Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Совершенствование профессиональной деятельности муниципальных служащих (на примере МУ «Управление по спорту администрации города Норильск»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ 6
1.1 Понятие, сущность и задачи муниципальной службы 6
1.2 Поступление на муниципальную службу и аттестация муниципальных служащих 13
1.3 Организация и содержание профессиональной деятельности служащих 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖАЩИХ МУ «УПРАВЛЕНИЕ ПО СПОРТУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСК» 25
2.1 Характеристика МУ «Управление по спорту администрации города Норильск» 25
2.2 Анализ кадрового потенциала МУ «Управление по спорту администрации города Норильск» 31
2.3 Анализ условий и особенностей труда служащих 38
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ (НА ПРИМЕРЕ МУ «УПРАВЛЕНИЕ ПО СПОРТУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСК») 44
3.1 Предложения по совершенствованию организации профессиональной деятельности муниципальных служащих 44
3.2. Расчёт социально-экономической эффективности предложений 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Введение:
Актуальность темы. Самой основной проблемой развития местного самоуправления является острый дефицит квалифицированного персонала. Несмотря на то, что местное самоуправление в России существует уже более 20 лет, система обучения муниципальных служащих до настоящего времени не сложились. А ведь основным признаком качества работы муниципальной службы является не только высокая социальная эффективность ее деятельности, но и профессионализм муниципальных служащих.
Специфика муниципальной службы заключается в том, что без этого социально-правового института «невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства. Эффективная муниципальная служба служит ключевым фактором местного самоуправления, ее авторитета и высокого динамизма». Разработка мероприятий по совершенствованию работы муниципальной службы позволит приблизиться к решению тех задач, которые стоят сегодня перед Российским государством в вопросе эффективного функционирования местного самоуправления. Повышение эффективности труда муниципальных служащих имеет особую актуальность еще и потому, что напрямую влияет на удовлетворенность граждан муниципальным управлением, углубляя взаимосвязи органов муниципальной власти с гражданами, что способствует познанию потребностей, интересов жизнедеятельности людей.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что от эффективной работы муниципальных служащих зависит авторитет местного самоуправления и благосостояние граждан.
Степень разработанности темы. Вопросам специфичности и особенностей труда муниципальных служащих посвящены исследования Е.В. Анцифировой, И.В. Боготырёвой, М.В. Борисовой, А.М. Мануковской, В.М. Нестеренко. Вопросы организации труда муниципальных служащих раскрываются в научных исследованиях Н.И. Архиповой, Н.В. Бонндарчук, В.А. Гросс, Р.Г. Джарбаевой, И.А. Мамаженова, А.О. Пановой.
Проблема исследования – несмотря на актуальность и практическую значимость организации эффективной и качественной работы муниципальных служащих, эта тема недостаточно разработана в научной литературе. Недостаточное внимание уделяется психологическому аспекту организации деятельности муниципальной службы.
Объект исследования – МУ «Управление по спорту администрации города Норильск».
Предмет исследования – организация труда муниципальных служащих МУ «Управление по спорту администрации города Норильск».
Цель исследования – разработка мероприятий по совершенствованию организации труда муниципальных служащих МУ «Управление по спорту Администрации города Норильска».
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, сущность и задачи муниципальной службы;
2. Рассмотреть правила поступления на муниципальную службу;
3. Изучить процесс аттестации муниципальных служащих;
4. Рассмотреть содержание труда муниципальных служащих;
5. Проанализировать профессиональную деятельность муниципальных служащих МУ «Управление по спорту Администрации города Норильска»;
6. Провести опрос среди служащих по вопросу удовлетворённости ими организацией труда;
7. Разработать мероприятия по совершенствованию организации труда муниципальных служащих и рассчитать их экономический и социальный эффект.
Методы исследования:
анализ специальной научной и научно-методической литературы;
опрос;
методы математической статистики.
Теоретическая значимость разрабатываемой темы заключается во всестороннем анализе современного состояния и условий организации труда муниципальных служащих, в обобщении материала по теме муниципальной службы.
Практическая значимость. Предлагаемые мероприятия по совершенствованию организации труда муниципальных служащих Муниципальное учреждение «Управление по спорту Администрации города Норильска» имеют практическую значимость в плане их адаптации для любой подобной структуры муниципальной службы и применения их для более полного использования кадрового потенциала трудового коллектива.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В первой главе описаны теоретические аспекты организации профессиональной деятельности муниципальных служащих. Нами изучена история становления понятия «муниципальной службы. Рассказано, кто имеет право поступить на муниципальную службу, и какими качествами необходимо для этого обладать. Разобрана процедура аттестации муниципальных служащих.
Во второй главе даётся характеристика деятельности МУ «Управление по спорту администрации города Норильск». Нами проводится анализ муниципальных служащих данного учреждения по полу, возрасту, стажу. Также во второй главе представлены результаты, проведённого опроса по теме организации деятельности муниципальных служащих.
В третьей главе мы предлагаем конкретные мероприятия, внедрение которых может поспособствовать повышению эффективности деятельности муниципальных служащих. Далее мы обоснуем предложенные мероприятия с позиции экономической и социальной эффективности.
Заключение:
Муниципальная служба – это особый вид профессиональной деятельности. А муниципальный служащий – это профессионал в обеспечении выполнения функций местного самоуправления. Деятельность муниципальной службы в целом и муниципальных служащих в частности направлена на достижение общественно-полезных целей и задач, состоящих в служении общенародным интересам.
Поступить на муниципальную службу могут только граждане России и некоторых иностранных государств, старше 18 лет, владеющие русским языком, знания и навыки которых соответствуют квалификационным требованиям, установленным для замещения должности муниципальной службы. В ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлен ряд ограничений, согласно которому не все граждане могут стать муниципальными служащими. Также этот закон вводит запреты на отдельные виды деятельности муниципальных служащих.
Муниципальный служащий обязан 1 раз в 3 года проходить процедуру аттестации, то есть процедуру оценки квалификации и качества деятельности муниципального служащего.
Кадры муниципальной службы делятся на 3 большие группы: руководители, специалисты, вспомогательный персонал. К каждой из этих групп предъявляются особые требования по уровню образования, стажу наличию специализированных навыков.
Объектом анализа выпускной работы являлось Муниципальное учреждение «Управление по спорту Администрации города Норильска». Целью деятельности учреждения является выполнение контрольно-распорядительных функции в отношении подведомственных спортивных учреждений и муниципальных бюджетных учреждений дополнительного образования спортивной направленности (9 спортивных школ; 6 муниципальных спортивных сооружений).
МУ «Управление по спорту Администрации города Норильска» развивает профессиональный и массовый спорт, проводит спортивные мероприятия, способствует развитию спорта среди инвалидов и пенсионеров, развивает детско-юношеский спорт. В 2017 году управление достигло значительных успехов. Увеличилось число граждан, занимающихся спортом, увеличилось число норильчан — призёров Всероссийских и международных соревнований.
Согласно анализу в штате МУ «Управление по спорту Администрации города Норильска» состоит 29 служащих. Средний возраст служащих 45 лет. 59 % персонала имеют высшее образование. В 2017 году произошло «омоложение» персонала. Это случилось благодаря сокращению штатов, оставления молодых перспективных кадров, которые легко обучаемы, легче восприимчивы к изменениям специфики работ, более подготовлены к нововведениям.
Динамика кадров в МУ «Управление по спорту администрации города Норильск» имеет отрицательную динамику. В 2017 году увеличился коэффициент выбытия кадров, увеличилась «текучка». Такая ситуация негативно влияет на общую атмосферу в коллективе и на качество оказываемых служащими услуг.
Проведенный анализ организации производственной среды показал, что при оценке труда для муниципальных служащих администрации муниципального района первостепенны материальные, психологические и санитарно-гигиенические условия труда.
При этом по результатам опроса было выяснено, что муниципальных служащих МУ «Управление по спорту администрации города Норильск» не устраивает размер заработной платы, невозможность продвижения по карьерной лестнице, условия труда.
Для совершенствования процесса продвижения сотрудников по службе, нами было предложено модернизировать систему аттестации персонала, сделать её более понятной и прозрачной.
Для создания благоприятного психологического климата в коллективе нами предлагается внедрить программу «Тимбилдинг», которая будет способствовать сплочению коллектива. Эта программа включает проведение ряд мероприятий (спортивных, интеллектуальных, экологических), во время которых служащие будут иметь возможность пообщаться в неформальной обстановки и научиться взаимопониманию и доброжелательности.
Расчёт экономической и социальной эффективности показал обоснованность внедрения данных мероприятий.
Таким образом, в выпускной работе были решены все цели и задачи. Гипотеза исследования была подтверждена.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1 Понятие, сущность и задачи муниципальной службы
Понятие «муниципальной службы» сравнительно новое для нашего законодательства. Оно тесно связано с пониманием местного самоуправления и системы его органов.
В годы существования СССР о муниципальной службе не говорили. Но на уровне местного управления в то время работали государственные служащие, выполнявшие специфические функции, но не имевшие специального наименования, то есть это были «государственные служащие местных органов государственной власти» [10, с.19].
С принятием в 1990-х годах законов, устанавливающих систему местного самоуправления, встал вопрос и о служащих, работающих в органах местного самоуправления, об их правовом статусе и особенностях функционирования и прохождения службы. В результате появилась необходимость создания нормативно-правовых актов, которые бы фиксировали правовой статус муниципальных служащих.
В начале становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие «муниципальная служба» в законодательстве не использовалось, так как в нем не было необходимости: служащие местных органов государственной власти — местных Советов и исполнительных комитетов — являлись государственными служащими [28, с. 118].
Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» также не использовал понятие «муниципальная служба». Служба в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий — это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления [13, с. 25].
Однако, Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В результате произошло разделение на государственных и муниципальных служащих.
Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных гражданских служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия не существует: все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов [5, с. 17].
Существуют отличительные черты, муниципальной службы, которые можно найти в любой стране мира:
муниципальная служба в значительной степени интегрирована в государственный механизм, выполняет многие функции, имеющие общегосударственное значение;
муниципальная служба функционирует, в конечном счете, под контролем центральной власти;
исполнительские функции осуществляются профессионалами [18, с. 32].
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации образуют:
1. Конституция РФ;
2. Федеральный закон № 131-Φ3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в части пенсионного обеспечения муниципальных служащих) [20, с.120].
Согласно статье 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Муниципальная служба как социальный институт имеет важное значение в решении задач обеспечения прав и свобод человека и гражданина, составляющих главное содержание политики муниципального образования, а также в решении задач повышения уровня жизни населения. Служение интересам граждан, государства и гражданского общества является одним из основных целей муниципальной службы как социального института. При этом ключевое значение муниципальной службы как социального института состоит в удовлетворении потребностей общества в эффективном административном управлении [24, с. 15].
Юридический смысл института муниципальной службы проявляется в принципах деятельности местного чиновничества, которые указываются в статье 4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». К ним относятся:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, и других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
4) стабильность муниципальной службы;
5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
10) внепартийность муниципальной службы [35, с. 227].
Муниципальная служба – это работа по обеспечению реализации полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляемая на постоянной основе на муниципальных должностях, не являющихся выборными, в органах местного самоуправления, которые образуются в соответствии с уставами муниципальных образований, финансируются из средств местного бюджета и наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения
Сущность муниципальной службы социально обусловлена, так как преследует общественно-полезные цели и задачи, состоящие в служении общенародным интересам [19, с. 64].
Задачи муниципальной службы:
обеспечить свободу и права гражданина и человека на территории муниципального образования;
обеспечить исполнение положений Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, правовых органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории муниципального образования;
оптимально организовать, максимально эффективного обеспечить социально- экономические и другие условия жизни населения муниципального образования исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций;
создать условия для практического осуществления задач органов местного самоуправления и профессионально обеспечить реализацию функций, компетенции и полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;
защитить интересы и права населения органов местного самоуправления муниципального образования;
подготовить, принять, организовать исполнения и исполнение решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;
всячески содействовать федеральным органам государственной власти, расположенным на территории муниципального образования, органам государственной власти субъекта Российской Федерации [44, с. 172].
С точки зрения задач, муниципальная служба представлена
1. в социальном аспекте: это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности служащими;
2. в политическом: это деятельность по реализации государственной политики, достижение целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений;
3. в правовом: юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих [12, с. 116].
Итак, цель создания муниципальной службы – обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения через выборные органы местного самоуправления и непосредственно
Муниципальной службе России присущи отличительные признаки, которые предопределяются конституционным статусом местного самоуправления, его местом и ролью в системе народовластия.
Во-первых, муниципальная служба учреждается и функционирует в сфере публичной власти, так как муниципальная деятельность является публично-властной деятельностью.
Во-вторых, в обществе существует взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы. Согласно статье 7 Федерального закона № 79-ФЗ данная взаимосвязь обеспечивается посредством:
1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
2) единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и гражданской службы;
3) единства требований к подготовке кадров для гражданской и муниципальной службы и дополнительному профессиональному образованию;
4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
6) соотносительности основных условий пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, а также членов их семей в случае потери кормильца [37, с. 28].
В-третьих, муниципальная служба — это профессиональная деятельность. Это означает, что муниципальный служащий должен иметь определенные профессиональные знания, навыки и умения.
В-четвертых, муниципальная служба осуществляется на постоянной основе. При этом должность муниципального служащего должна быть предусмотрена в специальном Реестре должностей муниципальной службы и в штатном расписании соответствующего органа местного самоуправления.
В-пятых, субъектами муниципальной службы являются граждане Российской Федерации и граждане иностранного государства, которые имеют право находиться на муниципальной службе.
В-шестых, муниципальная служба, осуществляется в органах местного самоуправления на должностях, не являющихся выборными.
В-седьмых, должность муниципальной службы замещается путем заключения трудового договора (контракта). Согласно ст. 2 Федерального закона № 25-ФЗ нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) [22, с.150].
В-восьмых, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства Российской Федерации с особенностями, предусмотренными Федеральным законом № 25-ФЗ.
В-девятых, правовой статус муниципального служащего имеет общие черты с правовым статусом гражданского служащего.
В-десятых, финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета [5, с. 19].