Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование системы управления закупочной деятельности в организации Мосметторг
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления закупочной деятельностью 5
1.1. Сущность и виды закупочной деятельности 5
1.2. Тенденции и этапы развития закупочной деятельности 10
1.3. Правовое регулирование закупочной деятельности 18
Глава 2. Анализ закупочной деятельности в организации ООО «МосМетТорг» 24
2.1 Краткая характеристика ООО «МосМетТорг» 24
2.2. Анализ показателей деятельности ООО «МосМетТорг» 25
2.3. Оценка организации закупочной деятельности ООО «МосМетТорг» 34
Глава 3. Внедрение элементов системы управления закупочной деятельностью в ООО «МосМетТорг» 52
3.1. Мероприятия по совершенствованию управления закупочной деятельности ООО «МосМетТорг» 52
3.2. Оценка экономического эффекта от внедрения элементов системы управления закупочной деятельности 64
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Введение:
Актуальность темы исследования. Закупочная деятельность характерна для любого субъекта экономической деятельности. В науке не существует комплексных исследований управления закупочной деятельностью, содержащих как управленческий, так и правовой аспект. Нет единства в определении понятия закупочной деятельностью, существуют разные подходы к оценке ее эффективности. Закупочная деятельность корпораций не становится конкурентной: на торгах проводится лишь 5,6% закупок корпораций, остальные идут в обход процедуры конкурсов и аукционов.
Корпорации предпочитают закупать у единственного поставщика (таких закупок треть), но еще чаще они закупают с помощью иных способов (62,7%), причем если рассматривать первое полугодие 2018 года, то заказчики изобрели 308 новых способов определения поставщика – этими способами они часто маскируют закупочную деятельность у единственного поставщика.
Больше всего конкуренции в сфере строительства (в среднем подают почти 2 заявки), на конкурсах по предоставлению финансовых услуг конкуренция ниже (0,84 заявки). Конкуренция зависима и от цены: наиболее конкурентные закупки проходят в ценовом диапазоне от 10 млн. до 50 млн. руб., а при торгах на сумму от 500 млн. до 1 млрд. руб. подается чуть больше одной заявки (1,27).
Закупки являются неотъемлемым элементом деятельности любого предприятия ресторанного хозяйства. Несмотря на меняющийся бизнес-климат, который отмечается растущей конкуренцией, все большее число предприятий переходит и осуществляет закупки, которые являются положительным стратегическим направлением для получения значительных конкурентных преимуществ. К сожалению, часто причинами недополучения прибыли отечественными предприятиями является неэффективная система закупок. В связи с этим, исследование вопросов оптимизации закупок предприятий и выработка на этой основе необходимых методических рекомендаций является весьма актуальным. Исследование проблем закупочной деятельности нашло отражение в трудах таких ученых, как Е. А. Ахипова, Дж. Стивенс, H. Кендалл, И. В. Багровая, Н. И. Редина и др.
Целью дипломной работы является разработка рекомендаций по оптимизации закупочной деятельности предприятия. Достижение поставленной цели предопределяет решение следующих задач:
исследовать сущность и виды закупочной деятельности;
рассмотреть тенденции и этапы развития закупочной деятельности;
изучить правовое регулирование закупочной деятельности;
дать краткую характеристику ООО «МосМетТорг»;
провести анализ показателей деятельности ООО «МосМетТорг»;
осуществить оценку организации закупочной деятельности ООО «МосМетТорг»;
разработать мероприятия по совершенствованию управления закупочной деятельности ООО «МосМетТорг»;
осуществить оценку экономического эффекта от внедрения элементов системы управления закупочной деятельности.
Объектом исследования является ООО «МосМетТорг».
Предметом исследования является закупочная деятельность ООО «МосМетТорг».
Для научного решения поставленных в работе задач использованы следующие методы исследований, графического моделирования, системный, наблюдения, сравнения, обобщения, финансово-экономического анализа.
Заключение:
Закупочная деятельность является наиболее значимой подсистемой в общей системе операционной деятельности торгового предприятия, поскольку именно в процессе ее осуществления закладывается основа его финансовых результатов, эффективности и конкурентоспособности.
Под закупками понимается приобретение товаров и услуг. Они являются частью производственных функций наряду с внутренней производственной деятельностью, сбытом, финансированием и управлением. Итак, правильно организованные закупки товаров являются важным условием для нормального функционирования предприятия и выполнения плановых заданий.
Для серьезных организаций не обойтись без организации специализированных договорных отделов и юридических служб.
Хорошо поставленная работа договорного отдела облегчает финансовое планирование и, как следствие, ускоряет оборот средств и уменьшает дебиторскую задолженность. В этом особенно заинтересованы крупные компании, получающие значительную долю прибыли от поставок.
Объектом исследования является ООО «МосМетТорг».
Компания ООО «МосМетТорг» продажей металлопроката занимается с 2010 года. За эти годы деятельности мы имеем договорные отношения с заводами: Север сталь, Мечел, НЛМК, ПНТЗ, КУМЗ, ОАО «МОТОЛЕВИХИНСКИЕ ЗАВОДЫ», ОАО «Златоустовский металлургический завод», ЗАО «Кольчугинский завод цветных металлов», ОАО «МЕТАЛЛСЕРВИС».
ООО «МосМетТорг» имеет самостоятельный баланс и счета в банке, печать со своим наименованием, угловой штамп, фирменные бланки и другие реквизиты.
Целью создания организации является получение прибыли, удовлетворение экономических и социальных интересов участников и трудового коллектива путем удовлетворения текущих потребностей граждан в разнообразной продукции, товарах, расширение сферы использования труда на основе свободного предпринимательства и маркетинга.
Производительность труда за 2016-2018 гг. выросла на 25% или на 675 тыс. руб./чел. и составила в 2018 г. 3407 тыс. руб./чел.
За 2016-2018 гг. выручка выросла на 28,5% или на 154803 тыс. руб. и составила в 2018 г. 698378 тыс. рублей. За 2016-2018 гг. себестоимость продукции организации выросла на 55,9% или на 211423 тыс. руб. и составила в 2018 г. 108662 тыс. руб.
Более высокие темпы роста себестоимости продукции, чем темпы роста выручки привели к тому, что валовая прибыль организации в 2016-2018 гг. снизилась на 34,3% или на 56620 тыс. руб. и составила в 2018 г. 108662 тыс. руб.
За 2017-2018 г. чистая прибыль организации снизилась на 72194 тыс. руб., что привело к тому, что в 2018 г. организации было убыточным предприятием, и размер чистых убытков составил в 2018 г. 61242 тыс. рублей. Фондоотдача в организации снизилась на 34,9% или на 2,59 руб./руб. и составила в 2018 г. 4,84 руб./руб.
Абсолютную ликвидность компании можно рассчитать путём отношения денежных средств и её краткосрочных финансовых вложений
к краткосрочным обязательствам компании. Данный показатель отображает, какую долю обязательств компании можно погасить при появлении такой необходимости, абсолютно ликвидными активами организации. В ООО «МосМетТорг» коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2016-2018 гг. был ниже нормативного значения. Этот коэффициент можно рассчитать путем отношения собственных оборотных средств компании к её общему объему оборотных средств. В ходе анализа установлено, что в организации отсутствуют собственные средства для финансирования её текущей деятельности.
Итак, организация является финансово неустойчивой компанией и зависимой от внешнего финансирования компанией. В 2016-2018 гг. ООО «МосМетТорг» не имело собственные средства для финансирования своей текущей деятельности.
За 2016-2018 гг. в исследуемой организации выручка выросла на 28,5% или на 154803 тыс. руб. и составила в 2018 г. 698378 тыс. рублей. За 2017-2018 г. чистая прибыль исследуемой организации» снизилась на 72194 тыс. руб., что привело к тому, что в 2018 г. ООО «МосМетТорг» было убыточным предприятием, и размер чистых убытков составил в 2018 г. 61242 тыс. рублей. Исследуемая организация является неплатежеспособной и неликвидной компанией. Исследуемая организация является финансово неустойчивой и зависимой от внешнего финансирования компанией.
ООО «МосМетТорг» использует систему закупок, базирующуюся на следующих принципах:
заказывается только то, к чему заранее определены, документированы и утверждены требования по качеству;
привлечение поставщиков, способных удовлетворить установленным требованиям;
необходимое количество и поставка точно в срок;
контроль закупленного до использования в производстве;
сохранность и оперативное управление всей закупленной продукцией.
ООО «МосМетТорг» при закупке товаров использует два основных типа договоров:
договор поставки.
договор поставки с отсрочкой платежа.
По результатам расчетов можем сделать вывод о ненадлежащем исполнении договоров каждого года, при этом ООО «Линия» ни разу не выполнило договорных обязательств на 100%, а остальные поставляют продукцию в избыточном количестве, что также негативно влияет на эффективность коммерческой деятельности ООО «МосМетТорг» в 2016–2018 гг.
В ООО «МосМетТорг» преобладают долгосрочные хозяйственные связи, поэтому смена поставщиков является достаточно редким явлением. Если же сроки действия договора истекают, то договор составляется заново либо продляются сроки действия договора (в договорах может оговариваться пролонгация договоров).
ООО «МосМетТорг» мало контактирует с поставщиками по таким вопросам, как неудовлетворенный спрос потребителей, формирование спроса, поскольку, по мнению эксперта, поставщики достаточно компетентны в данных вопросах.
Таким образом, ввиду того, что организация договорной работы в ООО «МосМетТорг» имеет существенные недостатки в процессе ее осуществления, были разработаны меры по совершенствованию данной сферы деятельности организации.
В частности, первым направлением совершенствования деятельности является создание базы данных поставщиков, информации о них, о сделках, проводимых с ними. В дальнейшем можно будет развить разработанную базу данных и распространить ее на все предприятие, создав для каждого отдела исследуемой организации торговли свою бузу данных, для последующего перемещения и объединения всего в хранилище данных.
Эффект от предложенного мероприятия только за первый год составит 228,6 тыс. рублей, эффективность 57%, а срок окупаемости затрат 1 год и 9 месяцев.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
1.1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Особое значение в современных условиях рыночных отношений приобретает закупка товаров, которая является основой эффективной деятельности предприятия на рынке. Закупки опосредствуют, с одной стороны, влияние торговли на производство по определению его объемов совершенствование ассортимента и повышение качества товаров, а с другой, влияние производства на розничную торговлю по формированию ней торгового ассортимента, расширение реализации, улучшение организации торгового обслуживания, а также на повышение уровня удовлетворенности материальных и культурных потребностей населения.
Закупочная деятельность является наиболее значимой подсистемой в общей системе операционной деятельности торгового предприятия, поскольку именно в процессе ее осуществления закладывается основа его финансовых результатов, эффективности и конкурентоспособности .
Под закупками понимается приобретение товаров и услуг. Они являются частью производственных функций наряду с внутренней производственной деятельностью, сбытом, финансированием и управлением. Итак, правильно организованные закупки товаров являются важным условием для нормального функционирования предприятия и выполнения плановых заданий.
Изучение литературных источников свидетельствует о том, что в настоящее время в экономической науке встречаются различные определения и толкования такого понятия как «закупочная деятельность».
Лифиц И. М. рассматривает закупочную деятельность как деятельность по приобретению товара у товаропроизводителя (поставщика) или оптового продавца с целью его дальнейшей продажи на рынке .
Г. Букур-Марку считает, что закупочная деятельность — это процесс, направленный на приобретение у внешних организаций необходимого оборудования или услуг и их использование с целью достижения необходимых способностей.
Более широко рассматривают закупочную деятельность Н. А. Нагапетьянц, Н. Г. Каменева, В. А. Поляков — это функция, которая выделяется предприятием, потребляющим товар, и представляет собой процесс управления входящими материальными потоками с целью удовлетворения потребностей производства в материалах нужного качества по минимальным ценам.
Закупочная деятельность — это операционный ресурс, с помощью которого предметы снабжения трансформируются в готовую продукцию, удовлетворяющую требования конечных потребителей .
Эти подходы к трактовке отличаются от предыдущих тем, что рассматриваются в разрезе управления производственной деятельностью.
Другие ученые считают, что закупочная деятельность — это совокупность практических методов и приемов, которые помогают максимально обеспечить интересы заказчика при проведении закупочной кампании посредством конкурсных торгов.
В зарубежных публикациях активно используется термин «procurement» (закупочная деятельность), который можно определить, как совокупность методов, позволяющих максимально эффективно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах и услугах. Приведенные толкования понятия закупочной деятельности акцентируют внимание на удовлетворении потребностей заказчика, что недостаточно аргументировано. Необходимо различать потребности заказчика и потребителя, благодаря спросу на закупленные товары которого предприятие получает выгоды .
Для более глубокого понимания закупочной деятельности, следует рассмотреть ее этапы. Рассмотрим типовую структуру процесса закупочной деятельности в табл. 1.1.