Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование системы управления муниципальным хозяйством. (Республика Ингушетия)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ 7
1.1 Понятие, сущность и принципы системы управления муниципальным хозяйством 7
1.2 Модели и методы управления муниципальным хозяйством 12
1.3 Муниципальная собственность как объект муниципального управления 28
1.4 Особенности систем управления муниципальным хозяйством в отечественной и зарубежной практике 23
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИИ 30
2.1 Общая характеристика Республики Ингушетия 30
2.2 Анализ структуры управления муниципальным хозяйством Республики Ингушетия 34
2.3 Анализ эффективности управления жилым фондом и коммунальной инфраструктурой муниципальной собственности Республика Ингушетия 36
2.4 Оценка удовлетворённости населения деятельностью Правительства Республики Ингушетии 41
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ 45
3.1 Пути совершенствования системы управления муниципальным хозяйством Республика Ингушетия 45
3.2 Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Введение:
В последние десятилетия в России произошли масштабные изменения в системе управления государственной собственностью. Они затронули всю систему отношений государственной собственности: структуру и масштабы её объектов, диапазон и иерархию субъектов, цели, задачи, функции органов управления и их правомочия, формы и методы управления.
Сформировавшаяся в настоящий момент в России система управления муниципальным хозяйством, опираясь на западные теоретические концепции, зачастую противоречит национальным интересам и подрывает основы экономической безопасности. Необоснованное копирование зарубежного опыта приводит к разрушению сложившейся системы хозяйствования, так как экономическая система каждой страны формируется на основе национальных хозяйственных традиций, культуры, религии. Продолжающийся процесс приватизации ведёт к утрате экономической независимости России и подчинению её мировому транснациональному капиталу.
Несмотря на значительный интерес, проявленный к данной проблеме в научной среде, до сих пор многие аспекты управления муниципальным хозяйством остаются неразработанными. Во-первых, в современной экономической науке отсутствует видение проблем взаимосвязи сущности государства и государственной собственности с концепцией общественного развития. Во-вторых, не до конца осознана сущность изменений, происходящих в мировой экономической системе. Не в полной мере изучена степень их влияния на российскую экономику и на управление муниципальным хозяйством. В-четвёртых, нет ясного представления о том, каким же должно быть управление муниципальным хозяйством, чтобы оно в наибольшей степени соответствовало как российским традициям, так и реалиям современного мира.
Целью исследования является совершенствование системы управления муниципальным хозяйством Республика Ингушетия.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— изучить понятие, сущность и принципы системы управления муниципальным хозяйством;
— рассмотреть модели и методы управления муниципальным хозяйством;
— определить муниципальную собственность как объект муниципального управления;
— выявить особенности систем управления муниципальным хозяйством в отечественной и зарубежной практике;
— дать общую характеристику Республики Ингушетия;
— провести анализ структуры управления муниципальным хозяйством Республики Ингушетия;
— проанализировать эффективность управления жилым фондом и коммунальной инфраструктурой муниципальной собственности Республика Ингушетия;
— оценить удовлетворённости населения деятельностью Правительства Республики Ингушетии;
— определить пути совершенствования системы управления муниципальным хозяйством Республика Ингушетия;
— оценить экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования выступает Правительство Республики Ингушетия.
Предметом исследования является система управления муниципальным хозяйством Республики Ингушетия.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации различных подходов к теоретическим основам управления муниципальным хозяйством.
Практическая значимость исследования заключается в разработке направлений совершенствования системы управления муниципальным хозяйством Республика Ингушетия.
Методы исследования: системный, комплексный и динамический подходы, традиционный анализ документов, наблюдение, системный подход, описание, сравнительный анализ, статистический анализ данных.
Информационной базой исследований стали законодательные акты, нормативные документы регулирующие управления муниципальным хозяйством, доклады, отчёты, статистические данные, научные публикации, методическая и учебная литература.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении отражается актуальность, цель, задачи, объём, предмет исследования, определяется её практическая значимость, степень разработанности, даётся характеристика структуры работы. В первой главе рассматриваются теоретические основы управления муниципальным хозяйством. Во второй главе проводится анализ системы управления муниципальным хозяйством на примере деятельности Правительства Республики Ингушетии. В третьей главе определятся направления совершенствования системы управления муниципальным хозяйством Республика Ингушетия. В заключении содержатся авторские выводы и предложения по результатам выполненных в ВКР исследований и расчётов. В списке использованных источников приводятся все использованные при написании работы источников. В приложении размещается дополнительной и справочный материал.
Заключение:
Право собственности является юридически закреплённым экономическим отношением собственности между людьми по поводу определённого имущества, а отношение собственности – это отношение лица к присвоенному имуществу, как к своему собственному. Проанализировав достаточное количество точек зрения относительно понятия и сущности муниципальной собственности, можно заметить, что нет однозначного подхода к определению её границ. Как показывает практика, эти рамки могут сдвигаться в зависимости от состояния экономики. При этом необходимо помнить, что нормальное протекание экономических процессов во многом определяется созданием правильного баланса между государственным и частным сектором.
В данном контексте муниципальная собственность должна выступать как гармоничное дополнение к частной. Государство должно выражать интересы народа, поэтому и муниципальная собственность должна использоваться для удовлетворения общенародных потребностей, что рынок по объективным причинам не может взять на себя. В целом, управление муниципальной собственностью предполагает решение вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, делегированных субъектом Российской Федерации муниципальному образованию, посредством рационального использования муниципальным собственником своего имущества. В этой связи необходимо уделять особое внимание эффективности управления объектами муниципальной собственности.
По мнению экспертов, эффективность управления муниципальной собственностью предполагает соответствие деятельности органов местного самоуправления потребностям, запросам и ресурсам общества, причём эффективное управление собственностью заключается не только в обеспечении отмеченного соответствия, но и в его достижении с минимальными затратами.
Кроме этого, эффективность использования объектов муниципальной собственности подразумевает под собой обеспечение их сохранности, целевого и рационального использования в интересах муниципального образования.
В последнее время во многих программах повышения эффективности управления муниципальной собственностью приоритетной целью является оптимизация её структуры. Основной акцент при этом делается на необходимость сокращения части муниципального имущества, неиспользуемого для выполнения закреплённых за органом местного самоуправления полномочий.
В этом случае в качестве ключевых задач управления можно выделить: совершенствование системы Учёта объектов муниципальной собственности и создание условий для вовлечения в хозяйственный оборот объектов муниципального имущества и земельных участков.
Управление муниципальной собственностью должно основываться на принципах строгого соответствия состава муниципального имущества полномочиям органов местного самоуправления и обеспечения эффективности использования имущества при оптимальном уровне расходов на управление.
Республика Ингушетия является самой молодой республикой в составе Российской Федерации. В ней создана эффективная система мер поддержания инвестиционной деятельности, направленная на улучшение инвестиционного рейтинга республики, оказание финансовой и административной поддержки инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории региона.
Несмотря на принимаемые меры, социально-экономическое состояние РИ продолжает оказывать негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. Не создан реальный механизм ресурсосбережения. Практически отсутствуют инвестиции в коммунальное хозяйство.
Продолжает нарастать износ основных фондов, снижаются надёжность и устойчивость систем инженерного обеспечения. Наиболее эффективным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования (дотирование) к оплате в полном объёме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования.
В результате проведённого опроса выявлено, что жители Республики Ингушетия наиболее удовлетворены организацией газоснабжения: в Малгобекском муниципальном районе (93,0 %), в г. Карабулаке – 87,3 %, а также в г. Назрань – 73,6 %.
Основными направлениями совершенствования системы управления муниципальным хозяйством Республика Ингушетия являются: внедрение мероприятий по обеспечению энергоэффективности водоснабжение и водоотведение в сфере ЖКХ; создание и мониторинг системы менеджмента качества услуг ЖКХ; внедрение систем пообъектного мониторинга в деятельность менеджмента качества органов управления ЖКХ.
Предлагаемые мероприятия направлены на повышение качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых различным организациям сферы ЖКХ населению Республики Ингушетия, на 8% в течение 2020-2023 года за счёт создания рабочей группы развития и мониторинга системы менеджмента качества жилищно-коммунальных услуг ЖКХ Республики Ингушетия.
Для оценки качества оказания услуг в сфере ЖКХ в работе предложены несколько групп показателей, которые позволят охватить все аспекты деятельности предприятий ЖКХ. Кроме того, предложен интегральный показатель, который учитывает все составные элементы деятельности организаций ЖКХ.
При оценке экономической эффективности предлагаемых мероприятий было выявлено, что индекс доходности инвестиций составляет 3,39, что значительно больше 1, а срок окупаемости составляет 7 месяцев. Следовательно, предложенные мероприятия целесообразны для внедрения в Республике Ингушетия. В результате реализации предлагаемых мероприятий будут созданы условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
1.1. Понятие, сущность и принципы системы управления муниципальным хозяйством
Муниципальное хозяйство представляет собой «совокупность предприятий, учреждений и организаций разных форм собственности, которые располагаются в границах муниципальных образований и осуществляют хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективного муниципального интереса» .
Из того положения, что хозяйственная деятельность осуществляется в территориальных единицах, выявляется и главная особенность муниципального хозяйства, которая заключается в том, что главными характеристиками муниципального хозяйства являются территориальность и территориальный характер предоставления муниципальной услуги.
«Чем больше муниципальное образование по территории и по численности населения, тем больше услуг должны предоставлять хозяйствующие субъекты муниципального хозяйства в расчёте на одного жителя» . Кроме этого, в муниципальных услугах также нуждаются и имущественные и хозяйственные комплексы, являющиеся градообразующей сферой, ориентированной на внешний рынок и обеспечивающие развитие территорий.
Управление муниципальным хозяйством обусловлено, прежде всего, экономическими факторами и процессами, протекающими в муниципальных образованиях. Так, помимо муниципальных учреждений и предприятий в муниципальных образованиях функционируют организации других форм собственности, содействующие повышению эффективности социально-экономической деятельности муниципалитета, в том числе на удовлетворение потребностей населения. Наряду с тем имуществом, которым обладает муниципальное образование, огромное значение имеет государственный и частный сектор, представленный в виде объектов имущества и финансов, косвенно способствующих решению вопросов местного значения. Все это заставляет обратить внимание не только на муниципальное имущество, но и на те объекты, которые находятся в иных формах собственности, организационно-правовые основы функционирования таких объектов и их роли в решении местных вопросов.
Управление муниципальным хозяйством имеет своей задачей обеспечение соотношения таких сфер жизни муниципального образования, как территориально-образующей и территориально-обслуживающей, которое производится посредством организации благоприятных условий для их функционирования и совершенствования. Эффективная система управления может решить задачи муниципального образования, будучи основанной на новом механизме территориального хозяйствования, который ориентирован на повышение качества жизни населения. Данный механизм должен укреплять экономическую самостоятельность муниципальных образований, способствовать эффективной деятельности субъектов такого управления путём комплексного развития территории, организации благоприятных условий для развития конкуренции и привлечения инвесторов .
В составе муниципального хозяйства присутствуют такие комплексы и отрасли, как жилищное хозяйство, водоснабжение и канализация жилого и нежилого фондов муниципального образования, коммунальные сети, благоустройство территории, в том числе поддержание чистоты и переработка отходов, дорожное хозяйство, организация транспортных потоков, строительство и реконструкция сооружений. Кроме того, важную роль играет регулирование частного сектора в сфере строительства, планирование городского строительства и землеустройства, местные информационные системы.