреждения, которые, в свою
очередь, организуют свою деятельность и проводят мероприятия на территории
района в порядке согласования с Окружным управлением департамента семейной и
молодёжной политики по Юго-Восточному административному округу города Москвы.
Ведущим учреждением района Выхино-Жулебино по реализации мероприятий в рамках
молодежной политики является Центр культуры, досуга и спорта «Истоки». Основными
услугами Центра культуры, досуга и спорта «Истоки» является организация
различных мероприятий и проектов.

Молодежная политика района
Выхино-Жулебино осуществляется на основе целевых программ. При районной управе
районе «Выхино-Жулебино» создана молодежная палата, в составе которой молодые
жители района, которые принимают участие в координации молодежных мероприятий в
районе Москвы Выхино-Жулебино. В составе управы района также создана Комиссия
по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В Центре культуры, досуга и спорта
«Истоки» для организации досуга подростков и молодежи осуществляют свою
деятельность Молодежный Совет района Выхино-Жулебино, Молодежная приемная
района Выхино-Жулебино и Добровольческое агентство района Выхино-Жулебино.
Целью деятельности Центра культуры, досуга и спорта «Истоки» является повышение
уровня нравственного и этико-эстетического воспитания молодежи района
Выхино-Жулебино города Москвы.

5) Проведен анализ проблем
реализации государственной молодежной политики муниципальными органами
управления района «Выхино-Жулебино».

Для органов управления района
«Выхино-Жулебино» работа с молодежью является одним из самых трудоемких
направлений. Молодежная целевая аудитория отличается многообразием
психологических типов, жизненных позиций, ценностных ориентаций, а также
уровней образования. Молодые люди в своих действиях могут быть достаточно
непредсказуемы, в своих социальных взаимодействиях они могут в короткое время
переходить от абсолютного равнодушия до гиперактивности и инициативности. Одной
из проблем молодежной политики системы управления района «Выхино-Жулебино»
является отсутствие использования современных каналов коммуникации с целевой
аудиторией.

Проведено исследование участников
мероприятий и проектов, организованных Центром культуры, досуга и спорта
«Истоки» с целью выявления их отношения к мероприятиям, выявления основных
положительных и отрицательных моментов в реализации молодежной политики на
территории района Выхино-Жулебино. Анализ эффективности мероприятий Центра
культуры, досуга и спорта «Истоки» показал, что мероприятия являются
популярными среди молодежи района Выхино-Жулебино города Москвы. Проведенное
исследование показало, что у целевой аудитории развиты социальные и моральные
принципы, большинство из них стремиться с собственной реализации, для них важны
семейные ценности, сделан вывод, что поставленные цели и задачи в области
молодежной политики выполняются.

6) Социально-экономическая
эффективность развития волонтерской деятельности как инструмента молодежной
политики в районе Выхино-Жулебино заключается в привлечении труда добровольцев
для социально значимой деятельности, потребность в которой стоит особенно
остров в условиях пандемии, а также в росте социальной активности и
солидарности молодежи, духовно-нравственном развитии молодого поколения,
укреплении социального партнерства на уровне местных сообществ.

 



 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты
государственной молодежной политики

 

1.1. Государственная
молодежная политика в РФ: понятие, цели, задачи, приоритетные направления

 

Термин
государственная молодежная политика впервые появился в 1993 году в
Постановлении Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной
молодёжной политики в Российской Федерации», согласно постановлению,
государственная молодежная политика рассматривается как государственная
деятельность, направленная на создание организационных, экономических и
правовых условий самореализации личности молодого поколения, развитие
молодежных инициатив и организацию досуга
[7, c. 311].

В России
государственная молодёжная политика рассматривается как часть социальной
политики, а решение молодежных проблем составляет её определенную часть, но по
мнению многих исследователей этим не исчерпывается. Поддержка молодёжи
государством предполагает решение значительного числа проблем общегосударственной
политики, таких как экономика, национальная безопасность,
социально-демографическое развитие и другие
[11, c. 87].

Первый
нормативно-правовой акт федерального уровня, в котором законодательно оформлены
основные вопросы и направления государственной молодежной политики является
Указ Президента №1075 «О первоочередных мерах в области государственной
молодежной политики».

В июне 1995
года был принят Закон «О государственной поддержке молодежных и детских
объединений». Соответствующие законы были приняты в субъектах Российской
Федерации. С этого времени формируется сеть органов государственного
управления, которая определяет и реализует молодежную политику на региональном
и муниципальном уровне
[14, c.
32]
.

Взаимодействие
с молодежью всегда являлось и будет являться важным и приоритетным для нашего
государства и общества процессом. Изначально, оно включало в себя освоение
современным поколением достигнутого уровня развития общества и государства в
целом и выражалось в том, насколько сейчас молодежь воспринимает и понимает
жизнь общества и функционирование этого государства и что нового она может
внести в развитие современного общества и деятельность целого государства.

Рассмотрим
термины, которыми придется оперировать и которые вызывают закономерные вопросы.
Прежде всего, какой возраст будет приемлемым, чтобы посчитать человека молодым?
Каковы границы определения индивида, относящегося к категории молодых?
Итак, первым автором определения термина «Молодёжь», согласно
изученным нами литературным источникам является В.Т. Лисовский — заслуженный
деятель науки Российской Федерации, социолог, доктор философских наук,
профессор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ),
член-корреспондент РАО (РАО). Определение было им сформулировано и дано в 1968
году и звучит так: «Молодёжь — поколение людей, проходящих стадию социализации,
усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные,
профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от
конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться
от 16 до 30 лет».
В советское время была принята
градация, которая основывалась на соотношении биологического и социального
подразделения населения на подростков, молодежь и людей зрелого возраста. Наиболее
известной и принятой, в том числе официальными органами, была градация,
предложенная В.В. Бунак. По мнению ученого, молодежный период включает три
периода: подростковый, юношеский, первую и вторую молодость, а его границы были
определены с 13 до 30 лет. Была и гендерная специфика — у женщин подростковый
период начинался на год раньше, учитывая биологические особенности организма.
Такое определение молодежного возраста оставалось вплоть до последнего времени,
хотя юридическое определение отличалось от социально-биологического: частичная
дееспособность наступала в 14-16 лет, а полная — в 18 лет
[18, c. 44]. Согласно законодательству
субъектов Российской Федерации, допускается признание за отдельными личностями
в конкретных жизненных обстоятельствах их полной дееспособности в какой-либо
области гражданско-правовых отношений в более раннем возрасте: например,
вступление в брак, внесение вкладов в кредитные организации и распоряжение
собственными гонорарами, премиями, заработком и т.д. Такие изменения стали возможными
в связи с развитием рыночных отношений, омоложением преступности. Все это
существенно повлияло на изменение общественного мнения по поводу так называемых
«молодежных проблем».

В
российской научной среде открыто обсуждается вопрос о возможном снижении
наступления момента юридической дееспособности, уменьшение возраста, с которого
можно применять виды уголовного преследования. По всей видимости, стоит всерьез
подумать об изменении или по крайней мере четком определения понятия
«молодости» в политико-правовой сфере

[19, c. 254]
. Подводя
итог, можно сказать о категории «молодёжь» следующее:


во-первых, в политологическом отношении это относительно самостоятельная
социально-демографическая группа, имеющая усредненные возрастные границы от 14
до 30 лет с внутренним разделением на возрастные подгруппы;


во-вторых, она выделяется среди остальных социальных слоев населения уровнем
мобильности, интеллектуальной деятельностью и здоровьем;


в-третьих, это поколение, которое влияет на дальнейшую судьбу России, так как с
одной стороны несёт ответственность за сохранение и развитие нашей страны, за
преемственность её истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство
последующих поколений, а с другой, источником социальной напряженности,
пополнения криминала и наркомании;


в-четвёртых, решению проблем молодого поколения всегда уделялось повышенное
внимание со стороны государства, потому что в этот период очень важна
государственная помощь и поддержка в создании благоприятных условий для
активной и положительной реализации созидательного, инновационного, жизненного
потенциала молодёжи во всех сферах государственной и общественной жизни.

Далее
перейдём к понятию «Государственная молодёжная политика» и раскроем её
теоретико-методологические аспекты.
Изучив
информационную базу по данному вопросу следует отметить, что основу
формирования и реализации молодежной политики составляют как объективные, так и
субъективные факторы. К первым относятся: общественная потребность в ней,
которая выражается в преодолении многих противоречий в развитии общества
связанных с негативными изменениями, произошедшими в нашей стране в период
«перестройки», а также собственные интересы и потребности молодых людей,
которые согласно данным последних проведённых исследований в этой сфере очень
разнообразны
[24, c. 6].

Вторую
группу факторов можно разделить на два вида: государственная молодёжная
политика и общественна молодёжная политика.

Это связано
с тем, что молодёжная политика не должна являться заботой только государства,
также, как и многие исследователи в этой области, мы считаем, что активность
также обязаны проявлять большинство социальных институтов (образовательные,
семейные, молодёжные и т.д.). Так, например, российский историк, философ,
социолог, кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор. И. М.
Ильинский говорит, что общественная молодежная политика — это «система идей,
взглядов по поводу молодёжи и её роли в общественном развитии, а также
практических действий различных структур гражданского общества, направленных на
претворение этих идей и взглядов в жизнь в целях достижения общественных
перспектив, одобряемых большинством народа»
[29, c. 33]. Стоит добавить, что в роли субъекта государственной
молодёжной политики выступает государство, а точнее его система специальных
органов власти в сферах досуга, физического развития, культуры, труда,
образования и т.д., которая опирается на принятую государством систему взглядов
и систему права
[31, c. 345]. Сегодня в исследованиях молодежной политики сложилось
положение, когда почти все теоретические разработки по данной проблематике
основываются так или иначе на четырех школах советской поры: новосибирской,
свердловской, ленинградской и эстонской.

Основываясь
на теоретических основаниях эстонской школы, в начале восьмидесятых было
проведено последнее в СССР (и в Российской Федерации) крупномасштабное
комплексное общесоюзное исследование возрастной категории 1965-1967 годов
рождения. Уже тогда были обнаружены значительные региональные различия, которые
не позволяли принять какой-то усредненный образец, который бы определялся как
основной для исследования молодежной проблематики. Дальнейшие социальные,
политические и экономические изменения в нашей стране не позволили молодежную
политику поставить в разряд приоритетных
[32, c. 38]. Проблемы
молодежи стали рассматриваться только в связи с проблемами общей социальной
защищенности, социального неравенства и все более возрастающих различий в
жизненных шансах отдельно взятых групп молодежи, в дистанцировании их от
возможности получения достойного образования и участия в политических процессах
в собственной стране
[4, c. 235]. В сущностном отношении следует также рассматривать и
субкультурный, стратификационный и интеграционный подходы. Однако и это вряд ли
исчерпает все многообразие определения молодежи. Скорее всего, наиболее
существенным признаком молодежи можно считать мобильность ее социального
положения, которая обусловлена переходом от детско-юношеской
несамостоятельности, неполной ответственности за свои поступки к периоду взрослости
[6, c. 383].

В
политологическом отношении молодежь — это относительно самостоятельная
социально-демографическая группа, имеющая усредненные возрастные границы от 14
до 30 лет. Данная градация может быть обусловлена существенными биологическими
и гормональными перестройками растущего организма, переходом к личностному
самоопределению и приобретению материальной и юридической самостоятельности и
ответственности.
Такое положение закреплено и в
нормативных актах федеральной власти. Например, в Стратегии государственной
молодежной политики в Российской Федерации, которая была утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации 18 декабря 2006 г. именно
возраст от 14 до 30 был определен как молодежный
[8, c. 158]. Согласно данным последней переписи населения,
молодежь составляет 27% от общей численности населения, достигнув значения 39,4
млн человек. Но даже в этом документе допущена методологическая ошибка: при
определении социально-демографических тенденций указан другой возрастной
интервал: от 15 до 25 лет и указывалось, что при сохранении данного положения,
число молодежи России сократится с 29 до 18 млн человек
[33, c. 87]. Началом для
определения основных приоритетов и направлений государственной молодежной
политики можно назвать широкий круг явлений и процессов, таких как
[35, c. 525]:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы