Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование системы управления качеством продукции на предприятии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы системы управления качеством продукции на предприятии 6
1.1. Понятие и роль качества продукции в современном производстве 6
1.2. Сущность и особенности организации системы управления качеством продукции на предприятии 12
1.3. Методика анализа эффективности управления качеством продукции 19
Глава 2. Анализ и совершенствование системы управления качеством продукции в ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» 24
2.2. Анализ системы управления качеством продукции в ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» 36
2.3. Оценка эффективности организации системы качества продукции в ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» 45
2.4. Совершенствование организации системы управления качеством продукции в ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» 50
2.5. Обоснование эффективности предложенных мероприятий 57
Заключение 65
Список использованных источников 68
Приложения 73
Введение:
Актуальность темы. Управление качеством в аспекте управленческой деятельности на предприятии начало достаточно широко применяться с использованием технического контроля качества на инспекционном уровне еще в начале ХХ века. В конце XIX века на производстве существовал так называемый индивидуальный контроль качества, при котором один работник, или же небольшая группа работников были ответственными за изготовление всего изделия и его качество.
Однако, на протяжении длительного периода времени общее управление предприятием пытались адаптировать к системам менеджмента качества (до 80-х годов ХХ в.). В конце ХХ века была сформирована методология всеобъемлющего (общего) менеджмента качества (TQM), которая предусматривала тесная взаимосвязь общего управления предприятием и менеджмента качества. Согласно этой концепции управления качеством рассматривается как составная часть общей системы менеджмента предприятия и охватывает все его подразделения.
Однако, в России на большинстве предприятий фактически отсутствует системный подход к управлению качеством, поэтому проблема изучения и внедрения современных концепций управления качеством и передового опыта ведущих стран мира в этой сфере является чрезвычайно актуальной. Вопрос системного подхода к управлению качеством недостаточно изученными и требуют дальнейших исследований.
В условиях усиления процессов глобализации и обострения конкуренции, возникает необходимость поиска новых путей повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Одним из действенных методов повышения конкурентоспособности является формирование на предприятиях систем управления качеством, методологической основой которых являются стандарты ISO серии 9001 и принципы концепции всеобъемлющего управления качеством (Total Quality Management -TQM).
Современные системы управления качеством доказали свою эффективность в мировом экономическом пространстве. Они интегрированным механизмом управления, позволяет достичь определенных целей по качеству и ориентирован как на минимизацию всех видов затрат, так и на согласованное функционирование структурных элементов предприятий.
Анализ последних исследований и публикаций. В экономической литературе проблемы развития и совершенствования систем управления на основе качества рассматривались в исследованиях зарубежных ученых – Е.Деминга, Д. Джурана, К. Исикава, Ф. Кросби, М. Мескон, Г. Тагути, Ф. Тейлора, А. Файоля, Харингтон Дж., отечественных исследователей – Горбашко Е. А., Куприянов А.В., Попов А.А. и др.
Несмотря на большое число публикаций по вопросам качества, касающиеся, в основном, внедрение комплекса стандартов КО серии 9001, вопросы методологии внедрения системы управления качеством на предприятиях освещены недостаточно полно. Все это обусловливает необходимость теоретического обобщения, выявления проблем разработки, внедрения и оценки системы управления качеством в соответствии с международными стандартами на реальном предприятии.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ и совершенствование системы управления качеством продукции на предприятии.
Для достижения цели ставятся и решаются следующие задачи:
рассмотреть понятие и выявить роль качества в современном производстве;
рассмотреть сущность и особенности организации системы управления качеством продукции на предприятии;
определить методику анализа эффективности управления качеством продукции;
провести организационно-экономическую характеристику компании ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно»;
осуществить анализ системы управления качеством продукции в ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно»;
провести оценку эффективности организации системы качества продукции в ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно»;
разработать предложение по совершенствованию организации системы управления качеством продукции в ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно»;
провести обоснование экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объектом выпускной квалификационной работы является система качества продукции ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно».
Предметом выпускной квалификационной работы выступают пути совершенствования системы управления качеством продукции ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно».
Для проведения исследования использованы следующие методы: логический, анализ, синтез. Они направлены на раскрытие теоретико-методических основ системы управления качеством продукции на предприятии; анализ и совершенствование системы управления качеством продукции в ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, заключения и приложений.
Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается в том, что предложения автора по совершенствованию организации системы управления качеством продукции в ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» можно применить в практической деятельности как данного предприятия так и в схожих предприятий РФ.
Заключение:
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы получены следующие результаты:
1. Терминологические трудности в определении понятия качества объясняются эволюцией взглядов ученых и различными подходами к толкованию данной категории. Существование огромного количества новых и классических подходов к трактовке качества продукции свидетельствует о том, что их многообразие есть с одной стороны показателем исключительной сложности проблем качества, а с другой стороны – результатом непрерывного поиска лучших решений. Понятие качества – это своеобразный баланс между свойствами и характеристиками продукта и его возможностью максимально удовлетворить потребности и ожидания потребителей. Термин «качество» характеризуется как динамическая категория, развивается, поскольку восприятие качества потребителями постепенно меняется, а технические возможности производства совершенствуются. Качество продукции – это степень соответствия и совершенства характеристик и свойств продукта относительно требований и потребностей потребителей. Качество продукции играет важную роль в условиях современного производства, так как является важнейшей составляющей эффективности работы предприятия.
2. Система менеджмента качества предприятия – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, позволяющих установить политику деятельности организации по управлению качеством. Современная концепция управления качеством основана на том, что управление качеством не может быть эффективной после того, как продукты были изготовлены, это должно быть сделано в процессе производства. Качество определяется многими случайными, местными и субъективными факторами. Для предотвращения влияния этих факторов соответствующее система управления не требуется. Для этого не следует принимать эпизодические шаги, но следует разработать систему мер, направленных на эффективное влияние на процесс создания высокое качество продукции или услуги.
3. Основными показателями эффективности управления качеством продукции выступают: показатели рентабельности и показатели качества выпускаемой продукции. К показателям качества выпускаемой продукции относят: интегральный показатель качества, частный относительный показатель качества, коэффициент сортности.
4. ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» – это завод по производству стекловолоконной продукции. В 2016-2018 гг. выручка ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» снизилась на 3,7% или на 52853 тыс. руб. и составила в 2018 г. 1386135 тыс. руб. Средняя численность персонала ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» в 2016-2018 гг. увеличилась на 6,1% или на 23 чел. и составила в 2018 г. 397 чел. Производительность труда в ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» за 2016-2018 гг. снизилась на 9,3% и составила в 2018 г. 3491,5 тыс. руб./чел. За 2016-2018 г. чистая прибыль ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» снизилась на 58343 тыс. руб. в итоге в 2018 г. компания была убыточной, размер чистых убытков составил 57559 тыс. руб. В 2018 г. компания ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» была нерентабельной.
5. На предприятии ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» разработана, внедрена и эффективно действует система управления качеством продукции, которая является частью общей системы управления производством. Вся продукция ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» сертифицирована согласно стандарту качества ISO 9001:2015 г. В тоже время имеются следующие проблемы в организации управления качеством на производстве: имеет место наличие брака выпускаемой продукции, что в основном связано с человеческим фактором, а именно: при выпуске стекловолоконных изделий в ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» имеются нарушения общепроизводственных правил; в ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» действуют устаревшие системы качества, в компании отсутствует менеджмент качества в соответствии с требованиями ISO 3343:2010
6. ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» производит стекловолоконную продукцию двух сортов: I-го (более дорогую и реализуемую на экспорт) и II-го сорта (более дешевую и реализуемую внутри страны). Выполнение плана по качеству ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» в 2016 г., 2017 г. и 2018 г. составило соответственно: 98,45%; 99,92 и 98,66%. ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» в 2016-2017 было рентабельным, а в 2018 г. было нерентабельным – из-за того чтобы предприятие было убыточным в этом году. Так, общая рентабельность ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» за 2016-2018 гг. снизилась на 4,3% и составила в 2018 г. -4,2%.
7. Предлагаем следующие пути совершенствования системы управления качеством продукции в ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно»: провести внедрение на предприятии системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ISO 3343:2010; внедрить на предприятии систему контроля и управления доступом и учёта рабочего времени ПАПИЛОН GWI; ввести новую процедуру контроля качества готовой продукции.
8. Общие затраты на мероприятия по совершенствованию системы управления качеством продукции в ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» составят 1946 тыс. рублей. В результате совершенствованию системы управления качеством продукции в ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» предприятие получит чистую прибыль в размере 108016 тыс. руб. В результате совершенствования системы управления качеством продукции предприятия будет получен значительный социальный эффект.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методические основы системы управления качеством продукции на предприятии
1.1. Понятие и роль качества продукции в современном производстве
Содержание понятия «качества» менялось по мере развития человечества, социальных отношений и производственных сил. Данное понятие усложнялось, менялось и в настоящее время распространяется не только на продукцию, но также и на организацию производства, жизнь общества в целом.
Качество является интегрированной концепцией, характеризующие эффективность всех аспектов деятельности: разработка стратегии, производства, маркетинга и т.д.
Существуют различные точки зрения на понятие «качество». Рассмотрим некоторые из них.
В работах многих ученых основательно рассмотрены подходы к определению качества, методы оценки уровня качества продукции, организационные аспекты и системы управления качеством. Но единого мнения по формированию понятия качества среди авторов нет.
С развитием экономической науки множество ученых пытаются дать свое, более полное и уточненное определение качества, что и привело к появлению большого количества толкований данного понятия. Среди разнообразия определений термина «качество» не существует единого общепринятого, поскольку данная категория является многогранной и динамичной.
Значение понятия «качество» меняется с развитием научно-технического прогресса и эволюции взглядов многочисленных ученых, исследующих качество с разных сторон. Каждый ученый, исследуя понятие «качество», рассматривает и объясняет его в зависимости от направления исследования, пытаясь внести новизну, уточнить существующие подходы к определению качества.