Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование социальной политики субъекта РФ на примере Нижегородской области

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 9

1.1   Понятие и
сущность социальной политики в субъектах Российской Федерации  9

1.2   Нормативно-правовое
обеспечение социальной политики. 19

1.3   Методы
реализации и оценки эффективности социальной политики…………………………………………………………………….23

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ   33

2.1 Социально-экономическая характеристика Нижегородской
области………………………………………………………………………33

2.2 Оценка реализации социальной политики  в Нижегородской области………………………………………………………………………38

2.3 Проблемы социальной политики в Нижегородской области. 44

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.. 49

3.1 Направления совершенствования социальной политики в
Нижегородской области. 49

3.2 Мероприятия по повышению качества жизни населения
Нижегородской области  54

3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий. 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ.. 67

  

Введение:

 

Социальная политика
является составной частью общей политики государства, относящейся к социальной
сфере, и касается отношений между социальными группами, между обществом в целом
и его членами. Она связана с ростом благосостояния граждан, улучшением их
жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей,
совершенствованием образа жизни.

Целью социальной политики является улучшение здоровья нации,
в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определенных
неблагоприятных жизненных ситуациях, в создании для населения благоприятной
социальной атмосферы в обществе.

Социальная
стабильность выступает в качестве залога процветания нашей страны и
благополучия ее граждан. Главная роль в решении социальных проблем принадлежит
государству, которое посредством своих действий определяет направления развития
социальной сферы и социальной политики в целом в целях развития государства как
социального, что заявлено в Конституции Российской Федерации.

Стратегическим документом, определившим дальнейшее развитие
социального государства стали майские указы 2012 г. Президента РФ В.В.Путина,
важное место среди которых занимает Указ «О мероприятиях по реализации
социальной политики». Указ предусматривает повышение заработной платы
социальным работникам до 100 %, преподавателям вузов, научным работникам – до
200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе, ежегодное создание
рабочих мест для инвалидов (14, 2 тыс.). Кроме того, на основании Указа
предполагается увеличение числа высококвалифицированных работников, которые
должны составлять не менее трети от количества квалифицированных сотрудников;
формирование независимой системы оценки качества работы организаций,
оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности
работы, введение публичных рейтингов их деятельности.

Пандемия коронавирусной болезни 2019
(далее — COVID-2019) и меры, направленные на предотвращение ее распространения,
обнаружили глубокие проблемы государственного управления, систем социального
обеспечения и современного капитализма в целом.

Различные государства берут на себя
различные обязательства по поддержке населения и в «нормальные» времена.
Основные различия между ними заключаются в подходах к поставке конкретных
социальных услуг и льгот. Они могут быть:

    
универсальными: помощь
получает каждый человек, столкнулась с такими жизненными рисками, как
безработица, потеря нетрудоспособности или старость;

    
адресными: помощь
получают наиболее нуждающиеся, а выплаты назначают после проверки доходов;

    
такими,
предоставляемых по усмотрению определенных учреждений.

Если государство гарантирует доступ к
социальной защиты как право каждого человека, его называют государством
всеобщего благосостояния (welfare state).

Современные европейские государства
всеобщего благосостояния возникли в условиях послевоенного экономического
роста. Начиная с 1970-х годов они столкнулись с рядом вызовов старением
населения, экономическими спадами и кризисами, деиндустриализацией и переходом
к постиндустриальному обществу. Правительства искали новые пути повышения
конкурентоспособности экономики и стимулирования предложения. Состоялась
дерегуляция рынков труда, потеря прежней силы профсоюзов и коллективных
переговоров, сокращение социальных гарантий и выплат, индивидуализация
социальных рисков и приватизация социальных и медицинских услуг. Системы
социального обеспечения существенно изменились. После экономического кризиса
2008 года многие страны ввели политику жесткой экономии (austerity) и урезали
социальные расходы еще сильнее.

Реформы системы социального обеспечения
в России во многом ориентируются на неолиберальные практики ряда западных
стран: сокращение доли расходов на социальную сферу, переход на адресные
выплаты помощи и сужение ответственности в урегулировании социальных
неравенств. Все шире распространяются ненормированная и нестабильная занятость.
Работодатели все чаще переводят рыночные риски на своих сотрудников. Сокращение
социальных сервисов приводит индивидуализацию социальных рисков и рост
зависимости людей от неформальных или семейных связей в кризисных ситуациях.

Различные социальные проблемы свойственны как стране в
целом, так и отдельным регионам. Решение данных проблем требует глубокого
изучения ситуации и новых методов формирования социально-экономической политики
в регионах, главной целью которой является улучшение качества жизни населения,
что и обуславливает актуальность данного исследования.

Целью работы является разработка рекомендаций по
совершенствованию совершенствование социальной политики субъекта РФ —
Нижегородской области.

Для достижения поставленной цели, в работе поставлен ряд задач:

         
изучить понятие и сущность социальной политики в
субъектах Российской Федерации

         
рассмотреть нормативно-правовое обеспечение
социальной политики.

         
определить методы реализации и оценки эффективности
социальной политики.

         
изучить социально — экономическую характеристику
Нижегородской области.

         
оценить реализацию социальной политики  в Нижегородской области.

         
выявить проблемы социальной политики в
Нижегородской области.

         
определить направления совершенствования
социальной политики в Нижегородской области.

         
предложить мероприятия по повышению качества
жизни населения Нижегородской области.

         
оценить эффективность предлагаемых мероприятий.

Объект исследования в работе – социальная политика в
регионе Российской Федерации.

Предмет исследования – методы и инструменты
совершенствования социальной политики.

Методологической основой выпускной квалификационной работе
послужили методы: анализа, индукции и дедукции, 
синтеза, сравнения, обобщения, графический и расчетный методы
представления и обработки информации, а также метод прогнозирования.

Теоретическую базу исследования составили источники, посвященные теоретическим
исследованиям реализации социальной политики отечественных авторов, таких, как:
Горяйнова Н.М., Гузаирова В.Ш., Зандера Е.В., Иванова П.М., Маргулян Я.А.,
Петропавловский А.Е., Попович Н.Г., Лимонова Л.Э и других авторов, а также
многочисленные публикации в специальных журналах.

Структура выпускной квалификационной работы
содержит введение, основную часть, состоящую из трех глав и девяти параграфов,
заключение и список использованных источников.

В первой главе изучены теоретические аспекты реализации
социальной политики в регионах:
изучено понятие и сущность социальной
политики в субъектах Российской Федерации, рассмотрено нормативно -правовое
обеспечение социальной политики, определены методы реализации и оценки
эффективности социальной политики.

Во второй главе изучена социально — экономическая
характеристика Нижегородской области, реализация социальной политики в
Нижегородской области, выявлены проблемы социальной политики в Нижегородской
области.

В третьей главе определены направления совершенствования
социальной политики в Нижегородской области, предложены мероприятия по
повышению качества жизни населения Нижегородской области, проведена оценка
эффективность предлагаемых мероприятий.

Заключение содержит выводы по всем главам работы.

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

В результате проделанного исследования
можно сделать следующие выводы.

Обобщая существующие в научной
литературе подходы к трактовке понятия "социальная защита" можно
утверждать, что эта категория обусловливает необходимость сочетания различных
методик исследования, применение разносторонних знаний, широкой компетенции
ученых. Постоянное развитие исследуемой дефиниции характеризуется ее неразрывной
связью с обществом и экономикой и сопровождается расширением объектов,
субъектов, видов, форм и методов осуществления социальной защиты населения.

Систему социальной защиты можно
определить как совокупность денежных отношений распределительного характера, в
процессе которых формируются фонды финансовых ресурсов для компенсации
последствий социальных рисков, которые приводят к полной или частичной потери
заработка и вызывают изменения материального положения.

Государственные механизмы осуществления
социальной защиты касаются не только наименее обеспеченных категорий граждан, а
охватывают население в целом, потому что главное назначение социальной защиты
является предоставление каждому члену общества, независимо от социального
происхождения, национальной или расовой принадлежности, возможности свободно
развиваться, реализовать свои способности, требует создания действенной и
эффективной системы финансового обеспечения социальной защиты населения. Кроме
того, важное значение при создании эффективной системы социальной защиты имеет
распределение населения на социальные группы по значимости получения благ и
возможностью принимать участие в общественно-полезной деятельности.

Эффективность практики использования
программно–целевого метода управления
Министерство социальной политики
Нижегородской области обуславливается, прежде всего, четкой
системой контроля над реализацией программ. Головные исполнители ежемесячно
предоставляют статистическую, справочную и аналитическую информацию о
реализации программ. Также комитет по экономике с участием головных
исполнителей организовывает проверки за ходом реализации программ.

Проведя анализ социально–экономического
развития области, был сделан вывод, что наиболее приоритетным направлением
работы органов местного самоуправления Нижегородской области  является реализация ведомственных целевых
программ, направленных на решение вопросов местного значения. Существенное
значение среди них имеют программы по благоустройству и охране окружающей
среды.

Также была рассмотрена методика
расчетов критериев социальной и экономической оценки социального развития, и
произведены расчеты по данным показателям Нижегородской области  за последние три года.

Местная социальная политика
представляет собой основной элемент управления социальной сферой, в процессе
своей разработки и реализации должна исходить из совокупности основополагающих
методологических принципов. На местном уровне необходимо проведение
комплексного анализа социальной сферы и всего потенциала области.

Проанализировав результативность
показателей социальной и экономической эффективности Нижегородской области,
были выявлены ключевые проблемы в управлении социальной сферой:

    
общий коэффициент
смертности доминирует над рождаемостью;

    
увеличение нагрузки на
социальную сферу за счет роста числа мигрантов;

    
необходимость
совершенствования структуры управления социальной сферой.

Рекомендациями
по совершенствованию управления социальной сферой Нижегородской области  являются:

    
совершенствование
структуры управления путем аутсорсинга;

    
разработка и внедрение
ведомственной целевой программы по увеличению рождаемости в области. В рамках
которой, беременные женщины, страдающие хроническими заболеваниями, будут
обеспечены санаторно– курортным лечением.

На основе проведенного анализа
организационной структуры Местной администрации Нижегородской области  и оценки социальных и экономических
показателей эффективности управления социальной сферой области, и выявленных
проблем, разработаем рекомендации по совершенствованию управления социальной
сферой Нижегородской области

Главной целью деятельности Нижегородской
области  является повышение качества и
уровня жизни населения.

Мероприятием по совершенствованию
структуры управления социальной сферой, является создание нового отдела путем
использования аутсорсинга.

Аутсорсинг (от английского outsourcing:
out – внешний, source – источник) – это комплекс мероприятий, который направлен
на передачу организацией определенных обязанностей и функций другой
организации.

Выделим преимущества аутсорсинга как
механизма реализации
Министерством социальной политики Нижегородской
области социальных функций:

    
рост социального
развития
Нижегородской области;

    
повышение
эффективности контроля над издержками, в том числе сокращение капитальных
затрат;

    
экономия средств
местного бюджета (стоимость аутсорсинга значительно ниже, нежели затраты на
создание собственной структуры и привлечения дополнительных кадров, поскольку с
заработной платы работников необходимо будет отчислять налоги);

    
экономия рабочих мест
(создание собственной структуры требует дополнительных офисных площадей,
технического оснащения, лицензионного ПО);

    
работа на постоянной
основе (работникам необходимо предоставлять ежегодный отпуск, больничный, когда
организация по аутсорсингу работает на постоянной основе);

    
экономия времени
(наличие эффективной инфраструктуры, технологий и специалистов позволяет
снижать временные издержки);

    
использование наиболее
эффективных практик в сфере социального развития.

Таким образом, внедрение аутсорсинга в Нижегородской
области  позволит решить проблему
совершенствования структуры управления социальной сферой. Объединение власти и
бизнеса в решении данной проблемы позволит максимизировать эффективность
социально– экономического роста на территории МО.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В
СУБЪЕКТАХ РОССИСЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1Понятие
и сущность социальной политики в субъектах Российской Федерации

 

Социальная
политики представляет
совокупность конкретных мер и
мероприятий, определяющих жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, кто
их основной инициатор, от кого исходят эти меры, различают государственную,
региональную, корпоративную социальную политику.

Социальная политика всегда имеет место
не только с теоретических позиций, но и в практической жизни.

С научных позиций социальная политика является
не столько системой мер и мероприятий, сколько системой взаимоотношений и
взаимодействий между социальными слоями общества, социальными группами, в
центре которых человек, его благосостояние, социальная зашита и социальное
развитие, социальная безопасность и жизнедеятельность населения. Социальная
политика на уровне федерации, на уровне региона и соответствующих органов
управления в большей мере имеет рамочно — задаюший характер [12].

Реальная, конкретная социальная
политика осуществляется «лицо в лицо с конкретным человеком», чаще всего на
муниципальном и корпоративном уровне.

Государственная
социальная политика может быть охарактеризована, как действия государства в
социальной сфере, направленные на достижение определенной цели, подкрепленные
необходимыми финансовыми ресурсами и достигаемые с учетом этапных социальных
результатов
.

В демократическом обществе
государственная социальная политики реализуется в многосубьектной среде. Цели и
содержание государственной социальной политики могут быть сформированы путем
взаимодействия государства с представителями и субъектами гражданскою общества.

Государственная социальная политика в
федеративном государстве имеет свои особенности поскольку само государство состоит
из множества субъектов. Именно многосубъектность
определяет то, что в социальной сфере функции и конституционные обязанности
государства распределяются между федеральным центром и  субъектами федерации
.

Способами распределения выступают: конституционное
распределение предметов ведения центра и субъектов Федерации, а также  их совместного ведения; распределение функций
и фактически сложившееся, но до времени не урегулированное нормативными актами
и законами выполнение функции и взаимодействие при их выполнении на основе
договоров.

Применительно к государственной
социальной политике используется понятие «сильная социальная политика».

Региональная
социальная политика осуществляется в следующих
основных направлениях (рис.1.)

В социальном государстве социальная
политика — главная задающая компонента, ключевой ресурс, активно влияющий на
экономику и обеспечивающий ее развитие.

Социальная политика является составной
частью общей политики государства, относится к социальной сфере и касается
отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами.
Она связана с ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни,
удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием
образа жизни. Социальная политика — целенаправленная деятельность государства
по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его
положения в обществе; по предоставлению человеку социальных гарантий с учетом
особенностей различных групп населения страны.

 

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование социальной политики субъекта РФ на примере Нижегородской области

Рисунок 1- Направления реализации
социальной политики на региональном уровне

 

Цель социальной политики заключается в
улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной
поддержки в определенных неблагоприятных жизненных ситуациях, в создании для
населения благоприятной социальной атмосферы в обществе. Как показало время,
внутренняя политика России в социальной сфере, к которой относят, прежде всего,
такие виды экономической деятельности как образование, культуру,
здравоохранение, физическую культуру, общественное питание и ресторанное
хозяйство, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь, особенно
на начальной стадии социальных реформ, проводимых была непонятна массам. Она не
только не достигала планируемых результатов, но в сознании людей укреплялась
мысль о вредности демократических и социальных преобразований. Социальная
политика в России, проводимой институтами государственной власти как курс
действий государства по осуществлению социальных программ, отчуждалась людьми и
оценивалась отрицательно. Назрела необходимость реформирования деятельности
органов власти и особенно органов власти на муниципальном уровне, способных
осуществлять свои функции, исходя не из текущих целей и интересов, а на основе
долгосрочных планов развития местной территории [1].

Социальную политику государство
проводит через региональные и местные органы власти. Эффективная социальная
политика государства, связанная с распределением материальных и духовных благ,
удовлетворением потребностей человека, невозможна без активного участия всего
населения страны, регионов и местных сообществ. В ходе реформы местного
самоуправления происходило упорядочение полномочий между РФ, ее регионами и
муниципальными образованиями по социальным функций как в области их
разграничения, так и по расходным обязательствам в аспекте их выполнения.

Сегодня многое зависит от эффективности
деятельности региональных и местных органов власти, от их способности брать на
себя ответственность, действовать энергично, грамотно, своевременно. Именно на
местное самоуправление возложено решение значительной части вопросов,
определяющих социальное самочувствие граждан. Это дошкольное и общее
образование, система первичного звена здравоохранения, предоставления услуг
ЖКХ, благоустройство городов и поселков, реализация программ поддержки
предпринимательства, решение проблем рынка труда. Предполагалось, что органы
местного самоуправления будут функционировать и решать местные проблемы
автономно от других органов государственной власти через разграничение
полномочий и предметов ведения. Теоретически это соответствует мировому процесса,
происходящего во многих демократических странах, когда при высокой степени
экономической интеграции происходит децентрализация органов государственной
власти. Этот процесс способствует большему воплощению гражданских свобод и
увеличивает политическую и экономическую активность населения на муниципальном
уровне. Необходимость обоснования эффективности деятельности органов местного
самоуправления, определяющих образ жизни людей, их благосостояние и обусловили
актуальность проведенного нами исследования [2].

Под социальной защитой нами понимается
система мер, осуществляемая государс

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы