Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование системы управления социальной сферой на уровне муниципального образования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Муниципальная политика в социальной сфере на современном этапе 6
1.2. Сущность и значение управления социальной сферой на муниципальном уровне 14
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛЮБЕРЦЫ 21
2.1. Общая характеристика учреждения 21
2.2. Организация управления социальной сферой в Администрации городского округа Люберцы 25
2.3. Проблемы эффективности управления социальной сферой в Администрации городского округа Люберцы 37
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 46
3.1. Зарубежный опыт управления социальной сферой на муниципальном уровне 46
3.2. Предложения по совершенствованию управления социальной сферой в Администрации городского округа Люберцы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64

 

  

Введение:

 

В современных условиях все более актуальной становится проблема оптимального сочетания экономической эффективности и социальной справедливости. Как показала практика, недооценка социального фактора, технократический подход тормозят экономическое развитие страны и могут свести на нет любые рыночные преобразования. Сочетание экономических преобразований с социальными процессами становится важнейшим элементом стратегии развития российского общества, что требует решения вопросов баланса экономической и социальной политики.
Социальная политика представляет собой одну из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов. Социальная политика является системой принципов, задач и средств, обеспечивающих такой уровень социально приемлемого и допустимого, материального, политического, культурного положения социальных групп и слоев населения, который дает возможность реализации личных интересов и различных видов деятельности, способствует собственному развитию и развитию общества в целом.
Важнейший фактор экономического роста государства состоит в совершенствовании системы социально- экономических отношений. Решение проблем, связанных с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, реализацией принципов социальной справедливости являются первоочередными для современной российской экономики и способствуют экономическому росту и экономическому развитию государства.
В целях совершенствования системы социально-экономических отношений в последнее время в России проводится реформа администрирования. Указанная реформа имеет цель роста эффективности работы органов государственной власти, внедрения эффективных методик управления, соответствующих современным условиям, которые дают возможность прозрачности, открытости, своевременности и адаптивности системы государственного управления по отношению к запросам общества. Особое внимание в системе государственного управления уделяется повышению эффективности на всех уровнях власти и эффективной организации деятельности сферы государственного и муниципального управления.
Уровень развития современных организаций социальной сферы, особенности привлечения финансовых средств, методы и виды межведомственного взаимодействия, финансирования и планирования этих сфер, обусловили необходимость углубленного изучения проблем, связанных с деятельностью организаций социальной сферы.
Кроме того, особенности финансирования и планирования этой сферы, а также, необходимость углубленного изучения проблем, связанных с организационной деятельностью Администрации городского округа Люберцы стали причиной для выбора темы исследования.
Цель исследования состоит в разработке мероприятий по совершенствованию управления социальной политикой государства на муниципальном уровне на примере Администрации городского округа Люберцы.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
— изучить определение муниципальной политики в социальной сфере на современном этапе
— рассмотреть сущность и значение управления социальной сферой на муниципальном уровне
— исследовать организацию управления социальной сферой в Администрации городского округа Люберцы
— определить проблемы эффективности управления социальной сферой в Администрации городского округа Люберцы
— исследовать зарубежный опыт управления социальной сферой на муниципальном уровне
— разработать предложения по совершенствованию управления социальной сферой в Администрации городского округа Люберцы.
Объектом исследования является Администрация городского округа Люберцы. Предметом исследования – аспекты социальной политики органов местного самоуправления.
Практическая значимость состоит в том, что, предложенные в ходе исследования рекомендации могут быть использованы органами местного самоуправления при разработке и корректировке основных направлений в области социальной политики в социальной сфере в процессе реализации мероприятий муниципальных программ.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время можно с полной уверенностью утверждать, что социальные вопросы затрагивают все стороны процесса производства и распределения. Это проявляется в направленности процесса производства непосредственно на потребности общества, гуманизации самого процесса труда, развитии отношений социального партнерства, внедрении системы распределения, обеспечивающей высокую заинтересованность в результатах труда, социальное равенство и социальную обеспеченность. В тоже время, стоит отметить, что решение большинства проблем социального характера зависит от эффективности функционирования структур регионального управления социальной сферой в современных условиях.
Муниципальная социальная политика — это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах муниципального образования и практической деятельности органа муниципального самоуправления, регулирующей отношения в обществе через интересы основных социальных групп населения.
Цель муниципальной социальной политики состоит в регулировании и согласовании интересов для устойчивого и сбалансированного развития общества, то есть достижение социального мира или общественного согласия.
Муниципальный уровень лишь в ограниченной степени способен разрабатывать социальную политику, но он играет важнейшую роль в ее осуществлении. На этом уровне преодолевается ведомственная разобщенность предоставления социальной поддержки, в полной мере реализуется комплексный подход к социальному обслуживанию населения. Граждане предъявляют и удовлетворяют большинство своих потребностей именно «по месту жительства», поэтому в сфере муниципального управления сосредоточена ответственность за решение повседневных жизнеобеспечивающих задач жилого образования. Кроме того, здесь в наибольшей степени возможно проявление самоорганизации, самодеятельности населения, привлечение усилий негосударственных организаций и объединений лиц со сходными проблемами.
В работе рассмотрены практические аспекты управления социальной сферой на уровне муниципального образования на примере Администрации городского округа Люберцы.
Постановлением Московской областной Думы от 15.12.2016 № 30/11-П принят и подписан Губернатором Московской области Закон Московской области № 183/2016-ОЗ «Об организации местного самоуправления на территории Люберецкого муниципального района» (28.12.2016), в соответствии с которым Люберецкий муниципальный район преобразован в городской округ Люберцы.
Органом, отвечающим за разработку и реализацию социальной политики городского округа Люберцы, является Управление социальной политики.
Управление социальной политики является центральным исполнительным органом государственной власти городского округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере социального развития, семейной и демографической политики, а также охраны труда.
Анализ современного состояния социального комплекса городского округа Люберцы показал эффективность социальной политики, что выражается в росте социально-экономических показателей, улучшении демографической ситуации, но также позволил установить ряд проблем, имеющих место на рынке труда, в функционировании основных отраслей социальной сферы региона.
Результаты проведенного исследования показали, что за 2016-2017 годы уровень социального развития городского округа Люберцы в целом соответствовал среднероссийскому. Результаты проведенного исследования показали, что за 2016-2017 годы важнейшие индикаторы социального развития городского округа Люберцы имели как положительную, так и отрицательную динамику, следовательно, говорить об общем ухудшении или положительном изменении социальной ситуации в регионе не приходится.
Несмотря на то, что комплексный показатель оценки социального развития области оказался на уровне среднероссийского, были выявлены заметные диспропорции отдельных компонентов социального развития, что способствует наиболее точной диагностике самых острых социальных проблем региона:
— дефицит рабочих мест, обусловленный высокой плотностью населения района, отставанием ввода мест приложения труда от темпа ввода жилищного строительства, неравномерным обеспечением населения рабочими местами на территории района;
— маятниковая трудовая миграция (с отрицательным сальдо), вызванная более низким уровнем заработной платы в сравнении с Москвой и некоторыми близлежащими муниципальными образованиями, а также транспортная доступность района, предоставляющая возможность выбора выгодного приложения труда;
— дефицит квалифицированных кадров. Система профессионального обучения (среднего, высшего) не соответствует текущим потребностям района. Значительная часть дипломированных специалистов из-за невостребованности на рынке труда, занятости на рабочих местах, не требующих полученной квалификации, пополняют трудовые ресурсы других районов;
— дефицит медицинских кадров составляет 47,62%. Основная проблема – недостаточная укомплектованность участковыми терапевтами и педиатрами. Дефицит кадров обусловлен, в том числе, территориальной близостью Люберецкого района к Москве;
— несоответствие 35% медицинских учреждений современным требованиям;
-высокая степень износа жилого фонда и инженерной инфраструктуры Люберецкого муниципального района;
— высокая доля домов, в которых не проведены мероприятия по капитальному ремонту.
Повышению качества жизни населения и эффективности управления будет способствовать комплексная оценка социального развития региона, направленная на выявление неиспользуемых потенциальных возможностей повышения уровня развития.
Выявление трендов в краткосрочный период (неустойчивые тренды) делает необходимым проведение регулярного мониторинга социальной ситуации в регионе для определения вектора социального развития и последующей выработки адекватных мер социальной политики.
Считаем необходимым обозначить приоритетные направления социального развития региона:
— создание благоприятных условий для расширения возможностей человека путем формирования социальной инфраструктуры, способствующей развитию человеческого потенциала; обеспечения равных возможностей в получении образования, медицинской помощи и восстановлении здоровья граждан; устранения искусственных барьеров для свободного выбора и самореализации;
— развитие социальной активности и мобильности трудоспособного населения за счет повышения мотивации к труду, стремления к независимости и социальной стабильности;
— ликвидация нищеты и уменьшение масштабов бедности путем создания условий, позволяющих населению своим трудом, доходами, сбережениями самостоятельно обеспечить рост своего благосостояния; адресной поддержки социально уязвимых слоев населения; обеспечения социальной защищенности граждан;
— стабилизация численности и рационализация структуры населения, осуществление демографической политики, отвечающей целям национальной безопасности страны;
— улучшение среды обитания человека: повышение качества окружающей природной среды, развитие жилищно-коммунального хозяйства и социально-бытового обслуживания населения, рост транспортной обеспеченности и благоустройства территории, обеспечение общественной и личной безопасности жителей;
— создание условий, способствующих изменению ценностно-целевых ориентаций человека путем отказа от ценностей общества потребления, рационализации структуры и масштабов личного потребления населения.
В связи с тем, что основной проблемой выявлены проблемы в сфере занятости и росте числа мигрантов, предлагаем решение проблем развития социальной сферы осуществить программным путем.
Для оптимизации управления социальной сферой в городском округе Люберцы предлагаем разработку и утверждение окружной программы «Содействие развитию социальной сферы городского округа Люберцы до 2025 года».
Однако, наряду с активной поддержкой государства на рынке труда для стабилизации ситуации в городском округе Люберцы в сфере занятости необходимо преодоление кризисных процессов в экономике, выделение бюджетных средств для поддержки работодателей, и создания новых рабочих мест, а также нужна эффективная экономическая политика и растущая национальная экономика, что позволит динамично развивать не только рынок труда, но и обеспечить высокий уровень благосостояния населения региона.
Выделены также важнейшие требования, которые, на наш взгляд, новая мировая ситуация предъявляет к системе государственного управления социально-экономическим инновационным развитием регионов Российской Федерации:
— первоочередная поддержка предприятий, проводящих грамотную социальную политику на уровне субъектов РФ, в том числе и за счет предоставления им бюджетных кредитов;
— мониторинг ситуации с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ НА УРОВНЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Муниципальная политика в социальной сфере на современном этапе

Основу социальной сферы составляют социальные отношения, которые формируют многочисленные социальные системы, связи и совместно с социальной инфраструктурой образуют социальную сферу общественной жизни. Социальная сфера предоставляет свои блага преимущественно в виде услуг, это во многом и обуславливает характер экономических отношений в данной сфере.
Как отмечают A.M. Бабич и Е.В. Егоров, «социальный комплекс относится к третичному сектору народного хозяйства — сфере услуг, являющейся составной частью народнохозяйственного комплекса, а значит, входит в общую систему экономических отношений, подчиняется общим экономическим законам, господствующим в данном обществе» [6, с.36].
Заслуживает внимания, на наш взгляд, трактовка категории «социальная сфера», предложенная Е.В. Тишиным. В своей монографии «Социальная политика и налоговое регулирование» автор дал определение понятию «социальная сфера» с позиций структурно-функционального подхода, раскрывая его в двух проявлениях: через социальную инфраструктуру и комплекс ее отраслей и через социальное пространство, охватывающее систему общественных отношений, многочисленных социальных связей. При этом автор делает вывод о том, что «основу социальной сферы следует видеть не столько в блоке обеспечения – отраслях социальной инфраструктуры, сколько в блоке целеполагания – реальных отношениях в рамках социального пространства, являющихся, в первую очередь, предметом социального управления, социальной политики в целом» [28, с.34].
Исходя из этого, социальная сфера исследуется автором как объект социальной политики, а социальная инфраструктура «выступает лишь элементом инструментария реализации социальной политики и управления социальной сферой».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы